Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема детства в романах Чарльза Диккенса

Поиск

 

Тема детства занимает особое место в творчестве Чарльза Диккенса. Впервые писатель обращается к ней в своей первой же изданной книге – «Очерки Боза» – и «не изменяет ей [теме детства] до конца дней» [19]. В том или ином объеме детская тема присутствует в таких романах Ч. Диккенса, как «Приключения Оливера Твиста», «Жизнь и приключения Николаса Никльби», «Лавка древностей», «Холодный дом», «Крошка Доррит», «Домби и сын» и другие.

Как упоминалось выше, интерес к детству как особому периоду в жизни человека возник у Ч. Диккенса под влиянием личного жизненного опыта. «Мы [читатели] оказываемся вместе с Диккенсом в его собственном детстве», пишет В.В. Набоков [14, с. 104]. При этом Чарльз Диккенс относился к упомянутому в пункте 1.1 настоящей работы типу писателей, не писавших специально для детей: через свои произведения он обращался к «детям всех возрастов», стремясь пробудить во взрослых читателях «их ушедшее детство» [20, с. 30].

Важно отметить, что помимо автобиографических причин, внимание Ч. Диккенса к теме детства было вызвано также влиянием идей философов. Особой целью писателя стало изображение «последовательного развития человеческого характера», которое воплотилось в романах, названных Т.И. Сильман «романами воспитания»: к таким относится, в частности, «Дэвид Копперфилд» [18]. Таким образом, важно понимать, что детство в романах Чарльза Диккенса не ограничено конкретно-историческими рамками Англии начала и середины XIX века – это значимая составная часть мировоззрения писателя, его философии «диккенсовского гуманизма».

В некоторых исследованиях вводится понятие «концепция идеального ребенка в творчестве Ч. Диккенса» – ребенка, наделенного качествами доброты и ожидания взаимной доброты со стороны окружающих, простодушия, свежести чувств, энтузиазма, неспособности вести житейские дела [22]. Подчеркивание таких качеств в положительных героях – признак влияния просветительской литературы [6].

При этом в полной мере идеальным детским характером обладают, как правило, персонажи-взрослые, детям же в книгах писателя достается лишь часть этих черт. Такой контраст обусловлен тем, что насилие, испытываемое английскими детьми с раннего возраста, «убивало», по мнению писателя, все «данные природой черты» [22]. В то же время дети-герои в романах Ч. Диккенса оказываются вынуждены рано взрослеть. Одни перенимают от взрослых лучшие черты и в юном возрасте отличаются стойкими и четкими нравственными принципами – это «взрослеющий» тип, другие принимают за идеал прежде всего власть и материальное благополучие и относятся к «деградирующему» типу [22].

«Наиболее гармоничное сочетание формальных и сущностных признаков ребенка» отмечается у типа персонажей «ребенок-жена» [22]. Будучи «избалованными всеобщим вниманием», такие персонажи отличаются внешними и внутренними чертами ребенка независимо от возраста, однако с развитием качеств интуиции, наблюдательности, ума и переходом к пониманию общечеловеческих ценностей они взрослеют и становятся готовы «противостоять жизни» [22]. Иными качествами наделены герои типа «мальчишки» – их отличает «веселость, сообразительность, неугомонность, выражающаяся в подвижности, общительности и подражательности» [22].

Также «детскость» взрослого характера у Ч. Диккенса часто связана с чудаковатостью [18]. Чудаки Ч. Диккенса – это взрослые герои, живущие в иллюзорном мире, они добры, бескорыстны, честны, доверчивы, непрактичны и непосредственны, а жизнь воспринимают как «игру» [15, с. 16]. Их внешность, как правило, резко контрастирует с внутренней сутью [22]. При этом чудак в творчестве писателя – «носитель человечности и особой мудрости сердца… настоящий человек, который стал чудаком, чтобы сохранить свою добрую душу» [18].

Таким образом, детство как особый и отличительный период в жизни человека вызывает особый интерес в мировой культуре в целом и художественной литературе в частности начиная с эпохи Просвещения. Собственное детство и гуманистические взгляды отразились в творчестве Чарльза Диккенса, в чьем мировоззрении идеальный ребенок – это ребенок, отличающийся добротой, искренностью и милосердием к окружающим.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 1267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.81.47 (0.008 с.)