Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема детства в романах Чарльза ДиккенсаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема детства занимает особое место в творчестве Чарльза Диккенса. Впервые писатель обращается к ней в своей первой же изданной книге – «Очерки Боза» – и «не изменяет ей [теме детства] до конца дней» [19]. В том или ином объеме детская тема присутствует в таких романах Ч. Диккенса, как «Приключения Оливера Твиста», «Жизнь и приключения Николаса Никльби», «Лавка древностей», «Холодный дом», «Крошка Доррит», «Домби и сын» и другие. Как упоминалось выше, интерес к детству как особому периоду в жизни человека возник у Ч. Диккенса под влиянием личного жизненного опыта. «Мы [читатели] оказываемся вместе с Диккенсом в его собственном детстве», пишет В.В. Набоков [14, с. 104]. При этом Чарльз Диккенс относился к упомянутому в пункте 1.1 настоящей работы типу писателей, не писавших специально для детей: через свои произведения он обращался к «детям всех возрастов», стремясь пробудить во взрослых читателях «их ушедшее детство» [20, с. 30]. Важно отметить, что помимо автобиографических причин, внимание Ч. Диккенса к теме детства было вызвано также влиянием идей философов. Особой целью писателя стало изображение «последовательного развития человеческого характера», которое воплотилось в романах, названных Т.И. Сильман «романами воспитания»: к таким относится, в частности, «Дэвид Копперфилд» [18]. Таким образом, важно понимать, что детство в романах Чарльза Диккенса не ограничено конкретно-историческими рамками Англии начала и середины XIX века – это значимая составная часть мировоззрения писателя, его философии «диккенсовского гуманизма». В некоторых исследованиях вводится понятие «концепция идеального ребенка в творчестве Ч. Диккенса» – ребенка, наделенного качествами доброты и ожидания взаимной доброты со стороны окружающих, простодушия, свежести чувств, энтузиазма, неспособности вести житейские дела [22]. Подчеркивание таких качеств в положительных героях – признак влияния просветительской литературы [6]. При этом в полной мере идеальным детским характером обладают, как правило, персонажи-взрослые, детям же в книгах писателя достается лишь часть этих черт. Такой контраст обусловлен тем, что насилие, испытываемое английскими детьми с раннего возраста, «убивало», по мнению писателя, все «данные природой черты» [22]. В то же время дети-герои в романах Ч. Диккенса оказываются вынуждены рано взрослеть. Одни перенимают от взрослых лучшие черты и в юном возрасте отличаются стойкими и четкими нравственными принципами – это «взрослеющий» тип, другие принимают за идеал прежде всего власть и материальное благополучие и относятся к «деградирующему» типу [22]. «Наиболее гармоничное сочетание формальных и сущностных признаков ребенка» отмечается у типа персонажей «ребенок-жена» [22]. Будучи «избалованными всеобщим вниманием», такие персонажи отличаются внешними и внутренними чертами ребенка независимо от возраста, однако с развитием качеств интуиции, наблюдательности, ума и переходом к пониманию общечеловеческих ценностей они взрослеют и становятся готовы «противостоять жизни» [22]. Иными качествами наделены герои типа «мальчишки» – их отличает «веселость, сообразительность, неугомонность, выражающаяся в подвижности, общительности и подражательности» [22]. Также «детскость» взрослого характера у Ч. Диккенса часто связана с чудаковатостью [18]. Чудаки Ч. Диккенса – это взрослые герои, живущие в иллюзорном мире, они добры, бескорыстны, честны, доверчивы, непрактичны и непосредственны, а жизнь воспринимают как «игру» [15, с. 16]. Их внешность, как правило, резко контрастирует с внутренней сутью [22]. При этом чудак в творчестве писателя – «носитель человечности и особой мудрости сердца… настоящий человек, который стал чудаком, чтобы сохранить свою добрую душу» [18]. Таким образом, детство как особый и отличительный период в жизни человека вызывает особый интерес в мировой культуре в целом и художественной литературе в частности начиная с эпохи Просвещения. Собственное детство и гуманистические взгляды отразились в творчестве Чарльза Диккенса, в чьем мировоззрении идеальный ребенок – это ребенок, отличающийся добротой, искренностью и милосердием к окружающим.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 1267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.81.47 (0.008 с.) |