Тема детства в историко-литературном контексте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема детства в историко-литературном контексте



 

Детство – особый период формирования личности, в который закладываются духовные ценности, основы характера, определяющие будущую жизнь человека. Литература, посвященная теме детства, занимает важное место в мировой художественной культуре, привлекая внимание людей самых разных социальных слоев по всему миру и во все времена. Таким образом, согласно существующему в литературоведении разграничению детство относится к вечным темам, выражающим «универсальное, общечеловеческое содержание» литературного произведения [5, с. 37].

На последний аспект особенно важно обратить внимание в связи с тем, что тема детства не ограничена рамками книг, специально написанных для юного читателя: С.В. Киприна справедливо выделяет «литературу о детях, но не собственно для детей» [8], где тема детства преломляется сквозь взрослую, глобальную проблематику. Иные исследователи отмечают и обратную тенденцию, когда такая литература входит в круг детского чтения [8] (в издательской практике подобные книги принято называть «литературой для детей» [17]). Такая двойственность читательского адреса объясняется тем, что писатель, обращаясь к детской теме, нередко стремится через восприятие ребенка дать ответ на «взрослые» вопросы, более объемно раскрыть недостатки взрослого мира [8].

Рост интереса к теме и образу детства в мировой художественной культуре относят к эпохе Просвещения. Продолжая гуманистические тенденции Ренессанса, а также стремясь к «правдивому, неприкрашенному отображению действительности» [1], просветители обращали внимание прежде всего на воспитание личности, признавая за детством «социальную и психологическую ценность» [9]. Так, Ж.-Ж. Руссо поднимает эти вопросы в романе «Эмиль», где призывает к воспитанию в ребенке прежде всего человека, закладыванию с детства основ гуманности, гражданственности и свободолюбия, ключевую роль в чем будет играть постоянное обращение к природе и наблюдение за ней [1, с. 577–578].

Период романтизма характеризуется интересом к народному творчеству и последующим перерождением фольклорных элементов в жанр сказки [1, с. 665; 9], по сей день остающийся одним из самых популярных жанров детской литературы, прочно ассоциирующимся с детством. М.И. Крупенина отмечает, что детство для писателей-романтиков – это «уникальный самостоятельный период в жизни человека… идеальная, безвозвратно ушедшая пора, когда человек находился в гармонии с собой и миром» [9]. Интерес к теме детства в эту эпоху проявлялся так же за счет биографических и автобиографических текстов.

К XVIII веку относят первое появление образа детства в английской литературе, связанное с публикацией романа «История Тома Джонса, найденыша» Г. Филдинга – основоположника английского реалистического романа [8], однако дальнейшее развитие детская тема в английской литературе получает лишь с середины XIX века [16].

А.С. Одышева выделяет следующие элементы, формирующие образ детства в литературе [16].

1. Герои-дети. Такой герой обладает деятельностью и любознательностью, свойственной большинству детей, а также ярким, индивидуальным либо типизированным характером [16]. В исследованиях особо отмечается, что герой-ребенок в английской литературе «ведет себя наравне со взрослыми персонажами, а часто и превосходит их» [12]. Это связывается, во-первых, с тем, что авторы, как правило, не являлись детскими писателями, во-вторых, с творческой задачей показать взаимодействие взрослых и детей, являющееся «одной из центральных проблем» английской литературы XIX века [16].

Как правило, по ходу произведения герой «должен быть показан в развитии» [16], повзрослеть, и вопросы взросления являются неотъемлемой частью тематики детской литературы [17]. Однако этот аспект значительно зависит от читательского адреса. Так, в книгах, специально ориентированных на юного читателя, становление образа предпочитается проводить «в очень скрытых формах», иначе психологический анализ «усложнит сюжет и остановит движение действия» [11], в то время как упомянутая ранее «литература о детях, но не собственно для детей» свободна от таких условностей.

2. Детская субкультура. Упомянутое выше понимание детства как уникального, особого периода в жизни человека привело к тому, что мир детства и мир взрослых в литературе четко разграничиваются [16]: взрослые либо выступают «пассивными наблюдателями», либо «открыто противопоставляются детям» [12]. В учебном пособии «Редакторская подготовка изданий» детство сравнивается с отдельной «страной, в которой живет особое племя – племя детей» [17]. Это ощущение подчеркивается обращением к характерным для детской литературы элементам фольклора, использованием отдельных стилистических приемов [16].

3. «Категория чудесного», или сказочная основа, которая, как правило, переплетена с реальным миром и становится не менее реалистичной в глазах читателя [16]. При этом авторы не стремятся «объяснить созданный ими мир», чтобы усилить ощущение чуда [12]. Дети воспринимают жизнь «в образно-эмоциональном плане» [17], и в роли таких эмоциональных образов выступают именно фантастические, сказочные мотивы.

Справедливо дополнить этот список морально-нравственной составляющей. В английской литературе она преобладает над авантюрно-приключенческим сюжетом [12]: «герой избран и должен стать сильным, умным и добрым, ибо другого выхода у него нет» (здесь важно иметь в виду упомянутые ранее особенности в показе развития героя). Воспитательная идея, лежащая в основе произведения детской литературы, призвана сформировать у читателя «определенные морально-этические нормы» [17]. В основе литературы для детей также лежит переосмысление действительности, способом которого выступает детское восприятие [16].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 726; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.004 с.)