Метод ранговой корреляции Спирмена 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод ранговой корреляции Спирмена



Для измерений коэффициента корреляции существует достаточно много способов [13], но мы рассмотрим только метод ранговой корреляции Спирмена как наиболее простой и рациональный.

Перечислим задачи, которые можно решить выше названным способом:

1. Измерение силы корреляционной связи между двумя признаками, измеренными на одной и той же группе испытуемых (например, связаны ли мотивация решения задачи и эффективность ее решения?);

2. Измерение силы корреляционной связи между двумя иерархиями признаков, выявленных у двух испытуемых по одному и тому же набору признаков (например, последовательность предпочтений в каком-то выборе альтернатив);

3. Измерение силы корреляционной связи между двумя групповыми иерархиями признаков по одному и тому же набору признаков (например, по иерархии ценностей по методике Р.Рокича, когда сравниваются среднегрупповые значения двух групп);

4. Измерение силы корреляционной связи между индивидуальной иерархией признаков и групповой иерархией тех же признаков, когда сравниваемый индивид не входит в группу (например, по иерархии ценностей по методике Р. Рокича, когда сравниваются значения испытуемого и среднегрупповые).

Описание нахождения коэффициента r s

Назначение. Коэффициент ранговой корреляции Спитмена позволяет определить силу и направление корреляционной связи между двумя признаками или иерархиями признаков. Силу связи определяют по значению | r s |, а направление – по знаку r s: если r s <0, то связь обратная, если r s >0, то связь прямая.

Ограничения.

1. В каждом ряду наблюдений, которые сравниваются, должно быть не менее 5 и не более 40 наблюдений, то есть если N – количество сравниваемых пар значений, то 5 ≤ N ≤ 40.

2. Если в одном ряду (или в обоих) есть много совпадающих рангов, то r s дает грубые значения. В таком случае на одинаковые ранги вносится поправка.

Алгоритм использования:

1. Выявить два признака или две иерархии признаков для измерения силы корреляционной связи: ряд А и ряд В. Проверить выполнимость условия 5 ≤ N ≤ 40, где N – количество наблюдений в каждом из рядов А и В.

2. Проранжировать ряд А, приписывая ранг 1 наименьшему значению и равным значениям – равные ранги. Аналогично проранжировать и ряд В.

3. Сформулировать гипотезы:

4. Н0: Корреляция между переменными А и В не отличается от нуля;

5. Н1: Корреляция между переменными А и В отличается от нуля.

6. Заполнить таблицу для расчета rs:

 

Номер А В r(А) r(В) d=r(A)-r(B)
 1            
2            
           
N            
           

 

1) Если в ряду А есть одинаковые ранги, то подсчитывать поправку

                                                              

 

где а – объем каждой группы одинаковых рангов в ряду рангов А.

Аналогично, если в ряду В есть одинаковые ранги, то подсчитать поправку

 

где в – объем каждой группы одинаковых рангов в ряду рангов В.

2) Найти коэффициент корреляции Спирмена

а) если нет одинаковых рангов в рядах А и В, то по формуле

 

 

б) если есть одинаковые ранги в рядах А и В, то по формуле

                                         

 

где Та и Тв поправки.

 

3) По таблице для данного критерия и значению N найти критические значения

rs кр. (ρ ≤ 0,05) и rs кр. (ρ ≤ 0,01).

Изобразить все значения на оси значимости:

 

Если rs эмп. ≥ rs кр. на некотором уровне значимости, то Н0 отклоняется и принимается Н1, то есть связь между переменными есть и она не случайна.

Если rs эмп. < rs кр. (ρ ≤ 0,05), а значит и rs эмп. < rs кр. (ρ ≤ 0,01), то Н0 принимается, то есть связи между переменными нет, что можно утверждать с вероятностью ≥ 99%.

Пример 1. Группа учащихся 10 класса выполняла тест по математике, состоящий из 50 заданий. Подсчитывалось количество верных ответов. Связано ли количество верных ответов на вопросы теста с уровнем вербально интеллекта испытуемых, измеренного по шкале Векслера?

Пример 2. Исследовали две группы испытуемых разного возраста по проблеме терминальных ценностей.

В группе I – возраст испытуемых был от 18 до 20 лет, в группе II – возраст испытуемых был от 50 до 55 лет.

По результатам исследования получены ранги средних значений терминальных ценностей по группам (по списку Рокича):

 

N Ценности ra rb
1) Жизненная мудрость 14 2
2) Здоровье 10 1
3) Интересная работа 5 8
4) Красота 2 11,5
5) Любовь 1 11,5
6) Материальный достаток 6 9,5
7) Наличие друзей 3 9,5
8) Развлечения 7 14
9) Свобода 4 13
10) Счастливая семейная жизнь 8 6
11) Уверенность в себе 9 5
12) Общественное признание 11 3
13) Счастье других 12 4
14) Творчество 13 7

 

Имеется ли связь между оценками групп?

РАЗДЕЛ 5. НАПИСАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ

5.1. Структура и содержание работы

Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа является квалификационным трудом, ее оценивают не только по актуальности выбранной темы и проведенному исследованию, но и по уровню общеметодической подготовки, что, прежде всего, находит отражение в структуре, содержании и оформлении работы. Существует определенная структура бакалаврской работы по теории и методике физической культуры, основными элементами которой являются следующие: титульный лист; содержание; введение; главы основной части; заключение; практические рекомендации;  список литературы; приложения (рис. 3).

Рис. 3. Структура и содержание бакалаврской работы

В начале работы помещают введение. По объему этот раздел должен составлять около 10% объема всей работы. Введение служит важным ориентиром для дальнейшего раскрытия темы и содержит все его обязательные квалификационные характеристики.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы и дается краткая информация о замысле исследования, включающая формулировку проблемы, цели, объекта, предмета, гипотезы, задач, методов (на уровне

перечисления) и экспериментальной базы исследования. В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, то есть дать перечень ее структурных элементов.

В главах основной части работы подробно рассматривается методика и техника исследования, обобщаются его результаты. По содержанию главы основной части подразделяются на теоретические и практические.

В теоретическом разделе (глава 1) раскрываются история и теория исследуемого вопроса, дается критический анализ литературы, показываются позиции автора. Основное внимание в теоретической части уделяется исследованию и анализу психолого-педагогических и методических оснований и условий решения избранной проблемы, а также научных и методических разработок по теме в форме обзора отечественной и зарубежной литературы. Теоретическая глава выводит на основной предмет исследования, что обеспечивает связь непосредственно со второй главой. В конце главы делаются краткие выводы, обобщения.

В теоретической части выпускной работы для описания предпринятого студентом необходимо делать ссылки на использованную литературу. При указании автора проставлять в скобках год выхода из печати цитируемой работы.

Практическая часть (глава 2) - содержит две части. В первой предоставляется подробное описание организации и методики исследования. В нем кратко освещается основная характеристика контингента испытуемых, которые исследовались автором: количество, возраст, состояние здоровья и другие сведения, которые позволяют представить группу испытуемых. Указывается учреждение, на базе которого осуществлялось экспериментальное изучение (обучение), календарные сроки проведения исследования.

Раскрываются общенаучные (теоретические и эмпирические) и частные методы исследования. Полностью описываются организация и методика исследования (или обучения), способы обработки экспериментальных данных. Каждый из методов может быть конкретизирован применительно к исследовательской задаче и специфике изучаемого явления.

Вторая часть представляет собой анализ результатов исследования. Результаты исследования и их анализ описываются в строгой последовательности. Экспериментальные данные обобщаются в таблицах. При составлении таблиц необходимо делать ссылки на них в тексте.

Содержание работы также иллюстрируется диаграммами, схемами, графиками, которые могут быть в тексте или могут быть вынесены за его пределы в виде приложения к бакалаврской работе.

Заключение дает представление об основных результатах работы, их анализ, сравнение с данными других авторов. Это краткое изложение содержания всей работы. В связи с этим в нем должны быть отражены наиболее существенные данные экспериментального изучения и обучения. В заключении необходимо дать ответы на те задачи, которые поставлены во введении, а также отразить то, как результаты исследования соотносятся с данными литературы.

После заключения должны быть представлены практические рекомендации по совершенствованию изучаемого процесса - методике физического воспитания различных групп населения, тренировки, планированию учебно-тренировочного процесса, применению упражнений, тестированию, разработанные в ходе исследований.

Список литературы содержит нормативно-правовые документы Российской Федерации, локальные акты по физической культуре и спорту Мурманской области, иностранные и отечественные источники по избранному кругу проблем, ссылки на интернет-сайты и др.

В приложения включается второстепенный материал, например, анкеты, протоколы наблюдений, первичные результаты измерений, экспериментальные программы, комплексы упражнений, вспомогательные таблицы, графики, диаграммы и т.п.

5.2. Требования к оформлению

Оформление ВКР включает техническое оформление бакалаврской работы, иллюстраций и других материалов, которые потребуются студенту на защите. После окончания компоновки материалов исследования оформляется титульный лист и составляется содержание, которое соответствует структуре работы.

Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по строго определенной форме. Перенос слов, использование аббревиатуры на титульном листе не разрешаются, точка в конце названий не ставится (см. приложение 2).

После титульного листа на отдельном листе помещается содержание. Текст работы подразделяется на разделы, главы, параграфы, которые соответственно отражаются в оглавлении, то есть дается перечень названий всех разделов и подразделов, пунктов и подпунктов работы и указываются страницы, с которых они начинаются (см. приложение 3). Название разделов и подразделов должны соответствовать аналогичным названиям в содержании, но не должны совпадать с темой работы. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации должны располагаться точно друг под другом, а заголовки каждой последующей ступени смещаются на 3-5 знаков относительно предыдущей ступени. Все заголовки должны начинаться с прописной буквы и не иметь точки в конце. Заглавными буквами пишутся слова: СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, НАЗВАНИЯ ГЛАВ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ПРИЛОЖЕНИЯ. Слова «глава», названия параграфов пишутся прописными буквами. Указанные требования предъявляются и к тексту. Последнее слово каждого заголовка соединяются отточием с соответствующим номером страницы в правой части оглавления.

Заголовки необходимо формулировать кратко. Они должны отражать содержание главы или параграфа. В подчиненных заголовках не должно повторяться то, о чем уже говорилось в основном заголовке.

Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами.

Текстовый материал

Текст бакалаврской работы печатается на стандартных листах формата А-4 с одной стороны через полуторный межстрочный интервал, набирается шрифтом New Times Roman 14 кеглем. Поля - 2,5 см со всех сторон. Номера страниц печатаются 12 кеглем внизу в середине страницы. Все страницы дипломной работы нумеруются в нарастающем порядке, начиная с титульного листа, но номер страницы на титульном листе и содержании не проставляется, поэтому раздел «ВВЕДЕНИЕ» начинается с третьей страницы.

Каждая глава должна начинаться с нового листа, на котором вверху по центру заглавными буквами жирным шрифтом пишется название главы. Название отдельных частей главы пишется по центру прописными буквами жирным шрифтом. Между заголовком и текстом оставляется промежуток в 2 интервала.

В тексте необходимо выдерживать единство терминологии, условных обозначений и символов.

Объем текста строго не ограничивается; обычно он находится в пределах 40-50 страниц машинописного текста. Текст работы печатается с абзацами (1,5 см). Абзацами надо выделять обособленные по смыслу части текста, тесно связанные между собой предложения.

Для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник или для критического разбора последнего используются цитаты. Текст цитаты заключается в кавычки и должен полностью соответствовать подлиннику – сохранять его особенности, в частности, орфографию, пунктуацию и шрифтовые выделения.

Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста. Пропуск слов, предложений допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием.

Как при прямом, так и непрямом цитировании (при пересказе, при изложении мыслей других авторов своими словами) следует делать соответствующие ссылки на первоисточник.

Цифровая информация

Наряду с текстовой в бакалаврских работах значительное место занимает цифровая информа­ция, чаще всего оформляемая в виде таблиц, которые должны отличаться компактностью и иметь единообразие в построении. Каждая таблица нумеруется и имеет название. Слово «Таблица» (сокращать нельзя) и порядковая цифра (без знака №) пишутся в правом верхнем углу; ниже, посередине строки, размещается на­звание таблицы строчными буквами и еще ниже - сама таблица.

В тексте на все таблицы должны быть ссылки. Когда в работе всего одна таблица, то слово «Таблица» пишется полностью. В остальных случаях - сокращенно, например: «табл. 2».

Если таблица разрывается, то есть часть таблицы смещается на следующий лист, необходимо вверху нового листа сделать надпись «Продолжение таблицы….» (без кавычек).

 

Графический материал

  Дополнением к статистическо­му анализу и обобщению результатов являются иллюстрации (рисунки). Они могут быть в виде графиков, схем, диаграмм, фотографий. Рисунки имеют отдельную нумерацию. Подпись к рисунку делается внизу в следующем порядке: сокращенное слово (Рис.), порядковый номер рисунка (без знака №), точка, название рисунка с заглавной буквы, в конце названия точка не ставится. Располагать иллюстрации в работе необходимо непосредственно после ссылки в тексте, например, (рис. 6), в которой они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

Наиболее часто результаты исследований представляются в виде диаграмм и графиков, которые оформляются также как рисунки и имеют единую с ними нумерацию.

Список литературы

Список литературы помещается на отдельном листе. Данный раздел содержит перечень работ, на которые есть ссылки в тексте (главным образом в литературном обзоре) бакалаврского исследования.

При алфавитной группировке описания книг и статей располагаются в общем алфавите фамилий авторов и заглавий книг и статей (если автор не указан). Необходимость сквозной порядковой нумерации литературных источников появляется уже на предварительной стадии работы, когда мы имеем дело еще с рабочей картотекой. По завершении работы автору работы необходимо тщательно выверить все описания на предмет достоверности, приводимых в них сведений и ссылок, установить окончательную порядковую нумерацию.

Список литературы содержит библиографические описания использованных источников. По нему можно судить о степени осведомленности исследователя в имеющейся литературе по изучаемой проблеме.

Список должен включать в себя литературные источники, на которые есть ссылки в тексте. Он составляется в алфавитном порядке, при этом сначала идут публикации на русском языке, затем - на иностранном и в конце - ссылки на интернет-источники. Список литературы должен быть представлен не менее 50 источниками и включать научно-методические публикации (в том числе публикации, представленные в журналах, за последние пять лет), соответствующие теме бакалаврского сочинения. При написании ВКР является обязательным использование официальных источников научной информации в виде монографий, сборников научных трудов, диссертаций, авторефератов диссертаций, материалов конференций.

Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 или ГОСТ 7.05. -2008.  

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 1160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.195 (0.029 с.)