Методики оценки физической подготовленности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методики оценки физической подготовленности



Физическая подготовленность - результат физической подготовки, целенаправленно организованного педагогического процесса по развитию физических качеств, приобретению физических умений и навыков. Включает следующие основные качества, которые находятся в сложной и неоднозначной связи между собой: сила, выносливость, координация, гибкость, быстрота. Степень развития этих качеств определяет физическую подготовленность человека.

Обычно используют следующие обязательные простейшие тесты, отражающие уровень развития шести жизненно необходимых физических качеств:

1. скоростных (бег на 30 или 100 м);

2. координационных (бег 3x10 м, прыжки через скакалку);

3. скоростно-силовых (прыжок в длину с места, подъем туловища за 30 с);

4. силовых (подтягивание, отжимание, вис на перекладине);

5. выносливости (бег на 1000, 2000, 3000 м);

6. гибкости (наклон туловища).

Дополнительно с помощью простейших упражнений можно оценить прыгучесть (проба Абалакова), работу вестибулярного аппарата (проба Озерецкого).

Проба Абалакова

Силу мышц и прыгучесть ног можно испытать с помощью прыжка с места в высоту. Техника выполнения этой пробы проста. На стене делаются отметки через каждый сантиметр или к стене ставится линейка. Исследуемый становится лицом к стене и, не отрывая пяток от пола, поднимает правую руку как можно выше. Напарник фиксирует эту высоту и высоту, до которой, отталкиваясь двумя ногами, допрыгнет испытуемый. Вычтя из второй цифры первую, получает искомую величину. Мужчины молодого возраста должны прыгнуть не менее чем на 40 см, среднего - на 37 см, а женщины - на 36 и 33 см соответственно [11].

Проба Озерецкого

Функции вестибулярной системы поможет определить проба на равновесие, предложенная Озерецким. Стоя на одной ноге, поставить к ее колену пятку другой ноги, руки на пояс, закрыть глаза и стоять так как можно дольше. Для молодых мужчин и женщин эта проба должна составлять не менее 20 и 15 с, а для мужчин и женщин среднего возраста - 15 и 12 с соответственно [14].

 

 

РАЗДЕЛ 4. МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы математической статистики используются в спортивно-педагогической науке для обработки материалов, полученных в ходе исследований. Они представляют собой мощный, хорошо разработанный аппарат для объективного анализа результатов исследований и последующей выработки практических рекомендаций по совершенствованию изучаемого процесса. Для оценки результатов педагогического воздействия широко используются методы качественного и количественного анализа, основанных на использовании математического аппарата. Однако следует отметить, что исследования в области физической культуры и спорта имеют ряд особенностей, учет которых не позволяет применять эти методы по аналогии с тем, как это делается в естественных или технических науках. Незнание этих особенностей приводит к формальному, некорректному использованию математического аппарата [13]. Чтобы не допустить этого, в данном пособии представлены основные методики и критерии математико-статистической обработки результатов исследований. Более подробно математические методы раскрыты в работах Б.А. Ашмарина, Дж. Гласса, Н.В. Локоть, А.Д. Наследова, Е.В. Сидоренко, Дж. Стенли и др.

 

Элементы теории измерений

Экспериментальные исследования играют существенную роль во всех науках. В педагогике, эксперимент зачастую является единственным способом подтверждения справедливости гипотезы и результатов теоретического исследования.

Эксперимент – общий эмпирический метод исследования, суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях. Основной принцип любого эксперимента – изменение только одного фактора при неизменности и контролируемости всех остальных факторов.

При планировании и подведении результатов эксперимента существенную роль играют статистические методы, которые дают, в том числе, возможность устанавливать степень достоверности сходства и различия исследуемых объектов на основании результатов измерений их показателей.

С одной стороны, большинство исследователей четко представляют, что использование статистических методов необходимо (хотя бы потому, что это является общепринятым требованием в науке), с другой стороны, статистические методы в педагогике либо не используются вообще, либо часто используются некорректно.

Целью эксперимента, в том числе в исследованиях по педагогическим наукам, является эмпирическое подтверждение или опровержение гипотезы исследования и (или) справедливости теоретических результатов.

Рассмотрим следующую модель педагогического эксперимента. Пусть имеется некоторый педагогический объект, изменение состояния которого исследуется в ходе эксперимента. В качестве объекта может выступать отдельный индивид, группа, коллектив и др., например, множество учащихся, обучаемых по новой методике, предлагаемой в исследовании. Состояние объекта измеряется теми или иными показателями (характеристиками) по критериям, отражающим его существенные характеристики. Примерами критериев являются: успеваемость, уровень знаний; примерами характеристик – время выполнения заданий, число сделанных детьми ошибок, число правильно выполненных упражнений и т.д.

Эксперимент заключается в целенаправленном воздействии на объект, призванном изменить его определенным образом. Воздействие – его состав, структура, свойства и т.д. – и есть результат теоретического (теоретической части) исследования. Примерами воздействия являются новые содержание и формы, методы, средства обучения, тренировочного процесса и т.д.

Нужно обосновать, что изменения произошли именно в результате произведенного воздействия. Таким образом, для того, чтобы выделить в явном виде результат целенаправленного воздействия на исследуемый объект, необходимо взять аналогичный объект и посмотреть, что происходит с ним в отсутствии воздействия.

Традиционно эти два объекта в экспериментальных исследованиях называют соответственно экспериментальной группой и контрольной группой.

 

Рис.1. Структура педагогического эксперимента в общем виде

Алгоритм:

1. На основании сравнения I установить совпадение начальных состояний экспериментальной и контрольной группы;

2. Реализовать воздействие на экспериментальную группу;

3. В результате сравнения III различий начального и конечного состояний (динамики) определить изменения в экспериментальной группе;

4. Аналогично, измерение IV, определить происходят ли изменения с контрольной группой;

5. На основании сравнения II установить различие конечных состояний экспериментальной и контрольной группы.

Таким образом, роль статистических методов заключается в том, чтобы корректно и достоверно обосновать совпадение или различие состояний контрольной и экспериментальной группы.

Информация, имеющаяся о начальных и конечных состояниях экспериментальной и контрольной групп, определяется проведенными измерениями.

Измерением называется приписывание числа рассматриваемому признаку или явлению в соответствии с определенными правилами.

Измерение – процесс определения какой-либо мерой величины чего-либо.

Величина – то (предмет, явление и т.д.), что можно измерить, исчислить (С.И. Ожегов).

Любое измерение производится в той или иной шкале, и выбранная шкала определяет тип получающихся данных и множество операций, которые можно с этими данными осуществлять.

Существуют 4 способа измерения, которые называются шкалами.

Шкала – это множество возможных значений оценок по критериям – числовая система, в которой отношения между различными свойствами изучаемых явлений, процессов переведены в свойства того или иного множества, как правило – множества чисел.

Можно выделить дискретные шкалы (например, школьная оценка в баллах - выражается натуральными или целыми числами).

Непрерывные шкалы (например, время, затрачиваемое учащимися на выполнение задания, в минутах – выражается действительными числами).

I шкала – номинативная (или шкала наименований) – это способ распределение объектов по классам. Фактически не связана с понятием «величина» и используется только с целью отличить один объект от другого.

Примеры:

а) распределение детей в семье по классам «старший», «средний», «младший», «единственный в семье»

б) распределение детей в группе по полу (девочка, мальчик);

в) фамилии учеников;

г) номера автомобилей, телефонов и т.п.

 

Рис. 2. Классификация шкал измерений

II шкала – порядковая (или ранговая) это способ распределения объектов в классы по степени выраженности качества или свойства. В этой шкале мы не знаем расстояний между классами, а знаем только их последовательность. Шкалы порядка широко используются в педагогике, психологии и других науках. В частности, повсеместно распространенная шкала школьных отметок в баллах (пятибалльная, двенадцатибалльная и т.д.) может быть отнесена к шкале порядка.

Частным случаем порядковой шкалы является дихотомическая шкала, в которой имеются всего две упорядоченные градации – например, «справился с заданием», «не справился с заданием».

Примеры:

а) распределение спортсменов по местам, занятым в соревновании (1-е, 2-е,…и т.д.);

б) шкала землетрясений Рихтера.

III шкала – интервальная это способ распределения объектов в классы по принципу больше (меньше) на определенное число единиц. В такой шкале есть точка отсчета (нулевая точка) и единица измерения, но нуль условен и не означает полного отсутствия свойства. При таком способе измерения каждое возможное значение отстоит от другого на одно и то же число единиц. Применяется достаточно редко.

Примеры:

а) измерение календарного времени (начало отсчета - от даты рождения Христа);

б) шкала температур по Цельсию (за ноль была принята точка замерзания воды, за 100 градусов – точка ее кипения и соответственно, интервал температур между замерзанием и кипением воды поделен на 100 равных частей) или Фаренгейту

IV шкала – отношений это способ классификации объектов пропорционально степени выраженности измеряемого свойства. В такой шкале тоже есть точка отсчета и единица измерения, но в отличие от шкалы интервалов нулевая точка означает полное отсутствие свойства. Самая мощная шкала. Она позволяет оценивать, во сколько раз один измеряемый объект больше (меньше) другого объекта, принимаемого за эталон, единицу. Шкалами отношений измеряются почти все физические величины – время, линейные размеры, площади, объемы.

Примеры:

а) измерение температуры по Кельвину с абсолютным нулем температур;

б) измерение роста в сантиметрах, веса в граммах и т.д.;

в) время выполнения того или иного задания (в секундах, минутах, часах и т.п.);

г) количество ошибок или число правильно решенных задач.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.016 с.)