Эмпирические (практические) методы исследований. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмпирические (практические) методы исследований.



Эмпирическое познание (от греч.) – это познание опытным путём. Результаты исследований на эмпирическом уровне выражаются в обобщении опыта, формировании правил, выработке норм педагогической деятельности, получении фактов, их анализе и систематизации.

К эмпирическим (практическим) методам исследования относятся:

1. наблюдение;

2. беседа;

3. интервью;

4. анкетирование;

5. тестирование;

6. хронометрирование;

7. экспертное оценивание;

8. педагогический эксперимент;

9. математико-статистические методы.

Наблюдение один из старых и испытанных методов педагогического исследования.

Метод наблюдения – это целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие явлений и процессов, осуществляемое органами чувств или с помощью специальных приборов. Он носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают и направлено на вскрытие существенных взаимосвязей и отношений в наблюдаемой действительности. Их визуальная оценка производится по определённой специально разработанной системе фиксаций (протоколы, карты и т.п.). Этот метод может выступать как самостоятельно, так и в комплексе с другими в исследованиях явлений физической культуры и спорта. При фиксации важно не упустить побочные явления, обстоятельства внешнего и внутреннего порядка, влияющие на педагогический процесс.

Для того чтобы быть плодотворным методом познания, наблюдение должно удовлетворять ряду требованиям, важнейшими из которых являются: 1) планомерность, 2) целенаправленность, 3) активность, 4) систематичность.

Приступая к наблюдениям, необходимо определить: задачи наблюдения; объект, процесс, признак наблюдения; способ наблюдения; способ фиксации полученных данных; способ анализа результатов.

Педагогические наблюдения могут быть направлены на оценку:

· продолжительности процесса (периода, этапа, учебно-воспитательного процесса, тренировочного занятия или его части);

· величины и характера пространственных перемещений; количественной стороны процесса (количество занятий, повторений); содержания учебно-воспитательного процесса (решаемые задачи, используемые средства, методы, методические приемы и т.п.).

Наблюдение позволяет получить интересные данные об изучаемом, его характере, стиле жизни, наклонностях и деловых качествах. Оно может быть направлено на изучение отсроченных результатов обучения двигательным действиям, на изучение изменений в объекте в течение определенного времени.

К достоинствам метода наблюдения относятся: наблюдение реального педагогического процесса, происходящего в динамике; фиксация событий в момент их проявления; независимость наблюдателя от мнений испытуемых. Слабой стороной наблюдения является: субъективность восприятия явлений, относительная пассивность исследователя; сложность фиксирования фактов и последующей математической обработки; ограниченность объема наблюдений для одного исследователя [7].

К возможным объектам педагогического наблюдения в области физической культуры и спорта можно отнести следующие:

· содержание учебного процесса (задачи, методы обучения и воспитания);

· средства физического воспитания и спортивной тренировки, их место в занятии, на этапе обучения и в периоде;

· поведение педагога и учащегося (спортсмена);

· продолжительность процесса (отдельного упражнения, занятия, этапа, периода и др.) и его количественная сторона (количество повторений, занятий, дней тренировок и др.);

· характер, величина тренировочной (физкультурной) нагрузки и её структурная взаимосвязь;

· элементы техники двигательных действий (их форма и характер выполнения);

· тактические действия;

· продолжительность и величина пространственных и временных характеристик (длина разбега, дальность полёта снаряда, длина дистанции и время ей преодоления и т.п.); количественная сторона процесса (темп движения, количество бросков, ударов, прыжков и др.);

· внешние условия среды (температура, сила и направление ветра, состояние места соревнований и т.п.).

Перед началом проведения педагогического наблюдения необходимо выполнить следующие процедуры:

· определить задачи наблюдения;

· наметить объекты наблюдения;

· подобрать способы фиксации результатов;

· выбрать методы анализа полученных результатов.

В зависимости от поставленных задач выделяют следующие виды педагогических наблюдений: непосредственное, опосредованное, открытое, скрытое, длительное и кратковременное. При наблюдении исследователь может занимать три позиции: свидетель процесса, участник, руководитель.

Непосредственное наблюдение выполняется «изнутри», когда сам исследователь превращается в участника процесса, испытывая на себе всё то, что происходит с занимающимися. В этом случае исследователь получает дополнительную объективную информацию.

Опосредованное или косвенное наблюдение осуществляется через лиц, работающих по разработанным заданиям и программам. Ценный материал получают, когда производится комплексное наблюдение за разными сторонами педагогического процесса.

Открытое наблюдение протекает в присутствии посторонних лиц.

Скрытое наблюдение дает реальную картину педагогического процесса и осуществляется с помощью телевизионных установок с односторонней прозрачной стеной, прямой микрофонной связью для дистанционного управления; наблюдение за деятельностью педагога в естественных условиях (на спортивных площадках, во время соревнований, контрольных испытаниях и т.п.).

Длительные наблюдения предполагают фиксацию событий от начала до конца какого-либо процесса (урока, тренировки, цикла и т.д.).

Кратковременные (дискретные) наблюдения характеризуются тем, что в процессе их проведения изучается не всё педагогическое явление в целом, а лишь отдельные его этапы (например, разминка высококвалифицированного лыжника).

Для фиксации результатов наблюдения используют протоколирование (словесное или графическое описание, стенографирование), фотографирование, киносъемку, аудио или видеозапись.

Выделяют следующие этапы подготовки педагогического наблюдения:

· выбор объекта, постановка цели и задач наблюдения;

· получение разрешения на проведение наблюдения;

· составление плана наблюдения;

· подготовка документов и оборудования для наблюдения (инструкции, протоколы, аппаратура);

· сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы и т.д.);

· анализ результатов наблюдения;

· теоретические и практические выводы наблюдателя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.006 с.)