Региональная сырьевая безопасность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Региональная сырьевая безопасность



В последние десятилетия человечество все больше осознает необходимость обеспечения сырьевой безопасности.

Для начала, узнаем какое определение самой безопасности дает Интернет: «Безопа́сность — отсутствие какого-либо риска, в случае реализации которого возникают негативные последствия (вред) в отношении кого-либо или чего-либо» [30].  

Что же такое сырьевая безопасность?

«Минерально-сырьевая безопасность - обеспеченность экономики страны важнейшими видами сырья и минералов в размерах, необходимых для производства продукции и эффективного функционирования национального хозяйства» [36].

Согласно учебнику Карзаевой Н.Н. "Экономическая безопасность", в том числе теме «Виды безопасности, их классификация» «сырьевая безопасность — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы минерально-сырьевой базе региона, государства» [15].

«Минерально-сырьевая безопасность - это комплекс мер, осуществляемый государством, направленный на рациональное использование и охрану недр в интересах нынешнего и будущего поколений граждан Российской Федерации, включающий в себя мероприятия по определению стратегии изучения и освоения минеральных ресурсов Российской Федерации и её континентального шельфа, её реализации, созданию фонда резервных месторождений полезных ископаемых в целях обеспечения минеральным сырьём будущих поколений россиян, проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на создание отечественной продукции, позволяющей максимально полно, комплексно и рационально осуществлять добычу полезных ископаемых» [9].

«Сырьевая безопасность – это организация системы стабильных, надежных поставок, осуществление контроля качества сырья, получаемого от поставщиков» [32].

«Сырьевая безопасность - эффективное использование природных сырьевых ресурсов» [16].

Проанализировав все перечисленные определения, можно сделать вывод, что каждый ученый (или другой источник) дает собственную трактовку сущности сырьевой безопасности. В рассмотренных определениях нет ничего общего. Одни специалисты определяют сырьевую безопасность как обеспеченность сырьем некоторых субъектов, другие – как комплекс государственных мер по сырьевому обеспечению. В работе мы будем придерживаться точки зрения Н. Н. Карзаевой, которая определяет сырьевую безопасность как «состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы минерально-сырьевой базе региона, государства» [15].

Для любого из видов безопасности существуют свои опасности, избежание которых и является целью любого экономического субъекта, будь то государство, регион или непосредственно хозяйствующий субъект.

Однако, в литературе до сих пор не имеется четкого, устоявшегося определения "сырьевой опасности". Ученые рассматривают данный элемент, в большей мере, как составляющую экологической безопасности. При этом, и ученые, и экономисты-практики, политические деятели отмечают огромную роль минерально-сырьевых ресурсов в обеспечении наполняемости государственного бюджета, темпах роста ВВП, воспроизводственных процессах важнейших отраслей экономики. Поэтому рассмотрим определения "опасности", сформированные различными авторами.

           По-мнению Кривошеина Д.А. "Опасность — это явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т. е. оказывать нежелательные последствия: процессы, явления, предметы, оказывающие негативное воздействие на жизнь и здоровье человека; негативные свойства системы «человек — среда обитания», способные причинять ущерб и обусловленные энергетическим состоянием среды и действиями человека."[19]

    Согласно Снакину В.В., опасность – это «способность причинить какой-либо вред, угроза жизни и здоровью человека, иным его ценностям»[56]. В понятие «иные ценности» возможно, включить и производство, обеспечивающее потребности человека.

    Более широкую трактовку определения дает нам Быков А.А. "опасность – «ситуация, способная в определенных условиях привести к возникновению опасных факторов, под воздействием которых могут наступить неблагоприятные события и процессы (природные катастрофы или бедствия, аварии, социальные или экономические кризисы и др.), т.е. оказывается негативное воздействие на природные объекты и население"[8]

    По-мнению Медведева Е.В., под опасностью следует понимать нахождение человека в состоянии, характеризующемся наличием явлений или процессов, обладающих поражающими и разрушительными свойствами, способных причинить вред его жизни или здоровью, либо потенциальной возможности их возникновения и развития.[22]

    Также определение дает автор Касьяненко А.А. "опасность – совокупность свойств фактора среды обитания человека (или конкретной ситуации), определяющих их способность вызывать неблагоприятные для здоровья эффекты при определенных условиях воздействия".[14]

    Источником возникновения опасности может быть любой субстрат материального мира. Его существование может быть как связано с деятельностью человека, так и нет. Источники опасности делят, прежде всего, по природе их происхождения. По этому признаку их можно разбить на следующие группы: 1) естественного происхождения (природные явления); 2) производные от человеческой деятельности.

    Первую из названных составляют различные стихийные катаклизмы: землетрясения, наводнения, тайфуны и т.д., объекты животного и растительного мира, вирусы, бактерии и т.п. Вторая состоит из групп источников, существование которых обусловлено той или иной сферой жизнедеятельности человека (радиационные, химические, промышленные, бытовые и т.п.). Ее образуют как предметы и вещества, созданные в результате человеческого труда, так и отдельные действия людей. Говоря о последних, следует учитывать, что опасность, опосредованная деятельностью человека, может как охватываться его сознанием, так и развиваться помимо его сознания и воли. При этом человек сам может поставить себя в состояние, угрожающее его жизни и здоровью.

    Согласно Стратегии развития минерально-сырьевой базы РФ до 2035 года от 22.12.2018 № 2914-р, учитываются следующие внешние вызовы, способные оказать негативное влияние на развитие минерально-сырьевой базы Российской Федерации:[4]

- колебание мировых цен на минеральное сырье и связанное с ним возможное падение доходов российских компаний и поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;

- появление на мировых рынках новых крупных поставщиков минеральных ресурсов, осуществляющих масштабную добычу нетрадиционных видов углеводородного сырья (нефти и газа из сланцевых отложений), а также разрабатывающих высококачественные месторождения твердых полезных ископаемых (фосфорных руд, никеля, марганцевых и хромовых руд);

- обострение конкуренции между российскими и зарубежными компаниями - поставщиками сырьевой продукции в условиях введения санкций в отношении доступа российских организаций топливно-энергетического комплекса к некоторым современным технологиям и оборудованию, привлечения долгосрочного финансирования и организации совместных проектов с иностранными партнерами;

- структурные изменения экономики зарубежных стран, развитие альтернативной энергетики, проявление негативной политической и экономической конъюнктуры.

           Также, Стратегия учитывает следующие внутренние вызовы, способные оказать негативное влияние на развитие минерально-сырьевой базы Российской Федерации:

- недостаточные объемы регионального геологического изучения недр территории Российской Федерации и ее континентального шельфа;

- сокращение бюджетного финансирования работ по геологическому изучению недр и прогнозированию месторождений полезных ископаемых, направленных на формирование "поискового задела", при отсутствии возможности проведения региональных исследований за счет частных инвестиций;

- отсутствие в России рынка рискового капитала, за счет которого в развитых странах финансируется значительная часть геологоразведочных работ ранних стадий;

- постепенное исчерпание запасов разрабатываемых месторождений углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых, в том числе в районах градообразующих предприятий и геополитически значимых регионах России;

- острый дефицит и низкая вероятность выявления в России месторождений высококачественных руд отдельных стратегических полезных ископаемых, в том числе алюминия, марганца, хрома, урана, некоторых редких металлов;

- наличие диспропорций в географическом размещении месторождений, объектов инфраструктуры, перерабатывающих предприятий и потребителей минерального сырья;

- негативное влияние недропользования на окружающую среду, особенно в старых горных и нефтегазоносных регионах, и связанные с этим экологические и социальные проблемы;

- недостаточная степень информатизации геологической отрасли, ограниченность и несовершенство автоматизированных систем сбора, обработки, хранения, поиска и предоставления в пользование цифровой геологической информации;

- дефицит квалифицированных кадров в области геологического изучения недр, разрыв связей в системе "образование - наука - производство"

«По заключению, сделанному Советом Безопасности Российской Федерации, сейчас остро обозначилась проблема обеспеченности экономики России минеральными ресурсами. В начале XXI века ситуация в этой сфере может еще более ухудшиться из-за проявившихся в последнее десятилетие негативных тенденций, дальнейшее развитие которых создает реальные угрозы экономической безопасности России:

- отсутствие дифференцированного подхода государства к регулированию производства минеральных ресурсов заведомо разной ликвидности и разобщение предприятий, ранее входивших в единые отраслевые системы, способствовало отнесению значительной части разведанных запасов к разряду нерентабельных, доля которых достигла 50% от всего количества разведанных запасов;

- в связи с массовой приватизацией предприятий комплекса государство в значительной степени потеряло контроль за эффективным использованием стратегических ресурсов, в том числе и в акционерных обществах, часть уставного капитала которых принадлежит государству, что, как следствие, привело к отсутствию прозрачности финансовой деятельности даже самых крупных добывающих компаний;

- на большинстве горнодобывающих предприятий практически прекратилось обновление основных фондов и возраст 70% машин превысил 10 лет, что в 2 раза хуже, чем в развитых странах;

- сложившиеся в последние годы соотношения между объемами экспорта и уровнем внутреннего потребления минерального сырья еще более увеличили диспропорцию между сырьевым и производящим готовую продукцию секторами отечественной промышленности, повысили степень зависимости России от конъюнктуры мировых рынков сырья;

- утрачен контроль над уровнями прироста запасов, созданием новых ресурсных возможностей в традиционно добывающих и новых районах по всем видам стратегических полезных ископаемых, а полученные уровни прироста по нефти, газу, железным рудам, бокситам, меди, никелю, золоту, редким металлам, свинцу, цинку, молибдену не обеспечивали простого воспроизводства;

- исчерпание разведанных запасов эксплуатируемых месторождений может вызвать обвальное выбытие действующих в настоящее время горнодобывающих мощностей. Окраинные регионы страны в условиях остановки горнодобывающих, в большей части градообразующих предприятий могут уже в ближайшее время стать объектами геополитической экспансии транснациональных корпораций;

- резкое сокращение финансируемых государством геологоразведочных работ поставило на грань выживания многие отечественные геологоразведочные и геофизические предприятия, ухудшило положение с технико-технологическим обеспечением геологоразведочного производства, привело практически к полной потере производственной базы геологоразведочного оборудования.

Для России с точки зрения экономических перспектив всегда была важна общенациональная система управления геологическими исследованиями территории государства. Разрушение государственной геологической службы привело к тому, что за период перестройки геологоразведочные работы сократились в три раза, в результате чего прирост запасов уже не компенсирует спад добычи почти всех видов полезных ископаемых» [44].

Основным же различием определений "опасности" является то, что многие специалисты определяют опасность, как явления, процессы, оказывающие вред здоровью и угрозу жизни человека. В то время как Быков А.А. определяет опасность, как ситуацию, способную в определенных условиях привести к возникновению опасных факторов, под воздействием которых могут наступить неблагоприятные события и процессы (природные катастрофы или бедствия, аварии, социальные или экономические кризисы и др.), т.е. оказывается негативное воздействие на природные объекты и население.

Таким образом, можно сделать вывод, что в зоне внимания при обеспечении региональной сырьевой безопасности должны находиться такие опасности как исчерпаемость ресурсов, сокращение финансирования со стороны государства, прекращение обновления основных фондов, разрушение государственной геологической службы. Также было выявлено, что для сырьевой безопасности существуют еще такие опасности как стихийные бедствия, война, преступность.

Каждая опасность реализуется только в конкретной ситуации, когда объект сырьевой безопасности подвергается определенным угрозам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.013 с.)