Глава 1. Безопасность и опасности региональной сырьевой безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Безопасность и опасности региональной сырьевой безопасности



Экономическая безопасность

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Система региональной сырьевой безопасности»

 

Выполнил:

студент 3 курса 308 группы

Ооржак О. К.

 

Дата регистрации КР на кафедре ___________

Допущен к защите

Руководитель: д.э.н., профессор Карзаева Н. Н.

ученая степень, ученое звание, ФИО            

 

Члены комиссии:

д.э.н., профессор Карзаева Н.Н. _______

ученая степень, ученое звание, ФИО подпись

доц., Катков Ю.Н. _______

ученая степень, ученое звание, ФИО подпись

Григорьева Л.А. _______

ученая степень, ученое звание, ФИО подпись

 

Оценка ___________________

Дата защиты_______________

 

 

Москва, 2019


РЕЦЕНЗИЯ

на курсовую работу студента

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева»

Студент Ооржак О. К. _______________________________________________

Учебная дисциплина Экономическая безопасность ______________________

Тема курсовой работы

Система региональной сырьевой безопасности __________________________

Полнота раскрытия темы: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оформление: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Замечания: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Курсовая работа отвечает предъявляемым к ней требованиям и заслуживает__________________________________ оценки.

                                                            (отличной, хорошей, удовлетворительной, не удовлетворительной)

Рецензент ___________________________________________________________

                                                                          (фамилия, имя, отчество, уч. степень, уч. звание,  должность, место работы)

 

 

Дата: «____» __________ 20___ г.              Подпись: ___________________

Аннотация

Тема курсовой работы «Система региональной сырьевой безопасности». Данная работа выполнена в рамках изучения дисциплины «Экономическая безопасность». Целью данной работы является изучение системы региональной сырьевой безопасности.

Достижение цели обусловило необходимость решения следующих задач:

1. изучить и проанализировать суть понятия «региональной сырьевой безопасности» и определить примерный перечень опасностей данного вида безопасности;

2. выявить сущность угроз региональной сырьевой безопасности, проанализировать и составить их примерный перечень;

3. определить сущность рисков региональной сырьевой безопасности, проанализировать и составить их примерный перечень;

4. установить состав субъектов региональной сырьевой безопасности, проанализировать и составить их примерный перечень;

5. изучить требования и принципы организации обеспечения региональной сырьевой безопасности;

6. установить состав объектов региональной сырьевой безопасности, проанализировать и составить их примерный перечень;

7. выяснить сущность понятия механизмов региональной сырьевой безопасности, проанализировать и составить их примерный перечень.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, библиографического списка. Во введении раскрываются: актуальность выбранной темы курсовой работы, цель ее выполнения и содержание задач, указываются избранные методы исследования и использованные источники информации. В первой главе описаны понятия сырьевой безопасности, угроз и рисков, чтобы понять сущность данного вида безопасности и иметь возможность проанализировать мнения ученых и специалистов. Во второй главе рассматриваются субъекты, требования и концепции организации обеспечения региональной сырьевой безопасности. В третьей главе определяются объекты сырьевой безопасности и механизмы ее обеспечения. В заключении формулируются выводы выполненной курсовой работы по разделам и подразделам.

Содержание работы изложено на 65 страницах машинописного текста. Библиографический список включает в себя 48 наименований.

 

Содержание

Введение..................................................................................................................5

Глава 1. Безопасность и опасности региональной сырьевой безопасности............................................................................................................8

1.1. Региональная сырьевая безопасность.............................................................8

1.2. Угрозы региональной сырьевой безопасности............................................15

1.3. Риски региональной сырьевой безопасности.............................................20

Глава 2. Организация обеспечения региональной сырьевой безопасности...32

2.1. Субъекты, обеспечивающие региональную сырьевую безопасность.......32

2.2. Требования и принципы организации обеспечения региональной сырьевой безопасности.........................................................................................35

Глава 3. Обеспечение региональной сырьевой безопасности........................43

3.1. Объекты региональной сырьевой безопасности.........................................43

3.2. Понятие механизмов региональной сырьевой безопасности.................... 48

3.3. Механизмы обеспечения региональной сырьевой безопасности..............49

Заключение …...................................................................................................... 58

Библиографический список..............................................................................61

 

 

Введение

В настоящее время в условиях глобализации и открытости национальных экономик, большое значение приобретает экономическая безопасность, представляющая общенациональный комплекс мер, направленных на устойчивое постоянное развитие и совершенствование экономики страны, предполагающих разработку механизма противодействия внешним и внутренним угрозам. Одной из главных задач экономической безопасности является сохранение и укрепление позиций России в мировой экономической системе, в том числе на основе эффективного развития и использования национальных минерально-сырьевых ресурсов (MCP).

Сегодня минерально-сырьевой комплекс (МСК) России - важнейший стратегический элемент ее экономической и национальной безопасности. А в перспективе - один из основополагающих факторов развития межгосударственных отношений и наиболее привлекательная составляющая для стран, стремящихся поставить под свой контроль мирохозяйственные связи.

Обеспечение национальной экономической безопасности за счет укрепления минерально-сырьевой составляющей экономики, с учетом ее инновационного развития и интеграции в мировое экономическое пространство, становится основополагающей парадигмой суверенитета России, которая впоследствии может содействовать образованию многополярной мировой экономики.

Устойчивое развитие минерально-сырьевой базы (МСБ) России при дальнейшем нарастании тенденций глобализации и степени ее интеграции в мировую экономическую систему, а также в условиях продолжающегося усиления давления со стороны наиболее развитых государств на страны, обладающие крупными запасами минерального сырья, становится все более сложной задачей, требующей незамедлительного решения.

В этих условиях главное состоит в умении эффективно и рационально использовать сырьевой потенциал страны для модернизации и технологического совершенствования отечественной экономики.

Вместе с тем минерально-сырьевой комплекс уже в обозримой перспективе может стать одной из движущих сил, при помощи которой экономика Россия впоследствии сможет перейти на качественно новый уровень развития, с учетом повышения инновационности всех составляющих его звеньев: развития геологоразведочных работ, увеличения сырьевых баз добывающих предприятий, модернизации добывающих и перерабатывающих производств, обеспечения сырьевой безопасности национальной экономики.

Таким образом, в настоящее время необходимо усиление внимания со стороны государства к решению проблем экономической безопасности на основе развития минерально-сырьевой базы страны, поддержки ускоренного инновационного развития минерально-сырьевого сектора экономики, создания для него благоприятных правовых и организационно-экономических условий[37].

Целью данной работы является изучение системы региональной сырьевой безопасности.

Достижение цели обусловило необходимость решения следующих задач:

1. изучить и проанализировать суть понятия «региональной сырьевой безопасности» и определить примерный перечень опасностей данного вида безопасности;

2. выявить сущность угроз региональной сырьевой безопасности, проанализировать и составить их примерный перечень;

3. определить сущность рисков региональной сырьевой безопасности, проанализировать и составить их примерный перечень;

4. установить состав субъектов региональной сырьевой безопасности, проанализировать и составить их примерный перечень;

5. изучить требования и принципы организации обеспечения региональной сырьевой безопасности;

6. установить состав объектов региональной сырьевой безопасности, проанализировать и составить их примерный перечень;

7. выяснить сущность понятия механизмов региональной сырьевой безопасности, проанализировать и составить их примерный перечень.

В работе использовались такие методы как анализ учебной и научной литературы, нормативных актов, интернет ресурсов, сбор данных, систематизация и обобщение результатов анализа.

В качестве информационной базы проведения данного исследования выступили нормативно-правовые акты, учебные пособия и монографии различных авторов, статьи периодических изданий, материалы сети Интернет.

 

Требования и принципы организации обеспечения региональной               сырьевой безопасности

Для начала дадим общие принципы организации обеспечения любой экономической безопасности.

Согласно закону «О безопасности»:

«Статья 2. Основные принципы обеспечения безопасности

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;

4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;

5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности» [1].

На основе учебника Карзаевой Н.Н. "Экономическая безопасность", в том числе темы «Система обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта» можно выделить следующие принципы организации обеспечения безопасности.

«Принципы:

1. Законность. Предусматривает законность совершения хозяйствующим субъектом всех хозяйственно-финансовых операций, включая деятельность специальной службы безопасности.

2. Системность. Согласно принципу системности при организации деятельности службы экономической безопасности необходимо учитывать все внешние и внутренние условия и факторы, в которых существует и функционирует хозяйствующий субъект.

3. Достаточность (экономическая целесообразность). Предусматривает проведение защитных процедур и мероприятий относительно тех объектов, ущерб от потери которых их защиту.

4. Разумная избыточность. Принцип разумной избыточности следует из правила снижения уровня защищенности в процессе функционирования системы в связи с повышением информативности злоумышленников о ее состоянии. В связи с этим при разработке мер защиты необходимо закладывать определенный уровень избыточности, позволяющий увеличить срок их действия.

5. Непрерывность деятельности. Принцип непрерывности означает, что созданная и введения в действие система мер защиты действует постоянно, контрольные мероприятия и процедуры проводятся в соответствии с заданным режимом на систематической основе. С целью систематизации проводимых мероприятий составляются планы деятельности службы безопасности.

6. Дифференцированность. Принцип дифференцированности предусматривает применение эффективных мер защиты в соответствии с характером угрозы и уровнем рисков экономических потерь в результате ее реализации.

7. Комбинированность. Принцип комбинированности или комплексности, вытекающий из принципа дифференцированности, предполагает сочетание превентивных (предупредительных) и реактивных (последующих) мер, проводимых в соответствии со сложившейся ситуацией, различных форм деятельности (гласной и негласной), различных применяемых средств (материальных, финансовых. информационных, технических и т.д.), сотрудничество с внешними государственными органами и специализированными организациями.

8. Координация. Принцип координации лежит в основе согласования, во-первых, деятельности различных подразделений службы экономической безопасности и иных структурных подразделений хозяйствующего субъекта и, во-вторых, различных мер, процедур и способов обеспечения экономической безопасности (правовых, организационных, технических, программных, аналитических). Принцип координации вытекает из принципа рациональности использования средств и сил на обеспечение безопасности, который также предполагает согласование мероприятий не только в рамках службы безопасности между ее различными подразделениями, но и с другими службами экономического субъекта: финансовой, бухгалтерской, юридической, кадровой и т.д.

9. Подконтрольность. Принцип подконтрольности системы обеспечения экономической безопасности руководству сyбъекта предпринимательской деятельности вытекает из ее цели - обеспечение условий функционирования хозяйствующего субъекта. Иерархическая соподчиненность целей различных систем (экономической в лице хозяйствующего субъекта и обеспечения экономической безопасности) предполагает иерархию подчиненности и самих систем.

10. Адаптивность (гибкость управления и применения). Принцип адаптивности предполагает возможную корректировку механизмов защиты в процессе их функционирования в связи с тем, что процесс их создания проходит в условиях неопределенности, которые в последующем устраняются.

11. Открытость. Принцип открытости алгоритмов и механизмов защиты следует из правила, что знание алгоритмов работы системы экономической безопасности не должно позволять преодолеть их.

12. Простота. Принцип простоты применения средств и мер экономической безопасности предполагает создание условий работы сотрудников хозяйствующего субъекта, не мешающих им исполнять свои должностные обязанности.

13. Унификация. Принцип унификации средств защиты является следствием высокого уровня сложности современных систем защиты, требующего высокой квалификации сотрудников службы экономической безопасности. Данный принцип предполагает создание единообразных механизмов с целью упрощения их администрирования» [15].

Переходя от общего к частному, можно привести еще два перечня.

Козловский Е.А. выделяет следующие требования.

«Основные требования к структурно-функциональной схеме управления исследованием недр, воспроизводством минерально-сырьевой базы и недропользованием на начальном этапе:

- преемственность. Подведомственные предприятия, учреждения и акционерные общества формируются на базе функционирующих в настоящее время организаций с учетом восполнения выбывших (ликвидированных) в процессе реформирования;

- сохранение единства науки и практики. Российская горно-геологическая школа формировалась в течение столетий, опираясь на принцип триединства науки, образование и практики. Она давно получила мировое признание, и ее потенциал должен быть сохранен. Четкое разделение геологической науки и практики отсутствует. В геологоразведочном процессе оно и не может существовать «по определению», в силу чего подведомственные организации должны отвечать научно производственному принципу. По этому принципу могут быть агрегированы научные и производственные организации;

- обеспечение непрерывного и полного сбора, хранения и многовариантной обработки информации. Главным результатом геологического изучения недр является информация об их строении и составе. Основой для управления фондом недр является информация о качественных и количественных характеристиках недропользования. Структурно-функциональная схема управления должна обеспечить сбор и концентрацию всей геологической информации и информации о процессах недропользования на федеральном уровне с распределенными составляющими на уровне субъектов Федерации и федеральных округов, а также доступ к этой информации в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

- обеспечение выполнения перечня перспективных задач и согласованных государственных программ работ по изучению недр и воспроизводству МСБ России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья» [17].

Согласно закону «О недрах»:

«Статья 23. Основные требования по рациональному использованию и охране недр

Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:

1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;

3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;

7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении отходов I - V классов опасности, сбросе сточных вод, размещении в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд;

9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;

11) предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения или резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого водоснабжения» [2].

В статье Воробьева А.Е. «Решение проблемы воспроизводства минеральных ресурсов литосферы на основе использования биосфероулучшающих технологий» приведены следующие принципы:

«В настоящее время крайне необходима разработка и использование принципиально новой концепции освоения минеральных ресурсов.

Данная концепция должна базироваться на следующих основных принципах:

1. Предварительная и целенаправленная геохимическая подготовка месторождений полезных ископаемых (расположенных на месте естественного залегания в литосфере) к последующему их освоению, проводимая еще на стадии геологоразведки.

2. Обеспечение техногенного геохимического воспроизводства минеральных ресурсов (не путем их поиска и разведки, как понимают данный термин геологи, а за счет искусственного рудообразования) как на дневной поверхности, так и в недрах.

3. Контролируемое изменение состояния сбрасываемых минеральных отходов добычи и переработки, адаптированное к геохимическим особенностям ландшафта, расположения и функционирования горного предприятия» [11].

Таким образом, согласно приведенным перечням к основным принципам можно отнести: законность, комплексность, своевременность, системность и плановость, целесообразность, непрерывность, преемственность, информационность, единство науки и практики и т. д. Конкретные принципы и требования обеспечения безопасности предполагают предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, предотвращение загрязнения недр при проведении работ, охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и др.

Заключение

Проанализировав все перечисленные определения, можно сделать вывод, что каждый ученый (или другой источник) дает собственную трактовку сущности сырьевой безопасности. В рассмотренных определениях нет ничего общего. Одни специалисты определяют сырьевую безопасность как обеспеченность сырьем некоторых субъектов, другие – как комплекс государственных мер по сырьевому обеспечению. В работе придерживается точка зрения Н. Н. Карзаевой, которая определяет сырьевую безопасность как «состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы минерально-сырьевой базе региона, государства» [15].

В ходе работы был сделан вывод, что в зоне внимания при обеспечении региональной сырьевой безопасности должны находиться такие опасности как исчерпаемость ресурсов, сокращение финансирования со стороны государства, прекращение обновления основных фондов, разрушение государственной геологической службы. Также, в ходе обучения, было выявлено, что для сырьевой безопасности существуют еще такие опасности как стихийные бедствия, война, преступность.

Каждая опасность реализуется только в конкретной ситуации, когда объект сырьевой безопасности подвергается определенным угрозам.

Исходя из перечисленных определений угрозы, можно понять, что некоторые из ученых определяет угрозу как «совокупность факторов и условий», другие – как «процесс, событие, явление, действие», но все рассмотренные определения дают ситуативную оценку угрозе как потенциально возможному событию (ситуации), которое несет негативный характер для объекта безопасности и может привести к нанесению ущерба. Определения конкретно для угрозы региональной сырьевой безопасности специалисты не дают.

В ходе исследования других перечней угроз региональной сырьевой безопасности найдено не было. Это может быть обусловлено тем, что сырьевая безопасность еще не до конца изучена и недостаточно описана в специальной литературе, а также не регулируется никаким отдельным нормативно-правовым актом.

Последствия от реализации угроз региональной сырьевой безопасности, перечисленных в данной работе, можно назвать риском.

На основании всех перечисленных определений риска можно сделать вывод, что риск всегда предполагает вероятностный характер исхода и неопределенность ситуации при ее осуществлении, при этом в основном под словом риск чаще всего понимают вероятность получения неблагоприятного результата (потерь). Из всех приведенных определений наиболее отличается определение Лопатникова Л.И., говорящее, что риск — мера несоответствия различных результатов.

Все перечисленные в работе риски можно относить и к региональной сырьевой безопасности. Конкретизируя, можно выделить такие риски, как потеря питьевой воды (например, в результате загрязнения), утрата полезных ископаемых и утрата природных ресурсов в результате неограниченного использования и потребления.

Таким образом, после определения опасностей, угроз и рисков региональной сырьевой безопасности, были обозначены какие субъекты могут обеспечить данный вид безопасности и какие именно объекты нуждаются в защите.

Таким образом, был сделан вывод, что все источники выделяют органы государственной власти и местного самоуправления, что неудивительно, так как они являются субъектами для обеспечения любой безопасности. Наиболее конкретно для сырьевой безопасности субъекты выделены в Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации, которую дает официальный сайт Роснедр.

Таким образом, согласно приведенным перечням к основным принципам можно относить: законность, комплексность, своевременность, системность и плановость, целесообразность, непрерывность, преемственность, информационность, единство науки и практики и т. д. Конкретные принципы и требования обеспечения безопасности предполагают предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, предотвращение загрязнения недр при проведении работ, охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и др.

Проанализировав вышеперечисленное, можно понять, что все приведенные перечни и характеристики объектов региональной сырьевой безопасности практически одинаковы. Как правило, они представлены сельскохозяйственными угодьями, лесами, реками, озерами, морями, полезными ископаемыми и т. д.). Отличия состоят преимущественно в полноте раскрытия и конкретизации объектов. Однако, среди исследователей выделяется Гарькина В.С., принимающая в качестве объектов интересы региональных ресурсодобывающих предприятий.

Проанализировав определения механизмов из различных источников, был сделан вывод, что общим в определениях является то, что механизм обеспечения безопасности – это совокупность мер. Различия состоят в том, что эти меры могут быть направлены на предотвращение угроз, обеспечение устойчивого развития, обеспечение достижения целей безопасности и решения поставленных задач, обеспечение непрерывного функционирования в условиях динамичности среды.

Далее, был сделан вывод, что каждый источник определяет различные механизмы обеспечения сырьевой безопасности. Однако, есть общее в некоторых из них, например, осуществление прогнозирования, мониторинга, контроля, анализа и оценки угроз.

Таким образом, для успешного обеспечения сырьевой безопасности каждому отдельному региону необходимо развивать собственные направления сырьевой безопасности, определять наиболее эффективные механизмы защиты от угроз и нивелирования рисков деятельности.

Библиографический список

Нормативно-правовые акты:

1. О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) / Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 14.12.2018)

2. О недрах: Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 30.09.2017) / Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 14.12.2018)

3. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 / Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 01.12.2018)

4. О Стратегии развития минерально-сырьевой базы РФ до 2035 года: Постановление Правительства РФ от 22.12.2018 № 2914-р / Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 14.01.2019)

5. О Стратегии развития минерально-сырьевой базы РФ до 2030 года: версия от 12.09.2016 / Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 14.12.2018)

6. О Стратегии развития геологической отрасли до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 21.06.2010 № 1039-р / Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 01.12.2018)

7. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30.01.2010 N 120 / Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 01.12.2018)

Литература:

           8. Быков, А.А., Мурзин Н.В. Проблемы анализа безопасности человека, общества и природ / А.А. Быков, Н.В. Мурзин. – СПб.: Наука, 1997. – 247 с.

9. Василевская, Д.В. Национальная минерально-сырьевая безопасность: проблемы законодательного обеспечения / Д.В. Василевская // Аграрное и земельное право. - 2008. - №2. - 120 с.

10. Воробьев, А.Е. Национальная минерально-сырьевая безопасность России / А.Е. Воробьев // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). - 2002. - №3. - С.42-48.

11. Воробьев, А.Е. Решение проблемы воспроизводства минеральных ресурсов литосферы на основе использования биосфероулучшающих технологий / А.Е. Воробьев // Вестник РУДН - 2003. - №2. - С.140-148.

12. Гарькина, В.С. Сырьевые технологические цепочки как основа обеспечения региональной экономической безопасности Северо-западного федерального округа / В.С. Гарькина // Сборник материалов II межвузовской научно-практической конференции. - 2014. - №2. - С.189-191.

13. Грабовый, П.Г., Петрова, С.Н., Полтавцев, С.И. Риски в современном бизнесе / П.Г. Грабовый., С.Н. Петрова, С.И. Полтавцев - М: АЛАНС, 1994. – 237 с.

14. Касьяненко, А.А. Современные методы оценки рисков в экологии / учебное пособие. - М.: Изд-во РУДН 2008. - 271 с.

15. Карзаева, Н.Н. Экономическая безопасность: учебное пособие / Н.Н. Карзаева (1-6 гл.), А.С. Бабанская (4 гл.) - М.: Изд-во РГАУ-МСХА, 2016. - 246 с.

16. Климова, Н.В. Продовольственная безопасность — основа обеспечения экономической безопасности региона. / Н.В. Климова // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 9 (часть 1) – С. 214-219.

17. Козловский, Е.А. Минерально-сырьевой комплекс и национальная безопасность России / Е.А. Козловский // Пространство и Время. - 2011. - №1(3). - С. 115-119.

18. Корелин, В.В. Инструменты обеспечения экономической безопасности промышленного предприятия / В.В. Корелин, Н.Г. Габуниа // Известия СПбГЭУ. - 2016. - №4 (100). - С.114-116.

19. Кривошеин, Д.А. Основы экологической безопасности производств: Учебное пособие. / Д.А. Кривошеин. - Санкт-Петербург: Лань, 2015 - 336 с.

20. Локтионова, Ю. А. Механизм обеспечения экономической безопасности предприятия/ Ю.А. Локтионова // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - №3 (049). - С.93-99.

21. Лопатников, Л.И. Экономико-математический словарь. / Л.И. Лопатников. - М.: Наука, 1987. - 520 с.

22. Медведев Е.В. Концепт "опасность" в нормативно-правовой интерпретации / Е.В. Медведев // Журнал "Право и безопасность". - 2012. - №3. - С. 120-124.

23. Нагаева, О.С. Роль платежей за природные ресурсы в создании условий устойчивого развития региона / О.С. Нагаева, Н.Я. Шапарев // Регионология. 2008. - №3. - С. 227-235.

24. Саттаров, Е.А. Минерально-сырьевая безопасность и национальные интересы страны / Е.А. Саттаров // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону. - 2014. - 193 с.

25. Сенчагов, В.К. Экономическая безопасность России: общий курс: учебник // под ред. В.К. Сенчагова, 2-е изд. - М.: Дело, 2005. - 896 с.

26. Снакин, В.В., Пузаченко Ю.Г., Макаров С.В. Толковый словарь по охране природы / В.В. Снакин, Ю.Г. Пузаченко, С.В. Макаров, - М.: Экология, 1995. - 592 с.

27. Чурикова, Е.А. Механизм обеспечения экономической безопасности государства и его регионов / Е.А. Чурикова // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2016. - №2. - С.42-48.

28. Шеломенцев, А.Г. Оценка влияния освоения минерально-сырьевых ресурсов на экономическую безопасность России / А.Г. Шеломенцев // Журнал "Экономика региона". - ФГБУН "Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук".- 2012. - №2. - 144-155 с.

29. Юрьев, В.М. Россия в системе координат постиндустриального развития / В.М. Юрьев // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - №12. - С. 299-309.

Электронные ресурсы:

30. Безопасность / Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 10.11.2017)

31. Безопасность природно-ресурсного комплекса / Лайф-прог. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://life-prog.ru/ (дата обращения: 14.12.2017)

32. Внутренняя и внешняя экономическая безопасность / Автор24 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://avtor24.ru/ (дата обращения: 10.11.2017)

33. Главные угрозы для безопасности России / Студбукс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studbooks.net (дата обращения: 01.12.2017)

34. ГОСТ Р 53114-2008 / Комплексдок. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.complexdoc.ru (дата обращения: 01.12.2017)

35. Механизм обеспечения экономической безопасности. / New Inspire.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://newinspire.ru/l/2/25/1061-mekhanizm (дата обращения: 14.12.2017)

36. Минерально-сырьевая безопасность страны (региона): понятие, сущность, правовые основы / Студопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.org/4-146797.html (дата обращения: 10.11.2017)

37. Обеспечение минерально-сырьевой безопасности России в условиях глобализации мирохозяйственных связей / Экономическая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy-lib.com/ (дата обращения: 10.11.2017)

38. Объект и предмет экономической безопасности / Лекции.орг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lektsii.org/1-6202.html (дата обращения: 14.12.2017)

39. Основные проблемы сырьевой безопасности России / Информационно-аналитические материалы Государственной Думы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iam.duma.gov.ru/node/8/4478/14898 (дата обращения: 10.11.2017)

40. Понятие и виды рисков / Студопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.ru (дата обращения: 01.12.2017)

41. Прогнозирование национальной безопасности / Студбукс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studbooks.net (дата обращения: 01.12.2017)

42. Региональная безопасность в Российской Федерации: теория, политика и стратегия обеспечения / ДиБэйз. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dibase.ru/ (дата обращения: 01.12.2017)

43. Словарь терминов по курсу «Финансы, деньги и кредит» / Пандиа.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pandia.ru (дата обращения: 01.12.2017)

44. Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2030 года. / Роснедра. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosnedra.gov.ru (дата обращения: 14.12.2017)

45. Угроза безопасности / Википедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 01.12.2017)

46. Уровни построения системы экономической безопасности / Студми.орг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studme.org/ (дата обращения: 14.12.2017)

47. Экономическая безопасность / Аllbest.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://allbest.ru (дата обращения: 14.12.2017)

48. Экономическая безопасность / Сenter-yf.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://center-yf.ru (дата обращения: 14.12.2017)

Экономическая безопасность

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Система региональной сырь



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.098 с.)