Субъекты, обеспечивающие региональную сырьевую безопасность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъекты, обеспечивающие региональную сырьевую безопасность



На основе учебника Карзаевой Н.Н. "Экономическая безопасность", в том числе темы «Объекты и субъекты экономической безопасности» можно выделить следующие перечни субъектов, обеспечивающих региональную сырьевую безопасность [15].

Внешние субъекты для уровня региона:

- органы законодательной власти (принятие законов и других правовых актов, касающихся обеспечения минерально-сырьевой базы);

- органы исполнительной власти. Исполнение законов и других правовых актов, принятых органами законодательной власти (исполнительная функция), применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства (охранительная/юрисдикционная функция);

- органы судебной власти (осуществление правосудия в отношении нарушенных законов и других актов, касающихся минерально-сырьевого обеспечения);

- банки, биржи, фонды и страховые компании вне территории региона;

- отечественные компании и организации, обеспечивающие регион сырьем и минеральными ресурсами, находящиеся и функционирующие вне территории региона; 

- иностранные компании и организации, обеспечивающие регион сырьем и минеральными ресурсами.

Внутренние субъекты уровня региона:

- органы власти субъектов федерации. Выполняют функции принятия, контроля за исполнением законов и других актов, а также осуществление правосудия в отношении нарушенных законов и других актов;

- органы местного самоуправления;

- банки, биржи, фонды и страховые компании на территории региона;

- отечественные компании и организации, обеспечивающие регион сырьем и минеральными ресурсами, находящиеся и функционирующие на территории региона.

Конструктивные субъекты:

- органы государственной и региональной законодательной, исполнительной и судебной власти;

- все функционирующие организации и компании, связанные с обеспечением минерально-сырьевой базы региона;

- граждане.

Деструктивные субъекты:

- криминальные структуры, мешающие нормальному функционированию системы сырьевой безопасности.

В качестве пояснения к вышеперечисленному, в порядке раскрытия функционала субъектов, можно добавить следующее:

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами государственной власти:

- реализуют с учетом региональных особенностей единую государственную экономическую политику в области обеспечения сырьевой безопасности;

- разрабатывают и принимают нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения сырьевой безопасности;

- формируют и поддерживают необходимые запасы и резервы сырья и продовольствия в субъектах Российской Федерации;

- обеспечивают ведение мониторинга состояния сырьевой безопасности на территории субъектов Российской Федерации [7].

«Институциональную подсистему системы обеспечения региональной сырьевой безопасности образуют следующие субъекты:

- органы законодательной, исполнительной и судебной властей;

- государственные, общественные и иные организации и объединения;

- граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом;

- законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Ее можно условно разделить на формальную и неформальную. К первой части относятся государственные институты (исполнительные, законодательные, судебные), участвующие в процессе выработки и реализации решений в области региональной сырьевой безопасности. Вторая часть – общественные организации, средства массовой информации, а также частные лица, способные оказать влияние на формирование и реализацию политики региональной сырьевой безопасности.

Отметим, что интересы субъектов первой группы за счет совместного ведения укрепляют самостоятельность регионов в решении внутренних проблем. Что же касается интересов субъектов второй группы, то они решение внутренних проблем тесно увязывают с федеральным центром» [42].

Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2030 года помимо субъектов для экономической безопасности выделяет также следующие субъекты для сырьевой безопасности:

«- специалисты в области геологии, поисков и разведки месторождений полезных ископаемых;

- горные и нефтегазодобывающие компании;

- малый и средний бизнес, в том числе, в форме производственных кооперативов (старательских артелей);

- индивидуальные частные предприятия, ориентированные на отработку мелких месторождений и остаточных запасов нефти, газа и твердых полезных ископаемых;

- фонд недр с остаточными запасами, мелкими и очень мелкими месторождениями» [44].

Таким образом, можно сделать вывод, что все источники выделяют органы государственной власти и местного самоуправления, что неудивительно, так как они являются субъектами для обеспечения любой безопасности. Они выполняют такие важные функции в обеспечении сырьевой безопасности, как реализация с учетом региональных особенностей единой государственной экономической политики в области обеспечения сырьевой безопасности, разработка и принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения сырьевой безопасности, формирование и поддержка необходимых запасов и резервов сырья и продовольствия в субъектах Российской Федерации. До 2030 года не менее важными субъектами будут специалисты в области геологии, поисков и разведки месторождений полезных ископаемых, горные и нефтегазодобывающие компании, которые всесторонне могут обеспечить развитие региональной сырьевой безопасности. Наиболее конкретно для сырьевой безопасности субъекты выделены в Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации, которую дает официальный сайт Роснедр.

 

Требования и принципы организации обеспечения региональной               сырьевой безопасности

Для начала дадим общие принципы организации обеспечения любой экономической безопасности.

Согласно закону «О безопасности»:

«Статья 2. Основные принципы обеспечения безопасности

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;

4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;

5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности» [1].

На основе учебника Карзаевой Н.Н. "Экономическая безопасность", в том числе темы «Система обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта» можно выделить следующие принципы организации обеспечения безопасности.

«Принципы:

1. Законность. Предусматривает законность совершения хозяйствующим субъектом всех хозяйственно-финансовых операций, включая деятельность специальной службы безопасности.

2. Системность. Согласно принципу системности при организации деятельности службы экономической безопасности необходимо учитывать все внешние и внутренние условия и факторы, в которых существует и функционирует хозяйствующий субъект.

3. Достаточность (экономическая целесообразность). Предусматривает проведение защитных процедур и мероприятий относительно тех объектов, ущерб от потери которых их защиту.

4. Разумная избыточность. Принцип разумной избыточности следует из правила снижения уровня защищенности в процессе функционирования системы в связи с повышением информативности злоумышленников о ее состоянии. В связи с этим при разработке мер защиты необходимо закладывать определенный уровень избыточности, позволяющий увеличить срок их действия.

5. Непрерывность деятельности. Принцип непрерывности означает, что созданная и введения в действие система мер защиты действует постоянно, контрольные мероприятия и процедуры проводятся в соответствии с заданным режимом на систематической основе. С целью систематизации проводимых мероприятий составляются планы деятельности службы безопасности.

6. Дифференцированность. Принцип дифференцированности предусматривает применение эффективных мер защиты в соответствии с характером угрозы и уровнем рисков экономических потерь в результате ее реализации.

7. Комбинированность. Принцип комбинированности или комплексности, вытекающий из принципа дифференцированности, предполагает сочетание превентивных (предупредительных) и реактивных (последующих) мер, проводимых в соответствии со сложившейся ситуацией, различных форм деятельности (гласной и негласной), различных применяемых средств (материальных, финансовых. информационных, технических и т.д.), сотрудничество с внешними государственными органами и специализированными организациями.

8. Координация. Принцип координации лежит в основе согласования, во-первых, деятельности различных подразделений службы экономической безопасности и иных структурных подразделений хозяйствующего субъекта и, во-вторых, различных мер, процедур и способов обеспечения экономической безопасности (правовых, организационных, технических, программных, аналитических). Принцип координации вытекает из принципа рациональности использования средств и сил на обеспечение безопасности, который также предполагает согласование мероприятий не только в рамках службы безопасности между ее различными подразделениями, но и с другими службами экономического субъекта: финансовой, бухгалтерской, юридической, кадровой и т.д.

9. Подконтрольность. Принцип подконтрольности системы обеспечения экономической безопасности руководству сyбъекта предпринимательской деятельности вытекает из ее цели - обеспечение условий функционирования хозяйствующего субъекта. Иерархическая соподчиненность целей различных систем (экономической в лице хозяйствующего субъекта и обеспечения экономической безопасности) предполагает иерархию подчиненности и самих систем.

10. Адаптивность (гибкость управления и применения). Принцип адаптивности предполагает возможную корректировку механизмов защиты в процессе их функционирования в связи с тем, что процесс их создания проходит в условиях неопределенности, которые в последующем устраняются.

11. Открытость. Принцип открытости алгоритмов и механизмов защиты следует из правила, что знание алгоритмов работы системы экономической безопасности не должно позволять преодолеть их.

12. Простота. Принцип простоты применения средств и мер экономической безопасности предполагает создание условий работы сотрудников хозяйствующего субъекта, не мешающих им исполнять свои должностные обязанности.

13. Унификация. Принцип унификации средств защиты является следствием высокого уровня сложности современных систем защиты, требующего высокой квалификации сотрудников службы экономической безопасности. Данный принцип предполагает создание единообразных механизмов с целью упрощения их администрирования» [15].

Переходя от общего к частному, можно привести еще два перечня.

Козловский Е.А. выделяет следующие требования.

«Основные требования к структурно-функциональной схеме управления исследованием недр, воспроизводством минерально-сырьевой базы и недропользованием на начальном этапе:

- преемственность. Подведомственные предприятия, учреждения и акционерные общества формируются на базе функционирующих в настоящее время организаций с учетом восполнения выбывших (ликвидированных) в процессе реформирования;

- сохранение единства науки и практики. Российская горно-геологическая школа формировалась в течение столетий, опираясь на принцип триединства науки, образование и практики. Она давно получила мировое признание, и ее потенциал должен быть сохранен. Четкое разделение геологической науки и практики отсутствует. В геологоразведочном процессе оно и не может существовать «по определению», в силу чего подведомственные организации должны отвечать научно производственному принципу. По этому принципу могут быть агрегированы научные и производственные организации;

- обеспечение непрерывного и полного сбора, хранения и многовариантной обработки информации. Главным результатом геологического изучения недр является информация об их строении и составе. Основой для управления фондом недр является информация о качественных и количественных характеристиках недропользования. Структурно-функциональная схема управления должна обеспечить сбор и концентрацию всей геологической информации и информации о процессах недропользования на федеральном уровне с распределенными составляющими на уровне субъектов Федерации и федеральных округов, а также доступ к этой информации в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

- обеспечение выполнения перечня перспективных задач и согласованных государственных программ работ по изучению недр и воспроизводству МСБ России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья» [17].

Согласно закону «О недрах»:

«Статья 23. Основные требования по рациональному использованию и охране недр

Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:

1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;

3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;

7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении отходов I - V классов опасности, сбросе сточных вод, размещении в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд;

9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;

11) предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения или резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого водоснабжения» [2].

В статье Воробьева А.Е. «Решение проблемы воспроизводства минеральных ресурсов литосферы на основе использования биосфероулучшающих технологий» приведены следующие принципы:

«В настоящее время крайне необходима разработка и использование принципиально новой концепции освоения минеральных ресурсов.

Данная концепция должна базироваться на следующих основных принципах:

1. Предварительная и целенаправленная геохимическая подготовка месторождений полезных ископаемых (расположенных на месте естественного залегания в литосфере) к последующему их освоению, проводимая еще на стадии геологоразведки.

2. Обеспечение техногенного геохимического воспроизводства минеральных ресурсов (не путем их поиска и разведки, как понимают данный термин геологи, а за счет искусственного рудообразования) как на дневной поверхности, так и в недрах.

3. Контролируемое изменение состояния сбрасываемых минеральных отходов добычи и переработки, адаптированное к геохимическим особенностям ландшафта, расположения и функционирования горного предприятия» [11].

Таким образом, согласно приведенным перечням к основным принципам можно отнести: законность, комплексность, своевременность, системность и плановость, целесообразность, непрерывность, преемственность, информационность, единство науки и практики и т. д. Конкретные принципы и требования обеспечения безопасности предполагают предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, предотвращение загрязнения недр при проведении работ, охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.165.247 (0.04 с.)