Механизмы обеспечения региональной сырьевой безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизмы обеспечения региональной сырьевой безопасности



В статье Козловкого Е.А. содержится следующее. «Геология всегда была фундаментом экономики. России нужна новая государственная минерально-сырьевая политика, основанная на долговременной системе исследования недр, научно и организационно входящая исполнительным звеном в эту систему. Предлагается комплекс мер, направленных на повышение уровня экономической (прежде всего минерально-сырьевой) безопасности России и постсоветского пространства.

Во-первых, необходимо активизировать деятельность геологической службы страны, перестроив систему управления процессом исследования недр. Нынешняя система управления себя не оправдала. Она привела к снижению научно-практического потенциала геологии, потере серьезного научного задела, развалу территориальных геологических организаций и производственно-технического обеспечения, потере квалифицированных кадров. Необходимо обеспечить принципиальный перелом в государственной политике в сфере геологического изучения недр, воспроизводстве минерально-сырьевой базы, структуре геологической службы страны и ее государственного сектора, управления геологическими исследованиями и геологоразведочными работами.

Во-вторых, необходимо поднять уровень исследования недр, образовав для этого Государственный комитет по геологии и недропользованию (Министерство геологии и недропользования), возложив на него:

- восстановление системы стратегического исследования недр с целью создания перспективного задела обеспечения страны важнейшими видами полезных ископаемых;

- научно-аналитическую разработку минерально-сырьевой политики на длительную перспективу (20, 30, 50 лет);

- анализ и оценку перспектив потребления, экспорта, импорта минерального сырья и разработку предложений по покрытию дефицита;

- разработку предложений по созданию запасов минерального сырья и материалов для обеспечения деятельности государства в особых условиях;

- разработку приоритетных интересов государства по минерально-сырьевым ресурсам и материалам в других регионах и странах, выработку политических и экономических предложений для проведения в жизнь поставленных задач;

- отработку стратегических и тактических лагов государства, исходя из главной задачи - поступления в страну минерального сырья, особенно стратегически важного;

- анализ и оценку действующих нормативно-правовых документов на соответствие их стратегическим целям государства и выработку предложений по их усовершенствованию;

- контроль и оценку государственного минерально-сырьевого баланса и т.д.;

- обеспечение защиты геологических интересов России на мировом уровне и др.

В-третьих, необходима перестройка структурно-функциональной схемы управления исследованием недр, воспроизводством минерально-сырьевой базы и недропользованием, предлагаемого Государственного комитета по геологии и недропользованию (Министерства геологии и недропользования). Она должна представлять вертикально интегрированную систему, включающую отраслевые федеральные органы исполнительной власти и научно-производственные предприятия и объединения, им подведомственные или ими координируемые.

Структурно-функциональную схему управления желательно иметь двухуровневую. Первый уровень - административно-управленческий, реализующий функции и осуществляющий полномочия Комитета по геологии и недропользованию. Второй уровень - научно-производственный, решающий задачи, необходимые для обеспечения реализации функций и осуществления полномочий Государственного комитета по геологии и недропользованию, вплоть до осуществления полного цикла геологоразведочного процесса и оценки государственно значимых месторождений полезных ископаемых» [17].

Так как сырье используется для обеспечения продовольственной безопасности, на основании Указа Президента РФ от 30.01.2010 N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации", исходя из взаимосвязи продовольственной и сырьевой безопасности можно использовать приведенные в Указе положения как для продовольственной, так и для сырьевой безопасности:

«Механизмы обеспечения продовольственной безопасности устанавливаются в соответствующих нормативных правовых актах, определяющих условия функционирования экономики страны и ее отдельных отраслей, обеспечиваются финансовыми ресурсами федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Меры и механизмы, обеспечивающие продовольственную безопасность, направлены на надежное предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности и должны разрабатываться одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития страны.

Правительство Российской Федерации обеспечивает ежегодную разработку балансов ресурсов и использования основных видов сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия.

В сфере производства и оборота сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия предстоит осуществить меры, направленные на:

- оптимизацию межотраслевых экономических отношений, которые стимулировали бы рост темпов расширенного воспроизводства, привлечение инвестиций и внедрение инноваций в сельском и рыбном хозяйстве;

- стабилизацию ценовой ситуации и формирование механизмов ценообразования на основе индикативных цен на основные виды продукции;

- совершенствование системы поддержки кредитования в целях обеспечения доступности для большинства товаропроизводителей краткосрочных и инвестиционных кредитов;

- создание условий для реализации потенциала зон опережающего экономического роста с агропромышленной и рыбохозяйственной специализацией в субъектах Российской Федерации, учет этого фактора при формировании перспективной системы расселения;

- стимулирование развития интеграции и кооперации в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;

- ускоренное развитие инфраструктуры внутреннего рынка;

- разработку и реализацию программ технологической модернизации, освоение новых технологий, обеспечивающих повышение производительности труда и ресурсосбережения в сельском и рыбном хозяйстве, пищевой промышленности;

- формирование общего продовольственного рынка и единой товаропроводящей сети в рамках таможенного союза государств - членов Евразийского экономического сообщества;

- совершенствование государственной торговой политики, регулирование рынков сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, включая закупки для государственных нужд, обеспечивающие расширение спроса на продукцию отечественного производства.

В области организации и управления обеспечением продовольственной безопасности необходимо:

- совершенствовать нормативную правовую базу функционирования агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, исходя из основных направлений и механизмов реализации положений настоящей Доктрины;

- осуществлять мониторинг, прогнозирование и контроль состояния продовольственной безопасности;

- оценивать устойчивость экономики страны к изменениям на мировых рынках продовольствия и изменениям природно-климатического характера;

- оценивать устойчивость продовольственного снабжения городов и регионов, зависимых от внешних поставок пищевых продуктов;

- сформировать государственные информационные ресурсы в сфере обеспечения продовольственной безопасности» [7].

Используя закон «О безопасности», приведем статью 3 этого закона, а затем выделим подходящее для региональной сырьевой безопасности.

«Статья 3. Содержание деятельности по обеспечению безопасности

Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:

1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;

2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;

3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности;

4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;

5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;

7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;

8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;

9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;

10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;

11) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации» [1].

Итак, деятельность по обеспечению региональной сырьевой безопасности должна включать в себя:

1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз региональной сырьевой безопасности;

2) определение основных направлений региональной политики и стратегическое планирование в области обеспечения региональной сырьевой безопасности;

3) правовое регулирование в области обеспечения региональной сырьевой безопасности;

4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз региональной сырьевой безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;

5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения региональной сырьевой безопасности;

6) организацию научной деятельности в области обеспечения региональной сырьевой безопасности;

7) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения региональной сырьевой безопасности;

8) финансирование расходов на обеспечение региональной сырьевой безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;

9) международное и межрегиональное сотрудничество в целях обеспечения региональной сырьевой безопасности;

10) осуществление других мероприятий в области обеспечения региональной сырьевой безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

«К мерам с целью предотвращения или минимизации возможных угроз сырьевой безопасности относится:

во-первых, осуществление перехода к рациональному сочетанию административных методов регулирования в области природопользования;

во-вторых, развитие правовой базы в целях стимулирования инновационного и инвестиционного процессов в сфере природопользования;

в-третьих, оптимизация объема и расширение диверсификации источников инвестиций при воспроизводстве, потреблении и охране природных ресурсов;

в-четвертых, усовершенствование механизма государственного и регионального регулирования экспортно-импортных операций в сфере природных ресурсов;

в-пятых, осуществление государственной и региональной поддержки научных исследований как важнейшей исходной части технологического цикла в области изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов;

в-шестых, углубление и совершенствование экономического механизма природопользования;

в-седьмых, создание федерального фонда резервных месторождений полезных ископаемых и иных видов природных ресурсов» [31].

В своей статье О.С. Нагаева и Н.Я. Шапарев пишут следующее:

«Одно из главных условий выхода ресурсного региона на траекторию устойчивого развития — формирование нового экономического механизма природопользования, обеспечивающего рациональное использование природных ресурсов и создание достаточного запаса устойчивости долговременного социально-экономического развития региона.

Основу такого механизма должна составлять система платежей за природные ресурсы, обеспечивающая выполнение ряда функций:

- создание финансовых условий для обеспечения достойного уровня жизни нынешних и будущих поколений ресурсного региона;

- стимулирование рационального и комплексного использования природных ресурсов;

- обеспечение необходимыми финансовыми средствами защиты, охраны, возобновляемости природных ресурсов и воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- формирование финансовых условий устойчивого развития экономики региона в период после истощения основной части невозобновляемых природных ресурсов» [23].

Так, можно сделать вывод, что каждый источник определяет различные механизмы обеспечения сырьевой безопасности. Однако, есть общее в некоторых из них, например, осуществление прогнозирования, мониторинга, контроля, анализа и оценки угроз.

Таким образом, для успешного обеспечения сырьевой безопасности каждому отдельному региону необходимо развивать собственные направления сырьевой безопасности, определять наиболее эффективные механизмы защиты от угроз и нивелирования рисков деятельности.

 

 

Заключение

Проанализировав все перечисленные определения, можно сделать вывод, что каждый ученый (или другой источник) дает собственную трактовку сущности сырьевой безопасности. В рассмотренных определениях нет ничего общего. Одни специалисты определяют сырьевую безопасность как обеспеченность сырьем некоторых субъектов, другие – как комплекс государственных мер по сырьевому обеспечению. В работе придерживается точка зрения Н. Н. Карзаевой, которая определяет сырьевую безопасность как «состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы минерально-сырьевой базе региона, государства» [15].

В ходе работы был сделан вывод, что в зоне внимания при обеспечении региональной сырьевой безопасности должны находиться такие опасности как исчерпаемость ресурсов, сокращение финансирования со стороны государства, прекращение обновления основных фондов, разрушение государственной геологической службы. Также, в ходе обучения, было выявлено, что для сырьевой безопасности существуют еще такие опасности как стихийные бедствия, война, преступность.

Каждая опасность реализуется только в конкретной ситуации, когда объект сырьевой безопасности подвергается определенным угрозам.

Исходя из перечисленных определений угрозы, можно понять, что некоторые из ученых определяет угрозу как «совокупность факторов и условий», другие – как «процесс, событие, явление, действие», но все рассмотренные определения дают ситуативную оценку угрозе как потенциально возможному событию (ситуации), которое несет негативный характер для объекта безопасности и может привести к нанесению ущерба. Определения конкретно для угрозы региональной сырьевой безопасности специалисты не дают.

В ходе исследования других перечней угроз региональной сырьевой безопасности найдено не было. Это может быть обусловлено тем, что сырьевая безопасность еще не до конца изучена и недостаточно описана в специальной литературе, а также не регулируется никаким отдельным нормативно-правовым актом.

Последствия от реализации угроз региональной сырьевой безопасности, перечисленных в данной работе, можно назвать риском.

На основании всех перечисленных определений риска можно сделать вывод, что риск всегда предполагает вероятностный характер исхода и неопределенность ситуации при ее осуществлении, при этом в основном под словом риск чаще всего понимают вероятность получения неблагоприятного результата (потерь). Из всех приведенных определений наиболее отличается определение Лопатникова Л.И., говорящее, что риск — мера несоответствия различных результатов.

Все перечисленные в работе риски можно относить и к региональной сырьевой безопасности. Конкретизируя, можно выделить такие риски, как потеря питьевой воды (например, в результате загрязнения), утрата полезных ископаемых и утрата природных ресурсов в результате неограниченного использования и потребления.

Таким образом, после определения опасностей, угроз и рисков региональной сырьевой безопасности, были обозначены какие субъекты могут обеспечить данный вид безопасности и какие именно объекты нуждаются в защите.

Таким образом, был сделан вывод, что все источники выделяют органы государственной власти и местного самоуправления, что неудивительно, так как они являются субъектами для обеспечения любой безопасности. Наиболее конкретно для сырьевой безопасности субъекты выделены в Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации, которую дает официальный сайт Роснедр.

Таким образом, согласно приведенным перечням к основным принципам можно относить: законность, комплексность, своевременность, системность и плановость, целесообразность, непрерывность, преемственность, информационность, единство науки и практики и т. д. Конкретные принципы и требования обеспечения безопасности предполагают предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, предотвращение загрязнения недр при проведении работ, охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и др.

Проанализировав вышеперечисленное, можно понять, что все приведенные перечни и характеристики объектов региональной сырьевой безопасности практически одинаковы. Как правило, они представлены сельскохозяйственными угодьями, лесами, реками, озерами, морями, полезными ископаемыми и т. д.). Отличия состоят преимущественно в полноте раскрытия и конкретизации объектов. Однако, среди исследователей выделяется Гарькина В.С., принимающая в качестве объектов интересы региональных ресурсодобывающих предприятий.

Проанализировав определения механизмов из различных источников, был сделан вывод, что общим в определениях является то, что механизм обеспечения безопасности – это совокупность мер. Различия состоят в том, что эти меры могут быть направлены на предотвращение угроз, обеспечение устойчивого развития, обеспечение достижения целей безопасности и решения поставленных задач, обеспечение непрерывного функционирования в условиях динамичности среды.

Далее, был сделан вывод, что каждый источник определяет различные механизмы обеспечения сырьевой безопасности. Однако, есть общее в некоторых из них, например, осуществление прогнозирования, мониторинга, контроля, анализа и оценки угроз.

Таким образом, для успешного обеспечения сырьевой безопасности каждому отдельному региону необходимо развивать собственные направления сырьевой безопасности, определять наиболее эффективные механизмы защиты от угроз и нивелирования рисков деятельности.

Библиографический список

Нормативно-правовые акты:

1. О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) / Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 14.12.2018)

2. О недрах: Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 30.09.2017) / Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 14.12.2018)

3. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 / Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 01.12.2018)

4. О Стратегии развития минерально-сырьевой базы РФ до 2035 года: Постановление Правительства РФ от 22.12.2018 № 2914-р / Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 14.01.2019)

5. О Стратегии развития минерально-сырьевой базы РФ до 2030 года: версия от 12.09.2016 / Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 14.12.2018)

6. О Стратегии развития геологической отрасли до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 21.06.2010 № 1039-р / Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 01.12.2018)

7. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30.01.2010 N 120 / Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 01.12.2018)

Литература:

           8. Быков, А.А., Мурзин Н.В. Проблемы анализа безопасности человека, общества и природ / А.А. Быков, Н.В. Мурзин. – СПб.: Наука, 1997. – 247 с.

9. Василевская, Д.В. Национальная минерально-сырьевая безопасность: проблемы законодательного обеспечения / Д.В. Василевская // Аграрное и земельное право. - 2008. - №2. - 120 с.

10. Воробьев, А.Е. Национальная минерально-сырьевая безопасность России / А.Е. Воробьев // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). - 2002. - №3. - С.42-48.

11. Воробьев, А.Е. Решение проблемы воспроизводства минеральных ресурсов литосферы на основе использования биосфероулучшающих технологий / А.Е. Воробьев // Вестник РУДН - 2003. - №2. - С.140-148.

12. Гарькина, В.С. Сырьевые технологические цепочки как основа обеспечения региональной экономической безопасности Северо-западного федерального округа / В.С. Гарькина // Сборник материалов II межвузовской научно-практической конференции. - 2014. - №2. - С.189-191.

13. Грабовый, П.Г., Петрова, С.Н., Полтавцев, С.И. Риски в современном бизнесе / П.Г. Грабовый., С.Н. Петрова, С.И. Полтавцев - М: АЛАНС, 1994. – 237 с.

14. Касьяненко, А.А. Современные методы оценки рисков в экологии / учебное пособие. - М.: Изд-во РУДН 2008. - 271 с.

15. Карзаева, Н.Н. Экономическая безопасность: учебное пособие / Н.Н. Карзаева (1-6 гл.), А.С. Бабанская (4 гл.) - М.: Изд-во РГАУ-МСХА, 2016. - 246 с.

16. Климова, Н.В. Продовольственная безопасность — основа обеспечения экономической безопасности региона. / Н.В. Климова // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 9 (часть 1) – С. 214-219.

17. Козловский, Е.А. Минерально-сырьевой комплекс и национальная безопасность России / Е.А. Козловский // Пространство и Время. - 2011. - №1(3). - С. 115-119.

18. Корелин, В.В. Инструменты обеспечения экономической безопасности промышленного предприятия / В.В. Корелин, Н.Г. Габуниа // Известия СПбГЭУ. - 2016. - №4 (100). - С.114-116.

19. Кривошеин, Д.А. Основы экологической безопасности производств: Учебное пособие. / Д.А. Кривошеин. - Санкт-Петербург: Лань, 2015 - 336 с.

20. Локтионова, Ю. А. Механизм обеспечения экономической безопасности предприятия/ Ю.А. Локтионова // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - №3 (049). - С.93-99.

21. Лопатников, Л.И. Экономико-математический словарь. / Л.И. Лопатников. - М.: Наука, 1987. - 520 с.

22. Медведев Е.В. Концепт "опасность" в нормативно-правовой интерпретации / Е.В. Медведев // Журнал "Право и безопасность". - 2012. - №3. - С. 120-124.

23. Нагаева, О.С. Роль платежей за природные ресурсы в создании условий устойчивого развития региона / О.С. Нагаева, Н.Я. Шапарев // Регионология. 2008. - №3. - С. 227-235.

24. Саттаров, Е.А. Минерально-сырьевая безопасность и национальные интересы страны / Е.А. Саттаров // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону. - 2014. - 193 с.

25. Сенчагов, В.К. Экономическая безопасность России: общий курс: учебник // под ред. В.К. Сенчагова, 2-е изд. - М.: Дело, 2005. - 896 с.

26. Снакин, В.В., Пузаченко Ю.Г., Макаров С.В. Толковый словарь по охране природы / В.В. Снакин, Ю.Г. Пузаченко, С.В. Макаров, - М.: Экология, 1995. - 592 с.

27. Чурикова, Е.А. Механизм обеспечения экономической безопасности государства и его регионов / Е.А. Чурикова // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2016. - №2. - С.42-48.

28. Шеломенцев, А.Г. Оценка влияния освоения минерально-сырьевых ресурсов на экономическую безопасность России / А.Г. Шеломенцев // Журнал "Экономика региона". - ФГБУН "Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук".- 2012. - №2. - 144-155 с.

29. Юрьев, В.М. Россия в системе координат постиндустриального развития / В.М. Юрьев // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - №12. - С. 299-309.

Электронные ресурсы:

30. Безопасность / Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 10.11.2017)

31. Безопасность природно-ресурсного комплекса / Лайф-прог. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://life-prog.ru/ (дата обращения: 14.12.2017)

32. Внутренняя и внешняя экономическая безопасность / Автор24 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://avtor24.ru/ (дата обращения: 10.11.2017)

33. Главные угрозы для безопасности России / Студбукс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studbooks.net (дата обращения: 01.12.2017)

34. ГОСТ Р 53114-2008 / Комплексдок. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.complexdoc.ru (дата обращения: 01.12.2017)

35. Механизм обеспечения экономической безопасности. / New Inspire.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://newinspire.ru/l/2/25/1061-mekhanizm (дата обращения: 14.12.2017)

36. Минерально-сырьевая безопасность страны (региона): понятие, сущность, правовые основы / Студопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.org/4-146797.html (дата обращения: 10.11.2017)

37. Обеспечение минерально-сырьевой безопасности России в условиях глобализации мирохозяйственных связей / Экономическая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy-lib.com/ (дата обращения: 10.11.2017)

38. Объект и предмет экономической безопасности / Лекции.орг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lektsii.org/1-6202.html (дата обращения: 14.12.2017)

39. Основные проблемы сырьевой безопасности России / Информационно-аналитические материалы Государственной Думы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iam.duma.gov.ru/node/8/4478/14898 (дата обращения: 10.11.2017)

40. Понятие и виды рисков / Студопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.ru (дата обращения: 01.12.2017)

41. Прогнозирование национальной безопасности / Студбукс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studbooks.net (дата обращения: 01.12.2017)

42. Региональная безопасность в Российской Федерации: теория, политика и стратегия обеспечения / ДиБэйз. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dibase.ru/ (дата обращения: 01.12.2017)

43. Словарь терминов по курсу «Финансы, деньги и кредит» / Пандиа.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pandia.ru (дата обращения: 01.12.2017)

44. Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2030 года. / Роснедра. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosnedra.gov.ru (дата обращения: 14.12.2017)

45. Угроза безопасности / Википедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 01.12.2017)

46. Уровни построения системы экономической безопасности / Студми.орг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studme.org/ (дата обращения: 14.12.2017)

47. Экономическая безопасность / Аllbest.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://allbest.ru (дата обращения: 14.12.2017)

48. Экономическая безопасность / Сenter-yf.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://center-yf.ru (дата обращения: 14.12.2017)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.059 с.)