Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Риски региональной сырьевой безопасности

Поиск

«Риск– вероятность неполучения ожидаемого дохода или получения финансовых потерь» [43].

Согласно Указу Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" «"Риск в области экономической безопасности" — возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере в связи с реализацией угрозы экономической безопасности» [3].

«Риск — это экономическая категория, отражающая возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода производственно-хозяйственной, финансовой и (или) инновационной деятельности, неотъемлемый элемент деятельности в условиях рынка. Риск — это вероятность возникновения убытков или снижения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом» [40].

Согласно экономико-математическому словарю Лопатникова Л.И. «риск — мера несоответствия между разными возможными результатами принятия определенных стратегий» [21].

Еще одно определение рисков дают Грабов П.Г. и др. в книге «Риски в современном бизнесе». «Риск — вероятность (угроза) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной или финансовой деятельности» 13].

Согласно учебнику Карзаевой Н.Н. "Экономическая безопасность", в том числе теме «Экономическая безопасность: роль и содержание» «риск — события материального или финансового ущерба при реализации различных видов угроз опасности, которые носят вероятный характер» [15].

На основании всех перечисленных определений можно сделать вывод, что общее в них в том, что риск всегда предполагает вероятностный характер исхода и неопределенность ситуации при ее осуществлении, при этом в основном под словом риск чаще всего понимают вероятность получения неблагоприятного результата (потерь). Из всех приведенных определений наиболее отличается определение Лопатникова Л.И., говорящее, что риск — мера несоответствия различных результатов.

Согласно Стратегии развития минерально-сырьевой базы РФ до 2030 года от 12.09.2016, выделяют следующие риски сырьевой безопасности:[5]

1. Внешние риски:

· труднопредсказуемые резкие колебания мировых цен на экспортируемое минеральное сырье, связанные с этим падение доходов государственного бюджета и ухудшение макроэкономических показателей;

· диверсификация импорта традиционными покупателями российского сырья и поиск ими альтернативных поставщиков;

· дискриминационные меры, в том числе, экономические санкции, накладываемые как на Российскую Федерацию, так и на ее потенциальных партнеров (покупателей и/или поставщиков минерально-сырьевой продукции);

· обострение международной конкуренции, во-первых, за обладание минерально-сырьевыми базами и ресурсами, во-вторых, за мировые и региональные рынки сбыта минерального сырья, а в-третьих, за инвестиции в геологоразведку.

2. Внутренние риски общеэкономического характера:

· низкий по сравнению с развитыми странами уровень внутреннего потребления минерального сырья и продуктов его переработки;

· избыточно высокая энерго- и материалоемкость экономики и промышленности России в сравнении с развитыми странами;

· масштабный экспорт минерально-сырьевых и энергетических ресурсов и связанная с этим зависимость российской экономики, бюджетной и социальной сферы от конъюнктуры мировых рынков минерального сырья;

· наличие диспропорций между географо-экономическим размещением сырьевой базы, инфраструктуры, перерабатывающих предприятий и потребителей минерального сырья;

· негативное воздействие добывающих и перерабатывающих производств на природную среду, особенно в старых горных и нефтегазовых регионах, и связанные с этим социальные проблемы.

3. Внутренние риски отраслевого характера:

· постепенное исчерпание запасов высокорентабельных месторождений нефти, газа и твердых полезных ископаемых; ухудшение качества руд, песков и флюидов вновь открываемых и вводимых в эксплуатацию месторождений;

· острый дефицит и невысокие перспективы выявления в России высококачественных запасов бокситов, марганцевых, урановых руд и некоторых других стратегических полезных ископаемых;

· отсутствие в России некоторых высокорентабельных, превалирующих в мире геолого-промышленных типов месторождений полезных ископаемых и невысокая вероятность их выявления;

· исчерпание сырьевой базы крупных градообразующих горных предприятий, построенных еще в середине ХХ века, в том числе, в удаленных, депрессивных и геополитически значимых регионах, и связанный с этим отток населения;

· исчерпание поискового задела (потенциал открытия крупных, высококачественных месторождений в старых рудных и нефтегазовых провинциях в значительной степени исчерпан);

· вероятностный характер положительных результатов ГРР ранних стадий и, как следствие этого, высокие риски инвестирования в развитие МСБ;

· низкая востребованность значительной части разведанных запасов месторождений распределенного и нераспределенного фонда недр, в том числе, находящихся в относительно благоприятной инфраструктурной обстановке;

· дисбаланс между созданными добычными мощностями, прогнозируемыми и фактическими уровнями добычи некоторых полезных ископаемых, возникающий вследствие несовершенства отраслевых механизмов регулирования;

· отставание отечественных технологий и технических средств для ГРР от уровня, достигнутого ведущими зарубежными странами; неспособность российских производителей технических средств и программного обеспечения удовлетворить потребности предприятий геологической отрасли и, как следствие этого, высокая степень технико-технологической зависимости от импорта на всем цикле работ от геологического изучения недр до переработки полезных ископаемых; технико-технологическая отсталость многих предприятий, старение и износ основных фондов;

· резкое снижение объемов общегеологического изучения территории Российской Федерации и ее континентального шельфа;

· низкий уровень финансирования НИОКР, как в структуре государственного заказа, так и структуре затрат компаний-недропользователей; как следствие этого, низкий уровень инноваций, необходимость заимствования технологий, деградация научных школ по фундаментальным и прикладным направлениям геологических исследований;

· существенно снизившийся с советских времен уровень высшего образования, низкая привлекательность профессии геолога, дефицит квалифицированных кадров в области геологического изучения недр, прогноза, поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.

    Также рассмотрим перечень рисков, определенных в Стратегии развития минерально-сырьевой базы РФ до 2035 года от 22.12.2018 № 2914-р:[4]

    Внешние риски:

- колебание мировых цен на минеральное сырье и связанное с ним возможное падение доходов российских компаний и поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;

- появление на мировых рынках новых крупных поставщиков минеральных ресурсов, осуществляющих масштабную добычу нетрадиционных видов углеводородного сырья (нефти и газа из сланцевых отложений), а также разрабатывающих высококачественные месторождения твердых полезных ископаемых (фосфорных руд, никеля, марганцевых и хромовых руд);

- обострение конкуренции между российскими и зарубежными компаниями - поставщиками сырьевой продукции в условиях введения санкций в отношении доступа российских организаций топливно-энергетического комплекса к некоторым современным технологиям и оборудованию, привлечения долгосрочного финансирования и организации совместных проектов с иностранными партнерами;

- структурные изменения экономики зарубежных стран, развитие альтернативной энергетики, проявление негативной политической и экономической конъюнктуры.

    Внутренние риски:

- недостаточные объемы регионального геологического изучения недр территории Российской Федерации и ее континентального шельфа;

- сокращение бюджетного финансирования работ по геологическому изучению недр и прогнозированию месторождений полезных ископаемых, направленных на формирование "поискового задела", при отсутствии возможности проведения региональных исследований за счет частных инвестиций;

- отсутствие в России рынка рискового капитала, за счет которого в развитых странах финансируется значительная часть геологоразведочных работ ранних стадий;

- постепенное исчерпание запасов разрабатываемых месторождений углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых, в том числе в районах градообразующих предприятий и геополитически значимых регионах России;

- острый дефицит и низкая вероятность выявления в России месторождений высококачественных руд отдельных стратегических полезных ископаемых, в том числе алюминия, марганца, хрома, урана, некоторых редких металлов; наличие диспропорций в географическом размещении месторождений, объектов инфраструктуры, перерабатывающих предприятий и потребителей минерального сырья;

- негативное влияние недропользования на окружающую среду, особенно в старых горных и нефтегазоносных регионах, и связанные с этим экологические и социальные проблемы; недостаточная степень информатизации геологической отрасли, ограниченность и несовершенство автоматизированных систем сбора, обработки, хранения, поиска и предоставления в пользование цифровой геологической информации;

- дефицит квалифицированных кадров в области геологического изучения недр, разрыв связей в системе "образование - наука - производство".

Исходя из тесной взаимосвязи сырьевой и продовольственной безопасности и на основании этого используя Указ Президента РФ от 30.01.2010 N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" можно выделить следующий перечень рисков:

«- макроэкономические риски, обусловленные снижением инвестиционной привлекательности отечественного реального сектора экономики и конкурентоспособности отечественной продукции, а также зависимостью важнейших сфер экономики от внешнеэкономической конъюнктуры;

- технологические риски, вызванные отставанием от развитых стран в уровне технологического развития отечественной производственной базы, различиями в требованиях к безопасности пищевых продуктов и организации системы контроля их соблюдения;

- агроэкологические риски, обусловленные неблагоприятными климатическими изменениями, а также последствиями природных и техногенных чрезвычайных ситуаций;

- внешнеторговые риски, вызванные колебаниями рыночной конъюнктуры и применением мер государственной поддержки в зарубежных странах» [7].

Стратегия развития геологической отрасли до 2030 года от 21.06.2010 определяет следующие риски:[6]

    Макроэкономические риски связаны с возможным ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры, со снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, с высокой инфляцией, кризисом банковской системы и возникновением бюджетного дефицита.

    Источниками возникновения таких рисков являются:

- снижение объемов выпуска продукции наиболее ресурсоемких отраслей экономики;

- неблагоприятное изменение внутренней и внешней конъюнктуры в смежных отраслях экономики;

- недостаток мощностей и низкий технический уровень развития отечественного приборо- и машиностроения для геологической отрасли;

- несоответствие объема выделяемых государственных инвестиций на геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы требованиям настоящей Стратегии.

    Нестабильность международной обстановки может оказать негативное влияние на реализацию проектов с участием зарубежных партнеров, объемы международного кооперационного сотрудничества, а также на снижение инвестиционной привлекательности и рейтинга кредитного доверия к геологической отрасли со стороны кредитных организаций и международных финансовых институтов.

    Операционные риски связаны с недостатками в процедурах управления, поддержки и контроля за реализацией настоящей Стратегии, в том числе с недостатками нормативно-правового обеспечения. Эффективное и динамичное развитие геологической отрасли во многом зависит от создания благоприятного правового климата для инновационного развития. Несвоевременное внесение назревших изменений в нормативную правовую базу может стать источником серьезных трудностей на пути эффективного и динамичного развития отрасли.

    К операционным рискам следует отнести возможное перепрофилирование геологических организаций при их приватизации.

    Социальные    риски    обусловлены    дефицитом высококвалифицированных кадров геологической отрасли для осуществления научных исследований, геологоразведочных работ и полномочий на федеральном и региональном уровнях.

    Научно-технологические риски возникают при недостаточном финансировании работ, направленных на усиление научно-технического и инновационного развития геологической отрасли, создание и внедрение современных технологий.

    Риски  достижения  показателей  воспроизводства минерально-сырьевой базы определяются также вероятностным характером геологоразведочного процесса.

    Экономист Шеломенцев А.Г. в своей статье выделяет следующие риски сырьевой безопасности:[28]

— хищнические способы добычи полезных ископаемых;

— неэффективность применяемых технологий переработки сырья;

— необоснованно высокая степень воздействия природопользования на окружающую среду;

— социально-экономическими неэффективными формами привлечения рабочей силы вследствие тяжелых условий труда, низкого уровня оплаты труда и т. п.;

— распределение прибылей от добычи и переработки минерального сырья, противоречащее интересам регионов и России в целом (вывод капитала за границу);

— бесконтрольное пользование недрами иностранными компаниями;

— низкая эффективность контроля и надзора за рациональным использованием минеральных ресурсов, а также за охраной окружающей среды;

— неудовлетворительное состояние социальной инфраструктуры населенных пунктов, где проживает персонал горнодобывающих и геологических и компаний;

— накопление отходов добычи и переработки минерального сырья, также низкая степень их вовлечения в хозяйственный оборот;

— отсутствие обоснованной национальной стратегии хозяйственного освоения северных и приравненных к ним территорий.

Все перечисленные риски можно относить и к региональной сырьевой безопасности. Конкретизируя, можно выделить такие риски, как потеря питьевой воды (например, в результате загрязнения), утрата полезных ископаемых и утрата природных ресурсов в результате неограниченного использования и потребления.

    Проанализировав разные перечни рисков, можно сделать вывод, что все источники выделяют высокую степень воздействия природопользования на окружающую среду, низкую степень финансирования геологоразведочных работ, неэффективность применяемых технологий и техники, дефицит квалифицированных кадров, нестабильность международной обстановки, макроэкономические риски, внешнеторговые риски, постепенное исчерпание запасов минеральных ресурсов, колебания мировых цен на минеральное сырье. Отличается от всех источников перечень рисков в Стратегии развития минерально-сырьевой базы РФ до 2030 года. В нем различают внутренние риски общеэкономического и отраслевого характера, а также выделяются такие риски, как диверсификация импорта традиционными покупателями российского сырья и поиск ими альтернативных поставщиков; дискриминационные меры, в том числе, экономические санкции, накладываемые как на Российскую Федерацию, так и на ее потенциальных партнеров; обострение международной конкуренции, во-первых, за обладание минерально-сырьевыми базами и ресурсами, во-вторых, за мировые и региональные рынки сбыта минерального сырья, а в-третьих, за инвестиции в геологоразведку; избыточно высокая энерго- и материалоемкость экономики и промышленности России в сравнении с развитыми странами; наличие диспропорций между географо-экономическим размещением сырьевой базы, инфраструктуры, перерабатывающих предприятий и потребителей минерального сырья; отсутствие в России некоторых высокорентабельных, превалирующих в мире геолого-промышленных типов месторождений полезных ископаемых и невысокая вероятность их выявления; исчерпание поискового задела (потенциал открытия крупных, высококачественных месторождений в старых рудных и нефтегазовых провинциях в значительной степени исчерпан); вероятностный характер положительных результатов ГРР ранних стадий и, как следствие этого, высокие риски инвестирования в развитие МСБ.

Итак, все авторы определяют, что риск всегда предполагает вероятностный характер исхода и неопределенность ситуации при ее осуществлении, при этом в основном под словом риск чаще всего понимают вероятность получения неблагоприятного результата (потерь). Но чтобы нивелировать риски, регионам необходимо осуществить деятельность по повышению инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности отечественной продукции, развитию технологий в сфере производства, повышению требований к безопасности пищевых продуктов, регламентированию действий в случае природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, а также обратить внимание на безопасность природных ресурсов.

Таким образом, в зоне внимания при обеспечении региональной сырьевой безопасности должны находиться такие опасности как исчерпаемость минеральных ресурсов, сокращение финансирования со стороны государства, прекращение обновления основных фондов, разрушение государственной геологической службы, высокая степень воздействия природопользования на окружающую среду, дефицит квалифицированных кадров.

Определив опасности, угрозы и риски региональной сырьевой безопасности, можно обозначить какие субъекты могут обеспечить данный вид безопасности и какие именно объекты нуждаются в защите.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.51.35 (0.007 с.)