Глава 1. Теоретические и методологические основы формирования познавательных универсальных учебных действий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические и методологические основы формирования познавательных универсальных учебных действий



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….2

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

1.1. Понятие познавательные учебные действия, как психолого-педагогическая категория…………………………………………………………………...8

1.2. Способы формирования познавательных универсальных учебных действий на основе УМК «Школа России»…………………………………………………………………………17

Выводы по Главе 1………………………………………………………………30

Глава 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО УМК «ШКОЛА РОССИИ» ВО 2 КЛАССЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

2.1. Характеристика методик по выявлению познавательных учебных действий у учащихся 2 класса………………………………………………30

2.2. Технология формирования познавательных учебных действий во 2 классе результаты проведенного исследования…………………………………………………………………41

Выводы по Главе 2 ……………………………………………………………...51

Глава 3. Методические рекомендации родителям по формированию познавательных учебных действий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..57

ЛИТЕРАТУРА..……………………………………………………………......63

ГЛОССАРИЙ ПО ПОНЯТИЯМ

ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ

ПРИЛОЖЕНИИ

Введение

Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования определили необходимость формирования у младших школьников универсальных учебных действий (УУД). «Формирование способности и готовности учащихся реализовывать УУД позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе» [13, с. 5].

Развитие личности ребенка в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации [21, с. 121].

К познавательным УУД относятся: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщённые способы действий. Важная роль отводится использованию познавательных задач, под которыми понимают осмысление явлений и формулировку целей. Познавательные задачи проходят через весь учебный процесс, выполняя в нём самые различные функции: активизируют и мотивируют учащихся, побуждают их к учебной деятельности, удерживая ход процесса учения на высоком уровне, являясь инструментом для выявления результатов учения. От качества познавательных задач зависит качество знаний, умений и навыков и уровень развития способностей ребёнка.

В настоящее время перед педагогами стоит проблема в необходимости выявления педагогических условий и поиске путей эффективного формирования умений, необходимых для осуществления познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

В начальной школе предмет «Математика» является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий.

Этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.

Таким образом, уроки математики могут стать основой формирования познавательных универсальных учебных действий. Задачей педагога в этих условиях является использование всевозможных способов формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики.

На современном этапе модернизации образования подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым [13], Г.В. Бурменской [13], И.А. Володарской [13], Т.А. Глазковой [7], И.А. Гришановой [8], О.А. Карабановой [15], Л.Г. Петерсон [32] А.А. Пинским [35] и др.

Противоречия. Несмотря на то,что формированию познавательных учебных действий у младших школьников отводится много времени, все же существуют еще сложности в избрании и применении методов и способов, направленных на формирование познавательных учебных действий.

Проблема. Каковы эффективности способы организации учебного действия по формированию познавательных учебных действий.

С учетом актуальности, практической потребности и значимости была определена тема исследования: «Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики».

Целью исследования – теоретическое обоснование особенностей учебной деятельности и организация опытно-педагогической работы по изучению формирования познавательных учебных действий у младших школьников.

Для достижения данной цели необходимо было Объект: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет: познавательные универсальные учебные действия младших школьников на уроках математики.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза: мы предполагаем, что формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики будет более эффективно при соблюдении следующих условий:

- учет возрастных особенностей;

- систематическое использование заданий и упражнений, направленных на развитие словесно-логического мышления;

- развитие учебно-познавательного интереса к изучению математики

решить следующие задачи:

1.Изучить теоретические и методологические подходы формирования познавательных учебных действий.

2. Подобрать методы и методики изучения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

3. Выявить влияние разработанной системы упражнений на формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся младших классов на уроках математики.

4. Разработать методические рекомендации определению уровня формирования познавательных учебных действий у младших школьников.

Методологической основой исследования стали исследования:

· личностно-ориентированного подходаавтором которого признан известный психолог С. Л. Рубинштейн;

· деятельностный подход, разработанный в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова;

· а так же системный подход:целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин)[1];

· совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи);

· совокупности сущностей и отношений (А. Д. Холл, Р. И. Фейджин, поздний Л. фон Берталанфи).

Теоретической базой исследования является авторский коллектив УМК «Школа России»:- В.Г. Горецкий, М.И. Моро, А.А. Плешаков, В.П. Канакина, Л.М. Зеленина, Л.Ф. Климанова и др.

методы исследования:

- наблюдение;

-итоговые контрольные работы по математике (диагностика сформированности предметных умений и универсальных учебных действий);

-анализ результатов деятельности школьников.

База исследования: МБОУ СОШ№7 с. Миндяк Учалинский район. В опытно-педагогической работе эксперементного характера участвовали 5 человек: учащиеся 2 класса.

Теоретическая значимость. Состоит в том, что результаты данного исследования могут быть использованы студентами педагогических вузов при организации учебного процесса по предмету «Математика».

Практическая значимость. Разработаны апробацию программы опытно-педагогического эксперемента написаны рекомендации для учителей начальной школы могут быть использованы студентами во время прохождения педагогической практики.

Структура работы.

Данная работа состоит из 70 страниц, введения, трех глав, заключения В приложении представлено таблица со списком учащихся,диаграммы В списке использованной литературы представлено 50 источников.

Во введении обозначена актуальность и разработанность проблемы, объект, предметы, цели и задачи исследования.

В первой главе раскрываются теоретические основы проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.

Во второй главе представлены результаты экспериментальной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.

В третей главы рекомендации родителям по формированию познавательных учебных действий у младше школьника

После каждой главы сделаны краткие выводы по содержанию.

 

Выводы по 1 главе

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности.

Достаточный для младшего школьника уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований как существенного результата образования в начальной школе. Особое значение учебной деятельности в установлении другого типа взаимодействия учителя и учащихся: сотрудничество, совместная работа учителя и учеников, активное участие ребенка в каждом шаге учения. Психологическую составляющую этих результатов образуют универсальные учебные действия. Их разнообразие, специфика и доля участия в интеллектуальной деятельности положительно отражаются на качестве образовательного процесса [27, с. 6].

Универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий: обеспечение возможностей обучающегося самостоятель­но осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результа­ты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, фор­мирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Виды универсальных учебных действий: в составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Поскольку возраст 7 – 12 лет является сензитивным для развития мышления детей, то логические познавательные универсальные учебные действия в большей степени, чем ранее или в последующие годы, должны стать предметом овладения младшим школьником. Целостное восприятие образов, свойственное младшему школьнику выделяются свойства, существенные признаки, осуществляется сравнение, классификация (по выбранному признаку, свойству), на основе синтеза, обобщения предпринимаются попытки дать определения.

Основными технологиями формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики являются проблемное обучение, педагогика сотрудничества, дифференцированный и индивидуальный подход, информационно-коммуникационные технологии, компетентно-ориентированное обучение.

По мере становления личностных действий ребенка – самоопределения и смыслообразования, нравственно-этического оценивания – функционирование и развитие познавательных УУД – претерпевает значительные изменения – ведущей детерминантой становится личностное действие. Регуляция общения, и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что вторично приводит к изменению характера общения и Я-концепции ребенка. Познавательные действия составляют существенный ресурс достижения успеха и оказывают воздействие как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.

Таким образом, формирование у учащихся познавательных универсальных действий является одной из приоритетных целей образования. Познавательные действия являются центральными, так как представляют собой ведущий вид деятельности человека, сознательно направленный на получение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают учебно-познавательную компетентность, организацию учебно-познавательной деятельности и направлены на познавательное развитие личности. Познавательные УУД включают в себя общеучебные, логические, знаково‐символические действия, а также постановку и решение проблемы.

Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника определяются как универсальные действия, обеспечивающие организацию учебно-познавательной деятельности и направленные на познавательное развитие личности младшего школьника.

Младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий. Центральные психологические новообразования младшего школьника существенно повышают его познавательные возможности.

В формировании познавательных УУД математике отводится большая роль. При обучении математике развиваются такие свойства интеллекта, как математическая интуиция, логическое, пространственное, техническое, комбинаторное, алгоритмическое мышление, а также математические способности.

 

Выводы по Главе 2

Опытно-педагогическая работа по формированию познавательных учебных действий проводилась с детьми младшего школьного возраста в количестве 5 испытуемых (2 класс).

Основные этапы опытно-экспериментальной работы: I этап – констатирующий, направленный на выявление исходного уровня познавательных учебных действий у учащихся 2 класса; II этап – формирующий, целью которого было повышение уровня познавательных учебных действий у учащихся 2 класса; III этап – контрольный, направленный на выявление изменений в уровне познавательных учебных действий у учащихся 2 класса.

Изучив научную литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что к познавательным учебным действиям относятся три большие группы: общеучебные учебные действия,   логические учебные действия,  действия постановки и решения проблем.

По итогам стартового этапа исследования мы выявили, что у детей преобладают низкий уровень познавательных учебных действий. Преобладание показателей такого уровня указывает на необходимость организации методической работы с детьми младшего школьного возраста, направленной на формирование познавательных учебных действий.

В качестве формирующего этапа исследования мы описали технологию формирования познавательных учебных действий во 2 классе как в рамках урочной, так внеурочной деятельности. После чего описанные в начале исследования методики мы провели повторно с участниками той же экспериментальной группы.

По итогам педагогического эксперимента мы можем отметить, что у детей преобладают показатели высокого уровня познавательных учебных действий. Исходя из полученных результатов эксперимента, мы можем отметить, что выявленная положительная динамика в показателях испытуемых подтверждает методическую эффективность формирующего этапа эксперимента и доказывает заявленную в начале исследования гипотезу о том, что уровень сформированности познавательных учебных действий у младших школьников можно повысить с помощью целенаправленной методической работы, представленной в виде разнообразных методов и приемов, которые развивают уровень познавательного интереса у детей.

Глава 3. Методические рекомендации родителям по формированию познавательных учебных действий

Родителям важно понимать, что для формирования познавательных учебных действий прежде всего ребенка нужно учить мыслить системно и логически, например, основное понятие (явление) – пример – значение материала).

Родители должны создавать дома такую среду, чтобы дети стремились овладеть наиболее продуктивными методами и приемами учебно-познавательной деятельности. Родители должны понимать, что эталон знания и понимания не пересказ, а использование материала на практике. Соответственно, важно найти дома способы научить ребенка применению своих знаний.

Другим аспектом, которому также следует уделять внимание, является развитие творческого мышления через решение познавательных задач несколькими способами.

Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики личностных и учебных достижений служит портфолио ученика, которое возможно вести совместно с родителями. Как показывает опыт его использования, портфолио способствует самоорганизации собственной учебной деятельности, развивает самоконтроль, самооценку, рефлексию, поддерживает высокую учебную мотивацию детей; поощряет их активность и самостоятельность, расширяет возможности обучения и самообучения; формирует умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

В состав портфеля достижений могут включаться как результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, семейной, протекающей как в рамках повседневной деятельности, так и при участии в каких-либо мероприятиях.

Эффективными для формирования познавательных учебных действий детей родителями могут быть следующие виды деятельности:

- беседы и диспуты, призванные увеличить объема информации детей о ценности информации для учебы и жизни;

- игры и соревнования, ориентированные на формирование познавательного интереса;

- интересные опыты и эксперименты, направленные на развитие познавательной активности детей (выращивание растений, проращивание семян, выращивание дерева из семени и т.д.).

Также при формирования познавательных учебных действий детей родителями эффективно использовать потенциал совместного времяпрепровождения, во время которого с детьми полезно проводить специальные занятия по изучению новой информации, лепке динозавров, аппликации неизвестных ребенку растений, но именно на основе совместной деятельности и т.д. Также неотъемлемой частью для формирования познавательных учебных действий у детей родителями должны проводиться такие мероприятия, как: посещение музеев, просмотры познавательных кинофильмов, посещение выставок и т.д.

Также мы составили памятку для родителей по формированию познавательных учебных действий у детей. Мы составили данную памятку для родителей, чтобы облегчить им работу по взаимодействию с детьми.

Итак, памятка для учителя при работе с родителями при формирования познавательных учебных действий у детей имеет следующий вид:

Уважаемые родители!

Вы и ваши методы воспитания имеют огромное значение для формирования познавательных учебных действий детей, поэтому так важно то, как вы организуете взаимодействие с ребенком дома.

Для успешного формирования познавательных учебных действий у детей:

· в семье необходимо обеспечить им нормальную семейную атмосферу, которая основана на взаимном уважении детей и родителей, на ценности и важности учебной, общественной и трудовой жизни всех членов семьи, на помощи и поддержке в больших и малых делах;

· родителям необходимо выстроить разумную организацию работы и отдыха: совместное чтение, прослушивание музыки, прогулки, посещении кинотеатров;

· родителям необходимо проявлять принципиальную требовательность к обязанностям ребенка, но не забывать про доброжелательность и чуткость, а также демонстрировать собственным примером постоянный личностный рост и стремление к профессиональным высотам;

· со стороны родителей необходимо внедрять и закреплять семейные традиции, к которым можно отнести проведение семейных лабораторий и познавательных представлений (научные фокусы и т.д.). При этом важен и процесс подготовки детьми и взрослыми таких мероприятий, которые должны проходить в атмосфере торжественности и официальности, формируя интеллектуальную культуру детей;

· крайне важен авторитет родителей и пример старших братьев и сестер, так как дети начинают автоматически подражать успехам своих близких. Именно поэтому родители должны показывать своим детям пример во всем.

· важно, чтобы дети в родителях видели союзников для решения различных трудностей, с которыми возможно поделиться не только успехами, но и проблемами;

· родители при формировании познавательных учебных действий у детей должны взращивать в них ответственность за свои поступки, а с другой – одновременно глубоко уважать их личностные особенности и интеллектуальные склонности;

· основано на четком соблюдении режима занятости для детей, который включает время на учебу, домашние дела и отдых и на самообразование. Со стороны родителей вестись должен не только строгий контроль за качественным выполнением трудовых и учебных обязанностей и режимных моментов, но и должна оказываться помощь, если возникают затруднения;

· необходимо со стороны родителей особое место уделять чтению, так как именно из книг ребенок может узнать о хороших и добрых людях, о разных животных и растениях. Чтение помогает ребенку не оставаться равнодушным к судьбам героев, переживая и радуясь. Только приобщив ребенка к чтению, родитель может быть уверен, что книги станут для детей надежными спутниками в приобретении новых знаний.

· необходимо родителям организовать работу по самообразованию детей, так как самообразование гарантирует детям высокий интеллектуальный тонус, повышая эрудированность и широту кругозора детей.

· ключевым требованием для успешного формирования познавательных учебных действий у детей является единство требований, которые предъявляются к детям со стороны всех взрослых в жизни ребенка (родители, педагоги), так как отсутствие единства требований между школой и семьей подрывает авторитет родителей и учителей, приводит к потере уважения к ним и снижению их познавательной активности.

· Важно понимать, что сформированные в детском возрасте познавательные учебные действия способствуют становлению личности младшего школьника, делая процесс обучения успешным и увлекательным.

Заключение

Под познавательными УУД понимают умственные действия, направленные на планирование, осуществление, анализ своей познавательной деятельности и управление ею на основе способов деятельности, используемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенных учащимися на основе различных учебных предметов.

Универсальный характер познавательных действий проявляется в том, что они обеспечивают интеллектуальное развитие ребенка, который учится учиться, чтобы применять полученные знания на практике. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности. Ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими.

Более того, в умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками формирования в будущем познавательных универсальных действий.

На каждом уроке математики может быть проведена работа по развитию познавательных УУД, являющихся необходимым условием реализации стандартов второго поколения. Они являются одним из критериев оценки достижения главной цели современного образования: научить учиться и тем самым становиться субъектами образовательного процесса.

Качество развития любых умений и навыков, в том числе и познавательных УУД, во многом зависит от того, как организована система оценивания, насколько точно она отражает реальный уровень сформированности диагностируемых результатов обучения.

Нами была организована экспериментальная работа на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней образовательной школы № 7 с.Миндяк. Образовательное учреждение работает по программе «Школа России». 2 класс работает по учебнику М.И. Моро.

Мы провели диагностику уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников, и пришли к выводу о недостаточном уровне сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Учащиеся показали невысокие результаты сформированности понятий, словесно-логического мышления и аналогии, уровня развития линейного и структурного визуального мышления, сформированности действия кодирования. Следовательно, необходима систематическая работа, направленная на формирование познавательных УУД учащихся вторых классов.

Для повышения эффективности формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики мы проводили работу с использованием системы упражнений:

Нестандартные задачи

Занимательные упражнения – математические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, кроссворды, ребусы и т.п.

Дидактические игры.

Учитывая возрастные особенности учащихся, систематически используя задания и упражнения, направленные на развитие словесно-логического мышления, развивая учебно-познавательный интерес к изучению математики, мы на формирующем этапе формировали познавательные универсальные учебные действия младших школьников на уроках математики.

Проведя повторную диагностику и сравнив результаты, можно сделать вывод о повышении уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников в 2 классе классе. Учащиеся показывают хорошие результаты сформированности понятий, словесно-логического мышления и аналогии, уровня развития линейного и структурного визуального мышления, сформированности действия кодирования. Следовательно, организованная нами систематическая работа, направленная на формирование познавательных УУД учащихся третьих классов, показала свою эффективность.

Список используемой литературы

1. Аргунова Е.Р. Активные методы обучения / Е.Р. Аргунова, Р.Ф. Жуков, И.Г. Маричев. [Текст] / Аргунова Е.Р. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2015. 104 с.

2. Балашова А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий [Текст] / А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. № 5. С. 69 – 73.

3. Белова Н. Ю., Чибрина С. Д., Василовская Л.А. От ОУУН к УУД [Текст] // Первое сентября. [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru. Режим доступа: 31.09.2015.

4. Волков А. Е. Модель «Российское образование – 2020» [Текст] // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 32 – 64.

5. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. [Текст] / Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. М.: Издательство Московского Университета, 1974. 124 с.

6. Глазкова Т.А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности // [Текст] / Начальная школа. Глазкова Т.А.-М.: 1999. № 10. С. 33 – 36.

7. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты). М.-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. 117 с.

8. Данилюк Я.А., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 24 с.

9. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. М.: Просвещение, 2015. 124 с.

10. Литранович, Ж.Т., Землянова, В.Д. Развитее познавательной активности и творческих способностей учащихся в контексте современных образовательных технологий [Текст] /Ж.Т. Литранович, В.Д. Землянова// Педагогический альманах. – 2002. – № 1. – с. 100-109.

 

11. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Уроки математики. 2 класс. М.: Просвещение, 2014. 128 с.

12. Елисеева Д.С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). Уфа: Лето, 2013. С. 91 – 94.

13. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 159 с.

14. Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы // Управление начальной школой. 2009. № 12. С. 9 – 11.

15. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 2. С. 23 – 25.

16. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008. 180 с.

17. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2005. 940 с.

18. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника / Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 2: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. О.В. Кузьменковой. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. 240 с.

19. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. М.: Просвещение, 2008. № 2. С. 3 – 6.

20.  Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А.Г. Асмолов, И.А. Володарская, Н.Г. Салмина // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 16 – 24.

21. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе. М.: Центр педагогического образования, 2010. С. 121 – 123.

22. Лежнева Н.В. Урок в личностно-ориентированном обучении: из опыта работы начальной школы // Завуч начальной школы. 2002. № 1. С. 14.

23. Медведева Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании // Начальная школа плюс до и после. 2011. № 11. С. 59.

24. Мишакина Т.Л., Гладкова С.А. Формирование универсальных учебных действий. М.: Ювента, 2009. 48 с.

25. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2006. 608 с.

26. Немов Р.С. Психология. В. 3 кн. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: ВЛАДОС, 2001. 640 с.

27. Осмоловская И. М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов // Начальная школа. 2012. № 10. С. 6.

28. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: Система заданий: В 2 ч. Ч. 1 / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М.: Академия, 2009. 194 с.

29. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности // Учитель. 2010. № 4. С. 52 – 55.

30. Педагогические технологии / авт.-сост. Т. П. Сальникова. М.: ТЦ Сфера, 2007. 128 с.

31. Педагогика: теории, системы, технологии / И. Б. Котова [и др.]; под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 2008. 510 с.

32. Петерсон Л.Г. ФГОС: как обучать? Авторская брифинг-консультация. 2012. 21 с.

33. Петерсон Л. Г., Железникова О. А. Концепция учебно-методического комплекса «Перспектива». М.: Просвещение, 2015. 132 с.

34. Петрова И.В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий школьника // Молодой ученый. 2011. №5. Т.2. С. 151 – 155.

35. Пинский А.А. Стратегия модернизации содержания общего образования. М.: Вентана-Граф, 2010. С. 16 – 18.

36. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. М.: Просвещение, 2011. 342 с.

37. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2010. 176 с.

 

38. Программа развития универсальных учебных действий для преддошкольного и начального общего образования. М.: Просвещение, 2011. 292 с.

39. Рождественская Н.В., Толшин А.В. Креативность: пути развития и тренинги. СПб.: Речь, 2006. 320 с.

40. Савчук А.А. Мониторинг сформированности познавательных универсальных учебных действий в начальной школе // Педагогические науки. Челябинск, 2015. С. 121 – 125.

41. Середенко П.В. Теоретические основы подготовки студентов в исследовательской работе со школьниками. М.: МПГУ, 2006. 110 с.

42. Середенко П.В. Методы математической статистики в психолого-педагогических исследованиях. Южно-Сахалинск, 2008. 48 с.

43. Середенко П



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 2416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.096 с.)