Глава 2. Опытно-педагогическая Работа по формированию познавательных учебных действий по умк «школа России» во 2 классе на уроках математики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Опытно-педагогическая Работа по формированию познавательных учебных действий по умк «школа России» во 2 классе на уроках математики



2.1. Характеристика методик по выявлению познавательных учебных действий у учащихся 2 класса………………………………………………30

2.2. Технология формирования познавательных учебных действий во 2 классе результаты проведенного исследования…………………………………………………………………41

Выводы по Главе 2 ……………………………………………………………...51

Глава 3. Методические рекомендации родителям по формированию познавательных учебных действий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..57

ЛИТЕРАТУРА..……………………………………………………………......63

ГЛОССАРИЙ ПО ПОНЯТИЯМ

ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ

ПРИЛОЖЕНИИ

Введение

Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования определили необходимость формирования у младших школьников универсальных учебных действий (УУД). «Формирование способности и готовности учащихся реализовывать УУД позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе» [13, с. 5].

Развитие личности ребенка в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации [21, с. 121].

К познавательным УУД относятся: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщённые способы действий. Важная роль отводится использованию познавательных задач, под которыми понимают осмысление явлений и формулировку целей. Познавательные задачи проходят через весь учебный процесс, выполняя в нём самые различные функции: активизируют и мотивируют учащихся, побуждают их к учебной деятельности, удерживая ход процесса учения на высоком уровне, являясь инструментом для выявления результатов учения. От качества познавательных задач зависит качество знаний, умений и навыков и уровень развития способностей ребёнка.

В настоящее время перед педагогами стоит проблема в необходимости выявления педагогических условий и поиске путей эффективного формирования умений, необходимых для осуществления познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

В начальной школе предмет «Математика» является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий.

Этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.

Таким образом, уроки математики могут стать основой формирования познавательных универсальных учебных действий. Задачей педагога в этих условиях является использование всевозможных способов формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики.

На современном этапе модернизации образования подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым [13], Г.В. Бурменской [13], И.А. Володарской [13], Т.А. Глазковой [7], И.А. Гришановой [8], О.А. Карабановой [15], Л.Г. Петерсон [32] А.А. Пинским [35] и др.

Противоречия. Несмотря на то,что формированию познавательных учебных действий у младших школьников отводится много времени, все же существуют еще сложности в избрании и применении методов и способов, направленных на формирование познавательных учебных действий.

Проблема. Каковы эффективности способы организации учебного действия по формированию познавательных учебных действий.

С учетом актуальности, практической потребности и значимости была определена тема исследования: «Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики».

Целью исследования – теоретическое обоснование особенностей учебной деятельности и организация опытно-педагогической работы по изучению формирования познавательных учебных действий у младших школьников.

Для достижения данной цели необходимо было Объект: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет: познавательные универсальные учебные действия младших школьников на уроках математики.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза: мы предполагаем, что формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики будет более эффективно при соблюдении следующих условий:

- учет возрастных особенностей;

- систематическое использование заданий и упражнений, направленных на развитие словесно-логического мышления;

- развитие учебно-познавательного интереса к изучению математики

решить следующие задачи:

1.Изучить теоретические и методологические подходы формирования познавательных учебных действий.

2. Подобрать методы и методики изучения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

3. Выявить влияние разработанной системы упражнений на формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся младших классов на уроках математики.

4. Разработать методические рекомендации определению уровня формирования познавательных учебных действий у младших школьников.

Методологической основой исследования стали исследования:

· личностно-ориентированного подходаавтором которого признан известный психолог С. Л. Рубинштейн;

· деятельностный подход, разработанный в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова;

· а так же системный подход:целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин)[1];

· совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи);

· совокупности сущностей и отношений (А. Д. Холл, Р. И. Фейджин, поздний Л. фон Берталанфи).

Теоретической базой исследования является авторский коллектив УМК «Школа России»:- В.Г. Горецкий, М.И. Моро, А.А. Плешаков, В.П. Канакина, Л.М. Зеленина, Л.Ф. Климанова и др.

методы исследования:

- наблюдение;

-итоговые контрольные работы по математике (диагностика сформированности предметных умений и универсальных учебных действий);

-анализ результатов деятельности школьников.

База исследования: МБОУ СОШ№7 с. Миндяк Учалинский район. В опытно-педагогической работе эксперементного характера участвовали 5 человек: учащиеся 2 класса.

Теоретическая значимость. Состоит в том, что результаты данного исследования могут быть использованы студентами педагогических вузов при организации учебного процесса по предмету «Математика».

Практическая значимость. Разработаны апробацию программы опытно-педагогического эксперемента написаны рекомендации для учителей начальной школы могут быть использованы студентами во время прохождения педагогической практики.

Структура работы.

Данная работа состоит из 70 страниц, введения, трех глав, заключения В приложении представлено таблица со списком учащихся,диаграммы В списке использованной литературы представлено 50 источников.

Во введении обозначена актуальность и разработанность проблемы, объект, предметы, цели и задачи исследования.

В первой главе раскрываются теоретические основы проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.

Во второй главе представлены результаты экспериментальной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.

В третей главы рекомендации родителям по формированию познавательных учебных действий у младше школьника

После каждой главы сделаны краткие выводы по содержанию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.199.138 (0.013 с.)