Способы формирования познавательных универсальных учебных действий на основе умк «школа России» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы формирования познавательных универсальных учебных действий на основе умк «школа России»



В русле современного обучения математике младших школьников разработаны различные курсы, в каждом из которых акцентируется внимание на определенном аспекте обучения математике.

В обновленном курсе авторов М.И. Моро, Ю.М. Колягша, М.А. Байтовой, Г. В. Белыпюковой, СИ. Волковой и СВ. Степановой ведущими Л принципами обучения математике являются: учет возрастных особенностей учащихся, органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность преподавания, выработка для этого необходимых навыков. [18, с. 161]

В русле современного обучения математике младших школьников разработаны различные курсы, в каждом из которых акцентируется внимание на определенном аспекте обучения математике: мы рассмотрели УМК авторов М.И. Моро, Ю.М. Колягша, М.А. Байтовой, Г. В. Белыпюковой, СИ. Волковой и СВ. Степановой, курс математики в система начального образования Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова и УМК «Школа 2100»;По всем УМК происходит ознакомление с разнообразными единицами измерения (длина, масса, площадь и т.д.) и их изучение проводится в течение всех лет обучения в начальной школе; изучаются такие величины как цена, стоимость, масса, емкость, длина, время, скорость площадь и др. Эти понятия включены в начальный курс с целью обеспечения практической надобности в измерении длины предметов, площади, массы; для лучшего усвоения нумерации и арифметических действий; для развития пространственных представлений.

Рассмотрим способы формирования познавательных универсальных учебных действий на основе УМК «Школа России», авторский коллектив который состоит из:- В.Г. Горецкий, М.И. Моро, А.А. Плешаков, В.П. Канакина, Л.М. Зеленина, Л.Ф. Климанова и др.

Цели изучения математики УМК «Школа России» в начальной школе это:

· Математическое развитие младшего школьника - формирование способности к интеллектуальной деятельности (логическое и знаково-символическое мышление), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации.

· Освоение начальных математических знаний понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий.

· Воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни

В содержание УМК «Школа России» входит:

· Числа и величины

· Арифметические действия

· Текстовые задачи

· Пространственные отношения.

· Геометрические фигуры

· Геометрические величины

· Работа с данными

Планируемые предметные результаты 1 группа отражает основной вклад данного предмета в развитие личности ученика и общие цели образования 2 группа - система базовых знаний и учебных действий с ними, которые необходимы для успешного обучения в начальной и основной школе и может быть освоена подавляющим большинством детей (блок «Выпускник научится»). 3 группа - знания пропедевтического характера и учебные действия повышенной сложности (блок «Выпускник получит возможность научиться»).

Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий обеспечение возможностей самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Личностные действия Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми нормами) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Виды: самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное); смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом); нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия Обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Виды: целеполагание как постановка учебной задачи; планирование (определение последовательности промежуточных целей, составление плана и последовательности действий); прогнозирование (предвосхищение результата); контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий; коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном); оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения); саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий).

Познавательные универсальные действия 1. Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное устной и письменной форме; построение речевого высказывания в выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов процесса и результатов; и условий действия, контроль и оценка смысловое прослушанных чтение, извлечение текстов; необходимой информации из постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. знаково-символические действия (моделирование, преобразование модели с целью выявления общих законов).

2. Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов); выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

3. Постановка и решение проблемы формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия - Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Виды: планирование сверстниками; учебного сотрудничества с учителем и определение цели, функций участников, способов взаимодействия; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; управление поведением оценка его действий); партнера (контроль, коррекция, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Возможные направления работы по формированию УУД 1) опираясь на знания, формировать у учащихся те или иные УУД; 2) опираясь на УУД, освоенные учащимися, передавать знания; 3) опираясь на знания и УУД одного уровня развития, либо совершенствовать УУД, либо передавать знания, либо делать и то другое.

Формирование УУД в контексте усвоения предметной дисциплины «Математика» Требования к формированию УУД находят отражения в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Математика» - основа развития познавательных действий: логических (включая и знаково-символических); планирование; систематизация и структурирование знаний; перевод с одного языка на другой; моделирование; выработка вычислительных навыков; формирования общего приема решения задач; И др.

Логический анализ при работе над текстом задачи это использование своего житейского опыта в задачах с неполными условиями для введения недостающей информации. Использование знаний об арифметических действиях, компонентах действий и их отношениях при составление задач по рисунку. Перевод вербально заданного текста на язык графики и обратные задания (составление задач или равенств по рисункам или схемам).

Моделирование (замещение, кодирование, декодирование) 1. Использование в учебниках произвольной символики с разными функциональными нагрузками: для обозначения форм работы (выполни индивидуально, в парах, коллективно); для формулировки заданий; для сокращения текста заданий и лучшего их понимания (социально принятая символика: стрелки, схемы, графы, таблицы); для выделения объектов и отношений между ними, иллюстрации понятий, обозначения объектов (рисунки); 2. Задания на формирование деятельности кодирования (умение обозначать объекты с помощью символов):

Задания, способствующие формированию познавательных УУД На столе в один ряд выложены 7 красных кругов. Ученику надо положить столько же синих кругов, сколько красных. Затем спрашивают: «Что у тебя получилось? Здесь столько же синих фишек, сколько красных? Как ты это узнал? Ты мог бы это объяснить еще кому-нибудь? Почему ты думаешь, что фишек одинаковое количество?» (познавательные общеучебные и логические действия; коммуникативные УУД)

Задания, способствующие формированию познавательных УУД 2. Учитель записывает числа и просит ребенка сказать, сколько чисел записано, сколько потребовалось цифр для записи каждого числа. (знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план)

Задания, способствующие формированию познавательных УУД 3. Предлагается найти задаче. В схемах числа соответствующую схему обозначены буквами. к каждой а) Миша сделал 6 флажков, а Коля на 3 флажка больше. Сколько флажков сделал Коля? б) На одной полке 4 книги, а на другой на 7 книг больше. Сколько книг на двух полках в) На одной остановке из автобуса вышли 5 человек, а на другой вышли 4 человека. Сколько автобуса на двух остановках? человек вышли из г) На велогонке стартовали 10 спортсменов. Во время соревнования со старта сошли 3 спортсмена. Сколько велосипедистов пришли к финишу? д) В первом альбоме 12 марок, Сколько марок в двух альбомах? во втором 8 марок. И др. (моделирование, познавательные логические и знаково-символические действия).

Показатели сформированности регулятивных УУД у младше школьника умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; умение контролировать свою деятельность по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Показатели сформированности регулятивных УУД у младшего школьника 1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка): способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; преодоление импульсивности, непроизвольности; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. 2. Наличие целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей.

Задания, способствующие формированию регулятивных УУД 1. Выкладывание узора из кубиков и т.п. по образцу (регулятивные действия - умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; познавательные действия умение осуществлять пространственный анализ и синтез). 2. Само- и взаимопроверка выполненной работы, оценка своей деятельности (регулятивное действие контроля и оценки).

УУД как предмет специального усвоения Регулятивное УУД планирование + Указания (в учебниках) о целесообразности действий в указанной последовательности: нахождение значений выражений, содержащих несколько действий; письменные приемы вычислений; арифметические задачи. - План не является результатом совместной исследовательской деятельности. План задается в готовом виде, т. е. имеет место репродуктивная деятельность. Отсутствие методических рекомендаций по целенаправленному формированию УУД планирования

Этапы становления УУД планирования Подготовительный этап (дети знакомятся с понятием «план» и умением планирования в процессе выполнения различных заданий, представленных в учебнике первого класса, с системой операций, выполняемых при выполнении этих заданий) Этап ознакомления (детям раскрывается содержание понятия «план» через выделение существенных признаков, усваивают систему операций, входящих в план решения простых арифметических задач в процессе их решения) Этап закрепления (можно отнесли к моменту введения составных задач, когда знания о плане, умение планирования могут быть обобщены и применяться в новых условиях)

Подготовительный этап (черчение отрезков)

- Какие геометрические фигуры вы изучали на уроках математики? - Как вы узнали отрезок? - Какие геометрические фигуры вы можете начертить? - Как вы будете чертить отрезок? (Проведу прямую, поставлю 2 точки на прямой, «вырежу» из прямой отрезок.) - Давайте попробуем выделить те действия, которые мы делаем, чтобы получить отрезок, и попытаемся обозначить порядок выполняемых действий. - Что делаем сначала? (Проводим прямую.) - Что мы дальше должны выполнить? (Отметить на прямой 2 точки.) - Что теперь мы должны сделать? (Посмотреть, получился ли у нас отрезок.) - Обведите дугой отрезок, который получили. Получился у нас отрезок? - Значит, мы должны проверить, правильно ли мы выполнили то задание, которое получили. - Какое нам было дано задание? (Начертить отрезок.) - Мы получили отрезок? (Да.)

Вывод каждая выполняемая работа имеет свою цель, выполняется по заранее составленному плану, проверяется.

Создание ситуаций свободного выбора (перспективное планирование) Тема: Умножение и деление Цель: раскрыть логику изучения раздела в целом; мотивировать последовательность содержания. Фрагмент урока Постановка учебной задачи Решение проблемы....:::

Задачи комбинаторного характера Комбинаторные задачи (задачи с многовариантным решением) это задачи, решение которых позволяет определить число различных комбинаций из заданных объектов, подчиненных тем или иным условиям. Решение комбинаторной задачи рассматривается не как процесс, а как результат-ответ, т.е. имеют в виду не разные способы нахождения одного и того же ответа, а существование разных решений-ответов и их поиск. Работа с комбинаторными задачами показывает, что содержание математики не сводится только к рассмотрению количественных отношений между объектами и к действиям над числами. Содержание математики гораздо шире: в ней имеется огромное количество задач, решаемых с помощью цепочек логических рассуждений, умозаключений, догадок, построения моделей.

Задачи комбинаторного характера Задача 1. Три богатыря Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович, защищая от нашествия родную землю, разгромили 13 вражеских армий. Больше всех разгромил Илья Муромец, а меньше всех - Алёша Попович. Сколько вражеских армий мог разгромить каждый из них? Задача 2. Ученик первого класса пытался записать все примеры на сложение трёх однозначных чисел, чтобы в результате каждый раз получалось 20 (некоторые слагаемые могут быть одинаковыми), но он всё время ошибался. Помоги ему выполнить это задание. Задача 3. Белка собрала 21 орех и разложила их в дупла так, что количество орехов в них выражалось последовательными числами. Укажите возможные варианты решения. Задача 4. Чему может равняться сумма 20 слагаемых, если их произведение равно 20? Задача 5. Лесной царь отвёл для зверей под огороды участки прямоугольной формы, сумма длин сторон каждого из которых равна 16 м. Какой площади участок получил каждый из зверей, если все эти площади разные? Какой формы участок, площадь которого наибольшая? Задача 6. Почтовый индекс каждого из районов сказочной страны Зазеркалья выражается четырехзначным числом, в записи которого цифры не повторяются. Кроме того, сумма однозначных чисел, обозначенных двумя средними цифрами, равна 15, а число, записанное крайней левой цифрой, в 3 раза меньше числа, записанного крайней правой. Определите все возможные индексы. Каково наибольшее возможное число районов в Зазеркалье?

Организация процесса решения комбинаторных задач (создание наиболее удачной модели изучаемой ситуации) Задача 1. Богатыри Возможное число разгромленных армий Алеша Попович Добрыня Никитич Илья Муромец

Организация процесса решения комбинаторных задач (создание наиболее удачной модели изучаемой ситуации) Задача 2. Задача = = = = = = = =20 1, 2, 3, 4, 5, 6 6, 7, 8 10, 11.

Задания, способствующие формированию коммуникативных УУД 1. (Стоя лицом к лицу ребенка.) Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую. Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера). 2. Предлагаются разные способы решения арифметической задачи. Необходимо объяснить, как рассуждали разные дети, решая задачу. 3. Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать (коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Учебные ситуации, способствующие формированию коммуникативных УУД Вопросы о вероятности Детям задают ряд вопросов: Пройдет ли слон через дверь классной комнаты? Пройдет ли человек через дверь классной комнаты? Пойдет ли снег в середине лета? Будет ли солнечно в середине лета? Будет ли во время обеда светло? темно? Будет ли завтра твой день рождения? Будет ли завтра четверг? При обсуждении погоды детям задают ряд вопросов, связанных с вероятностью: Будет ли сегодня дождь? Будет ли сегодня снег? Как вы думаете, будет ли солнце сиять весь день? Прекратится ли этот шторм? Дети могут определять, какие из этих событий случатся, не случатся или могли бы случиться, и предлагать разумное объяснение, почему.

Учебные ситуации, способствующие формированию коммуникативных УУД Может ли это случиться? Учащиеся обсуждают ситуации, взятые из книг и рассказов, которые читали в классе, в терминах вероятности их наступления в реальной жизни, например, могут ли дети летать? Учащиеся обозначают эти ситуации как невозможные, маловероятные, вероятные или достоверные для наступления в реальной жизни. Учащиеся защищают свои ответы. Сравнение событий, которые случаются в реальном мире, дает возможность учащимся разъяснить свои идеи. Учащимся могут разместить данные им описания или изображения ситуаций в порядке их вероятности, от невозможной до достоверной. Они могут объяснить и защитить свои рассуждения.

Проектная деятельность как средство формирования УУД Учебный проект это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Технологию использования учебных проектов в обучении называют методом проектов; деятельность учащихся в процессе работы над проектом проектной деятельностью.

Требования к учебному проекту наличие социально значимой задачи (исследовательской, информационной, практической). Начало выполнение проекта с планированием действий по разрешению проблемы (проектирование самого проекта с определением вида продукта и формы презентации). Наличие исследовательской работы учащихся. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Публично представленный, защищенный и оцененный результат работы (продукт).

 «Трехдневный поход в первые дни летних каникул» Класс делится, например на три группы, участвующие в конкурсе на лучший проект похода. Эти группы делятся на три подгруппы: «Маршрут» (продумать маршрут, рассчитать расстояние, которое надо проехать и пройти пешком и т.п.). «Лагерь» (выяснить, сколько девочек, мальчиков, взрослых пойдут в поход, рассчитать количество палаток, кто их будет нести, какая нужны посуда, инструменты и т.п.). «Продукты» (какие и в каком количестве, сколько денег потребуется, распределить продукты посильно в рюкзаки и т.п.).

В «Школе России» процесс формирования математического понятия разделен на две ступени: чувственную и логическую.

Формирование математического понятия – сложный психологический процесс, протекающий, как правило, по следующей схеме: ощущение → восприятие → представление → понятие.

Существуют два подхода к введению математического понятия и его определения: индуктивный и дедуктивный. Рассмотрим индуктивный подход, который предполагает формирование понятия в соответствии со следующими этапами и наиболее часто используется в начальной школе.

Этапы формирования математического понятия

1. Актуализация математических знаний и умений учащихся, необходимых для усвоения понятия. Цель: создание условий для восприятия учебного материала, осуществление обратной связи между учителем и учащимися.

2.Мотивация (показ необходимости изучения математического понятия, его значимости в жизни, в науке, в различных учебных дисциплинах) Цель: создание условий для формирования личностно–значимого знания. Средства для их реализации: убедительные жизненные примеры, иллюстрирующие необходимость изучения нового математического понятия; проблемная ситуация, разрешение которой основано на использовании нового понятия.

3. Выделение существенных свойств математического понятия. Цель: создание образов, адекватных формируемому математическому понятию.

4. Синтез выделенных свойств, формулировка определения математического понятия Цель: введение определения математического понятия.

5. Работа над определением математического понятия. Цель: усвоение определения понятия (усвоение формулировки, анализ логический структуры определения, распознавание объектов по определению).

6. Изучение следствий из определения математического понятия (его свойств). Цель: формирование математического понятия. Средства: примеры разнообразных моделей, обладающих такими свойствами; упражнения на построение объектов, удовлетворяющих указанным свойствам; упражнения на заполнение пропусков в формулировке определения математического понятия, на нахождение ошибок в некорректных определениях; упражнения, способствующие выявлению логической структуры определения; упражнения на распознавание объектов, принадлежащих объему математического понятия; учебные задачи на применение изученных свойств.

7. Изучение признаков математического понятия. Цель: формирование понятия. Средства: учебные задачи на применение изученных признаков, в том числе на переформулировку определения математического понятия.

8. Установление связей изученного математического понятия с другими понятиями. Средства: конструирование родословной математического понятия; его включение в существующую классификацию, например, с помощью кругов Эйлера; задачи, в которых математическое понятие используется в связи с ранее изученными понятиями.

Объем математических понятий во 2-м классе, как правило, представлен следующими категориями: в 1-м класс в блоке «Десяток» учащиеся знакомятся с понятиями «длина отрезка», единицей измерения – «сантиметр». Организуется работа по формированию временных категорий: сначала, потом, до, после, раньше, позже. При изучении чисел от 11 до 20 полученные знания закрепляются, вводится новое понятие - дециметр. Устанавливаются соотношения между ними. Кроме того, происходит знакомство с часом, дети учатся определять время по часам с точностью до часа. Изучение массы и объема начинается с введения понятий (единиц измерения) килограмм и литр.

Во 2-м класс изученные в 1 классе понятия закрепляются и уточняются на новом числовом множестве - числа от 1 до 100. Вводится понятия «длина» и «ломаная». Рассматриваются единицы измерения и соотношения между ними: длина - сантиметр, дециметр, миллиметр; время - час, минута (определение времени по часам с точностью до минуты). Также учащиеся знакомятся с понятием «периметр» для многоугольника. Таким образом, во 2-м классе проводится большая работа по закреплению понятий, изученных в 1-м классе, а также вводится значительное число новых для 2-го класса понятий.

 

 

Выводы по 1 главе

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности.

Достаточный для младшего школьника уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований как существенного результата образования в начальной школе. Особое значение учебной деятельности в установлении другого типа взаимодействия учителя и учащихся: сотрудничество, совместная работа учителя и учеников, активное участие ребенка в каждом шаге учения. Психологическую составляющую этих результатов образуют универсальные учебные действия. Их разнообразие, специфика и доля участия в интеллектуальной деятельности положительно отражаются на качестве образовательного процесса [27, с. 6].

Универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий: обеспечение возможностей обучающегося самостоятель­но осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результа­ты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, фор­мирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Виды универсальных учебных действий: в составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Поскольку возраст 7 – 12 лет является сензитивным для развития мышления детей, то логические познавательные универсальные учебные действия в большей степени, чем ранее или в последующие годы, должны стать предметом овладения младшим школьником. Целостное восприятие образов, свойственное младшему школьнику выделяются свойства, существенные признаки, осуществляется сравнение, классификация (по выбранному признаку, свойству), на основе синтеза, обобщения предпринимаются попытки дать определения.

Основными технологиями формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики являются проблемное обучение, педагогика сотрудничества, дифференцированный и индивидуальный подход, информационно-коммуникационные технологии, компетентно-ориентированное обучение.

По мере становления личностных действий ребенка – самоопределения и смыслообразования, нравственно-этического оценивания – функционирование и развитие познавательных УУД – претерпевает значительные изменения – ведущей детерминантой становится личностное действие. Регуляция общения, и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что вторично приводит к изменению характера общения и Я-концепции ребенка. Познавательные действия составляют существенный ресурс достижения успеха и оказывают воздействие как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.

Таким образом, формирование у учащихся познавательных универсальных действий является одной из приоритетных целей образования. Познавательные действия являются центральными, так как представляют собой ведущий вид деятельности человека, сознательно направленный на получение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают учебно-познавательную компетентность, организацию учебно-познавательной деятельности и направлены на познавательное развитие личности. Познавательные УУД включают в себя общеучебные, логические, знаково‐символические действия, а также постановку и решение проблемы.

Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника определяются как универсальные действия, обеспечивающие организацию учебно-познавательной деятельности и направленные на познавательное развитие личности младшего школьника.

Младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий. Центральные психологические новообразования младшего школьника существенно повышают его познавательные возможности.

В формировании познавательных УУД математике отводится большая роль. При обучении математике развиваются такие свойства интеллекта, как математическая интуиция, логическое, пространственное, техническое, комбинаторное, алгоритмическое мышление, а также математические способности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 835; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.061 с.)