Характеристика методик по выявлению познавательных учебных действий у учащихся 2 класса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика методик по выявлению познавательных учебных действий у учащихся 2 класса



В период прохождения преддипломную практику я проходила на базе МБОУ СОШ №7 с. Миндяк Учалинского района проводилась диагностика во 2 классе. В классе  5 учеников. Из них в классе 3 девочки и 2 мальчика, у каждого свой уровень развития

Характеристика класса.

А теперь поближе познакомимся с учениками 2 класса, многие были знакомы в дошкольном учреждении, когда ходили вместе в детский садик, а 2 ученика перешли из другой школы, они сразу нашли общий язык с другими учениками,класс дружный,ответственный, добрый,

Интересы в классе самые разнообразные. Учащиеся интересуются компьютерными играми и техникой. Дети любят читать, все укладываются в норму по чтению. Большой интерес проявляют к спортивным занятиям.

Дети подвижные, на уроках активные, обладают высокой работоспособностью, сообразительностью. Большинство детей стремятся получить новые знания.

Обучающиеся самостоятельные, сами выбирают, как им поступать в определённых ситуациях, стараются следовать правилам поведения учащихся и нормам поведения в коллективе, обществе.

В классе пять учеников, способных анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Они отличаются сообразительностью. Но есть и слабоуспевающиеся дети, с ними проводятся индивидуальные занятия, консультации, беседы. Работает не только классный руководитель и психолог, но и группа взаимопомощи в учёбе.

Дети творчески подходят к решению любых вопросов, стараются вносить что-то своё, индивидуальное. В основном все склонны к проявлению фантазии, выдумки.

В основном дети из благополучных полных и неполных семей. Навыки культурного общения, порядка и гигиены им привиты в семье, с детства. Эти дети не доставляют проблем.

Дети чувствуют себя комфортно, нашли себе друзей, стремятся прийти на помощь. Дисциплина хорошая не только на уроках, но и вне уроков. Расти, воспитывать детей такими помогает чётко налаженная система работы детского соуправления и система работы с родителями. Все дети посещают спортивный кружок.

Методической основой является совокупность современных методов и приемов обучения и воспитания, реализуемых в УМК «Школа России» (проектная деятельность, работа с информацией, мир деятельности и пр.).

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования в курсе «Математика» являются:

- использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

- приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Исследование проводилось с 11 марта 2019 года по 22 март 2019 года с детьми младшего школьного возраста в количестве 5 испытуемых (2 класс), возраст испытуемых – 8-9 лет.

Основные этапы опытно-экспериментальной работы:

I этап – констатирующий.

Цель: выявить исходный уровень познавательных учебных действий у учащихся 2 класса.

Задачи:

1. Отобрать диагностические методики для определения познавательных учебных действий у учащихся 2 класса;

2. Провести диагностические методики для определения познавательных учебных действий у учащихся 2 класса;

3. Провести качественно-количественный анализ результатов обследования по определению познавательных учебных действий у учащихся 2 класса.

II этап – формирующий.

Цель: повысить уровень познавательных учебных действий у учащихся 2 класса.

Задачи:

1. разработать технологию формирования познавательных учебных действий у учащихся 2 класса;

2. апробировать технологию формирования познавательных учебных действий у учащихся 2 класса.

III этап – контрольный.

Цель: выявить изменения в уровне познавательных учебных действий у учащихся 2 класса.

Задачи:

1. провести повторную диагностику познавательных учебных действий у учащихся 2 класса;

2. сравнить результаты констатирующего и контрольного экспериментов, выявить динамику в развитии познавательных учебных действий у учащихся 2 класса;

3. сделать выводы об эффективности проведенной работы.

Изучив научную литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что к познавательным учебным действиям относятся разнообразные их виды, которые делятся на три большие группы: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Для каждой группы познавательных учебных действий мы использовали соответствующие методики:

- общеучебные учебные действия - методика «Диагностика познавательных УУД» для 2-го класса;

- логические учебные действия - методика «Простые аналогии» (адаптация А.А.Васищева);

- действия постановки и решения проблем - Методика «Нахождение схем к задачам» (по А.Н. Рябинкиной)

Промежуточная диагностика познавательных УУД включает 9 заданий, на примере которых возможно оценить сформированность частных общеучебных умений у детей.

Задания №1-3 направлены на определение сформированности общего приема решения задач. Каждая верно решенная задача оценивается в 1 балл.

Задание №4 ставить целью выявить умение детей ориентироваться на плоскости (в пространстве) (влево, вправо, вверх, вниз). Оценка выполнения задания:

0 баллов – ученик не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует инструкции;

1 балл – выполнен верно только 2 пункта задания, допущены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета;

2 балла – выполнено верно 4 пункта задания;

3 балла – все пункты задания выполнены верно.

Задание №5 оценивает сформированность логических действий системного анализа. В норме ребенок должен дать 4-8 правильных варианта ответа – 1 балл. Меньше 4-х ответов – 0 баллов, а больше 8 ответов - 2 балла.

Задание №6 оценивает способность детей к рассуждению.   За каждый правильный ответ – 1 балла, максимальное количество – 5 балла.

Задание №7 оценивает умения делать умозаключение по аналогии. За каждый правильный ответ – 1 балл, максимальное количество баллов – 5 баллов.

Максимальное число баллов – 18 баллов. Исходя из этого, мы обозначили три уровня сформированности познавательных УУД:

- 0-6 – уровень познавательных УДД ниже базового (низкие показатели),

- 7-13 – базовый уровень познавательных УДД (средние показатели),

- 14-18 – повышенный уровень познавательных УДД (высокие показатели).

Методика «Простые аналогии» направлена на исследование логичности и гибкости мышления младших школьников. Детям предлагается бланк, на котором напечатаны два ряда слов по образцу (см. Приложение 1). Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.

Критерии оценивания следующие:

- 8-10 правильных ответов - высокий уровень логичности и гибкости мышления,

- 5-7 правильных ответов - средний уровень логичности и гибкости мышления,

- 0-4 правильных ответов - низкий уровень логичности и гибкости мышления.

Методика  «Нахождение схем к задачам» (по А.Н. Рябинкиной) 40, с. 123.

Цель: методика позволяет определить умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения.

Оцениваемые УУД: моделирование, познавательные логические и знаково-символические действия, регулятивное действие оценивания и планирования; сформированность учебно-познавательных мотивов (действие смыслообразования).

Учащимся предлагается инструкция: «Найди правильную схему к каждой задаче. В схемах числа обозначены буквами». Предлагаются задачи (Приложение 2).

Оценивание производится следующим образом:

Низкий уровень развития познавательных логических и знаково-символических действий – правильно определил 1 – 3 схемы.

Средний уровень – правильно определил 4 – 6 схем.

Высокий уровень – правильно определил от 7 схем и более.Результаты по методикам представлены в таблицах 1-3.

Таблица 1. Результаты диагностики познавательных УУД

Шифр ребенка З-е №1-3 З-е №4 З-е №5 З-е №6 З-е №7 Баллы
1. Азалия И. 3 2 3 4 4 16
2. Альфир З. 2 1 2 4 4 13
3. Иремель А. 1 1 1 3 3 9
4. Камилла Г. 1 1 2 1 1 6
5. Юлия А. 1 0 1 1 1 5
Средние значения 1,6 1,12 1,6 2,2 2,52  

Проанализировав результаты по диагностике познавательных УУД, мы пришли к выводу, что уровень познавательных УДД ниже базового (низкие показатели) продемонстрировали 2 испытуемых (32%); базовый уровень познавательных УДД (средние показатели) показали 1 учащихся (56%); повышенный уровень познавательных УДД (высокие показатели) был выявлен у одного ученика (12%).

Таким образом, в группе испытуемых преобладают показатели базового познавательного уровня сформированности познавательных УУД (средние показатели), что, с одной стороны, указывает на объективную ситуацию в группе испытуемых относительно познавательной активности и навыков ей сопутствующих, а с другой – дает повод нам задуматься о составлении и апробации собственной технологии формирования познавательной активности детей.

Что касается каждого задания отдельно и выявляемого им частного познавательного умения, то мы можем отметить следующее:

 - сформированность общего приема решения задач - 1,6 (№1-3),

-  умение детей ориентироваться на плоскости - 1,12 (№4),

- сформированность логических действий системного анализа - 1,6 (№5),

- способность детей к рассуждению - 2,2 (№6),      

- умения делать умозаключение по аналогии -  2,52 (№7).

Исходя из средних показателей по каждому заданию и виду общеучебного умения, мы можем отметить, что все задания в той или иной степени вызывали затруднения у детей, но детей, которые не справились со всеми видами заданий не было. Сформированность общего приема решения задач у детей находится в целом в норме, все справились хотя бы с одной задачей из трех, умение детей ориентироваться на плоскости представили для детей наибольшую сложность, так как ориентировка в пространстве всегда затруднительна для детей, сформированность логических действий системного анализа также у детей находится в пределах допустимой нормы, все дети хотя бы на минимальном уровне выполнили задание, способность детей к рассуждению имеет более высокие показатели, дети старались качественно выполнить данное задание, думали, анализировали задание, умения делать умозаключение по аналогии у детей также сформировано на допустимом уровне показателей, дети понимают суть задания, умению выстраивать логические связи, но иногда затрудняются при их выполнении.

Средние показатели по каждому заданию мы вычислили для того, чтобы в финале эксперимента сравнить их показатели и отметить положительную динамику.

Наглядно результаты по каждому заданию мы представили на рисунке 1.

Таблица 2.     Результаты диагностики «Простые аналогии»

Шифр ребенка Баллы Уровень
1. Азалия И. 8 правильных ответов  высокий уровень логичности и гибкости мышления
2. Альфир З. 6 правильных ответов средний уровень логичности и гибкости мышления
3. Иремель А. 3 правильных ответа низкий уровень логичности и гибкости мышления
4. Камиля Г. 7 правильных ответов средний уровень логичности и гибкости мышления
5. Юлия А. 3 правильных ответа низкий уровень логичности и гибкости мышления

Проанализировав уровень логичности и гибкости мышления, мы выявили, что высокий уровень логичности и гибкости мышления продемонстрировали только один ребенок (16%); средний уровень логичности и гибкости мышления, продемонстрировали двоих детей (56%), а низкий уровень логичности и гибкости мышления был выявлен у 2-х обучающихся (28%).

Таким образом, мы можем отметить, что у детей из экспериментальной группы преобладают средние показатели логичности и гибкости мышления, что также указывает на необходимость организации формирующего этапа исследования по формированию познавательных учебных действий.

Таблица 3.     Результаты Методика «Нахождение схем к задачам» (по А.Н. Рябинкиной)

Шифр ребенка Баллы Уровень
1. Азалия И. 8 баллов   высокий уровень умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи
2. Альфир З. 6 баллов   средний уровень умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи
3. Иремель А. 3 баллов   низкий уровень умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи
4. Камилла Г. 7 баллов   средний уровень умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи
5. Юлия А. 3 баллов   низкий уровень умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи

 

Проанализировав уровень умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи, мы выявили, что высокий уровень умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи также продемонстрировали только у одного ребенка (16%); средний уровень умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи продемонстрировали 2 детей (52%), а низкий умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи был выявлен у 2-х обучающихся (32%).

Таким образом, мы можем отметить, что у детей из экспериментальной группы преобладают средние показатели умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи, что также указывает на необходимость организации формирующего этапа исследования по формированию познавательных учебных действий.

Итак, в заключение стартового этапа исследования мы видим необходимость в сравнении показателей детей по каждой методике, представив результаты детей в общей таблице.

Таблица 4. Результаты стартового этапа исследования

Методика Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
методика «Диагностика познавательных УУД» для 2-го класса  12% 56% 32%
«Простые аналогии» (адаптация А.А.Васищева) 16% 56% 28%
Методика «Нахождение схем к задачам» (по А.Н. Рябинкиной) 16% 52% 32%
Средние результаты 14,6% 54,6% 30,8%

 

Проанализировав показатели данной таблицы, мы можем отметить, что у детей преобладают среднего уровня познавательных учебных действий. Наглядно результаты стартового этапа эксперимента представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты стартового этапа эксперимента.

Преобладание показателей такого уровня указывает на необходимость организации методической работы с детьми младшего школьного возраста, направленной на формирование познавательных учебных действий. Далее мы опишем технологию формирования познавательных учебных действий во 2 классе как в рамках урочной, так внеурочной деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 685; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.85.246 (0.028 с.)