Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На чем основан русский классический стих?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Русский классический стих основан на упорядоченном, регулярном чередовании ударных и безударных слогов (или сильных и слабых). Такая система стихосложения называется силлабо-тонической, то есть слого-ударной (от греческих слов «силлабе» — слог и «тонос» — ударение). «Благодаря такому чередованию речь в стихах как бы движется равномерными «шагами» или стопами, с опорой через слог (двусложные стопы) или же через два слога (трехсложные стопы)».[7] Если взять стихотворную строчку и расставить в ней -ударения, то можно увидеть, что каждый стих (строка) состоит из повторяющихся однообразных стоп: бУ-ря мглО-ю нЕ-бо крО-ет...
Что такое «стопа»?
Стопа — это элементарная ритмическая единица стиха, состоящая из одного ударного и одного или двух безударных, слогов. Стихотворные строки силлабо-тонической системы стихосложения и представляют собой соединение тех или иных стоп. По их характеру различают стихотворные размеры, которые делятся на две группы: двусложные и трехсложные. В двусложных размерах стопа состоит из одного ударного и одного безударного слога, а в трехсложных — из одного ударного и двух безударных. Обозначим ударный слог знаком |, а безударный ﮞ. A теперь расставим эти знаки над пушкинской строкой: | ﮞ | ﮞ | ﮞ | ﮞ Буря мглою небо кроет
Четыре раза повторяется стопа с одним ударным слогом и одним неударным | ﮞ. Такую двусложную стопу с первым ударным слогом называют хореем. Вот мы и определили размер, которым написаны стихи Пушкина: четырехстопным хореем. Двусложный размер, но с ударением, на втором слоге, называют ямбом и | ﮞ.
ﮞ | ﮞ | ﮞ | ﮞ | Пора, пора, рога трубят.
Трехсложная стопа с ударением на первый слог называется дактилем: | ﮞ ﮞ.
Вырыта заступом яма глубокая.
Если в трехсложной стопе ударение падает на второй слог, перед нами амфибрахий: ﮞ I ﮞ.
В глубокой теснине Дарьяла...
Анапестом же называется трехсложная стопа с ударением на третьем слоге:.
Серебрится река.
Серебрится ручей.
Серебрится трава
Орошенных степей. (С. Есенин) Для чего чтецу знать эти размеры стихов, что они дают ему как исполнителю? Очень многое! Ведь от того, в каком размере написано стихотворение, можно точнее представить ритм жизни лирического героя, накал его страстей, идейно-действенное начало произведения. Но не только размер стиха обусловливает его ритм. Есть много и других компонентов ритма. Об этом мы еще будем говорить. Однако необходимо подчеркнуть, что точное знание размера,- которым написано стихотворение, позволяет вернее определить состояние, действие, настроение лирического героя, атмосферу событий; просто и поэтично 'исполнять их. Поэт, прежде чем сочинять стихи на волнующую его тему, погружается в волны ритма будущего создания. «Ритм — это основная сила, основная энергия стиха» — говорил Вл. Маяковский. В своей статье «Как делать стихи» он рассказывает о том, что его строки рождались в ритмическом движении, в гуле, в музыке слов. «Размер получается у меня в результате покрытия этого ритмического гула словами».[8] — пишет он. О роли ритма в поэтической форме говорит Лев Озеров:
Все держится на ритме: звезды, годы, И музыка, А труд, и эти строки.. . И человечество, не веря, веря, Жестокой мерой мерит поколенья. Здоровье — ритм, болезнь — его потеря, И ты, мой стих, — мое сердцебиенье.
Так можно ли читать стихи, не ощутив сердцебиение поэта?
Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь...
— читаем мы незабываемые строки Пушкина.
Куда мне радость деть свою? В стихи, в графленую осьмину?
— восклицает Б. Пастернак.
Забуду год, день, число, Запрусь, одинокий, с листом бумаги я, Творись, просветленных страданием слов нечеловечья магия!
— пишет В. Маяковский.
Все дороги, все тропы земли, Чтопроложены кем-то и где-то, Где б ни начались, где бни легли — Всепрошли через сердце поэта.
— утверждает Кайсын Кулиев.
Да, поэзии без чувств, без горячего биения сердца не бывает. Поэтому исполнителю надо чувствовать не только подтекст с его внутренним темпо-ритмом и переживанием (эта сторона быстрее увлекает чтецов), но и сам стихотворный текст с его звучными формами, четкостью, размеренностью, с его внешним темпо-ритмом. «Актеры этого типа, — пишет К.С. Станиславский, — еще до начала чтения входят в волны темпо-ритма, все время остаются и купаются в них.' При этом не только чтение, но и движения, и походка,... и само переживание все время наполняются теми же волнами того же темпо-ритма. Они не покидают их и во время речи, и в моменты молчания, в логических и психологических паузах, и при действии, и при бездействии.
Такие актеры постоянно и невидимо носят в себе метроном, который мысленно аккомпанирует каждому их слову, действию, мышлению и чувствованию. Только при таких условиях стихотворная форма не стесняет артиста и его переживания, а дает ему полную свободу для внутреннего и внешнего действия. Только при таких условиях процесса переживания и у внешнего словесного воплощения создается в стихотворной форме один общий темпо-ритм и полное слияние с текстом».9 Значит, умение легко определять размеры стихов, погружаться в волны их ритма помогает исполнителю органично жить в стихе, точно осуществлять то «речевое действие», о котором говорилось выше.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.113 (0.011 с.) |