Что надо знать о вольном стихе? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что надо знать о вольном стихе?



 

Поэтов волновал вопрос: как придать стихам большую свободу, приблизить их интонацию к интонации живой речи? Ведь стихами пишут не только на лирические или героические темы, но и басни с их неиссякаемым юмором, и сатирические стихи и комедии, в которых герои ведут диалоги. И здесь мы встречаемся с так называемым вольным размером. При вольном размере в стихах есть и рифма и внутренняя мера, но в них неупорядоченно чередуются строчки разной длины (с различным количеством ямбических стоп). Яркий пример живой разговорной речи — басни:

 

Кто знатен и силен,

Да не умен,

Так худо, ежели и с добрым сердцем он.

 

Так начинает одну из своих басен И.А. Крылов. Подсчитаем: в первой строке три стопы ямба; во второй — только две; в третьей — шесть стоп. Каким же образом почувствовать разговорную интонацию этих строк? Надо при исполнении уметь все строки сделать как бы равными в произнесении. Значит, слова «Да не умен» должны звучать весомо, широко, потому что в них главный смысл басни. А третья строка шестистопного ямба, наоборот, произносится легко, быстрее, проговоренная как бы в тот же отрезок времени, что и вторая. Когда слова в стихах звучат разнообъемно (одни крупнее, весомее, протяженнее по времени, а другие быстрее, стремительнее, мельче), это и придает интонации естественность звучания.

Надо непременно учиться тому, чтобы уметь говорить в стихах с разной скоростью произнесения слов, фраз. Ведь если чтец, взяв какую-то скорость произнесения, все время неизменно держится ее на протяжении всего исполнения, возникает то механическое «стихоговорение», которое не имеет никакого отношения к словесному действию. «Темп должен все время, безостановочно жить, вибрировать, до известной степени меняться, а не застывать в одной скорости»[9], — предупреждал К.С. Станиславский. Эти колебания и дают жизнь стиху, делают его бесконечно разнообразным и выразительным.

Чтобы овладеть этой гранью исполнительского мастерства, конечно, необходимо изучать законы создания поэтических произведений. Ведь у поэтов нет ничего случайного. Поэтому надо глубоко вникать в форму стихов и через нее наиболее точно угадывать замысел автора и характер его стиходействия.

Попробуем, анализируя форму вольного размера басни И.А. Крылова «Две бочки», идя вслед за интонацией, подсказанной самим баснописцем, точнее выявить и ярче выразить ее смысл:

 

Две бочки ехали: одна с вином, /пять стоп/

Другая /одна стопа/

Пустая, /одна стопа/

Вот первая себе без шуму и шажком /шесть стоп/

Плетется, /одна стопа/

Другаявскачь несется; /три стопы/

От ней по мостовой и стукотня, и гром, /шесть стоп/

И пыль столбом... /две стопы/.

 

Ведь главная «героиня» — пустая бочка. Ее осуждает баснописец. Поэтому, представляя ее слушателю, Крылов ставит слово «пустая» в отдельную строку с одной стопой. Далее фиксирует внимание на том, что наполненная вином бочка, естественно, «без шума и шажком плетется». Слово «плетется» он опять выводит в отдельную строку. Затем, после шестистопной строки, неожиданно и потому весомо звучит двустопная строка: «И пыль столбом». От пустого человека — никакой пользы, только пыль.

При исполнении вольных ямбов следует выдерживать паузы в коротких строчках. Эти паузы (примерно равные количеству недостающих стоп в сравнении с самой длинной строкой) также дают возможность достигать равновременности звучания строк и помогают подготавливать слушателей к восприятию дальнейшего содержания.

 

Кто знатен и силен, /та-тА, та-тА, та-тА/

Да не умен, /та-тА, та-тА, та-тА, та-тА/

Так худо, ежели/ и с добрым сердцем он.

 

Обязательно перед исполнением басни надо точно подсчитать, сколько стоп в каждой строчке. Это поможет верному исполнению: ярче выявить основную мысль, добиться разговорности интонации, передать отношение баснописца к героям своего произведения, их поведению, поступкам.

Вольным ямбом написаны: грибоедовское «Горе от ума», лермонтовский «Маскарад» и другие сочинения.

 

Что значит свободный стих?

 

В конце XIX века наряду с вольными стихами появился и верлибр — свободный стих (в переводе с французского). Этот стих отказался от метра и от рифмы. В русской поэзии им писали Фет, Блок, Маяковский и другие. Особенно часто он стал появляться в нашем — XX веке. Многие поэты Запада пишут свободным стихом. Какова же особенность свободного стиха? Главным признаком ритма в нем является творческое деление текста на стиховые строчки. Всем хорошо знакомы строки А. Блока, написанные свободным стихом:

 

Она пришла с мороза,

Раскрасневшаяся,

Наполнила комнату

Ароматом воздуха и духов,

Звонким голосом

И совсем неуважительной к занятиям

Болтовней.

 

Поэт делит незаконченные строки «новыми знаками препинания», которые не связаны со смысловым членением, а указывают специфические стиховые границы. Конец строки в свободном стихе надо рассматривать как метрический знак. Каждый поэт по-своему расставляет метрические знаки — деление на строки — и выражает определенное ритмическое намерение. «Раздел строки — творческая композиция; строка — неделимое единство; меняя ее, я меняю и интонацию», — писал А. Белый.[10]

Чем больше в свободных стихах наблюдается отступлений от обязательных правил, тем больше их отличие от прозы. Звучание свободного стиха зависит от «типографских средств» — от того, как графически их написал автор. Поэтому, работая над стихами, готовясь превратить их в звучащую поэзию, нельзя допускать самой первой ошибки: игнорировать графику написания стихов. В графике таится темперамент, чувства, мысль поэта. Особое же внимание к графике требуют свободные стихи, которыми пишут сейчас многие молодые поэты. Так, например, поэт Вячеслав Куприянов в своей книге «Жизнь идет» все стихи сознательно объединил единой формой свободного стиха. Сделал это умышленно, желая на практике утвердить мысль о богатстве русского свободного стиха, о том, что он способен, как пишет поэт, «...вместить и разные виды лирики, и сатиру, и дидактику, и, возможно, еще многое другое». Вот его стихотворение «Мгновения лета»:

 

1. Птица ростом невелика и травы

для нее причудливее небес

и сквозь них

пробивается снижающееся солнце

и словно

мерцающие костры запалены

и птица

никак не может взлететь

загляделась

2. Птица еще поет

прекрасно и безмятежно

и девушки уже запели свои песни

из которых они ни одну

до конца не знают

и солнце

застыло

никак не может зайти

заслушалось

3. О чем бы казалось

нам с тобой говорить

днем

было все как обычно

вечер

такой же как и вчера

ночь

укладывает спать слова  

а мы

никак не можем заснуть

заговорились.

 

Заметим, что в стихах не поставлено ни одного знака препинания. Поэт сознательно отказывается от знаков препинания. «Отказ от знаков препинания вынуждает стремиться к максимально выразительному синтаксису и графическому исполнению текста»,[11] — пишет он. Выделим: «графическое исполнение текста». Об этом важном моменте чтецкого мастерства мы еще будем говорить. А сейчас перейдем к следующим вопросам, чтобы закончить разговор о силлабо-тонической системе стихосложения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.253.170 (0.009 с.)