Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что надо знать о вольном стихе?
Поэтов волновал вопрос: как придать стихам большую свободу, приблизить их интонацию к интонации живой речи? Ведь стихами пишут не только на лирические или героические темы, но и басни с их неиссякаемым юмором, и сатирические стихи и комедии, в которых герои ведут диалоги. И здесь мы встречаемся с так называемым вольным размером. При вольном размере в стихах есть и рифма и внутренняя мера, но в них неупорядоченно чередуются строчки разной длины (с различным количеством ямбических стоп). Яркий пример живой разговорной речи — басни:
Кто знатен и силен, Да не умен, Так худо, ежели и с добрым сердцем он.
Так начинает одну из своих басен И.А. Крылов. Подсчитаем: в первой строке три стопы ямба; во второй — только две; в третьей — шесть стоп. Каким же образом почувствовать разговорную интонацию этих строк? Надо при исполнении уметь все строки сделать как бы равными в произнесении. Значит, слова «Да не умен» должны звучать весомо, широко, потому что в них главный смысл басни. А третья строка шестистопного ямба, наоборот, произносится легко, быстрее, проговоренная как бы в тот же отрезок времени, что и вторая. Когда слова в стихах звучат разнообъемно (одни крупнее, весомее, протяженнее по времени, а другие быстрее, стремительнее, мельче), это и придает интонации естественность звучания. Надо непременно учиться тому, чтобы уметь говорить в стихах с разной скоростью произнесения слов, фраз. Ведь если чтец, взяв какую-то скорость произнесения, все время неизменно держится ее на протяжении всего исполнения, возникает то механическое «стихоговорение», которое не имеет никакого отношения к словесному действию. «Темп должен все время, безостановочно жить, вибрировать, до известной степени меняться, а не застывать в одной скорости»[9], — предупреждал К.С. Станиславский. Эти колебания и дают жизнь стиху, делают его бесконечно разнообразным и выразительным. Чтобы овладеть этой гранью исполнительского мастерства, конечно, необходимо изучать законы создания поэтических произведений. Ведь у поэтов нет ничего случайного. Поэтому надо глубоко вникать в форму стихов и через нее наиболее точно угадывать замысел автора и характер его стиходействия. Попробуем, анализируя форму вольного размера басни И.А. Крылова «Две бочки», идя вслед за интонацией, подсказанной самим баснописцем, точнее выявить и ярче выразить ее смысл:
Две бочки ехали: одна с вином, /пять стоп/ Другая /одна стопа/ Пустая, /одна стопа/ Вот первая себе без шуму и шажком /шесть стоп/ Плетется, /одна стопа/ Другаявскачь несется; /три стопы/ От ней по мостовой и стукотня, и гром, /шесть стоп/ И пыль столбом... /две стопы/.
Ведь главная «героиня» — пустая бочка. Ее осуждает баснописец. Поэтому, представляя ее слушателю, Крылов ставит слово «пустая» в отдельную строку с одной стопой. Далее фиксирует внимание на том, что наполненная вином бочка, естественно, «без шума и шажком плетется». Слово «плетется» он опять выводит в отдельную строку. Затем, после шестистопной строки, неожиданно и потому весомо звучит двустопная строка: «И пыль столбом». От пустого человека — никакой пользы, только пыль. При исполнении вольных ямбов следует выдерживать паузы в коротких строчках. Эти паузы (примерно равные количеству недостающих стоп в сравнении с самой длинной строкой) также дают возможность достигать равновременности звучания строк и помогают подготавливать слушателей к восприятию дальнейшего содержания.
Кто знатен и силен, /та-тА, та-тА, та-тА/ Да не умен, /та-тА, та-тА, та-тА, та-тА/ Так худо, ежели/ и с добрым сердцем он.
Обязательно перед исполнением басни надо точно подсчитать, сколько стоп в каждой строчке. Это поможет верному исполнению: ярче выявить основную мысль, добиться разговорности интонации, передать отношение баснописца к героям своего произведения, их поведению, поступкам. Вольным ямбом написаны: грибоедовское «Горе от ума», лермонтовский «Маскарад» и другие сочинения.
Что значит свободный стих?
В конце XIX века наряду с вольными стихами появился и верлибр — свободный стих (в переводе с французского). Этот стих отказался от метра и от рифмы. В русской поэзии им писали Фет, Блок, Маяковский и другие. Особенно часто он стал появляться в нашем — XX веке. Многие поэты Запада пишут свободным стихом. Какова же особенность свободного стиха? Главным признаком ритма в нем является творческое деление текста на стиховые строчки. Всем хорошо знакомы строки А. Блока, написанные свободным стихом:
Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся, Наполнила комнату Ароматом воздуха и духов, Звонким голосом И совсем неуважительной к занятиям Болтовней.
Поэт делит незаконченные строки «новыми знаками препинания», которые не связаны со смысловым членением, а указывают специфические стиховые границы. Конец строки в свободном стихе надо рассматривать как метрический знак. Каждый поэт по-своему расставляет метрические знаки — деление на строки — и выражает определенное ритмическое намерение. «Раздел строки — творческая композиция; строка — неделимое единство; меняя ее, я меняю и интонацию», — писал А. Белый.[10] Чем больше в свободных стихах наблюдается отступлений от обязательных правил, тем больше их отличие от прозы. Звучание свободного стиха зависит от «типографских средств» — от того, как графически их написал автор. Поэтому, работая над стихами, готовясь превратить их в звучащую поэзию, нельзя допускать самой первой ошибки: игнорировать графику написания стихов. В графике таится темперамент, чувства, мысль поэта. Особое же внимание к графике требуют свободные стихи, которыми пишут сейчас многие молодые поэты. Так, например, поэт Вячеслав Куприянов в своей книге «Жизнь идет» все стихи сознательно объединил единой формой свободного стиха. Сделал это умышленно, желая на практике утвердить мысль о богатстве русского свободного стиха, о том, что он способен, как пишет поэт, «...вместить и разные виды лирики, и сатиру, и дидактику, и, возможно, еще многое другое». Вот его стихотворение «Мгновения лета»:
1. Птица ростом невелика и травы для нее причудливее небес и сквозь них пробивается снижающееся солнце и словно мерцающие костры запалены и птица никак не может взлететь загляделась 2. Птица еще поет прекрасно и безмятежно и девушки уже запели свои песни из которых они ни одну до конца не знают и солнце застыло никак не может зайти заслушалось 3. О чем бы казалось нам с тобой говорить днем было все как обычно вечер такой же как и вчера ночь укладывает спать слова а мы никак не можем заснуть заговорились.
Заметим, что в стихах не поставлено ни одного знака препинания. Поэт сознательно отказывается от знаков препинания. «Отказ от знаков препинания вынуждает стремиться к максимально выразительному синтаксису и графическому исполнению текста»,[11] — пишет он. Выделим: «графическое исполнение текста». Об этом важном моменте чтецкого мастерства мы еще будем говорить. А сейчас перейдем к следующим вопросам, чтобы закончить разговор о силлабо-тонической системе стихосложения.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.253.170 (0.009 с.) |