ТОП 10:

Что такое «затягивание» в стихах?



Часто стиховая (постоянная) пауза совпадает со смысловой и грамматической. Классический пример этого единства (стиховой и грамматической пауз) — стихи М. Ломоносова;

 

Лицо свое скрывает день,

Поля покрыла влажна ночь,

Взошла на горы мрачна тень,

Лучи от нас склонились прочь.

Открылась бездна звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.

 

Еще пример этого единства:

 

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

 

                         (С. Есенин).

 

Но чаще мы видим иное соотношение синтаксиса и стиха:

 

Прощай, письмо любви! прощай: она велела.

Как долго медлил я! как долго не хотела                 (1)

Рука предать огню все радости мои!..

 

                          (А.С. Пушкин).

 

Такое явление, когда незаконченная мысль переносится на другую строку, причем, в самом неожиданном месте, называется «зашагиванием» или «переносом». «Зашагивание» придает речи полный внутреннего напряжения смысл. За речью говорящего чувствуется невысказанность всего содержания, значительность недоговоренного. Переносы возникают, как правило, в самые напряженные моменты мысли. Поэтому эти паузы называют эмфатическими (выразительными). Эмфатические паузы между стихами при переносах способны передать различные, порой очень тонкие, эмоциональные оттенки речи...

                                                      

Уж десять лет ушло с тех пор —  и много                (2)

Переменилось в жизни для меня....

 

                       (А.С. Пушкин).

 

Эмфатическая пауза выделила, подчеркнула важное по смыслу слово «много». И никаким знаком препинания этот оттенок интонации передать нельзя. Значение переносов бывает различным. Они могут придать стихотворной речи сильную взволнованность, задумчивость, разговорно-бытовую, прозаизированную интонацию и т. п.

Из сказанного ясно, что неправильно поступают те чтецы, которые в погоне за мнимой естественностью исполнения сливают при переносах стихи, совершенно уничтожая паузу Вместе с паузой могут исчезнуть смысловые оттенки, порою очень тонкие.[12]

При зашагивании возникают еще дополнительные паузы внутри стиха (в приведенном первом примере после слова «рука», во втором — после слова «переменилось»). Эти паузы нарушают плавное течение мысли. Они воспринимаются как психологические, рожденные повышенной экспрессией речи:

 

...Темницы рухнут и свобода||

 Вас | примет радостно у входа...

 

Если прочесть эти строки без постоянной паузы в конце стиха и дополнительной цезуры после слова «Вас», то они лишатся напряженного подтекста, страстного желания поэта внушить веру в победу борцам за свободу, за счастье своего народа.

Несоблюдение данного требования законов стиходействия превращает стихи в прозу, ведет к исчезновению тончайших смысловых оттенков. Ведь эти паузы выявляют эмоционально-смысловую насыщенность слова, которое в стихе играет особую роль.

 

Каково значение слова в стихотворной речи?

 

Слово в стихе приобретает особую выразительность, заключает в себе многозначность оттенков чувств.

 

Когда в стихи превращены слова,

Они — основа чар и колдовства.

 

Выразительность и смысловая глубина слова усиливается в зависимости от того, как распределены слова «на взволнованном дыхании поэта». На примере двух строк         В. Маяковского можно показать, как перестановка слов убивает «душу речи». «Не чудесно ли сказано Маяковским:

 

...Как в наши дни вошел водопровод,

 Сработанный еще рабами Рима...

 

А попробуем сказать совершенно то же, но иначе:

 

...Как в наши дни вошел водопровод,

Хоть был построен римскими рабами...

 

Или:

...Как в наши дни вошел водопровод,

Что римскими рабами был сработан...

 

Нет! Не годится.

Что случилось? Куда пропала душа речи? Где могучий, бас Маяковского? Где величавость слова и звука?».[13]

Поэты часто выделяют в отдельную строку особо значимое слово, чтобы оно приобрело еще большую емкость, стало ярче и выразительнее. Вот как рассказывается в поэме А. Твардовского «Василий Теркин» об отважном лейтенанте — весельчаке, плясуне, настоящем воине:

 

Только вдруг вперед подался,

Оступился на бегу,

Четкий след его порвался

На снегу...

 

Поэты часто прибегают к тому, чтобы вложить в слово фразовое значение. При исполнении надо придавать особое звучание словам, вынесенным поэтами на отдельную строку, наполняя их всей многозначной глубиной смысла и чувств.

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.005 с.)