Каким образом научиться легко определять размеры стихов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каким образом научиться легко определять размеры стихов.



 

Быстро определять стихотворные размеры помогает прием скандирования текста. Он естественен, знаком нам с детских лет, ибо дети, как и поэты, прежде всего чувствуют ритмический гул стихотворной речи и сами слагают стихи. И надо возродить в себе забытое чувство ритма, волновавшее нас в детстве. Ведь ритм звучащего слова мы улавливаем слухом. Вот и попробуем скандировать их, то есть произносить, отвлекаясь на время от смысла, ярко подчеркивая размер так, как это делают дети, читая не по словам, а по слогам, улавливая слухом чередование ударных и безударных слогов.

Начнем говорить в размере хорея, подчеркивая первый слог: рАз-два, рАз-два, рАз-два, рАз-два... Проскандируем имя Ваня: ВА-ня, ВА-ня, ВА-ня, ВА-ня...

А теперь при счете попробуем выделять второй слог: раз-двА, раз-двА, раз-двА, раз-двА... Заговорили ямбом мы, - и Ваня наш Иваном стал: И-вАн, И-вАн, И-вАн, И-вАн..:

С тем чтобы яснее не только слышать ударный слог и неударный, но и видеть их, попробуйте раскачиваться в такт вперед и назад. Заметим, что на слове Ваня — первое движение корпуса — вперед, а затем назад. А при имени Иван наоборот: сначала — назад, потом — вперед. Для наглядности попробуем, скандируя, выстукивать ритм большим и указательным пальцами, подчеркивая сильный слог более активным движением одного из пальцев. При слове Ваня сильнее стучит большой палец, а при слове Иван — указательный.

Итак, мы выяснили, что Ваня — соответствует стопе хорея, Иван — стопе ямба. А вот ласкательное «Ванечка» оказывается стопой дактиля: ВА-неч-ка, ВА-нечка, ВА-неч-ка. Отстукивая ритм уже тремя пальцами, заметим, что сильный удар падает на большой палец, а указательный и средний пальцы ослабленным движением подчеркивают два слабых слога трехсложной стопы дактиля.

А вот другое ласкательное «Ванюша» звучит в размере амфибрахия: Ва-нЮ-ша, Ва-нЮ-ша, Ва-нЮ-ша, Ва-нЮ-ша.

Фамилия же Иванов звучит, как стопа анапеста: И-ва-нОв, И-ва-нОв, И-ва-нОв, И-ва-нОв.

Запомним: ВАня, ИвАн, ВАнечка, ВанЮша, ИванОв — соответствуют пяти размерам силлабо-тонической системы стихосложения (хорею, ямбу, дактилю, амфибрахию, анапесту).

Можно взять другие слова с их вариациями: ВЫрос, под-рОс, вЫ-рас-ти, под-рОс-ток, под-рас-тИ. ЖЕн-ка, же-нА, жЕн-щи-на, же-нИть-ба, же-ни-шОк.

Чтобы не путаться в названиях размеров, полезно запомнить следующее: хорей в переводе с греческого «плясовой» (хор,-пляска, хоровод). Вспомним, как дети водят хоровод и скандируют: БА-ба сЕ-я-лА го-рОх: прЫг-скок, прЫг-скок... Хореической стопой, как правило, сочиняются частушки, потому что под этот размер хорошо пританцовывать:

 

САша, САня, САнюшкА,

ТЫ не вЫдай тАйностИ:

ОдногО тебЯ люблЮ

ДО послЕдней крАйностИ!

 

                                    (А. Прокофьев).

Хореической стопой передается ритм народных частушек в стихотворении «День рождения»:

 

В крАсном блЕске, в бУйной сИле

 ВстАло сОлнце нАд РоссИей:

НАд лугАми, нАд полЯми,

НАд лесАми с сОловьЯми...

 

                              (А. Прокофьев).

 

Стопой хорея даем мы. команды: рАз-два! рАз-два! лЕ-вой! лЕ-вой! лЕ-вой!

Ямб в переводе — «бросок». А ведь прежде чем бросать что-то, мы делаем размах: на «раз» — отводим руку назад, готовясь к брошу; на «двА!» — бросаем. Ямб хорошо ассоциируется с жестом прощания. Прощаясь, мы обращаем ладонь от себя и раскачиваем ее: назад-вперед. Сопроводим этот жест просторечным словом прощания «пока». На слог «по» ладонь несколько отбросилась назад (приготовилась к действию) на Слог «кА» наклонилась вперед: ио-кА, по-кА, по-кА.

Прочтем теперь стихи, написанные ямбической стопой. Они начинаются этим же словом, но имеющим другое значение (определяющим границы времени):

 

ПокА текУт в РоссИи рЕки,

 покА во мнЕ струИтся крОвь,

 однА лишь тЫ,

                  однА вовЕки

и жИзнь

           и слАва

                          и любОвь!

 

                              (В. Кузнецов.)

Ямб очень емкий по форме размер. Им пишут лирические и комедийные, бытовые и героические стихи, комедии и драмы.

Дактиль в переводе с греческого — «палец». У древних эта трехсложная стопа ассоциировалась с тремя фалангами пальца. Дактиль соответствует ритму вальса, и чтобы овладеть этой стопой, полезно почитать стихи, написанные дактилем, в сопровождении вальса.

Анапест в переводе означает «отраженный назад». В противовес дактилю эту стопу называли «обратно ударяемой». Она создает стремительность ритма — устремленность движения, мысли, чувства. Очень любил пользоваться этой стопой Н.А. Некрасов. И даже в самых скорбных некрасовских стихах, написанных анапестом, пульсирует высокий ритм чувств лирического героя, стремящегося вырваться из тяжелых пут жизни:

 

НадрывАется сЕрдце от мУки,

Плохо вЕрится в сИлу добрА,

Внемля в мИре царЯщие звУки

БарабАнов, цепЕй, топорА...

 

Стремительность анапестической стопы, между прочим, позволяет удерживать наполнителей от чрезмерной напевности, которая снижает действенность стихотворения.

Амфибрахий — от двух греческих слов «амфи» — с обеих сторон (или кругом) и «брахис» — краткий. С двух сторон от долгого, сильного слога находятся два кратких: раз-двА-три, разлДвА-три.

 

ОднАжды в студЕную зИмнюю пОру

я Из лесу вЫшел; был сИльный морОз.

ГляжУ, поднимАется мЕдленно в гОру

ЛошАдка, везУщая хвОросту вОз.

 

         (Н.А. Некрасов).

 

Теперь попробуем отбивать размер каждой из стоп либо счетом, либо приемом «тататирования» (ТА-та, тА-та, тА-та...), включая пальцы, не торопясь вспоминая Знакомые строки стихов, которые ложатся в отбиваемый ритм:

 

Мо-рОз- и -сОлн-це- дЕнь -чу-дЕс-ный...

ПОзд-ня-я- О-сень-грачИ- -у-ле-тЕ-ли...

 

Считается, что, самый эффективный прием овладения размерами стихов — их сочинительство. Научиться рифмовать строчки не составляет особого труда, и это принесет большую пользу в работе над стиходействием. Конечно, мы понимаем, что:

«Твердить слова, рифмуя их при этом,

Еще не означает быть поэтом».

Наше сочинительство преследует иную цель, которую остроумно выразил один из студентов Ленинградского института культуры, сдавая педагогу сочиненные на все размеры стихотворные отроки, предпослав им такое двустишие:

«Суть не в сути, в ритме суть.

Педагог, не обессудь!»

 

Но прежде чем приступить к этому, необходимо ответить еще на ряд вопросов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.146.97.79 (0.009 с.)