Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что значат звуковые повторы в стихе?
Звуковые повторы — это один из видов инструментовки стиха. Значение звуковой формы стихотворной речи заключается в том, что при исполнении стихотворения она сама становится важным средством выражения эмоционального содержания.
Ужас из железа выжал стон...
Повторение звука Ж в этой строке Маяковского усиливает трагический смысл происшедшего. А вот другой пример аллитерации, т. е. повторения согласных звуков.
О, дай мне, жизнь, желание желать, В желаемом желанье оживать, И подобрать к желанью научи Разумной бережливости ключи...
В этих стихах М. Дудина — повтор того же согласного звука. Однако легко почувствовать, что эта аллитерация имеет иное эмоциональное звучание. Повтор же гласных звуков называют ассонансом. Вот строчки того же поэта:
Ни голоса, ни шороха, ни свиста, Ни гибели, ни страха впереди, — Земля светла, и небо жизни чисто. Дорога продолжается. Иди!
Здесь явственно звучит гласный «И», передающий тихий полдень жизни лирического героя. А вот к какой специальной инструментовке прибегает А. Вознесенский:
И неминуемо минуем твою беду В неименуемо немую минуту ту.
Наиболее заметны, конечно, звукоподражательные повторы:
За окном шуршали шины: Шла машина за машиной.
Но чаще звукопись служит не для имитации каких-либо шумов, звуков, а для звукового подчеркивания какого-либо определенного стиха, чтобы усилить его эмоциональное воздействие, сделать речь более рельефной, заставить вслушаться в нее. И когда после нейтральных (в звуковом отношении) строчек возникают явные звуковые повторы, эти строчки стиха заметно выделяются среди других, как резонаторы, усиливая эмоциональную настроенность стиха:
И блеск, и шум, и говор балов. А в час пирушки холостой Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой...
(А.С. Пушкин).
К звуковым повторам относят и явления рифмы как в. конце, так и внутри стихов, и другие приемы звуковой организации стиха. Поэты очень дорожат эмоциональной и эстетической ценностью звуков в стихе:
— Верь в звук слов: Смысл тайн в них
— писал В. Брюсов. Но как же научиться слышать эти звуки?
Полезно начать воспитывать свой речевой слух, обратившись к детской литературе. Поэты приучают детей слышать и любить звуки родной речи, сочиняя специальные «Азбуки в стихах»:
...В. Варежки у Вари Пропали на бульваре. Воротилась Варя Вечером с бульвара И нашла в кармане Варежки Варвара. Вот ведь как!...
П. Просто прелесть эти пони! Папа, пони тоже кони? Правда?...
У. У опушки две старушки Рвали грузди и волнушки. Филин «Ух-х!», Филин «Ух-х!» У старушек замер дух. Жутко!...
(Е. Благинина).
Читая стихи различных поэтов, следует специально обратить внимание на звукопись в их произведениях. Полезно записывать найденные примеры. Вслушиваясь в звукопись, надо пытаться понять эмоциональную содержательность ее. Для такого задания рекомендуем прочесть книгу стихов Вадима Зубарева «Единственная моя». Все стихи поэта — яркий пример звуковой организации стиха. В них явно видно желание поэта передать читателю «смысл тайн» звуков. Вот лишь два стихотворения из этой книги:
Ни зги — не сгинуть бы — иду. Авось-то вызвездит! Иду. И в стылом, снежном, нежилом жилым, живым моим тёплом с меня зима взимает мзду за каждую свою звезду.
Скопление согласных 3-С-Ж (19!) создает живую картину заснеженной зимы. А как выразительно теплыми становятся третья и четвертая строки, в которых каждое слово не только состоит из сонорных звуков Л-М-Н, но и заканчивается теплым М (15!).
Честность не частность, не безучастность, не разнесчастность, а сопричастность солнцу и знамени, знающим дело свое. Я за всечастность ее, за сейчасность ее.
Высокая эмоциональная содержательность звуков, прием поэтической игры со словом «частность» ярко высвечивают главную мысль стихотворения. Непременно и самим надо, сочиняя рифмованные строки, потренироваться в звукописи: подбирать слова, в которых есть нужный нам согласный или гласный звук. Например:
...В. Вдохновенье — бог искусства. Вдохновение от чувства
Высокой взволнованности...
П. Правденкой Правду не заменишь. И потому-то Правду ценишь. А не правденку...
Мы специально обращаем такое серьезное внимание на звукопись в поэтической речи, потому что именно поэзия стремится обострить в слове все три его элемента: звук, образ, понятие. Ибо из нашей речи уходят два первых элемента; мы все чаще оперируем словами-понятиями. Поэзия же восстанавливает жизненность утрачиваемых элементов живой речи, заставляя непосредственно воспринимать и само звучание слов. Конечно, поэты пользуются аллитерацией и ассонансом с чувством меры, художественного такта. «Дозировать аллитерацию, — писал В. Маяковский, — надо до чрезвычайности невыпирающими наружу повторами».[14] Мы рассматриваем здесь закономерности классического стихосложения. Но ведь многие стихи советских поэтов, современных поэтов мира не укладываются в рамки силлабо-тонической системы стихосложения. Попробуем, например, проскандировать такие стихи В. Маяковского:
Граждане, у меня огромная радость. Разулыбьте сочувственные лица. Мне обязательно поделиться надо, Стихами хотя бы поделиться.
Ничего не получится со скандированием! Эти стихи написаны другой системой стихосложения.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 707; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.007 с.) |