Что значат звуковые повторы в стихе? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что значат звуковые повторы в стихе?



 

Звуковые повторы — это один из видов инструментовки стиха. Значение звуковой формы стихотворной речи заключается в том, что при исполнении стихотворения она сама становится важным средством выражения эмоционального содержания.

 

Ужас

     из железа

                     выжал стон...

 

Повторение звука Ж в этой строке Маяковского усиливает трагический смысл происшедшего. А вот другой пример аллитерации, т. е. повторения согласных звуков.

 

О, дай мне, жизнь, желание желать,

В желаемом желанье оживать,

И подобрать к желанью научи

Разумной бережливости ключи...

 

В этих стихах М. Дудина — повтор того же согласного звука. Однако легко почувствовать, что эта аллитерация имеет иное эмоциональное звучание.

Повтор же гласных звуков называют ассонансом. Вот строчки того же поэта:

 

Ни голоса, ни шороха, ни свиста,

Ни гибели, ни страха впереди, —

Земля светла, и небо жизни чисто.

Дорога продолжается. Иди!

 

Здесь явственно звучит гласный «И», передающий тихий полдень жизни лирического героя.

А вот к какой специальной инструментовке прибегает А. Вознесенский:

 

И неминуемо минуем твою беду

В неименуемо немую минуту ту.

 

Наиболее заметны, конечно, звукоподражательные повторы:

 

За окном шуршали шины:

Шла машина за машиной.

 

Но чаще звукопись служит не для имитации каких-либо шумов, звуков, а для звукового подчеркивания какого-либо определенного стиха, чтобы усилить его эмоциональное воздействие, сделать речь более рельефной, заставить вслушаться в нее. И когда после нейтральных (в звуковом отношении) строчек возникают явные звуковые повторы, эти строчки стиха заметно выделяются среди других, как резонаторы, усиливая эмоциональную настроенность стиха:

 

И блеск, и шум, и говор балов.

А в час пирушки холостой

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой...

 

                    (А.С. Пушкин).

 

К звуковым повторам относят и явления рифмы как в. конце, так и внутри стихов, и другие приемы звуковой организации стиха. Поэты очень дорожат эмоциональной и эстетической ценностью звуков в стихе:

 

— Верь в звук слов:

Смысл тайн в них

 

— писал В. Брюсов.

Но как же научиться слышать эти звуки?

Полезно начать воспитывать свой речевой слух, обратившись к детской литературе. Поэты приучают детей слышать и любить звуки родной речи, сочиняя специальные «Азбуки в стихах»:

 

...В. Варежки у Вари

    Пропали на бульваре.

    Воротилась Варя

    Вечером с бульвара

    И нашла в кармане

    Варежки Варвара.

                  Вот ведь как!...

 

П. Просто прелесть эти пони!

Папа, пони тоже кони?

                             Правда?...

 

У. У опушки две старушки

Рвали грузди и волнушки.

Филин «Ух-х!», Филин «Ух-х!»

У старушек замер дух.

                          Жутко!...

 

                      (Е. Благинина).

 

Читая стихи различных поэтов, следует специально обратить внимание на звукопись в их произведениях. Полезно записывать найденные примеры. Вслушиваясь в звукопись, надо пытаться понять эмоциональную содержательность ее. Для такого задания рекомендуем прочесть книгу стихов Вадима Зубарева «Единственная моя». Все стихи поэта — яркий пример звуковой организации стиха. В них явно видно желание поэта передать читателю «смысл тайн» звуков. Вот лишь два стихотворения из этой книги:

 

Ни зги — не сгинуть бы — иду.

Авось-то вызвездит! Иду.

И в стылом, снежном, нежилом

жилым, живым моим тёплом

с меня зима взимает мзду

за каждую свою звезду.

 

Скопление согласных 3-С-Ж (19!) создает живую картину заснеженной зимы. А как выразительно теплыми становятся третья и четвертая строки, в которых каждое слово не только состоит из сонорных звуков Л-М-Н, но и заканчивается теплым М (15!).

 

Честность не частность,

не безучастность,

не разнесчастность,

а сопричастность

солнцу и знамени,

                   знающим дело свое.

Я за всечастность ее,

за сейчасность ее.

 

Высокая эмоциональная содержательность звуков, прием поэтической игры со словом «частность» ярко высвечивают главную мысль стихотворения.

Непременно и самим надо, сочиняя рифмованные строки, потренироваться в звукописи: подбирать слова, в которых есть нужный нам согласный или гласный звук. Например:

 

...В. Вдохновенье — бог искусства.

     Вдохновение от чувства

    Высокой взволнованности...

 

П. Правденкой Правду не заменишь.

     И потому-то Правду ценишь.

     А не правденку...

 

Мы специально обращаем такое серьезное внимание на звукопись в поэтической речи, потому что именно поэзия стремится обострить в слове все три его элемента: звук, образ, понятие. Ибо из нашей речи уходят два первых элемента; мы все чаще оперируем словами-понятиями. Поэзия же восстанавливает жизненность утрачиваемых элементов живой речи, заставляя непосредственно воспринимать и само звучание слов. Конечно, поэты пользуются аллитерацией и ассонансом с чувством меры, художественного такта. «Дозировать аллитерацию, — писал В. Маяковский, — надо до чрезвычайности невыпирающими наружу повторами».[14]

Мы рассматриваем здесь закономерности классического стихосложения. Но ведь многие стихи советских поэтов, современных поэтов мира не укладываются в рамки силлабо-тонической системы стихосложения. Попробуем, например, проскандировать такие стихи В. Маяковского:

 

Граждане,

            у меня

                       огромная радость.

Разулыбьте

               сочувственные лица.

Мне

  обязательно

                      поделиться надо,

Стихами

          хотя бы

                        поделиться.

 

Ничего не получится со скандированием! Эти стихи написаны другой системой стихосложения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 707; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.007 с.)