Инновационные технологии преподавания психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационные технологии преподавания психологии.



Преподавание психологии в высшем учебном заведении в условиях инновационной модели образования становится все более сложным. Современные педагоги должны не только быть компетентными в области своей специальности и готовыми поделиться глубоким знанием преподаваемого предмета, но и владеть новыми учебными технологиями, обеспечивающими активное вовлечение студентов в учебную, научно-исследовательскую и самостоятельную работу.

Преподавание психологии требует организации такого обучения, которое бы обеспечило естественный переход с ведущей учебной деятельности на профессиональную с соответствующей трансформацией мотивов, средств, способов и результатов деятельности. Этого можно добиться лишь при реализации принципа профессиональной ориентации всех компонентов обучения, что дает возможность будущему психологу совершенствовать свою профессиональную компетентность, учиться занимать активную позицию, формируя профессионально востребованные личные качества.

Инновационные методы преподавания психологических дисциплин строятся на принципе активности познающего субъекта. При этом разнообразные формы активизации личностной позиции и жизненного опыта участников обучения (письменные высказывания, диалог, коллективное решение проблемной ситуации, групповая дискуссия, межгрупповое сотрудничество и др.) выступают и в другом аспекте - формировании личности психолога.

Все методы преподавания психологии можно разделить на три основные группы: программные; проблемные; дистанционные; интерактивные [3, с.76].

В инновационном подходе методики преподавания психологии их принято называть активными, диалоговыми методами обучения.

Инновация представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов и является результатом концептуализации новой идеи, направленной на решение проблемы и далее - к практическому применению нового явления.         

 

В качестве педагогических инноваций в учебном процессе могут выступать: содержание учебного материала, технические средства, педагогические технологии и т.д. Мы остановимся подробнее на технологиях. К инновационным технологиям обучения В.Д. Симоненко относит: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии [19, с.95].

 

В психологической теории обучения интерактивным называется обучение, основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений. Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности.

 

Сущность их состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации.

 

В интерактивных технологиях обучения существенно меняются роли обучающего и обучаемых, а также роль информации. Остановимся кратко на характеристике некоторых технологий интерактивного обучения и приведем примеры их использования в процессе преподавания педагогических дисциплин. Дискуссия (от лат. discussio - исследование, рассмотрение) - всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре [7, с.79]. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений.

Цели проведения дискуссии могут быть разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.

При организации дискуссии в учебном процессе обычно ставят сразу несколько учебных целей, как чисто познавательных, так и коммуникативных. При этом цели дискуссии, конечно, тесно связаны с темой. Если тема обширна, содержит большой объем информации, в результате дискуссии могут быть достигнуты только такие цели, как сбор и упорядочение информации, поиск альтернатив, их теоретическая интерпретация и методологическое обоснование. Если тема дискуссии узкая, то дискуссия может закончиться принятием решения.

 

Рассмотрим на конкретном примере, как можно использовать данную технологию на семинарских занятиях. Студенческая группа (в силу специфики факультета численность группы - 12-14 чел.) делится на 2 микрогруппы. Каждая микрогруппа получает конкретную педагогическую технологию. Задание дается заранее и у студентов есть время на подготовку. Но, кроме представления своей технологии, микрогруппы готовят вопросы для команды-оппонента, которые подчеркивали бы недостатки технологии, доставшейся команде-сопернице [12, с.21].

Непосредственно на семинарском занятии сначала одна микрогруппа представляет свою технологию, а команда-соперница задает ей вопросы. Затем вторая микрогруппа представляет уже свою технологию и студенты первой микрогруппы задают ей вопросы. Обычно обсуждение ответов проходит очень бурно, возникают дополнительные, уточняющие вопросы и команда-соперница вправе согласиться или не согласиться с данным ответом. Когда работа подходит к концу, наступает рефлексивный момент. Студенты сами оценивают свою работу, вклад каждого члена микрогруппы в общую работу, а также оценивается работа студентов из команды-оппонента. Преподаватель в ходе дискуссии выступает координатором, помощником.

 

 «Мозговой штурм» ставит своей целью сбор как можно большего количества идей, освобождение студентов от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. «Мозговой штурм» позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе. Использование данной технологии в учебном процессе позволяет решить следующие задачи [14, с.14]:

· творческое усвоение студентами учебного материала;

· связь теоретических знаний с практикой;

· активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;

· формирование способностей концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

· формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

 

Мозговой штурм, например, можно использовать при поиске решения педагогических задач и ситуаций. Дидактическая игра выступает важным педагогическим средством активизации процесса обучения в профессиональной школе. В процессе дидактической игры обучаемый должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие [17, с.79]. Технология дидактической игры состоит из трех этапов: подготовка, проведение анализ. Например, решение тех же педагогических задач и ситуаций можно находить в ходе выполнения игровых действий. Студентам дается на занятии определенная педагогическая ситуация, они распределяют роли, обдумывают варианты решения ситуации, игровой сюжет, а затем представляют выбранное решение. Оценивая эффективность дидактических игр, можно отметить следующее [19, с.22]:

1) игра позволяет проводить контроль знаний студентов;

2) в ходе игры у студентов формируется собственное мнение, самостоятельность;

3) отрабатывается умение принимать решение в реальных условиях;

4) формируется умение работать в коллективе над решением общей задачи;

5) игра развивает инициативность и творческое отношение к учёбе.

Технология проектного обучения рассматривается как гибкая модель организации учебного процесса в профессиональной школе, ориентированная на творческую самореализацию личности обучаемого путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания учебного творческого проекта. Например, к концу изучения курса «Образовательные технологии» студенты должны разработать и подготовить к защите проект.

 

Работа над проектом начинается с выбора темы. Студенты должны выбрать для себя объект проектирования, то есть образовательное учреждение любого типа и уровня, которое действительно хотели бы усовершенствовать. Для выполнения исследовательского проекта необходимо четко определить его структуру.

 

Проект должен включать обоснование актуальности (т.е. необходимости) данного образовательного учреждения, цели и задачи образовательного учреждения, услуги, предоставляемые им, перспективы его развития, материально-техническую базу, модель образовательного учреждения, образовательные технологии, которые будут использоваться в учебно-воспитательном процессе, ожидаемые результаты деятельности проектируемого образовательного учреждения.

Такой проект может начинаться в рамках семинарских занятий и продолжается во внеурочное время до тех пор, пока не будут получены необходимые результаты. Защита (презентация) проводится на семинаре. Виды презентации проектов: научный доклад, деловая игра, демонстрация видеофильма, научная конференция, инсценировка, театрализация; защита на учёном совете, путешествие, реклама, пресс-конференция и т.п. Критерии оценки проекта должны быть: понятны и доступны участникам проекта; их должно быть не более 7-10; известны с самого начала работы над проектом; оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация. Компьютерные технологии обучения -- это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера. К настоящему времени наибольшее распространение получили такие технологические направления, в которых компьютер является [2, с.59]:

· средством для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;

· средством информационной поддержки учебных процессов как дополнительный источник информации;

· средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала;

· универсальным тренажером для приобретения навыков практического применения знаний;

· средством для проведения учебных экспериментов и деловых игр по предмету изучения;

· одним из важнейших элементов в будущей профессиональной деятельности обучаемого.

Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа. В частности, на занятиях (как лекционных, так и семинарских) широко используются компьютерные презентации. Компьютер оказывается и неоценимым помощником при обработке результатов студенческого рейтинга.

 

Применение компьютерных технологий в системе профессионального образования способствует реализации следующих педагогических целей [8, с.76]:

· развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной профессиональной деятельности;

· реализация социального заказа, обусловленного потребностями современного общества;

· интенсификация образовательного процесса в профессиональной школе.

В заключение хотелось бы отметить, что ведущими функциями инновационного обучения можно считать:

· интенсивное развитие личности студента и педагога;

· демократизацию их совместной деятельности и общения;

· гуманизацию учебно-воспитательного процесса;

· ориентацию на творческое преподавание и активное учение и инициативу студента в формировании себя как будущего профессионала;

· модернизацию средств, методов, технологий обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего профессионала.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 2664; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.112.111 (0.019 с.)