Лекции при обучении психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекции при обучении психологии.



На протяжении всей истории высшей школы ведущей формой и методом обучения является лекция. Назначение лекции в настоящее время рассматривается как подготовка студентов к самостоятельной работе с книгой. Ее цель – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. У лекционной формы обучения есть как сторонники, так и противники. Аргументы последних: – лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельность мышления; – отбивает вкус к самостоятельным занятиям; – многие студенты только механически записывают слова лектора, не успевая их осмыслить.

В доводах противников лекции есть доля истины, но вместе с тем, как показывает весь опыт высшей школы, отказ от лекций приводит к снижению научного уровня подготовки студентов, нарушению системности и равномерности в их работе в течение семестра. Поэтому лекция продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Думается, что указанные недостатки лекционной формы могут быть преодолены при правильной методике и рациональном построении всего лекционного курса. Достоинства лекции:

1) творческое общение преподавателя с аудиторией,

2) эмоциональное взаимодействие с аудиторией,

3) экономный способ получения основ знаний в обобщенном виде,

4) активизация мыслительной деятельности,

5) побуждение к поиску, более углубленной проработке учебного материала.

От преподавателя зависит, насколько полно он использует все потенциальные возможности лекции, как ведущей формы обучения. Основные функции лекции:

 - Информационная

- Ориентирующая

- Объясняющая (разъясняющая)

- Убеждающая (доказательная)

- Воодушевляющая, увлекающая, заинтересовывающая.

Интересная лекция побуждает и стимулирует работу мышления. Следует отметить, что интересна лекция, которая имеет личностный смысл. И еще, новизна учебного материала не должна быть абсолютной, так как, если все новое и не на что опереться (нет знаний), то такая лекция неинтересна.

Требования, предъявляемые к лекции:

– нравственная сторона (основная направленность лекции это воспитание студентов);

– научность, информативность (лекция должна обеспечивать современный научный уровень подачи материала);

– доказательность и аргументированность (достигается наличием в лекции достаточного количества ярких и убедительных примеров, научных доказательств, обоснований, фактов и т. д.);

– активизация мыслительной деятельности студентов;

 – четкая структура и логика изложения вопросов темы (это достигается благодаря тщательно продуманному плану изложения лекции);

– эмоциональная форма изложения;

– использование методических приемов обработки подаваемой информации (выделение главных мыслей и положений; подчеркивание выводов, определений; повторение отдельных мыслей в различных формулировках);

– изложение лекционного материала доступным и ясным языком (следует разъяснять и писать на доске все вновь вводимые понятия, термины и названия);

– использование (по возможности) аудиовизуальных, технических средств и дидактического материала, в том числе, раздаточного.

В зависимости от содержания и характера излагаемого материала лекции по своей структуре могут отличаться друг от друга. Но есть общие методические положения:

1. После сообщения темы – студенты записывают план лекции. Преподаватель излагает материал в строгом соответствии с планом. В ряде случаев бывают отклонения, когда преподаватель сообщает: «Этот вопрос Вы проработаете самостоятельно по учебнику к следующему практическому занятию» и после этого переходит к рассмотрению очередного вопроса плана. Обычно студенты по плану лекции готовятся к семинарскому занятию. Возможны случаи, когда вопросы даются в более широком контексте.

2. Далее можно связать предыдущий материал с тем, что предстоит узнать. Показать место данной темы в структуре изучаемой дисциплины

3. Изложение вопроса темы может иметь как индуктивный характер (примеры, факты, которые подводят к научным выводам), так и дедуктивный (сначала определение понятия, сущность закона, а затем конкретные примеры, доказательства, возможности приложения).

4. После каждого вопроса преподаватель делает краткие выводы, используя прием повторения либо интонационно.

5. В конце лекции делается общий вывод. Это итог (квинтэссенция) того, что узнали на данной лекции.

6. В заключение можно ответить на вопросы студентов, можно сообщить следующую тему лекции, можно уточнить задание к семинарскому (практическому) занятию.

На лекции преподаватель не только дает информацию, но и руководит работой студентов, а именно: – контролирует ведение конспекта; – обучает методике записи и оказывает помощь в этом (замедляет темп изложения информации, делает паузы, повторения); – использует приемы активизации и поддержания внимания (риторические вопросы, шутка-разрядка, ораторские приемы: жест, изменение позы, модуляции голоса и др.). Соблюдение всего этого позволит решить главную психологическую задачу лекции: «Привлечь внимание студентов, захватить его и удерживать в течение всей лекции».

Передачу информации обучаемым обеспечивают следующие составляющие:

 - знание материала и умение передать информацию студентам;

 - хорошая дикция;

- внятное и звучное произношение;

- приветливое и доброжелательное выражение лица;

 - элегантный внешний вид;

 - хорошие манеры (умение держаться, устанавливать контакт, не увлекаться жестикуляцией);

 - культура преподавателя, которая находит свое отражение не только в речи, но и во всем поведении

Следует отметить, что, развитие системы вузовского образования, ее гуманизация привели к появлению новых лекционных форм:

– Проблемная лекция. Если в информационной лекции дается (объясняется) готовая информация, то в проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть». Поставив проблему, преподаватель шаг за шагом подводит студентов к цели.

– Лекция вдвоем – это развитие проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей. Скажем, представители двух различных научных школ, теоретик и практик и т. д. Важно, чтобы была продемонстрирована культура дискуссии, быстрая реакция и способность к импровизации.

 – Лекция – визуализация представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Подготовка такой лекции состоит в перекодировании содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления студентам через ТСО или вручную (слайды, пленки, схемы, рисунки и прочие виды наглядности). Необходимо подчеркнуть, что в процессе преподавания психологических дисциплин новые лекционные формы находят все более широкое применение.

Семинарские занятия.

Наряду с лекциями в учебном процессе важная роль отводится практическим занятиям. Практические занятия по психологии имеют целью научить студентов применять теоретические знания на практике. На таких занятиях моделируются фрагменты будущей деятельности в виде учебных ситуационных задач. Решая задачи, обучаемые отрабатывают различные действия по применению соответствующих психологических знаний.

Все формы практических занятий (семинары-практикумы, собственно практические и лабораторные занятия) служат тому, чтобы студенты отрабатывали на них практические действия по психологическому анализу и оценке действий и поступков (поведения) людей в разнообразных ситуациях, складывающихся в реальной действительности. Функции практических занятий могут быть разными в зависимости от формы занятия.

 

К основным формам практических занятий относят:

 

– Семинары-практикумы, на которых студенты обсуждают различные варианты решения практических ситуационных задач, выдвигая в качестве аргументов психологические положения. Оценка правильности решения практических ситуационных задач вырабатывается коллективно под руководством преподавателя.

 

– Семинары-дискуссии, на которых обсуждаются различные методики психологического исследования применительно к нуждам практики. В процессе таких занятий обучаемые уясняют для себя приемы и методы изучения психологических особенностей конкретных людей (детей и взрослых), с которыми им придется работать.

 

– Собственно практические занятия проводятся либо в стенах учебного заведения, либо в местах практики. Они имеют цель обучить студентов решению специфических задач по профилю своей специальности. Так, для школьного психолога это могут быть задачи по разрешению психологического конфликта в ученическом коллективе класса. Для юридического психолога – задачи по психологической экспертизе правонарушений или психологическому консультированию правоведов.

 

Учебная деятельность – это, по существу, решение учебных задач, требующих от студента мыслительных действий различной сложности. Именно поэтому преподавателю нужно готовить их не только для лекций, но и для практических занятий. Существуют учебные пособия по психологическому практикуму, а также специальные сборники задач по психологии (см. список литературы). По мере накопления опыта преподавания преподаватель сам составляет задачи. Укажем на два общих принципа подхода к разработке учебных задач для практических занятий.

 

Первый – это принцип «от теории к практике», когда подбираются вопросы и задачи из числа теоретических проблем. Студентам предлагается самим найти соответствующие примеры в практической жизни, т е. в быту, в учебной, трудовой, спортивной и др. деятельности. Решая такие задачи, студент лучше усваивает теорию, а, правильно ответив, показывает уровень своего понимания проблемы. Например, по общей психологии предлагаем такой вопрос: «Известно, что важнейшим элементом психологической структуры деятельности является мотив, причем одна и та же деятельность может иметь несколько мотивов, т.е. быть полимотивированной. Приведите пример такой деятельности и покажите, какие потребности лежат в основе каждого из мотивов».

 

Второй принцип – «от жизни – к теории». В этом случае в задачах предлагаются различные практические ситуации, которые студент должен проанализировать с точки зрения известной теории. Например, в курсе общей психологии предлагаем задачу: «Пенсионер Петров после часовой прогулки по парку устал и сел на скамейку, чтобы дать отдых ногам и через несколько минут продолжить прогулку. Занимается ли пенсионер Петров деятельностью в психологическом смысле?»

 

Выводы: на практических занятиях обсуждаются те или иные вопросы темы курса. Преподаватель руководит деятельностью обучаемых, поощряет активность и самостоятельность. В ряде случаев идет разбор вариантов решения ситуационных задач с опорой на теоретические данные

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 1294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.195 (0.014 с.)