Состав компетенций специалиста по социальной работе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состав компетенций специалиста по социальной работе.



Компетенция – это знания, умения и опыт, необходимый для решения теоретических и практических задач.

Компетентность выступает как индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. Компетентность следует отличать от компетенции — определенной сферы, круга вопросов, которые человек уполномочен решать.

Состав компетенций специалиста составляют:

Академические компетенции – это знания и умения по изученным дисциплинам, способности и умения учиться.

Социально-личностные компетенции – культурно-ценностные ориентации, знания идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им.

Профессиональные компетенции – это способность решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.

Специалист социальной работы осуществляет свою профессиональную деятельность в системе «человек— человек», а его работа заключается в оказании помощи конкретному человеку — клиенту (или группе клиентов) социальной службы. Одно из основных его предназначений при оказании помощи слабо защищенным категориям граждан состоит в изменении социальной ситуации.

В связи с этим в структуре профессиональной компетентности специалиста социальной работы можно выделить следующие виды компетентности: специальная деятельностная; коммуникативная; личностная; индивидуальная.

Специальная деятельностная компетентность в социальной работе выражается:

В понимании предназначения профессии специалиста социальной работы;

В овладении нормами профессиональной деятельности, высокой эффективности;

В достижении высоких результатов в решении проблем клиента;

В профессиональном мастерстве;

В профессиональном мышлении, профессиональной интуиции, самостоятельности в решении проблем клиента;

В оптимальной психологической цене результата, отсутствии усталости и перегрузки.

Коммуникативная компетентность в социальной работе:

Отнесение себя к профессиональной общности;

Овладение нормами профессионального общения, этическими нормами профессии;

Направленность профессиональных результатов на благо клиента;

Социальная ответственность за свои профессиональные действия;

Умение сотрудничать, легкая совместимость;

Готовность к изменениям в межличностных отношениях, умение воздействовать на эти процессы;

Умение вызвать в социуме интерес к результатам своей профессии и направить его на решение нужд клиентов.

Личностная компетентность специалиста социальной работы:

Устойчивая профессиональная мотивация;

Наличие позитивной я-концепции, самоценность;

Переключаемость, универсальность;

Творческая установка, сознательное профессиональное творчество в работе с клиентом;

Приспособление себя к профессии и профессии к себе;

Преобладание положительного эмоционального настроя;

Индивидуальность в профессиональной работе с клиентом;

Удовлетворенность трудовым процессом.

Индивидуальная компетентность специалиста социальной работы:

Целостное профессиональное самосознание, знание профессиограммы своей профессии;

Принятие себя как профессионала;

Саморазвитие профессиональных способностей;

Интернальность как видение в себе самом причин успеха-неуспеха;

Сильное целеполагание, помехоустойчивость;

Построение собственной стратегии профессионального роста и реализация сценария своей профессиональной жизни;

Профессиональная обучаемость;

Опора на прошлый опыт в работе с клиентами;

Обращенность результатов своего профессионального развития на благо других людей, своих клиентов.

      Для специалиста по социальной работе наиболее важными являются такие компетенции, как умение слушать, отзывчивость, бескорыстность. Высокомерие, конфликтность и эмоциональная неустойчивость являются неприемлемыми при оказании услуг в социальной сфере. Высокий профессионализм данной категории работников социальной сферы связан как с наличием профессионально важных, так и личностных качеств. Подчеркивается, что на формирование профессионально важных качеств накладывает отпечаток деятельность социальных работников.

Специалист по социальной работе должен знать: основы гуманитарно-социальных дисциплин, включая философию, историю Беларуси, культурологию, экономическую теорию, политологию, социологию, основы права, эстетику, логику, религиоведение, права человека; педагогику, психологию, белорусский язык, иностранный язык, культуру речи, основы медицинский знаний, экологию, основы информатики, компьютерной графики и педагогические программные средства, отечественную и мировую литературу, социальная коррекция и реабилитация, социальная психология, психодиагностика, современные социальные службы, менеджмент и маркетинг социальной работы, занятость населения и ее регулирование основы психиатрии, возрастная психология.

      Должен знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека; - знать основы педагогики и ее социальных разделов; - знать формы, средства и методы педагогической деятельности; - знать и уметь использовать формы и методы воспитательной работы и просвещения; - знать национальные особенности быть и семейного воспитания, народные традиции регионов и уметь использовать их в социальной работе; - знать нормы семейного, трудового, жилищного законодательства, регулирующие охрану детства и материнства, прав несовершеннолетних, пенсионеров, инвалидов и обеспечивающие их социальную защиту; - знать порядок и организацию опеки и попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебно- воспитательные учреждения; - знать организацию медико-социальной работы, санитарного просвещения и пропаганды здорового образа жизни; - знать и уметь разрешать актуальные проблемы геронтологии, обслуживание людей пожилого и старческого возраста;

Успешность решения профессиональных задач, стоящих перед специалистом по социальной работе во многом будет определять уровнем его профессиональных умений.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 3470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.104.229 (0.022 с.)