Взаимосвязь социальной работы с другими науками. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь социальной работы с другими науками.



 

По характеру решения проблем социальная работа занимает особое место среди таких наук об обществе, как философия, история, политология, правоведение, экономика и т.д.: она тяготеет к психологии, социологии и медицине.

Соотношение теории социальной работы с другими науками опирается на традиционные методы системного подхода. Так зафиксированы устойчивые связи социальной работы и социологии, социальной работы и психологии, социальной работы и медицины, социальной работы и экологии.

Следует помнить, что социальный работник в любой из сфер своей деятельности связан с человеком, с взаимоотношениями между личностью и коллективом, социальной группой, государственными структурами. Вся его деятельность направляется на совершенствование человеческих отношений, на то, что мы называем проведением в жизнь идей гуманизма.

Философия выступает методологической основой социальной работы, т.к. определяет общие принципы и подходы к пониманию тех или иных проблем, стоящих перед человеком. Гуманистическое представление о человеке как о самой большой ценности и высшей цели, сформулированное еще античными философами, развивалось в Средние века и в Новое время и получила широкое распространение в современной социальной философии. Демокрит, Платон, Аристотель, М. Квинтилиан, Т. Мор, Т. Кампанелла, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс, П. Наторп, Дж. Дьюи, Г. Плеханов, В. Ленин, П. Сорокин, Н. Бердяев и многие другие философы причисляются сегодня к основоположникам психологии, педагогики, права, экономики и в том числе социальной работы.

Перед любым человеком встают вопросы, которые смело можно отнести к философским: что такое человеческая личность и каковы ее место и роль в общественной жизни, в истории? В чем смысл человеческой жизни? Каковы общая картина развития современного общества, трудности, противоречия, тенденции и перспективы этого развития? Как в целом оценивать современную эпоху, социальное, духовное, экологическое состояние нашей планеты? Как предотвратить нависшие над человечеством угрозы? Нужно ли защищать и отстаивать великие гуманистические идеалы и ценности? Каким образом? Можно ли официально запретить аборты? Все эти философские вопросы показывают, что философия социальной работы сводится прежде всего к проблеме человека и его сущности.

Рассматривая взаимосвязь социальной работы с социологией, отметим следующее: социология изучает общества, поведение и убеждения специфических групп: семьи, трудовых коллективов, детей, молодежи, пенсионеров, представителей различных профессий. Знания в области социологии позволяют социальному работнику исследовать социальные проблемы и овладевать навыками анкетирования и интервьюирования. Это предполагает знание того, как разговаривать с человеком, столкнувшимся с той или иной проблемой, с целью помочь ему раскрыться, довериться, чтобы он почувствовал внимание и заботу. Только на основе сбора соответствующей информации и анализа ее социальный работник сможет наметить реальный план своих действий по помощи клиенту.

Также тесно связана с социальной работой психология, изучающая психическое состояние клиентов с целью понять их внутренние побудительные мотивы тех или иных действий, выдать соответствующие рекомендации.

Современная психология – как наука о внутреннем мире человека – помогает ему сделать жизнь осмысленнее, полнее реализовать индивидуальные способности, помогать окружающим целенаправленно. Знания психологии являются основой профессионального обучения социальной работе.

Таким образом, социальный работник использует знания социологии и психологии для того, чтобы оценить проблему клиента и осуществить необходимое вмешательство или рекомендации. Но при этом социальный работник не должен сосредотачиваться только на индивидууме, как это делает психолог, или только на социальном окружении клиента, как социолог. Он должен изучить различные аспекты того или иного круга проблем, чтобы выработать конструктивное решение.

Смежной для социальной работы является и психиатрия, которая сосредоточивается на изучении внутреннего развития человека, пытается выяснить, что заставляет индивидов думать, чувствовать и вести себя так, а не иначе.

Огромная взаимосвязь педагогики и социальной работы. В середине XIX в. немецкий педагог Дистервег предложил термин «социальная педагогика», понимая под ним «процесс педагогического влияния на социальное действие человека в течение всех возрастных периодов жизни в различных сферах микроструктуры».

Педагогика в социальной работе выступает в роли определенного стержня. В связи с этим педагогические основы социальной работы должны включать элементы педагогической теории о принципах, содержании, методах, путях и средствах социальной работы. Решение социальных задач во многом определяется воспитанием людей. Педагогике принадлежит ведущая роль в определении способов, путей и средств развития личности, субъектов и объектов социальной работы

Важным педагогическим элементом социальной работы является формирование гуманистических ценностей, определяющих мировоззрение человека, готового к сотрудничеству, умеющего принимать и оказывать помощь. Педагогика дает направление социальной активности. При этом социальная работа ориентируется на сознательность людей. Глубокие, достаточно гибкие социальные знания позволяют ориентироваться в действительности, соотносить с ней собственные потребности и способности.

Необходимым педагогическим элементом социальной работы является формирование социальных действий, умений и навыков, человек при этом овладевает приемами самопомощи.

Социальная работа в итоге должна подвести личность к самовоспитанию, дать ей возможность обрести цель и смысл жизни, средства, с помощью которых можно достичь продуктивного социального поведения, включиться в систему непрерывного образования.

Многие программы обучения социальных работников предусматривают их достаточно основательную медицинскую подготовку. Например, сложившаяся на Западе профессия трудотерапевта (специалиста, работающего непосредственно с инвалидами) предусматривает получение знаний в области медицины, а также реабилитационного консультирования.

Важное значение для социальной работы имеют знания логики, эстетики, этики.

Логика – наука о законах и формах мышления. Этика с ее основными категориями – добро и зло, благо, долг, ответственность – позволяет описывать отношения, складывающиеся в группе или обществе в целом, отношение человека к другим людям.

Среди смежных дисциплин, необходимых для получения профессии социального работника, следует назвать и правоведение. Без знания законодательных актов, основания теоретических и практических аспектов семейного, гражданского и уголовного права, норм пенсионного обеспечения и т.д. сложно давать консультации клиенту, помогать ему в решении его жизненных проблем, отстаивать его интересы.

Многоплановость и многовариантность содержания деятельности специалиста по социальной работе распространяется и на область управления. Поэтому менеджмент наряду с другими учебными дисциплинами занимает одно из ведущих мест в подготовке специалистов. Мы назвали главные блоки смежных дисциплин, знание которых необходимо для формирования высококвалифицированного социального работника. Следует иметь в виду и принципиальную важность для социальной работы единства теории и практики.

Связь социальной работы с антропологией (традиции, быт, образ жизни этносов) – социальное пространство, т.е. социально освоенная часть природного богатства как среды обитания людей, пространственно-территориальный аспект жизнедеятельности общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 2632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.224 (0.006 с.)