Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личностные качества специалиста по социальной работе. Подходы к их группированию.

Поиск

Социальная работа является универсальным видом профессиональной деятельности. Те проблемы, которые призван решать социальный работник являются насущными проблемами нашей сегодняшней жизни. Поддержка человека в трудные, кризисные моменты жизни, помощь в реализации его прав, создание условий для более полной реализации человеком своих возможностей, помощь в решении разного рода социальных и психологических проблем – это не полный перечень задач, стоящих перед новой, ориентированной на человека, профессиональной деятельностью. Успех решения профессиональных задач социальным работником зависит от овладения системой знаний, как практических, так и теоретических, соблюдения этических норм и принципов, наличия определенных личностных качеств, статуса и репутации профессии в обществе, узаконенных полномочий специалиста.

Деятельность социального работника – это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, общению. Специалист по социальной работе должен обладать навыками влияния не только на клиента, но и на его ближайшее окружение, на ситуацию в социуме. Личностные качества, ценностные ориентации определяют стиль поведения специалиста, оказывают решающее влияние на систему отношений, которую он формирует. Среди обязательных личностных качеств социального работника выделяют: психологическую грамотность, деликатность, такт, справедливость, достоинство, терпимость, эмпатийность, готовность понять других и прийти на помощь, эмоциональную устойчивость. Человек, избравший эту профессию должен быть гуманистом, обладать хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной, общей культурой, иметь четкие идеологические и нравственные принципы. Он должен быть интересным, нужным для окружающих, чтобы люди тянулись к общению, контактам с ним, желали бы этих контактов.

Важными характеристиками личности специалиста по социальной работе, обуславливающими его профессиональную деятельность выступают (Шевеленкова Т.Д.):

Гуманистический потенциал – т.е. ценностные ориентации личности, определяющие личностный смысл профессии и профессиональной деятельности, а также отношение социального работника к клиенту, ради которого он включается в деятельность. Для специалиста социальной сферы должна быть характерна ориентация на человека как высшую ценность, как меру всех вещей. В практической деятельности данная ориентация может реализовываться в развертывании различных личностных смыслов: идея служения другому человеку, самореализация человека как личности в процессе взаимодействия с другими людьми, идея справедливости и т.д, высокую положительную самооценку.

  Степень адаптированности (т.е. степень овладения социальными и межличностными отношениями). Адаптированность проявляется как открытость в общении, способность принять и разделить нормы, ценности, образ жизни другого человека, умение контролировать свое поведение (эмоциональное состояние, речь и т.д.) в различных жизненных ситуациях, способность отстаивать свои убеждения, способность создавать и поддерживать эмоциональный комфорт.

Особую роль в личностной характеристике социального работника играют особенности эмоциональной сферы. К эмоциональным особенностям, определяющим профессиональную пригодность социального работника относятся: а) легкость выражения эмоций, эмоциональная открытость и теплота; в) эмоциональная устойчивость, в) оптимальный уровень тревожности, отсутствие тревожности как личностной черты; д) неагрессивнное, необвинительное поведение в конфликтных ситуация; г) преобладание положительных эмоций, ощущение эмоционального комфорта, в том числе в ситуациях коммуникации, межличностного и социального взаимодействия.; к) эмпатийность - способность и готовность к эмоциональному проникновению в мир другого, к сопереживанию, оказанию эмоциональной помощи и поддержки.

Эффективного социального работника характеризуют и такие личностные особенности как гибкость, проявляющаяся на интеллектуальном (способность обнаруживать, замечать изменения в ситуации), эмоциональном (способность формировать эмоциональные реакции, адекватные изменившейся ситуации), поведенческом (способность менять поведения в соответствии с изменившейся ситуацией) уровнях, а также высокая степень личной и социальной ответственности.

Личностные качества социального работника условно можно разделить на три группы (Е.И.Холостова, П.Д. Павленок).

 К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависит способность к данному виду деятельности. Они отражают психические процессы (память, восприятие, воображение, мышление), психические состояния (апатия, усталость, тревожность, стресс, депрессия), внимание как состояния сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, индифферентность, настойчивость, импульсивность).

Ко второй группе личностных качеств относят психологические качества: самоконтроль, самокритичность, самооценка, а также стрессоустойчивые качества – физическая тренированность, умение переключаться и управлять своими эмоциями, самовнушаемость

       К третьей группе личностных качеств социального работника относят психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния: коммуникабельность, эмпатичность, аттрактивность,красноречие.

Неприемлемыми для социального работника считаются следующие качества:

а) личностные особенности, такие как нервозность, нечестность, жестокость, корысть, душевная черствость, высокомерие;

б) навыки общения: грубость, неуважение к людям, брезгливость, дерзость, злость;

в) отношение к работе: безразличие к клиентам, безответственность, недобросовестность, легкомыслие, нежелание помочь, несобранность.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 1501; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.81.252 (0.011 с.)