Внутренние сложности, препятствующие предвидению будущего 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутренние сложности, препятствующие предвидению будущего



 

В реальных событиях, особенно в ситуациях стресса, уровень осознанности может оказываться существенно ниже, чем требуется в рассмотренной выше стратегии. Тогда целостное предвидение трудно достижимо. Его интуитивно-чувственная компонента требует особых медитационных усилий и специальных навыков, поэтому акцент внимания привычно смещается в сторону формально-логического предвидения.

Целостное предвидение возможно и при невысоком уровне осознанности, однако это случается редко, спонтанно, случайно. Возникает ряд сложностей, препятствующих согласованию индивидуального намерения с намерением Потока. Собственные амбиции или страхи трактуются как проявления Высшей воли. Целостное предвидение возможно только из состояния полной невовлеченности и отсутствия личных амбиций. Такое состояние достигается с помощью специальных медитаций, в которых трансформируются все напряжения.

Если медитации не сделаны, то возникает ряд сложностей, которые сопровождаются знаками внешнего мира. Эти знаки и вызвавшие их личные напряжения ошибочно трактуются как воля Потока, которую необходимо отстаивать, что ведет к ненужным и опасным конфликтам. Теоретически возможны следующие ситуации.

1. Намерение Потока и коллективное намерение согласованы и объединены. Индивидуальное намерение будет взаимодействовать с их объединением по изложенной выше схеме. Здесь можно ориентироваться на разделяемую реальность, т. к. в данном случае она согласована с намерением Потока. Тогда все знаки внешнего мира указывают на отклонения от предписанного Потоком, а следовательно и разделяемой реальностью, выбора.

Если индивидуальное намерение слабое, т. е. человек безвольно следует текущим событиям, тогда его прогнозы могут совпадать с разделяемым будущим; здесь все препятствия воспринимаются как объективные обстоятельства и покорно принимаются.

В противоположной ситуации, когда человек захвачен замыслом, его индивидуальное намерение становится преобладающей силой, по крайней мере на некоторое время. Мечту, или желаемое будущее в этом случае ошибочно принимают за реальное предвидение. Такие сюжеты особенно опасны.

2. Намерение Потока и коллективное намерение находятся в противостоянии. Здесь также возможны два варианта: индивидуальное намерение объединено либо с намерением Потока, либо с коллективным намерением [92]. В первом случае источником препятствий и знаков внешнего мира является разделяемая реальность; знаки указывают на особо актуальные разногласия с ней. Теоретически все эти препятствия преодолимы, в особенно сложных случаях могут помочь трансформационные сессии, знаки указывают – какие именно. Во втором случае — препятствия «инициированы» намерением Потока. Они накапливаются, становятся непреодолимыми и побуждают изменить индивидуальное намерение.

Внешние события могут развиваться следующим образом. Человек пытается выстраивать свои действия в соответствии с индивидуальным намерением и создает прогноз: намечает конкретные шаги, рассчитывая обстоятельства, планирует желаемое будущее. Он может быть захвачен замыслом, и его индивидуальное намерение становится преобладающей силой, по крайней мере, на некоторое время.

Если его прогноз сбывается, он оказывается в противостоянии либо с социальными стандартами (в первом случае), либо с Высшей волей (во втором случае), либо с тем и другим. Во всех трех случаях сюжет может развиваться некоторое время в соответствии с индивидуальным намерением, а «предвидение» и ожидания продолжают осуществляться. Но затем, в некоторый момент, появляется знак — «непредвиденное препятствие» (индивидуальный аналог «обстоятельств непреодолимой силы»), вынуждающее изменить индивидуальное намерение — согласовать его с намерением Потока [93] и/или точнее встроиться в разделяемую реальность. Субъективно это может переживаться достаточно драматично и часто завершается своего рода прозрением, побуждающим переосмыслить цели и ожидания.

В эти моменты целесообразно воспользоваться практиками выслеживания и трансформации. Это следует делать также на ранних этапах, когда появляются первые знаки, указывающие на противостояние.

Иррациональное предчувствие препятствий может присутствовать с самого начала, как бы удачно ни складывались запланированные шаги на начальном этапе. Это предчувствие возникает в тех случаях, когда имеется неосознаваемое противостояние с намерением Потока и нет осознавания тонких слоев. Такие предчувствия могут возникать спонтанно и без явных внешних причин – как ощущение опасности на фоне полного благополучия, которое предписано формально-логическим предвидением и устанавливается на ограниченное время.

 

* * *

 

На практике одна из сложнейших задач – научиться отделять реальное предвидение будущего от ошибочных прогнозов, продиктованных страхом или личными амбициями.

Страх и амбиции – это иньская и янская части расколотого намерения  . Страх неудачи или внешней агрессии – оборотная сторона претензий на внешний успех. Этот страх тем больше, чем сильнее захваченность успехом. Иногда осознаются обе части расколотого намерения — и страх, и предвкушение успеха. В других случаях осознается только одно из этих состояний — либо страх, либо безусловная уверенность.

Например, некто размышляет о предстоящих переговорах, предмет которых обозначен нечетко. Он ожидает творческой дискуссии, в которой интересы сторон будут окончательно сформированы, и позитивно настроен. Его могут вдохновлять перспективы совместного проекта, тогда как страх или недоверие вытеснены и не осознаются. Другой участник переговоров, проживающий состояния более плотных слоев, боится нечеткости, не доверяет партнеру и склонен конфликтовать, отстаивая свою позицию, которая не вполне я сна ему самому. Он испытывает недоверие и незащищенность, не желает проявлять активность, опасаясь ее неуместности. Активность первого участника кажется чрезмерной и воспринимается как давление.

Такие полярные реакции часто формируются в процессе проживания личной истории и не имеют отношения к реальности. Думая о будущем, подобный человек неизбежно будет либо чрезмерно опираться на партнеров (подобно первому участнику), либо «предвидеть» их агрессию (подобно второму участнику).

В данном примере представлены два варианта искаженных прогнозов. Могут встречаться также и другие варианты, отличные от рассмотренных. Любое из этих состояний может переживаться как объективная реальность (разделяемое будущее), т. е. как точка равновесия намерения Потока и коллективного намерения. В действительности оно таковым не является, но создается страхами и амбициями, которые поддерживаются всей личной историей.

Здесь важен уровень осознанности (т. е. уровень личной зрелости). Каждому уровню соответствует определенный тип искажений и негативных внутренних состояний. Субъективно они могут осознаваться как телесные напряжения Такие состояния формируются постепенно в процессе взаимодействия разделяемой реальности и субъективных ожиданий, продиктованных страхом или захваченностью.

В подобных случаях внутренняя территория заполнена скоплениями энергий инь или ян, которые являются источником многочисленных страхов и амбициозных желаний. Эти скопления формируются в течение многих лет, начиная с детского возраста; обычно необходима длительная работа по трансформации этой энергии. Иногда такая работа занимает месяцы или годы. До тех пор, пока она не сделана, все попытки прогнозировать будущее приведут к ошибкам.

Приведем пример того, как организованы страхи и амбициозные мотивы в реальных сюжетах. В этом примере (реальном случае) руководителю бизнеса предстоят переговоры, касающиеся финансовых обязательств. Мысли о предстоящем событии сопровождаются множеством напряжений:

1. Думая о встрече, он создает визуальный образ партнера, сидящего напротив, и чувствует себя как подчиненный (напряжение в груди). Образ ассоциируется с воспоминанием о строгом учителе.

2. Мысленно представляя слова партнера «ты мне должен», он испытывает протест и напряжение в затылке. Вспоминается ссора с родителями, пережитая в возрасте 15 лет.

3. Обдумывая аргументы партнера, он испытывает страх некомпетентности и напряжение в области сердца – как в детстве, когда не мог ответить на вопрос учителя.

4. Вспоминая обстановку офиса партнера, чувствует подавленность.

5. Представляя момент встречи, чувствует униженность (ощущение в области шеи сзади). Вспоминается эпизод в детстве, связанный с отцом.

 

* * *

 

Подведем итог. Представленная выше модель целостного предвидения может быть успешно использована, если выполнены два условия: 1. Практикующему доступны тонкие слои и область за пределами двенадцатого слоя. 2. Плотные слои внутренней территории очищены от скоплений иньской и янской энергий, искажающих или разрушающих индивидуальное намерение. (Напомним, что оно является одной из трех сил, формирующих будущее; намерение Потока и коллективное намерение — две другие силы.)

Если не выполнено первое условие, то становится недоступным осознанное взаимодействие с первой из этих сил – намерением Потока; интуитивно-чувственное предвидение недоступно. В этом случае, как уже сказано, оно может проявляться только в форме иррационального предчувствия препятствий и тупиков, что демонстрировалось в приведенном выше примере.

Если не выполнено второе условие, то затруднительным становится взаимодействие со второй силой – коллективным намерением. Искажается восприятие разделяемой реальности, и человек оказывается во власти жестких (групповых) поведенческих стереотипов.

Обычно, испытывая какое-либо внутреннее состояние, человек неявно и бессознательно передает его партнеру невербальными средствами. Последствия этого легко предсказуемы. Например, если кто-то не уверен в себе и не доверяет окружающим, то бессознательно он будет ожидать агрессию со стороны любого партнера. В этом случае он заранее напуган и обижен, либо испытывает раздражение. Своим невербальным поведением он спровоцирует реальную агрессию партнера, создавая именно ту реальность, которая подтвердит его ожидания. Наоборот, испытывая доверие к окружающим, он будет чувствовать интерес к позиции партнера и готовность учитывать ее. Тогда он встретит ответное доверие[94]

В современной психологии это явление хорошо известно как «самореализующееся пророчество».

К сожалению, в современном социуме на этом явлении основано множество искаженных (негативно окрашенных) прогнозов и человеческих взаимодействий; во всех этих случаях будущее не столько предвидится, сколько навязывается.

Формальная модель предвидения должна учитывать индивидуальное намерение. Она включает два шага: сначала формируется разделяемое будущее; затем осуществляется его взаимодействие с индивидуальным намерением. Целостное предвидение возникает как результат этого взаимодействия.

Как разделяемое будущее, так и индивидуальное намерение связаны с определенными состояниями. Каждое из этих состояний может быть выражено в виде визуальных образов. Сравнивая образы, необходимо выделить такие детали, которые создают различия в этих состояниях. Субъективно различия переживаются как внутренние напряжения (см. пример выше). Далее необходимо визуализировать каждое различие, осознать вызываемое им напряжение и подвергнуть его трансформации, используя техники из разделов 17–20. Следующий за этим новый вариант спонтанных действий в событийном потоке (проживание будущего) можно рассматривать как фрагмент практики неделания.

В этой модели будущее в высокой степени зависит от уровня осознанности человека. По-разному переживая точку равновесия Потока и коллективного бессознательного, люди выбирают для себя разное будущее. Сила индивидуального намерения и конкретные действия в событийном потоке также влияют на формирование будущего.

Из сказанного ясно, что предвидение будущего есть не столько «заглядывание в него», сколько реальное взаимодействие человека с событийным потоком, в и дение и трактовка которого зависит от внутренней силы человека.

 

Этапы предвидения

 

Как правило, стратегия целостного предвидения нуждается в осознанном освоении или совершенствовании. Для этой цели она может быть реализована как повторяющаяся последовательность двух этапов, показанных на рисунке 39, стр. 274. Оба этапа должны быть дополнены медитационными сессиями выслеживания и трансформации страхов и захваченностей – устаревающих стереотипов восприятия, на которые указывают знаки внешнего мира.

На первом этапе формируются интуитивные ожидания по поводу будущего. Для простоты изложения мы будем предполагать, что индивидуальное намерение и желаемое состояние выбираются из условия максимального соответствия[95] «воле Потока». Как уже сказано, степень такого соответствия зависит от уровня зрелости практикующего.

Здесь уместны специальные медитации, помогающие достичь этого соответствия. Необходимо трансформировать все внутренние сомнения и напряжения, которые возникают при обращении к ожидаемому будущему и при сопоставлении ожидаемого состояния с желаемым. Такие медитации ведут в более глубокую область бесформенного мира.

Индивидуальное намерение максимально объединяется с намерением Потока. Это происходит после трансформации сомнений и напряжений. В процессе трансформации индивидуальное намерение   уточняется или изменяется, повышается слой; в каком-то смысле оно становится выражением воли Потока  , и в дальнейшем можно опираться на индивидуальное намерение во всех процессах предвидения будущего. Если эти медитации не сделаны, то предвидение оказывается незавершенным (или неточным), и в дальнейшем неизбежно встретятся знаки и препятствия, вынуждающие корректировать прогнозы и картину мира.

В духовных традициях это – место молитвы, обращения к Высшему началу и объединения с ним – «… да будет воля Твоя …».

На втором этапе выстраиваются конкретные детали как ближайшего, так и удаленного будущего. Здесь выполняется формально-логическое предвидение. Оно, в частности, касается ближайших шагов. Необходимо максимально согласовать свои ожидания не только с намерением Потока, но и с разделяемой реальностью.

Здесь также используются медитационные сессии; они направлены на трансформацию напряжений, возникающих при согласовании ближайших и будущих шагов с субъективной картиной реальности. Это не всегда легко сделать даже в самых обыденных ситуациях.

Рассмотрим, например, новый проект или замысел в профессиональной сфере. В одних случаях он может быть несвоевременным или неуместным, однако его автор не склонен с этим считаться, т. к. захвачен идеей. В других случаях этот новый замысел перспективен и соответствует намерению Потока, но противоречит общепринятым социальным стандартам или стандартам, характерным для данной организации. Тем не менее, в этом случае замысел должен быть осуществлен, несмотря на все возражения, препятствия и сопротивление коллег. Оба варианта могут внешне выглядеть одинаково; сложно понять, какой из них в действительности реализуется. Это делается с помощью медитаций.

В первом случае возможны два варианта действий (после трансформационных сессий): автор проекта вступает на «путь борьбы» за идею или отказывается от нее. «Борьба» также может быть либо «замыслом Потока», т. е. посылается как испытание, о чем автор не ведает, либо проявлением его (автора) личного упрямства.

Знание о том, чем она является в действительности, может быть получено через трансформацию тонких мотивов, вызывающих внутренние напряжения. Здесь особенно актуально объединение с намерением Потока, поэтому прежде всего необходимо трансформировать оба ведущих мотива: захваченность   успехом и страх   полного поражения или потери проекта. Если нет других внутренних напряжений, то после этих трансформаций искомое знание – бороться за идею или отказаться от нее (а если бороться, то как) – возникает спонтанно.

Во втором случае также возможны два варианта действий. Здесь автор обязан встать на «путь борьбы» и вести ее так, чтобы минимально задевать интересы других людей. Его опасения и связанные с ними трансформации будут касаться актуальных действий, их согласования с разделяемой реальностью и коллективным намерением, а также других обстоятельств, вызывающих внутренние напряжения, например, противостояния партнеров. Однако, он может и отказаться от «борьбы». В данном случае это означает «сдаться».

Никогда нельзя заранее знать, какой из этих четырех вариантов имеет место. Это невозможно понять или обосновать логическим путем. Вопрос о том, какой вариант более уместен в заданном контексте для конкретного человека, может быть решен только им самим на основании тонкого чувствования собственного будущего, а, возможно, и будущего организации. При этом для разных людей в одном и том же контексте ответ может быть различен.

Итак, стратегия может быть реализована как многократное повторение двух этапов: интуитивно-чувственного предвидения и формально-логического планирования действий в рамках разделяемой реальности. Первый из них указывает направление действий и стратегическую цель, а второй – дает знание конкретных шагов, а также опору и силу для их осуществления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.126.38 (0.033 с.)