Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внутренние сложности, препятствующие предвидению будущего
В реальных событиях, особенно в ситуациях стресса, уровень осознанности может оказываться существенно ниже, чем требуется в рассмотренной выше стратегии. Тогда целостное предвидение трудно достижимо. Его интуитивно-чувственная компонента требует особых медитационных усилий и специальных навыков, поэтому акцент внимания привычно смещается в сторону формально-логического предвидения. Целостное предвидение возможно и при невысоком уровне осознанности, однако это случается редко, спонтанно, случайно. Возникает ряд сложностей, препятствующих согласованию индивидуального намерения с намерением Потока. Собственные амбиции или страхи трактуются как проявления Высшей воли. Целостное предвидение возможно только из состояния полной невовлеченности и отсутствия личных амбиций. Такое состояние достигается с помощью специальных медитаций, в которых трансформируются все напряжения. Если медитации не сделаны, то возникает ряд сложностей, которые сопровождаются знаками внешнего мира. Эти знаки и вызвавшие их личные напряжения ошибочно трактуются как воля Потока, которую необходимо отстаивать, что ведет к ненужным и опасным конфликтам. Теоретически возможны следующие ситуации. 1. Намерение Потока и коллективное намерение согласованы и объединены. Индивидуальное намерение будет взаимодействовать с их объединением по изложенной выше схеме. Здесь можно ориентироваться на разделяемую реальность, т. к. в данном случае она согласована с намерением Потока. Тогда все знаки внешнего мира указывают на отклонения от предписанного Потоком, а следовательно и разделяемой реальностью, выбора. Если индивидуальное намерение слабое, т. е. человек безвольно следует текущим событиям, тогда его прогнозы могут совпадать с разделяемым будущим; здесь все препятствия воспринимаются как объективные обстоятельства и покорно принимаются. В противоположной ситуации, когда человек захвачен замыслом, его индивидуальное намерение становится преобладающей силой, по крайней мере на некоторое время. Мечту, или желаемое будущее в этом случае ошибочно принимают за реальное предвидение. Такие сюжеты особенно опасны. 2. Намерение Потока и коллективное намерение находятся в противостоянии. Здесь также возможны два варианта: индивидуальное намерение объединено либо с намерением Потока, либо с коллективным намерением [92]. В первом случае источником препятствий и знаков внешнего мира является разделяемая реальность; знаки указывают на особо актуальные разногласия с ней. Теоретически все эти препятствия преодолимы, в особенно сложных случаях могут помочь трансформационные сессии, знаки указывают – какие именно. Во втором случае — препятствия «инициированы» намерением Потока. Они накапливаются, становятся непреодолимыми и побуждают изменить индивидуальное намерение.
Внешние события могут развиваться следующим образом. Человек пытается выстраивать свои действия в соответствии с индивидуальным намерением и создает прогноз: намечает конкретные шаги, рассчитывая обстоятельства, планирует желаемое будущее. Он может быть захвачен замыслом, и его индивидуальное намерение становится преобладающей силой, по крайней мере, на некоторое время. Если его прогноз сбывается, он оказывается в противостоянии либо с социальными стандартами (в первом случае), либо с Высшей волей (во втором случае), либо с тем и другим. Во всех трех случаях сюжет может развиваться некоторое время в соответствии с индивидуальным намерением, а «предвидение» и ожидания продолжают осуществляться. Но затем, в некоторый момент, появляется знак — «непредвиденное препятствие» (индивидуальный аналог «обстоятельств непреодолимой силы»), вынуждающее изменить индивидуальное намерение — согласовать его с намерением Потока [93] и/или точнее встроиться в разделяемую реальность. Субъективно это может переживаться достаточно драматично и часто завершается своего рода прозрением, побуждающим переосмыслить цели и ожидания. В эти моменты целесообразно воспользоваться практиками выслеживания и трансформации. Это следует делать также на ранних этапах, когда появляются первые знаки, указывающие на противостояние. Иррациональное предчувствие препятствий может присутствовать с самого начала, как бы удачно ни складывались запланированные шаги на начальном этапе. Это предчувствие возникает в тех случаях, когда имеется неосознаваемое противостояние с намерением Потока и нет осознавания тонких слоев. Такие предчувствия могут возникать спонтанно и без явных внешних причин – как ощущение опасности на фоне полного благополучия, которое предписано формально-логическим предвидением и устанавливается на ограниченное время.
* * *
На практике одна из сложнейших задач – научиться отделять реальное предвидение будущего от ошибочных прогнозов, продиктованных страхом или личными амбициями. Страх и амбиции – это иньская и янская части расколотого намерения . Страх неудачи или внешней агрессии – оборотная сторона претензий на внешний успех. Этот страх тем больше, чем сильнее захваченность успехом. Иногда осознаются обе части расколотого намерения — и страх, и предвкушение успеха. В других случаях осознается только одно из этих состояний — либо страх, либо безусловная уверенность. Например, некто размышляет о предстоящих переговорах, предмет которых обозначен нечетко. Он ожидает творческой дискуссии, в которой интересы сторон будут окончательно сформированы, и позитивно настроен. Его могут вдохновлять перспективы совместного проекта, тогда как страх или недоверие вытеснены и не осознаются. Другой участник переговоров, проживающий состояния более плотных слоев, боится нечеткости, не доверяет партнеру и склонен конфликтовать, отстаивая свою позицию, которая не вполне я сна ему самому. Он испытывает недоверие и незащищенность, не желает проявлять активность, опасаясь ее неуместности. Активность первого участника кажется чрезмерной и воспринимается как давление. Такие полярные реакции часто формируются в процессе проживания личной истории и не имеют отношения к реальности. Думая о будущем, подобный человек неизбежно будет либо чрезмерно опираться на партнеров (подобно первому участнику), либо «предвидеть» их агрессию (подобно второму участнику). В данном примере представлены два варианта искаженных прогнозов. Могут встречаться также и другие варианты, отличные от рассмотренных. Любое из этих состояний может переживаться как объективная реальность (разделяемое будущее), т. е. как точка равновесия намерения Потока и коллективного намерения. В действительности оно таковым не является, но создается страхами и амбициями, которые поддерживаются всей личной историей. Здесь важен уровень осознанности (т. е. уровень личной зрелости). Каждому уровню соответствует определенный тип искажений и негативных внутренних состояний. Субъективно они могут осознаваться как телесные напряжения Такие состояния формируются постепенно в процессе взаимодействия разделяемой реальности и субъективных ожиданий, продиктованных страхом или захваченностью. В подобных случаях внутренняя территория заполнена скоплениями энергий инь или ян, которые являются источником многочисленных страхов и амбициозных желаний. Эти скопления формируются в течение многих лет, начиная с детского возраста; обычно необходима длительная работа по трансформации этой энергии. Иногда такая работа занимает месяцы или годы. До тех пор, пока она не сделана, все попытки прогнозировать будущее приведут к ошибкам.
Приведем пример того, как организованы страхи и амбициозные мотивы в реальных сюжетах. В этом примере (реальном случае) руководителю бизнеса предстоят переговоры, касающиеся финансовых обязательств. Мысли о предстоящем событии сопровождаются множеством напряжений: 1. Думая о встрече, он создает визуальный образ партнера, сидящего напротив, и чувствует себя как подчиненный (напряжение в груди). Образ ассоциируется с воспоминанием о строгом учителе. 2. Мысленно представляя слова партнера «ты мне должен», он испытывает протест и напряжение в затылке. Вспоминается ссора с родителями, пережитая в возрасте 15 лет. 3. Обдумывая аргументы партнера, он испытывает страх некомпетентности и напряжение в области сердца – как в детстве, когда не мог ответить на вопрос учителя. 4. Вспоминая обстановку офиса партнера, чувствует подавленность. 5. Представляя момент встречи, чувствует униженность (ощущение в области шеи сзади). Вспоминается эпизод в детстве, связанный с отцом.
* * *
Подведем итог. Представленная выше модель целостного предвидения может быть успешно использована, если выполнены два условия: 1. Практикующему доступны тонкие слои и область за пределами двенадцатого слоя. 2. Плотные слои внутренней территории очищены от скоплений иньской и янской энергий, искажающих или разрушающих индивидуальное намерение. (Напомним, что оно является одной из трех сил, формирующих будущее; намерение Потока и коллективное намерение — две другие силы.) Если не выполнено первое условие, то становится недоступным осознанное взаимодействие с первой из этих сил – намерением Потока; интуитивно-чувственное предвидение недоступно. В этом случае, как уже сказано, оно может проявляться только в форме иррационального предчувствия препятствий и тупиков, что демонстрировалось в приведенном выше примере. Если не выполнено второе условие, то затруднительным становится взаимодействие со второй силой – коллективным намерением. Искажается восприятие разделяемой реальности, и человек оказывается во власти жестких (групповых) поведенческих стереотипов. Обычно, испытывая какое-либо внутреннее состояние, человек неявно и бессознательно передает его партнеру невербальными средствами. Последствия этого легко предсказуемы. Например, если кто-то не уверен в себе и не доверяет окружающим, то бессознательно он будет ожидать агрессию со стороны любого партнера. В этом случае он заранее напуган и обижен, либо испытывает раздражение. Своим невербальным поведением он спровоцирует реальную агрессию партнера, создавая именно ту реальность, которая подтвердит его ожидания. Наоборот, испытывая доверие к окружающим, он будет чувствовать интерес к позиции партнера и готовность учитывать ее. Тогда он встретит ответное доверие[94]
В современной психологии это явление хорошо известно как «самореализующееся пророчество». К сожалению, в современном социуме на этом явлении основано множество искаженных (негативно окрашенных) прогнозов и человеческих взаимодействий; во всех этих случаях будущее не столько предвидится, сколько навязывается. Формальная модель предвидения должна учитывать индивидуальное намерение. Она включает два шага: сначала формируется разделяемое будущее; затем осуществляется его взаимодействие с индивидуальным намерением. Целостное предвидение возникает как результат этого взаимодействия. Как разделяемое будущее, так и индивидуальное намерение связаны с определенными состояниями. Каждое из этих состояний может быть выражено в виде визуальных образов. Сравнивая образы, необходимо выделить такие детали, которые создают различия в этих состояниях. Субъективно различия переживаются как внутренние напряжения (см. пример выше). Далее необходимо визуализировать каждое различие, осознать вызываемое им напряжение и подвергнуть его трансформации, используя техники из разделов 17–20. Следующий за этим новый вариант спонтанных действий в событийном потоке (проживание будущего) можно рассматривать как фрагмент практики неделания. В этой модели будущее в высокой степени зависит от уровня осознанности человека. По-разному переживая точку равновесия Потока и коллективного бессознательного, люди выбирают для себя разное будущее. Сила индивидуального намерения и конкретные действия в событийном потоке также влияют на формирование будущего. Из сказанного ясно, что предвидение будущего есть не столько «заглядывание в него», сколько реальное взаимодействие человека с событийным потоком, в и дение и трактовка которого зависит от внутренней силы человека.
Этапы предвидения
Как правило, стратегия целостного предвидения нуждается в осознанном освоении или совершенствовании. Для этой цели она может быть реализована как повторяющаяся последовательность двух этапов, показанных на рисунке 39, стр. 274. Оба этапа должны быть дополнены медитационными сессиями выслеживания и трансформации страхов и захваченностей – устаревающих стереотипов восприятия, на которые указывают знаки внешнего мира. На первом этапе формируются интуитивные ожидания по поводу будущего. Для простоты изложения мы будем предполагать, что индивидуальное намерение и желаемое состояние выбираются из условия максимального соответствия[95] «воле Потока». Как уже сказано, степень такого соответствия зависит от уровня зрелости практикующего.
Здесь уместны специальные медитации, помогающие достичь этого соответствия. Необходимо трансформировать все внутренние сомнения и напряжения, которые возникают при обращении к ожидаемому будущему и при сопоставлении ожидаемого состояния с желаемым. Такие медитации ведут в более глубокую область бесформенного мира. Индивидуальное намерение максимально объединяется с намерением Потока. Это происходит после трансформации сомнений и напряжений. В процессе трансформации индивидуальное намерение уточняется или изменяется, повышается слой; в каком-то смысле оно становится выражением воли Потока , и в дальнейшем можно опираться на индивидуальное намерение во всех процессах предвидения будущего. Если эти медитации не сделаны, то предвидение оказывается незавершенным (или неточным), и в дальнейшем неизбежно встретятся знаки и препятствия, вынуждающие корректировать прогнозы и картину мира. В духовных традициях это – место молитвы, обращения к Высшему началу и объединения с ним – «… да будет воля Твоя …». На втором этапе выстраиваются конкретные детали как ближайшего, так и удаленного будущего. Здесь выполняется формально-логическое предвидение. Оно, в частности, касается ближайших шагов. Необходимо максимально согласовать свои ожидания не только с намерением Потока, но и с разделяемой реальностью. Здесь также используются медитационные сессии; они направлены на трансформацию напряжений, возникающих при согласовании ближайших и будущих шагов с субъективной картиной реальности. Это не всегда легко сделать даже в самых обыденных ситуациях. Рассмотрим, например, новый проект или замысел в профессиональной сфере. В одних случаях он может быть несвоевременным или неуместным, однако его автор не склонен с этим считаться, т. к. захвачен идеей. В других случаях этот новый замысел перспективен и соответствует намерению Потока, но противоречит общепринятым социальным стандартам или стандартам, характерным для данной организации. Тем не менее, в этом случае замысел должен быть осуществлен, несмотря на все возражения, препятствия и сопротивление коллег. Оба варианта могут внешне выглядеть одинаково; сложно понять, какой из них в действительности реализуется. Это делается с помощью медитаций. В первом случае возможны два варианта действий (после трансформационных сессий): автор проекта вступает на «путь борьбы» за идею или отказывается от нее. «Борьба» также может быть либо «замыслом Потока», т. е. посылается как испытание, о чем автор не ведает, либо проявлением его (автора) личного упрямства. Знание о том, чем она является в действительности, может быть получено через трансформацию тонких мотивов, вызывающих внутренние напряжения. Здесь особенно актуально объединение с намерением Потока, поэтому прежде всего необходимо трансформировать оба ведущих мотива: захваченность успехом и страх полного поражения или потери проекта. Если нет других внутренних напряжений, то после этих трансформаций искомое знание – бороться за идею или отказаться от нее (а если бороться, то как) – возникает спонтанно. Во втором случае также возможны два варианта действий. Здесь автор обязан встать на «путь борьбы» и вести ее так, чтобы минимально задевать интересы других людей. Его опасения и связанные с ними трансформации будут касаться актуальных действий, их согласования с разделяемой реальностью и коллективным намерением, а также других обстоятельств, вызывающих внутренние напряжения, например, противостояния партнеров. Однако, он может и отказаться от «борьбы». В данном случае это означает «сдаться». Никогда нельзя заранее знать, какой из этих четырех вариантов имеет место. Это невозможно понять или обосновать логическим путем. Вопрос о том, какой вариант более уместен в заданном контексте для конкретного человека, может быть решен только им самим на основании тонкого чувствования собственного будущего, а, возможно, и будущего организации. При этом для разных людей в одном и том же контексте ответ может быть различен. Итак, стратегия может быть реализована как многократное повторение двух этапов: интуитивно-чувственного предвидения и формально-логического планирования действий в рамках разделяемой реальности. Первый из них указывает направление действий и стратегическую цель, а второй – дает знание конкретных шагов, а также опору и силу для их осуществления.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.126.38 (0.033 с.) |