Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мир форм и мир бесформенный. Связи между ними
Для обсуждения этих непростых закономерностей восприятия нам потребуется рассматривать два уровня сознания: формально-логический и интуитивно-чувственный . Первый из них представлен конкретными формами – материальными объектами и их визуальными образами; он будет обозначаться как мир форм . Второй уровень сознания связан с чувственным восприятием бытия и представлен множеством внутренних состояний (не имеющих четкой формы), т. е. переживаниями без образов; он будет обозначаться как бесформенный мир . Если воспользоваться аналогией из квантовой физики, то первый из них – это мир классических объектов, второй – мир квантовых состояний. Итак, к миру форм мы относим весь материальный мир и содержание нижних восьми слоев внутренней территории [69]. Здесь каждое переживание инициировано некой формой. В нижних слоях – с первого по четвертый – эта форма реализована в виде четких и ярких визуальных образов, выражающих внешнюю реальность. В более тонких слоях – шестом, седьмом и восьмом – образы становятся менее четкими, полупрозрачными или призрачными, и постепенно заменяются визуальными символами, представляющими собой осколки или следы образов реальности[70]. Законы природы и ментальные конструкции, т. е. правила, научные утверждения, четкие высказывания, суждения или убеждения относительно явлений внутренней и внешней территории также относятся к миру форм. К бесформенному миру мы относим глубинные области внутренней территории, расположенные в восьмом – двенадцатом слоях и обширные области за пределами двенадцатого слоя. Это мир чувственных переживаний бытия, доступных непосредственно, т. е. без использования визуальных образов. Многие звуки также относятся к бесформенному миру. Основные объекты бесформенного мира — это внутренние состояния, переживаемые как ощущения или распределения ощущений. Иногда к бесформенному миру могут быть отнесены состояния шестого-седьмого слоев – такие состояния, в которых можно абстрагироваться от визуальных образов и которые можно переживать только чувственно. Восприятие бесформенного мира возможно из особых (расширенных) состояний сознания; они могут стать устойчиво доступными после длительного периода тренировок и трансформационных сессий.
Строго говоря, область девятого-двенадцатого слоев следовало бы рассматривать как переходную область от мира форм к бесформенному миру. Здесь сосуществуют оба уровня сознания – формально-логический и интуитивно-чувственный. С повышением слоя интуитивно-чувственное переживание внутренних состояний оказывается все более естественным типом мышления и сознания, а визуальные формы (образы) становятся призрачными, лишенными четких границ, быстро меняющимися и почти неуловимыми. В бесформенном мире содержится знание относительно всех сюжетов и проблем, переживаемых человеком во внешней и внутренней территории. Однако всякое знание здесь представлено в виде внутренних состояний, переживаемых только чувственно. Эти состояния представлены многомерными ощущениями и обладают огромной информационной емкостью. Можно сказать, что вся жизнь человека есть пространственно-временн а я развертка знания, заключенного в таких состояниях. С этой разверткой удобно связать понятие [71] Поток — в значении носитель (или источник) знания. В обыденной реальности ему соответствуют понятия «Высшая воля», Судьба, Рок. Можно также говорить о намерении Потока, понимая под этим намерение, приходящее из бесформенного мира. Знание бесформенного мира рождается спонтанно в моменты его проживания. Выражающие его ментальные формы и тексты наполнены глубоким смыслом, но этот смысл трудно перенести в область обыденного мышления, сохранив глубину и уникальность. При переходе к обыденным формам сознания тексты теряют объемность и многомерность и превращаются в банальные высказывания. Тонкие смыслы теряются. Иногда знание начинает восприниматься как нечто парадоксальное и таящее в себе опасность, хотя таковым не является.
* * *
Между миром форм и бесформенным миром существует глубокая внутренняя связь. Можно сказать, что вместе они представляют собой выражение (и описание) бытия как единого целостного явления:
Рис. 36. Соотношение между миром форм и бесформенным миром.
В обыденном сознании эта связь выражается в том, что каждое внутреннее переживание ассоциируется с определенным визуальным образом или объектом (сюжетом) материального мира, т. е. формой. Действительно, если создать в своем воображении визуальный образ конкретного сюжета (элемент мира форм), то во внутреннем пространстве появится переживание, с ним связанное. Это переживание можно рассматривать как плотную часть элемента бесформенного мира. Наоборот, при переживании какого-либо состояния тонких слоев – например, восьмого-двенадцатого – в сознании могут ассоциативно возникать визуальные образы определенных сюжетов или людей.
Иначе говоря, мир форм и бесформенный мир отображаются друг на друга: каждый элемент бесформенного мира [72] порождается некоторым фрагментом из мира форм, и наоборот. Эта связь представлена на рисунке 36. Напомним, однако, что образы – однозначны, а ощущения – бесконечнозначны. Каждый образ имеет четкую форму, однозначно передается средствами языка, например, дерево, дом, дорога и т. д. Ощущения же не имеют четких границ и не могут быть однозначно выражены в виде конкретной формы или ментальными средствами. Например, переживая головную боль, можно обнаружить, что она ассоциируется и с недавним разговором, и с каким-то воспоминанием, и с мыслями о будущем, и с другими темами, но ни один из этих сюжетов нельзя рассматривать как главный или единственный ее источник. На рисунке 37. представлено соотношение между визуальными образами внешней реальности и ощущениями. В одну сторону (рис. 37 а) отображение является однозначным: каждый визуальный образ порождает вполне конкретное ощущение; в другую сторону (рис. 37 б) это отображение многозначно или бесконечнозначно: отдельное переживание (ощущение) может быть выражено разными визуальными образами или серией образов.
Рис. 37 а. Каждый образ порождает конкретное ощущение.
Рис. 37 б. Каждое ощущение порождав множество форм – образов и мыслей.
Разные формы могут выражать разные оттенки единого переживания – элемента бесформенного мира.
* * *
Из сказанного следует, что мир форм можно рассматривать как упрощенную версию бесформенного мира. Действительно, переживание каждого сюжета внешней реальности распределено во всех слоях; с повышением слоя интенсивность ощущения уменьшается, но его глубина и многомерность – возрастают. Визуальные образы – формы нижних слоев – используются для обозначения материальных объектов и простейших (интенсивных) отношений между ними. Переходя в верхние слои, мы получим переживание более тонких качеств и смысловых оттенков тех же объектов и сюжетов мира форм. Элементы бесформенного мира — это масштабные и «абстрактные» переживания, которые возникают при дальнейшем повышении слоя.
* * *
Каждому внешнему сюжету соответствует множество разных переживаний и смыслов, которые располагаются в разных слоях. Эти переживания образуют иерархическую последовательность. Некоторые ее элементы (из нижних слоев) относятся к миру форм, другие (из верхних слоев) – к бесформенному миру. Они имеют разный уровень сложности, возрастающий с ростом слоя. Переживания из нижних слоев могут быть просты и даже примитивны, тогда как переживания из тонких слоев могут содержать тончайшие оттенки суждений о внутренней реальности и внешнем мире.
Рассмотрим примеры. Предположим, что некто стакивается с внешним препятствием и эмоционально переживает это столкновение. Например, он может чувствовать протест или гнев в третьем-четвертом слоях, растерянность – в пятом слое и ощущение тупика – в шестом; здесь протест третьего слоя – ситуационная и легко проживаемая реакция на какое-то замечание, а тупик в шестом слое – переживание непреодолимых трудностей в важном проекте. В седьмом слое такой человек может испытывать тотальное, но тонко переживаемое уныние по поводу себя или своей карьеры, а в восьмом слое – безнадежность и экзистенциальное одиночество. Эти состояния есть выражение оттенков единого целостного переживания, хотя и располагаются в разных слоях: более примитивная версия переживания представлена в нижних слоях, выражается языком мира форм и может быть передана в виде ментального описания; его более тонкая и глобальная версия ментально невыразима и может быть отнесена к бесформенному миру. Тонкие смыслы почти непостижимы, они могут содержать интуитивное знание (или суждение) о себе, о внешней реальности, о будущем… В социальных контекстах часто учитывается только «научная» часть этого знания, которая вмещается в мир форм. Обсуждаются материализованные формы препятствий и конкретных шагов, четкие правила, планы и логические построения. Ментально невыразимая часть знания интуитивно чувствуется, но не обсуждается, т. к. находится за рамками разделяемой реальности. Способность осознавать интуитивно-чувственную реальность напрямую зависит от уровня зрелости. Как правило, она не осознается или слабо осознается и игнорируется на начальных этапах личностной эволюции. На нижнем уровне, т. е. на уровне подростка или юноши нет возможности выходить за рамки мира форм. Юноша способен создавать ментальные модели и планы, но не имеет чувственного знания, дающего силу действовать. Взрослый это знание имеет, черпая его из бесформенного мира. Точное интуитивное знание относительно конкретных действий и стратегических перспектив, доступное взрослому, может выглядеть для подростка и юноши как чудо или непостижимый талант. Подобная сила редко дается человеку изначально («по праву рождения») и не встречается в раннем возрасте. Она появляется как результат личностной эволюции. Сложность в том, что в процессе социальной адаптации неосознанно усваивается множество поведенческих правил, которые переживаются как и рациональные запреты и поддерживаются плохо осознаваемыми страхами, также усвоенными при проживании личной истории. Путь в бесформенный мир пролегает через заповедные и «запретные» области, «недоступность» и «запретность» которых поддерживается этими страхами. Эти же страхи блокируют способность к творческому мышлению и проживанию внешних сюжетов. Становясь на путь внутреннего развития, необходимо быть готовым встретиться с ними и научиться их преодолевать, осознанно проживая все сюжеты деловой и личной жизни. Тогда скорости и стрессы современного мира могут стать опорой на этом пути.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.137 (0.017 с.) |