Техника 49. Пение как энергетическая практика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техника 49. Пение как энергетическая практика



1. Расфокусировать внимание и расслабить тело, осознать положение фиксированного Я.

2. Создавая звук, убедиться, что он резонирует с некоторым телесным уровнем (или телесной зоной, точкой…). Ниже мы обозначим эту точку как телесный источник звука.

3. Меняя высоту и тембр звука, убедиться, что точка может перемещается вертикально (вверх и вниз).

4. Создав звук определенной высоты, можно сместить источник звука не только вверх или вниз, но также и в любом другом направлении. Для этого используется следующий прием (шаг 5).

5. Выбрать точку внутри тела, в которую хотелось бы перенести источник звука. Концентрироваться в этой точке и расслаблять тело между этой точкой и прежним положением телесного источника звука, добиваясь их полного объединения.

6. Стабилизировать это состояние. Теперь источник звука может оставаться в этой точке как угодно долго.

7. Раскрыть эту точку и расширить границы осознания внутренней территории. Звук заполняет весь доступный объем и переживается как энергетический поток.

8. Напомним, что изменение высоты звука также меняет положение телесного источника звука. Таким образом, для того чтобы находить наиболее уместный в данном контексте энергетический поток звука, необходимо уметь варьировать высоту звука одновременно с перераспределением внимания. При этом меняется положение телесного источника звука.

 

В этом потоке можно трансформировать различные переживания. Для этого необходимо:

 

9. Создать поток переживания (с помощью визуальных образов проблемы) и осознать положение ощущения-отклика;

10. Создать звук и добиться объединения телесного источника звука с центром переживания. При этом поток переживания объединяется с энергетическим потоком звука;

11. Сохранять это состояние до полной трансформации переживания.

 

 

Трансформационные ритуалы

 

Иногда процессы трансформации во внешних потоках могут происходить спонтанно во время целенаправленных внешних действий или прогулки.

Например, во время прогулки внимание может спонтанно захватываться необычным объектом, оказавшимся в периферийном поле зрения. Также спонтанно происходит объединение с этим объектом и появляется поток. Контакт с потоком может сохраняться длительное время. Все это происходит бессознательно, тогда как сознательное внимание занято «случайными мыслями» или обдумыванием проблемы.

В такой ситуации может происходить трансформация «случайных мыслей» или проблемных состояний. Трансформация сопровождается яркими внутренними эффектами: появляются новые идеи, обнаруживается путь решения проблемы, субъективно это может переживаться как озарение. Поэтому прогулка нередко используется как осознанный способ обдумывания проблем.

Для решения сложных проблем можно привлекать несколько внешних объектов, осознанно создавая разные типы внешних потоков. Соединяясь поочередно с каждым из объектов, мы получим последовательные переходы от одного типа потока к другому. С каждым из них связан определенный этап обдумывания проблемы. Если последовательность этапов выбрана правильно, это позволяет решать сложные проблемы Здесь можно говорить об эффективных стратегиях мышления. Такая последовательность этапов может оформляться ритуально или угадывается спонтанно.

 

Традиционные ритуалы

 

В духовных традициях имеется множество ритуалов, фиксирующих последовательность состояний. Ритуалы используются для внутренних изменений и решения сложных внутренних или внешних проблем. Каждый шаг ритуала инициирует вполне определенные внутренние действия. Эти действия, направлены на трансформацию переживаний.

В таких ритуалах даются жесткие предписания, относящиеся к внешним шагам. Некоторые из них содержат неявные указания, формирующие объединение с внешними объектами. Например, собирать сухие ветки для костра, думая о проблеме, или, глядя сквозь пламя костра, подбрасывать эти ветки и поддерживать огонь. Здесь происходит энергетическое объединение как с ветками, так и со стихией огня. Неявно происходит спонтанная трансформация переживания проблемы, а также ассоциируемых с ней сюжетов личной истории.

Подобная ситуация может поддерживаться присутствием необычных внешних объектов или явлений.

Предписания ритуала составлены так, чтобы создать строго определенную последовательность внешних действий и внешних потоков. Эти действия (и возникающие при этом энергетические потоки) инициируют и усиливают все внутренние процессы – концентрацию, расфокусировку, разные формы распределения внимания, расстановку акцентов, движение по слоям и т. д., а также создают определенные «состояния силы» – уверенность, стабильность, покой, внутреннюю активность, вдохновение…, на фоне которых обдумывается проблема.

Стандартный сюжет подобного ритуала – постепенный подъем на гору; одновременно предлагается настраиваться на переживание проблемы и замечать все предметы, привлекшие внимание в этом состоянии (некоторые из них можно унести с собой). На вершине проводится дополнительный ритуал очищения, трансформации и т. д.

Здесь подъем на гору сопровождается спонтанным подъемом слоя, а промежуточные шаги – контакт с символами проблемы – есть неявная инструкция к трансформации; тогда в каждом из проживаемых слоев происходит трансформация проблемного сюжета; окончательная трансформация выполняется на вершине, т. е. в самом тонком слое. Здесь могут достигаться, как уже сказано, девятый-одиннадцатый слои.

Иногда внимание привлекается к местам и объектам, вызывающим чувства страха, сомнения, одиночества, уныния…, – которые усиливают проблемное состояние. Такие объекты также используются в ритуалах. Объединение с подобным объектом усиливает поток переживания, искусственно усиливая драматизм проблемы. В результате инициируются более сильные процессы трансформации. Проблема решается после того, как трансформируется переживание проблемного потока, порождаемого объектом или местом.

Другие места во внешней территории поддерживают (или создают) особенно сильный энергетический поток, их называют «местами силы». В духовных традициях такие места используются для ритуалов; часто там возводятся культовые сооружения. Прогулка или поход в такое место субъективно может переживаться как освобождение, очищение, наполнение энергией и смыслом. Такой «поход к месту силы» может быть организован как ритуал.

Ниже приводятся примеры подобных ритуалов. Внешние описания составлены Константином Ковалёнком, который исследовал эти ритуалы в качестве участника в Японии, Китае, Мексике и других местах. Эти внешние описания (выделенные курсивом) мы сопровождаем построчными примечаниями, в которых комментируются соответствующие внутренние действия, обычно выполняемые по умолчанию и без осознания. Хотя мы ссылаемся (в подстрочных комментариях) на конкретные техники и объяснения, было бы ошибкой понимать или принимать это буквально; скорее можно говорить об отдельных элементах техник. Ритуал складывается из этих элементов, подобно тому как танец может складываться из отдельных движений. В потоке танца эти движения возникают спонтанно, и узнавать их (как элементы техник) может только профессионал. Именно так следует воспринимать наши подстрочные замечания. Все внутренние действия в контексте ритуала спонтанны, техниками не являются, но могут быть с их помощью осознаны, а в дальнейшем и воспроизводиться.

 

Синтоистский ритуал очищения   (Япония)

Ритуал проводится под руководством мастера, духовного наставника. Мастер находится в особом состоянии, которое характеризуется широким, многомерным вниманием, чистотой восприятия, ясностью мышления, высокой скоростью и точностью двигательных реакций и словесных описаний. [47]

Перед началом ритуала участник в одиночестве отправляется в лес и, размышляя о своей задаче (проблеме), собирает хворост для костра. Каждая палка, ветка становится символом переживания какого-то аспекта задачи [48]. Он сносит хворост в определенное место, пока его не становится достаточно. На закате он разжигает костер [49]. Постоянно находясь в состоянии, связанном с задачей, участник подкладывает в огонь ветку за веткой, проживая различные аспекты своей задачи [50]. Так происходит всю ночь, до рассвета. На рассвете костёр гаснет. Когда кончается хворост, участник засыпает у костра или встречает рассвет, или уходит из леса [51].

 

Мексиканский (шаманский) ритуал разрыва зависимостей  

Мексика. Пустыня Вирикута. Церемонию, в которой участвует группа из девяти мужчин, ведёт шаман уичоль. Мы сидим вокруг ярко горящего костра. Ночь. Шаман говорит о мужчине-воине, об ответственности мужчины за те связи в которых он, когда бы то ни было, состоял, об энергетической плате за связь [52]. Затем раздаёт нам верёвки, сплетённые из какой-то особой травы, и говорит, что следует сделать. Нужно взять верёвку в руки [53] и, глядя на пламя костра [54], вспоминать женщин, с которыми был близок [55]. Нужно завязать узел и, постепенно затягивая его [56], вспоминать подробно, в деталях, всё, что когда-то происходило и как происходило между нами, от момента знакомства до расставания [57]. Прожить всё заново, живо и вовлеченно. При этом нужно неотрывно глядеть на пламя, именно на пламя [58], а не на горящие поленья, и глубоко свободно дышать [59], расслабившись. Каждый узел – одна связь. Наступает тишина. Каждый занят своим делом [60]. Спустя некоторое время, оно показалось довольно длинным, похоже, все закончили. Шаман велит всем встать.

Мы поднимаемся на ноги. Костровой подбрасывает сучья в костёр и он разгорается с новой силой [61]. Шаман говорит, что сейчас он будет петь песню, и перед тем мы должны бросить верёвку с завязанными узлами в костёр [62], и каждый может что-то говорить, петь и танцевать при этом, если хочет выразить себя [63]. И мы выполняем его наказ, каждый по-своему. Верёвки вспыхивают, сгорая. Шаман поёт и постепенно все мы втягиваемся в танец [64].

Тело танцует само собой, сворачиваясь и разворачиваясь, будто отпуская или изгоняя что-то. Потом тишина и пустота. Кажется, что прожита целая жизнь [65].

 

Ритуалы в обыденной жизни

 

Вся социальная жизнь современного человека наполнена ритуалами. Фактически, многие обязательные ежедневные действия, начиная от приготовления пищи и уборки и заканчивая тонкостями профессиональной деятельности, могут быть превращены в ритуал. На каждом этапе таких действий должно происходить предписанное внешним ритуалом объединение с отдельными предметами, на которые необходимо направлять внимание, или людьми. Для этого может даваться внешняя инструкция: не прикасаться к тем или иным предметам или, наоборот, удерживать их; добавлять какое-то сложное действие, повышающее уровень внимания и слой, или двигаться определенным образом, говорить определенные фразы… Например, многие действия, движения и слова продавца или менеджера обычно предписаны ритуалом (т. е. правилом).

Каждый ритуальный шаг необходим для создания определенного состояния, например, ритуал собрания, встречи, приветствия и т. д. Вся обыденная жизнь может быть осознанно превращена в ритуал. Более того, на подростковом   уровне зрелости создание ритуального поведения – единственный способ обучать правильным внутренним состояниям.

Именно такая задача – достижения автоматизма профессиональных действий, т. е. ритуальных форм – ставится во многих видах обучения младшего персонала в организациях. Каждое внешнее профессиональное действие подростка регламентировано жесткими правилами, максимально фиксирующими желаемое внутреннее состояние и снижающими внутренний произвол.

В процессе личностной эволюции подростка может наступить этап, когда желаемое внутреннее состояние не гарантируется ритуалом и не всегда достигается. Подросток вступает в юношеский период. Сила его концентрации возрастает. Внешние шаги ритуала могут быть точны, но во внутренних состояниях появляется некоторая неопределенность (внутренняя свобода). Тогда ритуализованная внешняя активность больше не достигает цели. Актуальной становится внутренняя активность.

Как правило, все процессы трансформации в ритуале происходят спонтанно и неосознанно. Их можно сделать более эффективными, осознавая внутренние шаги. На уровне юноши   умение осознавать внутренние шаги, предписанные внешним ритуалом, становится важным в повседневной жизни.

Необходимо помнить, что на этом этапе важна не внешняя форма ритуального пространства, а его внутреннее наполнение, т. е. последовательность состояний, которые юноша   должен испытывать в том или ином процессе. Эта последовательность состояний может выстраиваться с помощью осознанной концентрации без ритуальной поддержки. Состояния теперь должны формироваться намерением. Для этого необходимо развивать концентрацию.

 

* * *

 

Итак, на нижних уровнях осознания (детский, подростковый) ритуализовано должно быть все (внутренние состояния не осознаются). На следующем уровне (юношеском) осознаются как шаги ритуала, так и внутренние состояния. Однако некоторые из них не могут быть получены без ритуальных действий, т. к. концентрация еще недостаточно сильна. Здесь ритуал (и правила) по-прежнему важны. Наконец, на уровне взрослого   все внутренние состояния достигаются только с помощью концентрации, без ритуальной поддержки.

Взрослый   может быть освобожден от ритуалов и правил; его действия осознаны, точны и экологичны без этих внешних опор. На еще более высоком уровне человек свободен от буквального проживания многих социально значимых сюжетов, т. е. внешних форм, более сложных, чем ритуальные. Все его действия спонтанны и наполнены тонкими смыслами ценностного плана.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.018 с.)