Информационная деятельность. Структуры, ею занимающиеся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационная деятельность. Структуры, ею занимающиеся



Информационной деятельностью называется любая работа с информацией. Каждый человек постоянно создаёт и использует какую-то информацию, т.е. работает с ней. Но в профессиональной деятельности современного специалиста обычно специально выделяются время, места и средства работы именно с информацией, независимо от сферы его предметной деятельности.

Информационная деятельность специалиста направлена на получение актуальных для его работы сведений, новой информации, повышение уровня знаний в своей сфере предметной деятельности, а также поиск и установление нужных контактов, осуществление профессиональной коммуникации и т.п. Ещё в начале XX века знаний, которые получал специалист в процессе обучения в высшей школе, хватало для использования в течение всего последующего период профессиональной деятельности. В современных условиях знания, полученные студентом в университете или вузе, существенно устареют уже в течение пяти лет после его окончания. Поэтому современный специалист должен постоянно получать новую информацию о своей профессиональной деятельности, а также не реже одного раза в пять лет проходить профессиональную переподготовку. Не менее важна для современных специалистов профессиональная коммуникация: она позволяет быть в курсе новейших методов и способов осуществления профессиональной деятельности, мнений и оценок других специалистов в своей предметной области, а также их опыта решений профессиональных проблем.

К информационной деятельности относится подготовка документов, ведение баз данных, поиск и внедрение компьютерных программ, использование компьютерных программ для решения тех или иных проблем предметной области этого специалиста. А поскольку такая работа в настоящий период нужна практически каждому специалисту, можно утверждать, что каждый из них в большей или меньшей степени занят информационной деятельностью.

Существуют специалисты, которые заняты преимущественно или даже полностью только информационной деятельностью. Их деятельность сформировала отрасль экономики – продажи информационных продуктов и предоставление информационных услуг. Специалисты в этой отрасли экономики, как правило, на достаточно высоком профессиональном уровне обслуживают информационные потребности специалистов иных профилей. Как правило, такие специалисты объединяются в соответствующие организации.

Информационная деятельность стала довольно развитой отраслью современной экономики, тем более развитой, чем более соответствует экономика критериям постиндустриальной. В начале развития компьютерных технологий каждой организации было выгодно самостоятельно разрабатывать программные средства и ремонтировать вычислительную технику. Но развитие компьютеров и компьютерных сетей привело к тому, что становится всё более выгодным получать соответствующие услуги от сторонних организаций, а не вести разработки и ремонт силами специалистов своей организации. Эта ситуация приводит к тому, что появляются всё более специализированные организации, занимающиеся предоставлением информационных услуг, растёт объём заказов, которые они выполняют, а также объём финансов, обращающийся в информационной отрасли. Во всём мире это одна из самых быстро растущих в настоящий период отраслей экономики.

К специализированным структурам, занятым преимущественно информационной деятельностью можно отнести: отделы информации и информационные службы на государственной службе и в крупном бизнесе, разнообразные аналитические службы и PR-подразделения в них, библиотеки, архивы, музеи, деятельность программистов по разработке, внедрению и эксплуатации компьютерных программ, сайтов в сети Интернет и баз данных, деятельность системных администраторов, которые в организациях и учреждениях обеспечивают работу компьютеров и компьютерных сетей, их безопасность, полномочия пользователей и т.п.

Специализированными информационными организациями являются и средства массовой информации, которые распространяют информацию в достаточно широких социальных группах. Средства массовой информации можно несколько условно разделить на профессиональные, предоставляющие информацию членам того или иного сообщества, и массовые, предоставляющие информацию для крупных социальных групп. Средства массовой информации имеют возможности не только информировать свои аудитории в одностороннем порядке, но и поддерживать коммуникацию профессиональную и между членами широких социальных групп.

В современной ситуации реклама означает прямое побуждение потенциального потребителя к приобретению товара или к пользованию услугой, а PR означает косвенное такое побуждение. Реклама содержит более или менее явный призыв к какому-то действию потребителя, а PR таких призывов не содержит. PR как сокращение понятия “Public Relations” использует в качестве средств косвенного побуждения потребителей формирование и развитие доверия к производителям товаров и поставщикам услуг, их репутаций, торговых марок и брендов. В современной постиндустриальной экономике нередко доверие, репутация, благожелательное отношение к торговой марке или бренду является более значимым, чем потребительские качества товара или услуги.

Информационной деятельностью занимаются также средства массовой информации, в том числе, и в сети Интернет, а также традиционные: информационные агентства, газеты, радио, телевидение. Средства массовой информации можно разделить на массовые, предназначенные для массовых аудиторий, а также специализированные, предназначенные для профессиональной коммуникации, для обменов информацией в том или ином профессиональном сообществе. К информационной деятельности относится и работа различных издательств, издающих книги, журналы, обзоры, рефераты и т.п.

 

Накопление человечеством опыта и знаний при освоении природы смешалось с освоением информации. Именно этот процесс и привел к образованию инфосферы. Такое понятие, как обработка информации, появилось совсем недавно, но обрабатывать информацию люди начали еще в древние времена.

Сначала из поколения в поколение информация передавалась устно. Это были сведения о профессиональных навыках, например, о приемах охоты, обработки охотничьих трофеев, способах земледелия и др. Но затем информацию стали фиксировать в виде графических образов окружающего мира. Первые наскальные рисунки, изображающие животных, растения и людей, появились примерно 20-30 тысяч лет назад.

Начатый поиск более современных способов фиксирования информации привел к появлению письменности. На чем только люди не писали! В Индии -- на пальмовых листьях, в Вавилоне -- на глиняных плитках, на Руси пользовались берестой. Как видим, письменность -- новый шаг человечества в области хранения и передачи информации. Однако первым революционным явлением в этой сфере стало изобретение печатного станка, благодаря которому появилась книга и, таким образом, стало возможно массовое тиражирование профессиональных знаний, зафиксированных на материальном носителе.

Сегодня потоки книг, сливаясь с потоками технической документации и многотомной справочной литературой, образуют океаны информации. Эту информацию необходимо хранить и передавать потребителю, для чего нужен мобильный и емкий носитель.

Но книга является неудобным, сложным, дорогим, а главное "медленным" носителем информации. Вся многогранность содержания раскрывается человеку при перелистывании, чтении и рассматривании книги. Она не может непосредственно влиять на производственный процесс. Сначала человеку необходимо найти нужную ему книгу, освоить накопленные в ней знания, которые позже смогут дать толчок дальнейшему развитию производства. Книга, как носитель информации, сегодня уже отстает от стремительного продвижения человечества по пути освоения природы.

Был и другой вид информационной деятельности. Отдельные государства, стремясь к расширению своих территорий, проводили агрессивную политику по отношению к своим соседям. Подготовка и ведение боевых действий требовали информации о военном потенциале противника. Ее добывали, например, через разведчиков. Тогда остро встал вопрос о защите информации от утечки в посторонние руки. Стали развиваться методы кодирования, разрабатываться способы быстрой и безопасной пересылки информации.

Шли годы, рос объем информации, которой обменивалось общество. Для сбора, переработки и распространения информации создавались издательства и типографии -- родилась информационная промышленность. Газеты, журналы и другие издания, выпускаемые большими тиражами, зачастую кроме полезной информации обрушивали на человека огромное количество и ненужных, бесполезных сведений. Для обозначения таких лишних сведений придумали специальный термин - информационный шум. Помимо печати появились и другие средства массовой информации - радио и телевидение. И общество привыкло к тому, что когда говорят об информации, то речь идет о сведениях, полученных через радио, газеты и т. д.

Революционным изобретением XX века явилась электронная вычислительная машина (ЭВМ). Она является как носителем информации, так и средством доставки ее потребителю. В совокупности с линиями связи, такими, как проводная, радио, космическая и оптическая, ЭВМ делает доступной любую часть гигантского океана информации, которая без непосредственного воздействия на человека может влиять на работу производственного оборудования, например, на станки с программным управлением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 725; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.112.111 (0.006 с.)