Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Информационные технологии поддержки экспертной деятельности
Экспертом можно назвать специалиста, профессионала в той или иной предметной области, рекомендации которого требуются для принятия управленческих или иных решений в этой области. Как правило, эксперты по заказам проводят исследования, изучают ситуации и составляют экспертные заключения со своими выводами и рекомендациями. Для интенсификации и повышения качества экспертной деятельности могут применяться так называемые экспертные системы. Они разрабатываются и применяются с целями обеспечения экспертов необходимой им информацией, проведения необходимых расчётов, анализа данных и формирования прогнозов развития ситуаций. Нередко экспертное заключение требуется не в узкой профессиональной области эксперта, а на стыке нескольких таких областей. В этой ситуации эксперты могут получить из экспертной системы информацию и консультации по тем вопросам, которые не являются для них профильными, но нужны для формирования выводов и рекомендаций. По мнению автора статьи Expert System в Британской Энциклопедии, автоматизированная экспертная система – это продвинутая компьютерная программа (набор команд), которая имитирует знания и способности эксперта к рассуждениям в какой-либо специальной области. Создатели такой системы стремятся клонировать знания одного или нескольких специалистов, чтобы создать инструмент, который может быть использован непрофессионалом для решения сложных задач. Основное преимущество экспертных систем состоит в их низкой стоимости по сравнению со стоимостью услуг экспертов или групп специалистов, а также в возможности их применения, когда эксперты по тем или иным причинам недоступны. Экспертные системы отличаются от обычных компьютерных программ, основными функциями которых являются поиск информации, манипуляции данными и вычисления. В отличие от таких программ экспертные системы работают с фактами, применяют к фактам определенные правила, которые устанавливают отношения между этими фактами с целью получения рассуждений, подобных тем, которые бывают у человека. Основными компонентами экспертных систем являются: · база знаний, которая отличается от базы данных в том, что она содержит исполняемый программный код (предписания);
· логическая машина (решатель задач), которая интерпретирует и оценивает предписания и данные, содержащиеся в базе знаний; · интерфейс пользователя, позволяющий ему взаимодействовать с экспертной системой, передавать ей свои запросы и получать на них ответы, вводить в экспертную систему команды и получать результаты их выполнения; · модуль создания системы, с помощью которого система пополняется знаниями. Интерфейс пользователя, как правило, позволяет ему применять четыре способа ввода информации: меню, команды, естественный язык и собственный интерфейс. Технология экспертных систем предусматривает возможность для пользователя получать в качестве выходной информации не только решение, но и необходимые объяснения того, как это решение получено. Различают два вида объяснений: · объяснения, выдаваемые по запросам. Пользователь в любой момент может потребовать от экспертной системы объяснения своих действий; · объяснения полученного решения проблемы. После получения решения пользователь может потребовать объяснений того, как оно было получено. Система должна пояснить каждый шаг своих рассуждений, ведущих к решению задачи. Хотя технология работы с экспертной системой не является простой, пользовательский интерфейс этих систем является дружественным и обычно не вызывает трудностей при ведении диалога. База знаний содержит факты, описывающие проблемную область, а также логические взаимосвязи этих фактов. База знаний включает также правила, определяющие, что следует делать в той или иной конкретной ситуации. Каждое правило состоит из двух частей: условие, которое может выполняться или нет, и действие, которое следует произвести, если выполняется условие. Все используемые в экспертной системе правила образуют систему правил, включающую даже для сравнительно простой системы до нескольких тысяч правил. Все виды знаний в зависимости от специфики предметной области и квалификации проектировщика (инженера по знаниям) с той или иной степенью адекватности могут быть представлены с помощью одной либо нескольких семантических моделей. К наиболее распространенным моделям относятся логические, продукционные, фреймовые и семантические сети.
Интерпретатором, входящим в логическую машину, является часть экспертной системы, производящая в определенном порядке обработку знаний, находящихся в базе знаний. Технология работы интерпретатора сводится к последовательному рассмотрению совокупности правил (правило за правилом). Если условие, содержащееся в правиле, соблюдается, то выполняется определенное действие, и пользователю предоставляется вариант решения его проблемы. Так с помощью компьютерных алгоритмов моделируется деятельность человеческого интеллекта. Во многих экспертных системах имеются и дополнительные модули или блоки: база данных, блок расчета, блок ввода и корректировки данных. Блок расчета необходим в ситуациях, связанных с принятием управленческих решений. При этом важную роль играет база данных, где содержатся плановые, физические, расчетные, отчетные и другие постоянные или оперативные показатели. Блок ввода и корректировки данных используется для оперативного и своевременного отражения текущих изменений в базе данных. Модуль создания системы служит для создания набора (иерархии) правил. Существует два подхода, которые могут быть положены в основу модуля создания системы: использование алгоритмических языков программирования и использование оболочек экспертных систем. Оболочка экспертных систем представляет собой готовую программную среду, которая может быть приспособлена к решению определенной проблемы путем создания соответствующей базы знаний, т.е. наполнения этой оболочки конкретным содержанием. В большинстве случаев использование оболочек позволяет создавать экспертные системы быстрее и легче в сравнении с программированием. Таким образом, экспертные системы в большей или меньшей степени в зависимости от предметной области и уровня их разработки моделируют человеческий интеллект, а потому могут быть названы элементами искусственного интеллекта. Под искусственным интеллектом обычно понимают способности компьютерных систем к таким действиям, которые назывались бы интеллектуальными, если бы исходили от человека. Экспертные системы дают возможность управленцу или специалисту получать консультации с использованием знаний высококлассных экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания. Главная идея использования технологии экспертных систем заключается в том, чтобы получить от эксперта его знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость. Являясь одним из основных приложений искусственного интеллекта, экспертные системы представляют собой компьютерные программы, трансформирующие опыт экспертов в какой-либо области знаний в форму эвристических правил (эвристик). Эвристики не гарантируют получения оптимального результата с такой же уверенностью, как обычные алгоритмы, используемые для решения задач в рамках технологии поддержки принятия решений. Однако часто они дают в достаточной степени приемлемые решения для их практического использования. Все это делает возможным использовать технологию экспертных систем в качестве советующих систем, систем, помогающих принимать обоснованные управленческие решения.
Экспертные системы повышают уровень принятия управленческих решений, например, они нередко предлагают пользователю принять решение, превосходящее его возможности. Это становится реальностью в ситуации включения в базу знаний информации и оценок экспертов высокого класса, а также применения для их обработки хорошо запрограммированного интерпретатора. Экспертные системы могут пояснять свою логику получения результатов и рекомендаций, и эти пояснения нередко оказываются более важными для пользователя, чем само решение. Экспертные системы могут использоваться в принятии управленческих решений в ситуациях, когда нужно объединить мнения и оценки разных экспертов, либо когда обращение к эксперты потребует слишком больших затрат времени, а решение нужно принимать быстро. Экспертные системы могут, используя заранее вложенные в них знания от экспертов, представить руководителям несколько вариантов возможных решений с пояснениями их достоинств и недостатков. Для того чтобы компьютерная экспертная система была способна оказывать поддержку экспертам при формировании их выводов и рекомендаций, а также руководителям в принятии решений, эта система должна включать большую базу знаний и программные средства, моделирующие интеллектуальные возможности реальных экспертов по выработке вариантов решений. В настоящий период такого рода экспертные системы разрабатываются, начинают применяться в экспериментальном порядке, но остаются весьма дорогими в разработке и эксплуатации. Поэтому пока все важнейшие управленческие решения, как в России, так и в развитых странах мира принимаются традиционными методами без использования компьютерных экспертных систем. Можно лишь надеяться, что в будущем эти технологии разовьются настолько, что их можно будет применять в повседневной практике государственного управления и управления крупным частным бизнесом.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 2006; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.008 с.) |