Информация как уменьшение неопределённости сведений об объектах, явлениях и процессах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информация как уменьшение неопределённости сведений об объектах, явлениях и процессах



Возвращаясь к пониманию информации как сведений об объектах, явлениях и процессах материального мира, необходимо отметить, что эти сведения несут в себе разную информацию, в зависимости от того, кто и в каких условиях, в каком состоянии получает эти сведения. Информацией называется только та часть, та составляющая сведений, которая уменьшает имеющуюся у получателя сведений неопределённость, т.е. неполноту ранее полученных сведений и мотивацию на их дополнение, обновление. В этом смысле неопределённость – это состояние субъекта, воспринимающего информацию. Следовательно, в человеческом обществе и вообще в живой природе информацию можно понимать и как уменьшение неопределённости сведений об объектах, явлениях и процессах материального мира. К информации в неживой природе такое понимание информации неприменимо.

В человеческом общении переданные сведения нередко оцениваются как информация только при достаточно высоком уровне неопределённости. Например, в реальном человеческом общении нередко после передачи кому-то сведений тот или иной индивид заявляет, что никакой информации или новой информации он не получил. Это означает, что переданные ему сведения не снизили имеющуюся у него неопределённость, либо этой неопределённости просто не было. Так бывает в процессе обучения, например. Если попытаться передать сведения о математическом понятии интегрирования первокласснику, который только научился считать в пределах первого десятка чисел, он ничего не поймёт и потому никакой информации не получит. В старших классах средней школы начала интегрирования уже преподают, старшеклассники получают некоторые объёмы информации об этом, ограниченные их предшествующими объёмами знаний, учатся вычислять несложные интегралы. Больше всего информации об интегрировании получают студенты математических специальностей в курсах математического анализа: они подготовлены к полному восприятию всей информации, которая заключена в соответствующих сведениях, передаваемых им преподавателями. Сведения от преподавателей по этому предмету снимают имеющуюся у студентов неопределённость, поэтому студентам эти сведения несут достаточно большие объёмы информации. Но для самих этих преподавателей сведения об интегрировании уже снова не несут никакой информации, потому что не снижают неопределённости уже имеющихся у них сведений – они уже всё об этом знают.

В примерах с зеркалом или с фотографиями человек получает больше информации, когда разглядывает соответствующие изображения, отмечая сравнительно мелкие их детали и особенности. Пока эти детали не были проанализированы – оставалась неопределённость сведений о них. После анализа эта неопределённость исчезает, снимается, и за счёт этого человек получает больше информации об отражённом или сфотографированном объекте.

Другим примером снятия неопределённости сведений могут быть следы зайца на снегу. Непрофессионал может их вообще не заметить и не получить никакой информации о зайце, потому что для такого непрофессионала нет неопределённости в сведениях о зайце: они его не интересуют, он в лесу занят другим. Но профессионал-охотник по следам зайца сможет буквально прочитать информацию обо всей его жизни, помогут выследить такого зайца, и, зная его повадки, не спугнуть. Для получения такой информации профессионал использует мелкие детали следов и детали их расположения на снегу, для него эти сведения снимают неопределённость ранее имевшихся сведений о зайце и позволяют продолжить охоту на него. Получается, что один и тот же материальный объект, в данном случае, следы зайца на снегу, несёт мало информации, когда человек не ищет зайца, и у него нет неопределённости в свойствах заячьих следов, т.е. и снимать нечего, и несёт много информации, когда человек ищет зайца, и у него есть неопределённость сведений о зайце, и эта неопределённость снимается после внимательного рассматривания следов, иначе он не смотрел бы на следы, а искал зайца как-то иначе.

Деятельность психоаналитиков тоже может служить примером снятия неопределённости информации их клиентов о себе. Но психоаналитики не всегда стараются снять эту неопределённость полностью. И тогда их клиенты вынуждены периодически к ним обращаться, потому что проблемы подсознания у них не снимаются полностью, а только на время заглушаются таким образом.

Неопределённость сведений связана с мотивацией человека на восприятие информации. Если неопределённость отсутствует, то такая мотивация, скорее всего, тоже будет отсутствовать, не будет возникать желания получать соответствующие сведения. Но если неопределённость сведений является слишком высокой, то в большинстве случаев у человека тоже не возникнет мотивации воспринимать эти сведения потому, что он будет считать себя неподготовленным к их восприятию. Например, когда неподготовленный специалист получает результаты обработки данных психологического эксперимента, выполненные методом факторного анализа, он, как правило, просто теряется в рядах чисел и в больших таблицах с числовыми данными. Если же такой специалист сможет уменьшить свою неопределённость до необходимости поиска в этой цифровой информации наиболее важных данных для интерпретации результатов факторного анализа, он окажется способным получить ценные для такой интерпретации сведения из отдельных числовых значений и сравнений величин некоторых числовых показателей.

В большинстве случаев, как в этом примере, человек имеет наиболее высокий уровень мотивации на восприятие сведений, когда их неопределённость у него является оптимальной для его уровня знаний, интеллектуальных умений и некоторых особенностей сознания (типа нервной деятельности, характера, направленности личности, коммуникативной компетентности и некоторых других). В частности, в некоторых случаях низкая коммуникативная компетентность приводит к отказу от участия в коммуникации по поводу получения той или иной информации, поскольку человек не уверен в своих возможностях вступать в коммуникацию и вести её. А в условиях отсутствия коммуникации, естественно, не происходит и получения информации.

Следовательно, для наилучшего восприятия сведений их неопределённость у человека должна быть не очень малой и не очень большой, а – средней, оптимальной. Эту закономерность постоянно используют в процессе обучения преподаватели: они формируют мотивацию изучения своих учебных предметов так, чтобы учащиеся или студенты понимали, что некоторая неопределённость сведений по этому предмету у них есть, и эту неопределённость необходимо ликвидировать. Но преподаватели стараются не делать эту неопределённость настолько большой, чтобы у учащихся или студентов не возникало представление о невозможности освоения соответствующего учебного предмета. Его освоение через восприятие новых сведений должно быть с одной стороны посильным, а с другой – создавать субъективное впечатление получения новых, уникальных сведений, иначе интерес к освоению учебного предмета резко падает.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.151.93 (0.005 с.)