Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О значении общения со взрослым для развития речи ребенка раннего возраста↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Матвеева Н.Н. М 33 Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2-3 лет: Пособие для психологов, воспитателей и родителей. — М.: АРКТИ, 2005. — 96 с. (Развитие и воспитание)
В пособии представлена методика коррекционной работы педагога-психолога с детьми 2-3 лет с задержкой речевого развития. Рассмотрены психологические аспекты влияния деятельности общения со взрослым на речевое развитие ребенка раннего возраста, предложена оригинальная диагностическая методика изучения коммуникативной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития, описана коррекционно-педагогическая программа для детей данной категории, приведены конспекты занятий. Книга адресована психологам, дефектологам, воспитателям и родителям.
УДК 376 ББК 74.3 © Матвеева Н.Н., 2005 © АРКТИ, 2005
ВВЕДЕНИЕ Раннее детство — это особенный период в жизни ребенка, когда происходит его стремительное психическое и физическое развитие — основа и потенциал дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. Эти процессы тесно связаны с развитием речи. Как отмечает СЛ. Рубинштейн, «вместо того, чтобы быть лишь объектом направляющихся на него действий окружающих его взрослых, ребенок, овладевая речью, приобретает возможность направлять действия окружающих его людей по своему желанию и через посредство других людей воздействовать на мир» [21]. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка, как показывают многочисленные исследования, — не простое количественное накопление словаря, это сложнейший нервно-психический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения со взрослым. При нормальном развитии ребенок к трем годам накапливает около 1000 слов. В этот возрастной период он учится строить первые предложения, первые обобщения, у него появляются первые вопросы, он начинает активно использовать речевые средства для общения со взрослыми и сверстниками. Таким образом, раннее детство имеет огромное значение для дальнейшего развития речи ребенка, и поэтому неправильное воспитание на данном возрастном этапе может привести к задержке речевого развития (ЗРР), что осложнит его дальнейшее развитие в целом. Ученые утверждают, что любая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также деятельности в различных ее формах. Поэтому детям с отклонениями в развитии, и в частности с речевыми нарушениями, с целью предупреждения вторичных отклонений в развитии и обеспечения максимальной реализации их возрастного потенциала необходима специальная помощь (и чем раньше, тем лучше).
Это подтверждает и практика работы дошкольных образовательных учреждений. Функционирующие на протяжении нескольких лет специальные группы ранней диагностики для детей с ЗРР показывают, что начало работы с такими детьми именно в период раннего детства дает наиболее эффективные результаты. Однако педагоги-психологи, работающие с детьми раннего возраста, нуждаются в практических пособиях, в которых бы описывались содержание и последовательность проведения коррекционной работы с детьми данной категории. Обозначенный круг вопросов и был положен в основу нашей экспериментальной и практической деятельности с детьми с ЗРР раннего возраста и их родителями, опыт которой изложен в данном пособии. Работа проводилась с «неговорящими» детьми 2-3 лет, направленными районной психолого-медико-педагогической комиссией в группу ранней диагностики с диагнозом «Задержка речевого развития». Для них это был первый опыт посещения дошкольного учреждения. На момент поступления в детский сад у этих детей были обнаружены (при сохранном слухе и зрении) недостаточное развитие мелкой моторики и восприятия, сложности в формировании предметных действий, некоторые негативные личностные образования. Но прежде всего наблюдалось их значительное отставание от сверстников в развитии речи. При построении диагностико-коррекционной программы для этих детей мы исходили из того, что задержка речевого развития приводит к отклонению в развитии важнейших психических функций, связанных с ней. Эти так называемые «вторичные отклонения» выражаются в значительном отставании детей в развитии коммуникативной деятельности от их полноценно развивающихся сверстников. Вместе с тем, как показали результаты наших исследований, родители детей с ЗРР не готовы к оказанию помощи своим детям, так как сами испытывают существенные трудности в создании таких условий взаимодействия с детьми, при которых не только взрослые, но и дети смогли бы стать активными участниками речевого общения. Поэтому родители детей с ЗРР требуют особого внимания со стороны педагога-психолога, т.к. достижение эффективных результатов коррекционной работы было бы невозможно без их участия.
Таким образом, необходимы специальная программа для детей с ЗРР их родителей и условия для ее реализации в дошкольном учреждении. В данном пособии представлены основные направления оказания им специальной помощи, конкретные диагностико-коррекционные методы работы педагога-психолога с детьми с ЗРР раннего возраста в условиях дошкольного учреждения. Мы полагаем, что этот материал будет полезен, прежде всего, детским психологам, дефектологам, логопедам, воспитателям, работающим с детьми раннего возраста, у которых наблюдаются речевые нарушения. Он будет интересен и родителям детей с ЗРР, поскольку предлагаемый комплекс занятий поможет им в процессе игры решать проблемы общения взрослого и ребенка. Кроме того, разработанный нами методический комплекс может быть использован педагогами-психологами и в работе с детьми 2-3 лет с нормальным речевым развитием. В пособии представлены результаты, которые мы фиксировали и в процессе реализации коррекционно-развивающей программы, и по ее завершении. Предложенная коррекционно-развивающая программа основана на анализе психолого-педагогических исследований по изучению общения детей и его влияния на становление речевой функции в ранние сроки развития. Материал пособия позволит психологу-практику в организации коррекции речевых нарушений у маленьких детей в условиях дошкольного учреждения. Встреча 2. «В поисках дома»
Задачи: создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала; формировать положительное отношение к содержанию занятий. Материальное обеспечение: ширма, куклы (заяц, белка, еж, мышка) и декорации к спектаклю (дерево с дуплом, куст, пенек, пригорок).
Ход встречи Дети сидят перед столом с ширмой. Действие спектакля происходит на лесной поляне. Появляется Заяц: -Ой, бедный я, несчастный! Самый слабый я зверь в лесу — любой меня обидеть может. Вот и Лиса обидела — выгнала меня из дому. Пошел просить помощи у Медведя, он Лису из дома выгнал, да сам домик сломал! Пойду, попрошу Белку меня приютить! Появляется дерево с дуплом. Из дупла выглядывает Белка: -Привет, Зайка! Что уши повесил, или случилось у тебя что? -Здравствуй, Белочка! Беда у меня приключилась: дом мой сломан, жить мне негде. Может, пустишь меня к себе на зиму? А придет весна, я себе новый домик построю. -Конечно, Зайка! Заходи! Вдвоем нам веселей жить зимой будет! Давай-ка, забирайся ко мне на дерево, здесь, в дупле, и тепло, и уютно. Заяц пытается взобраться на дерево, но у него это не получается. Вздыхая, он говорит: -Нет, Белка! Не могу я с тобой жить: уж больно высоко ты живешь. А я по деревьям лазать не умею, только по траве прыгать могу. Спасибо тебе за помощь, только пойду я к Мышке — в норку попрошусь, она ведь под землей живет. Заяц уходит. Появляется пригорок с норкой. Из норки выглядывает Мышка:
-Привет, Зайка! Что уши повесил, или случилось у тебя что? -Здравствуй, Мышка! Беда у меня приключилась: дом мой сломан, жить мне негде. Может, пустишь меня к себе на зиму? А придет весна, я себе новый домик построю. К Белке просился, да уж очень высоко она живет. -Конечно, Зайка! Заходи! Вдвоем нам веселей жить зимой будет. Давай-ка забирайся ко мне в норку, здесь тепло и уютно! Заяц пытается пролезть в норку к Мышке, но у него это не получается. Вздыхая, он говорит: -Нет, Мышка! Не могу я с тобой жить: уж больно маленький у тебя дом. Никак мне к тебе в норку не забраться: ты такая маленькая, и норка у тебя тоже маленькая. Пойду к Ежику схожу, может быть, он меня приютит. Заяц уходит. На пригорке появляется куст. Из-за куста выглядывает Ежик: -Привет, Зайка! Что уши повесил, или случилось у тебя что? -Здравствуй, Ежик! Беда у меня приключилась: дом мой сломан, жить мне негде. Может, пустишь меня к себе на зиму? А придет весна, я себе новый домик построю! К Белке просился, да уж очень высоко она живет, а у Мышки норка мала для меня... -Конечно, Зайка, заходи! Вдвоем нам веселей жить зимой будет. Давай-ка забирайся ко мне в норку, здесь тепло и уютно! Заяц и Ежик скрываются за кустом. Вдруг слышится крик Зайца: -Ой-ой-ой! Больно, как больно! Заяц выскакивает из-за куста и плачет, за ним появляется Ежик: -Что случилось? Почему ты так кричишь, почему плачешь? -Ты меня своими иголками так больно уколол, до сих пор лапка болит! -Уж извини меня, Зайка! Я же не специально! Просто шубка у меня такая колючая. -Знаешь, Ежик! Не могу я у тебя остаться: уж больно ты колючий... Только вот к кому мне еще пойти, даже и не знаю! -Послушай, Зайка! А ты пойди-ка к Медведю: ведь у него берлога большая — места всем хватит; шуба у него мягкая, да и не на дереве он живет. Мой тебе совет: отправляйся к нему — может, он тебя приютит. Заяц уходит. Ежик скрывается за кустом. Представление заканчивается.
Ход встречи Дети сидят перед столом с ширмой. Действие спектакля происходит также на лесной поляне, около берлоги Медведя. Появляется Заяц: - Миша, Миша! Открой дверь, это я — Зайка! В ответ тишина. Заяц кричит еще и еще. Дверь никто не открывает. Тогда Заяц пытается сам приоткрыть дверь в дом Медведя, однако у него ничего не получается. Он начинает плакать. Вдруг раздается стук: тук-тук-тук, тук-тук-тук... Заяц прислушивается и кричит: -Дядюшка Дятел! Дядюшка Дятел! Где ты? Покажись! Появляется Дятел: -Почему плачешь, Зайка? Что случилось с тобой? -Беда у меня приключилась: дом мой сломан, жить мне негде. К Белке просился, да уж очень высоко она живет; у Мышки норка мала для меня; у Ежика очень колючая шубка. Вот хотел к Медведю на зиму попроситься жить, а он дверь не открывает...
-Так ведь Медведь уже спать лег! Ты разве не знаешь, что медведи всю зиму в берлоге крепким сном спят? Вот он и заснул! -Ой! А что же мне делать? Где мне зиму пережить, Ведь под кустом холодно!.. Может быть, подскажешь мне, дядюшка Дятел, к кому обратиться, ведь ты высоко летаешь, все видишь, все знаешь. -Ну конечно, подскажу, Зайка! Вот послушай. Стоит на окраине леса город. В этом городе есть дом, в который каждое утро приходят дети. Там не только тепло и уютно, но и весело и интересно. Этот дом называется — детский сад. Пойди к детям — они тебе обязательно помогут! Вот посмотри, куда нужно идти. Дятел указывает дорогу Зайцу и прощается с ним: -Удачи тебе, Зайка! Поторопись, добеги до детского сада, пока морозы не наступили! -Спасибо тебе, дядюшка Дятел! Я потороплюсь... Заяц убегает. Представление заканчивается. По окончании первой серии занятий первого этапа мы обнаружили значительный интерес детей к героям сказки, к воспитателю, который был активным участником спектаклей, и к коррекционным занятиям в целом. Это выражалось в том, что в свободное время дети пытались поговорить с воспитателем о Зайце и его друзьях, интересовались, когда они появятся в следующий раз. Во второй серии ( 3 занятия) I этапа коррекционная работа направлена на формирование положительной мотивации у детей к процессу общения со взрослым. Содержание кукольных спектаклей подбирается на основе тех же принципов, что и в первой серии занятий, однако оно имеет существенное отличие: во второй серии занятий кукла опосредованно (через воспитателя) или непосредственно обращается к детям, и это определяет их роль как активных участников коммуникативного процесса. Для того чтобы каждый ребенок мог почувствовать себя активным участником общения, введен определенный ритуал встречи и прощания с куклой: пригласительная речь, произносимая всеми детьми в начале каждого занятия, и обязательный индивидуальный тактильный контакт ребенка с куклой. С этой же целью все занятия второй серии строятся по принципу коллективной работы, что позволяет, с одной стороны, не навязывать детям на первых этапах ситуацию взаимодействия со взрослым, а с другой — дает возможность детям не «зацикливаться» на собственных трудностях и трудностях других. Так, начало любого занятия сопровождалось громкой речью детей: «Заяц Матвей, приходи скорей! Мы тебя ждем!», а также небольшой беседой куклы с каждым ребенком («Саша, я рад тебя видеть, как твои дела?», «Маша! Тебя не было в прошлый раз, а сегодня ты здесь. Я очень рад!», «Какой красивый на тебе сегодня сарафан, Оленька...» и т.п.). Цель такой беседы заключается в том, чтобы вызвать у каждого ребенка положительные эмоции, на основе которых и формируется мотивация малыша к дальнейшему общению. Реакция детей на процесс взаимодействия с куклой была неоднозначной: дети долгое время (в течение 2-3 занятий) не могли воспринять куклу как участника общения. Они отвечали на вопросы или выполняли какое-либо действие только в том случае, если указания и вопросы куклы озвучивал взрослый, находящийся рядом (воспитатель или родитель). Исходя из этого, рекомендуется, чтобы на первых занятиях воспитатель, к которому дети уже успели привыкнуть, был «посредником» во взаимодействии детей и кукол.
В то же время индивидуальный тактильный контакт у всех детей вызывал положительные эмоции: уже через несколько занятий они стремились «пообщаться» с куклой таким образом. Учитывая это, во второй серии занятий несколько увеличивается время приветствия куклы и прощания с ней, а также в процессе занятия куклу выводят из-за ширмы (например, во время хороводных или подвижных игр), чтобы усилить представления детей о кукле как об активном участнике общения с ними. - Ход встречи
Дети сидят перед столом с ширмой. Воспитатель рассказывает (напоминает) историю с Зайкой. Когда рассказ подходит к концу, из-за ширмы слышится голос Зайца: -Ой-ой-ой! Бедный я, несчастный Зайка! Ничего не видно, ничего не слышно! Куда же я попал? Заяц начинает плакать, появляется из-за ширмы, смотрит на детей и пугается: -Что это? Кто это? Куда бы спрятаться? Начинает дрожать, плакать... Воспитатель обращается к детям: -Ребята, вы узнали Зайку из сказки? Дети отвечают. -Мне кажется, что он нас испугался. Посмотрите: он дрожит от страха. Давайте его успокоим. Обращается к Зайцу: -Здравствуй, Зайка! Мы очень рады тебя видеть! Не бойся, мы тебя не обидим! Правда, ребята? Дети отвечают. Заяц продолжает дрожать. Воспитатель: -Ребята, давайте споем для нашего гостя песню о Зайке-трусишке! Дети поют песню. Заяц успокаивается, начинает танцевать. Воспитатель: -Ну вот, Заинька, ты и успокоился! А сейчас давайте знакомиться! -Здравствуйте! Меня зовут Заяц Матвей. Я бежал в детский сад и заблудился. Скажите, пожалуйста, куда я попал, и кто это здесь сидит и внимательно смотрит на меня? -Не бойся, Зайка Матвей! Здесь тебя никто не обидит! Ты попал в детский сад! Сюда каждый день приходят взрослые и дети. Посмотри, это наши ребятки. Познакомься: это Сашенька, это Мишенька... Воспитатель называет по имени каждого ребенка, затем обращается к Зайцу: -Зайка, хочешь, мы покажем тебе нашу группу, расскажем, чем мы любим заниматься, как играем? -Конечно, это очень интересно! Воспитатель вместе с детьми организует мини-экскурсию по групповой комнате. Он рассказывает, чем занимаются дети в свободное время, описывает их любимые игрушки, стремясь включить в речевое общение детей. Когда экскурсия подходит к концу, Заяц обращается к детям: -Ребята, я увидел у вас в группе много игрушек. Скажите, а есть ли у вас игрушечные зайчишки? -Конечно, Зайка, сейчас наши ребята тебе их покажут. Воспитатель обращается к детям: -Ребята, давайте покажем, какие в нашей группе есть игрушечные зайцы. Посмотрите внимательно вокруг. Возьмите эти игрушки и поставьте их на стол. Дети начинают действовать. Игрушечные зайцы расставлены в различных местах комнаты: на полу, на полках низких шкафов, на подоконниках и т.д. Некоторые игрушки дети могут взять легко, а другие — не могут достать самостоятельно. Важно обращать внимание на действия детей, когда они пытаются достать недоступную им игрушку, своевременно оказывать им помощь. Когда работа закончена, Заяц обращается к детям: -Ребята, как у вас здесь интересно, весело! Вы такие умелые, самостоятельные! У вас все получается! Мне у вас очень понравилось! -Зайка, а ты оставайся с нами! -Нет, не могу! Мне надо в лес бежать, дом строить! Я на вас посмотрел и понял, что нужно быть активным, самостоятельным, веселым, как вы, и не бояться никакой работы! -Ты это, Зайка Матвей, очень правильно сказал! -Можно мне к вам в гости приходить? Играть вместе с вами? -Конечно, Зайка, мы будем рады! Знаешь, Зайка, мы выучим для тебя «кричалку» и будем так тебя звать! Правда, ребята? Дети отвечают. Заяц: -Ребята, я к вам обязательно еще приду! Мы будем вместе играть! А сейчас мне пора уходить. До свидания, ребята, до новых встреч! Заяц прощается с детьми. Каждому подает лапку, каждого называет по имени, говорит что-нибудь доброе.
Встреча 5. «Веселые пузыри»
Задачи: способствовать развитию правильного дыхания, восприятия формы; развивать координацию движений; формировать положительную мотивацию к процессу общения со взрослым; включать детей в речевое общение с игрушкой-собеседником. Материальное обеспечение: ширма, кукольная игрушка «Заяц», картинки с изображением геометрических фигур, 5-6 стаканов с водой и соломинками. Подготовительная работа: использование в свободной деятельности настольных игр на различение геометрических фигур, подвижных игр, направленных на развитие координации движений, организация беседы о пузырях. Ход встречи
Дети сидят перед столом с ширмой и зовут Зайца: -Заяц Матвей, приходи скорей! Мы тебя ждем! Заяц появляется и рассказывает: -Ребята, посмотрите, что я нашел на дороге, когда бежал в детский сад! Заяц показывает детям коробочку с мыльными пузырями. -Вы знаете, что это? Дети предполагают, отвечают... Воспитатель обобщает их ответы: -Зайка Матвей, это мыльные пузыри! -Никогда не видел мыльных пузырей! Да я вообще не видел пузырей! Может быть, вы мне их покажете? -Конечно, Зайка, мы тебе сейчас покажем пузыри! Ребята, подходите к столу! На столе лежат картинки с изображениями геометрических фигур. Воспитатель обращается к детям: -Ребята, давайте отберем те картинки, на которых нарисованы пузыри. Дети отбирают картинки с изображениями кругов. Воспитатель обращается к Зайцу: -Зайка, вот какие пузыри! -Что-то мне плохо видно! -Знаешь, Зайка, не расстраивайся, мы тебе сейчас покажем, как получаются пузыри. Ребята, подходите к столу. На столе стоят стаканы с водой, в каждом стакане — соломинка. Воспитатель объясняет детям, что необходимо сделать, чтобы на воде появились пузыри: -Ребята, нужно дуть в соломинку — тогда в стакане появятся пузыри. Дети начинают действовать. Заяц восхищенно восклицает: -Знаю, знаю, где я видел такие пузыри! Когда идет дождь, на лужах появляются такие же пузыри! Вот здорово! А что же такое мыльные пузыри? Воспитатель предлагает детям рассказать или показать, какие бывают мыльные пузыри. Дети пытаются объяснить Зайцу, что такое мыльные пузыри. Воспитатель предлагает всем выйти на ковер и поиграть с мыльными пузырями: -Ребята, Зайка, сейчас я буду пускать мыльные пузыри, а вы постарайтесь их поймать! Начинается игра. В комнате становится шумно, весело. В самый разгар игры Зайка кричит: -Ребята, нам пора прощаться. Скоро я к вам опять приду! Заяц прощается с детьми. Каждому подает лапку, каждого называет по имени. Ход встречи Дети сидят перед столом с ширмой и кричат: -Заяц Матвей, приходи скорей! Мы тебя ждем! Появляется Заяц, здоровается с каждым ребенком по имени. Дети подходят к нему, пожимают ему лапку. -Как твои дела, Зайка? -У меня-то все в порядке, да вот слышал я, что в лесу не все ладно. Пришла осень, появилось много воды. Играть зверятам стало негде, ведь плавать-то они не умеют. Вот и сидят на одном месте: кто под кустом, кто на пригорке, кто на пеньке... Ждут, когда вода уйдет. А пока — ох и скучно же им! -Да, когда скучно — это плохо. А вот нам с ребятами в детском саду никогда скучно не бывает, всегда какие-нибудь дела найдутся! -Интересно, а чем вы любите заниматься больше всего? Дети отвечают. (Играем, гуляем, танцуем...) -А еще, Зайка, мы песни петь умеем, танцевать и даже пальчиками играть. -Ну, танцевать-то и песни петь я тоже умею, а вот как пальчиками играть — не знаю. -Хочешь, мы тебе покажем? Ребята, приготовили ручки! Начинается пальчиковая игра «Мы капусту рубим...»: Мы капусту рубим, рубим, Мы морковку режем, режем, Мы капусту мнем, мнем, Мы морковку трем, трем, Мы капусту солим И морковь кладем. -Ой-ой! Как сразу есть захотелось! И зачем вы только про капусту вспомнили! Она такая вкусненькая, такая сладенькая, такая... такая... такая... -Подожди, подожди, Зайка. А то и нам тоже кушать захочется. -А разве вы тоже капусту любите? Дети отвечают. -А я думал, что только я ее люблю! -Да что ты. Зайка, не только ты. Вот мы тебе сейчас одну историю расскажем и покажем про Козу, которая очень любила капусту. Начинается пальчиковая игра «Коза рогатая»: Шла коза рогатая за малыми ребятами. До огорода дошла да капусту нашла. Потихоньку подошла да листок оторвала, А потом один еще, и еще, и еще... И не осталось ничего. -Вот, Зайка, какая история с козой произошла. -Ох, а я так капусту люблю, что с закрытыми глазами ее по запаху смогу угадать. Хотите, проверим! Дети соглашаются. Заяц ошибается: вместо капусты называет морковку. -Эх ты, Зайка-хвастунишка! Так хвастался, а ничего у тебя не получилось! Просто я и морковку тоже очень люблю. -Ладно, ладно не оправдывайся. А вот наши ребята точно угадают и морковку, и капусту, и лучок, только не на вкус, а на ощупь. Хочешь посмотреть? Воспитатель объясняет детям правила игры: овощи укладывают в мешочек, а ребенок опускает в него руку, дотрагивается до овоща и пытается угадать его. Если у ребенка не получается с первого раза, воспитатель выкладывает все овощи перед ним, дает их потрогать, после чего игра продолжается. Каждый ребенок участвует в игре один раз. Заяц начинает уговаривать детей отдать ему овощи: -Ребята, а можно я заберу с собой и морковку, и капусту? Я своих зайчат угощу, а вам в следующий раз тоже гостинец принесу! Можно? Дети соглашаются. Начинается прощание с Зайцем: каждый ребенок подходит к Зайке, пожимает ему лапку, говорит что-нибудь доброе... По окончании двух серий занятий I этапа коррекционной программы отмечен значительный интерес каждого ребенка к кукле-коммуниканту независимо от его речевых возможностей. При этом если при первых встречах дети в большинстве случаев не проявляли активности по отношению к кукле, а лишь бросали беглые взгляды на нее, в конце I этапа эксперимента большинство из них стремились вступить с ней в контакт, причем инициатива к взаимодействию с куклой всегда исходила от ребенка. Ход встречи
Дети сидят перед столом с ширмой и кричат: -Заяц Матвей, приходи скорей! Мы тебя ждем! Заяц появляется и рассказывает: -Ко мне вчера обратился за помощью мой хороший друг, кот Барсик. С ним приключилась беда: он опять устроил игры с бабушкиными вещами. В этот раз он перевернул корзинку с разноцветными мешочками — они все оказались на полу. Из них выпали бабушкины клубочки и перепутались. Он перепугался и прибежал ко мне за помощью, попросил, чтобы я все клубочки разложил на свои места. А я ему помочь не смог, потому что цветов не знаю, сумел только все клубочки и цветные мешочки в корзинку сложить. Но зато у меня есть такие умелые друзья, как вы. Помогите Барсику привести в порядок корзинку с клубочками, а то его бабушка будет ругать. Воспитатель: -Ну что, ребята? Поможем Матвею и Барсику? Дети отвечают... Затем они подходят к столу, на котором находится корзинка с разноцветными мешочками и клубочками. Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать мешочек определенного цвета (красного, синего или желтого): -Кому красный мешочек? Возьми и сложи в него клубочки красного цвета. -Кому синий мешочек? Выбери клубочки синего цвета и сложи их в синий мешочек. И т.д. Пока дети решают практическую задачу, воспитатель отходит в сторону и издалека наблюдает за их действиями, замечает трудности, оценивает возможности. Через некоторое время он говорит: -Ребята, я всегда могу помочь вам! Кому нужна моя помощь, попросите меня об этом. Когда работа закончена, Заяц предлагает всем весело отдохнуть: -Ребята, я хочу сказать вам «Большое спасибо!» и предложить интересную игру «Веселые клубочки». Вот посмотрите: в этом стаканчике у меня деревянные ложки. Подойдите и выберите одну из них. Сейчас каждый попробует положить в свою ложку клубочек и донести ее до корзинки. Только будьте очень осторожны, потому что ронять клубочки нельзя! Сейчас я вам покажу, как мы будем играть. Заяц в процессе выполнения действий еще раз оречевляет их. Начинается игра. Дети по очереди выполняют действия, а воспитатель подсказывает каждому ребенку, как можно действовать наиболее успешно. После окончания игры воспитатель обращается к детям: — Ребята, вам понравилась эта игра? Дети отвечают. -Спасибо, Зайка, сегодня ты подарил нам новую игру. Мы обязательно будем играть в нее в группе, а еще мы научим родителей играть так же. -Я очень рад, что вам понравилась моя игра. Но еще больше я рад, что вы помогли мне и коту Барсику разложить клубочки по своим местам. Барсик будет очень доволен. Заяц прощается с детьми. Каждому подает лапку, каждого называет по имени, еще раз благодарит.
Ход встречи
Дети сидят перед столом с ширмой и кричат: -Заяц Матвей, приходи скорей! Мы тебя ждем! Заяц появляется и рассказывает: -Ко мне вчера пришел мой хороший друг, кот Барсик, за помощью. С ним приключилась беда: он нашел бабушкины нитки и стал с ними играть, да так заигрался, что не заметил, как все нитки перепутались. Он пытался их распутать, да еще больше все запутал. Вот и прибежал ко мне, чтобы я ему помог все исправить. А я ему помочь не сумел. Но зато у меня есть такие умелые друзья, как вы. Помогите Барсику привести в порядок нитки, а то его бабушка из дома может выгнать. -Ну что, ребята? Поможем Матвею и Барсику? Дети отвечают. Затем они подходят к столу и начинают распутывать клубок. Когда все нитки отделены друг от друга, Заяц предлагает отдохнуть и поиграть в игру «Угадай по звуку». Он объясняет детям правила игры, показывает им предметы и демонстрирует их звучание, после чего прячет все предметы за ширму. Начинается игра. Каждый ребенок участвует в игре по одному разу. Воспитатель: -Ребята, давайте уж доделаем дело до конца! Пока вы играли, я подыскала палочки, на которые можно накрутить нитки. Давайте сделаем это? Дети соглашаются. -Кому красную нитку? Подойди и возьми со стола палочку с красной ниткой. -Кому синюю нитку? Возьми со стола палочку с синей ниткой. И т.д. Когда у каждого ребенка в руках будет палочка с ниткой, воспитатель говорит: -А теперь мы будем наматывать нитки на палочки. Посмотрите, как это буду делать я, и попробуйте сами сделать то же самое. Пока дети решают практическую задачу, воспитатель отходит в сторону и издалека наблюдает за их действиями, замечает трудности, оценивает возможности. Через некоторое время он говорит: -Ребята, я всегда могу помочь вам! Кому нужна моя помощь, попросите меня об этом. Когда работа закончена, Заяц обращается к детям: -Ребята, эх и сложная у вас была работа! Трудно вам было? Кому было трудно? А вам было интересно? Дети отвечают. -А мы с Барсиком никогда бы так не сделали. Как же Барсик обрадуется, когда увидит, что все нитки распутаны да на палочки намотаны! Вы, ребята, молодцы! Я скорее побегу его обрадовать, а то он там сидит, наверное, плачет, а ведь уже радоваться можно! Спасибо вам, ребята! Вы — настоящие друзья, не оставили нас в беде! Но теперь побегу, поспешу! Заяц прощается с детьми. Каждому подает лапку, каждого называет по имени, еще раз благодарит.
Встреча 9. «Бабушкины бусы»
Задачи: развивать тонкие движения пальцев; способствовать развитию активного восприятия зрительных стимулов; практиковать в различении основных цветов; включать детей в речевое общение с игрушкой-собеседником; формировать положительную мотивацию обращения к взрослому. Материальное обеспечение: ширма, кукольная игрушка "Заяц», большие и маленькие пуговицы красного и синего цветов. 5-6 тарелочек, 5-6 шнурков синего и красного цветов. Подготовительная работа с мелкими предметами. Ход встречи Дети сидят за столом с ширмой и зовут Зайца: -Заяц Матвей, приходи скорей! Мы тебя ждем! Заяц появляется с мешочком в лапках, здоровается с каждым ребенком, обращается к детям: -Ко мне вчера обратился за помощью мой хороший друг, кот Барсик. Он нашел бабушкины бусы из пуговиц и стал с ними играть, да так заигрался, что не заметил, как бусы разорвались, все пуговицы рассыпались и перемешались. Он пытался их разобрать, да еще больше все запутал. Вот и прибежал ко мне, чтобы я ему помог все исправить. А я ему помочь не сумел. Но зато у меня есть такие умелые друзья, как вы. Помогите Барсику привести в порядок пуговицы, а то его бабушка не пустит гулять. -Ну что, ребята? Поможем Матвею и Барсику? Дети отвечают. В центр стола, за которым сидят дети, помещают мешочек с пуговицами. Перед каждым ребенком ставят тарелочку с пуговицей-эталоном. Детям предлагается собрать в свою тарелочку все пуговицы из мешочка, соответствующие эталону по цвету и размеру. В процессе работы воспитатель обращает внимание детей на ошибки, оказывает помощь тем, кто в ней нуждается. Когда работа детей закончена, Заяц предлагает им нанизать пуговицы на соответствующие по цвету шнурки. Для этого детям предлагаются на выбор два шнурка синего и красного цветов. Заяц благодарит детей за помощь. Прощается с каждым ребенком. Ход встречи Дети сидят за столом с ширмой и зовут Зайца: -Заяц Матвей, приходи скорей! Мы тебя ждем! Заяц появляется, здоровается с каждым ребенком, обращается к детям: -Ребята, посмотрите, сколько снегу намело! Дорог совсем не видно, вот я и задержался. Все тропинки из леса к детскому саду засыпало снегом. Я плутал, плутал, плутал... Думал, что совсем заблудился, но вдруг увидел детский сад и прибежал к вам. Но как обратно в лес пойду — не знаю! -Не расстраивайся, Зайка Матвей! Мы с ребятами тебе сейчас тропинки сделаем сами. Вот посмотрите, ребята, что я для вас приготовила. Воспитатель показывает детям картонный лист с прорезями и шнурки. -С помощью этих шнурков мы сможем проложить тебе, Зайка, тропинки. Ребята, подходите, берите шнурки и картонные листы. Дети с полученными предметами возвращаются к родителям. Вместе они начинают протягивать шнурки через прорези в картоне — получается ломаная кривая («тропинка»). Важно перед началом занятия объяснить родителям, как следует выполнять это задание: ребенок самостоятельно производит шнуровку, родитель помогает ему лишь в случае каких-либо затруднений. Когда работа закончена, Заяц обращается к детям: -Ребята! Спасибо вам! Вы так много протоптали мне тропинок, что теперь-то я точно не заблужусь. -Скажите, ребята, а в какие зимние игры вы любите играть на участке? Дети отвечают. Воспитатель обобщает их ответы: -Мы очень любим, кататься на санках, Зайка, а еще любим, лепить снежки и снежную бабу... -Ой! А я никогда не видел снежную бабу! Расскажите, какая она. Воспитатель подходит к фланелеграфу и обращается к детям: -Ребята, я сейчас буду рассказывать, и показывать, как мы лепим снежную бабу. Сначала мы скатаем большой снежный ком, на него положим ком поменьше, а на него — самый маленький. Вот так! Получилась снежная баба! Одновременно с рассказом воспитатель выполняет следующие действия: на фланелеграф прикрепляет большой белый круг, затем — средний, наконец — маленький. -Вот, Зайка, посмотри! Это снежная баба! -Ух, как интересно! Ребята, а вы тоже сможете сделать снежную бабу? Ой, не верю, что у вас так же получится! Дети возражают ему. -Кто хочет попробовать? Воспитатель обращается к детям: -Ребята, подходите к Зайке, берите конверт и коврик. На столе у воспитателя лежат конверты, в каждом три треугольные детали разных размеров, а также голубые или синие коврики из бархатной бумаги. Дети возвращаются к родителям и начинают выполнять задание. По окончании работы Заяц обращается к детям: -Ой, не могу! Ой, рассмешили! Делали снежную бабу, а получилась снежная елка! Заяц смеется. Родители и дети объясняют, почему у них не получилась снежная баба. Ругают Зайку за то, что он подменил конверты с фигурками. Заяц извиняется: -Простите меня, ребята! Вот ваши конверты! Возьмите их домой, и сделайте снежную бабу папе или бабушке. Им будет приятно! Дети получают от Зайца конверт с круглыми фигурками. Заяц прощается с детьми. Каждый ребенок подходит к Зайке и пожимает ему лапку. Дети машут ему рукой. Заяц исчезает. Ход встречи
Дети сидят перед столом с ширмой и зовут Зайца: -Заяц Матвей, приходи скорей! Мы тебя ждем! Появляется Заяц, здоровается с каждым ребенком, пожимает каждому руку. -Здравствуй, Зайка! Мы очень рады тебя видеть! Расскажи, как у тебя дела, какие новости в лесу и что у тебя в сумке? -В лесу все в порядке, все мои друзья живы и здоровы. Я сегодня вам их фотографии принес, они лежат в сумке. Только, когда я шел в детский сад, за мной погналась Лиса, она меня чуть не поймала, представляете? Так вот, Лиса сумела до сумки с фотографиями своими острыми когтями дотянуться. Боюсь, что она их порвала. Давайте посмотрим. Заяц достает из сумки фрагменты рисунков с изображениями диких зверей. -Ой, посмотрите, ребята, и правда все разорванные... Подождите секунду, я сейчас их все мигом склею! Заяц прячется за ширму. В это время воспитатель задает вопрос детям: -Как вы думаете, ребята, кто Зайкины друзья? Дети отвечают. Заяц появляется и весело говорит: -Ура, получилось! Вот посмотрите, кто мои друзья! Он показывает детям рисунок с изображением несуществующего животного, собранного из различных частей лесных животных. Воспитатель и дети удивляются: -Зайка, кто это? Что это за чудище такое? -И никакое это не чудище, это мои лесные друзья! -По-моему, Зайка, ты все неправильно сделал! Дай ребятам кусочки фотографий, они их сейчас быстро сложат и узнают, кто твои друзья. |
|||||||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.68.112 (0.015 с.)