О значении общения со взрослым для развития речи ребенка раннего возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О значении общения со взрослым для развития речи ребенка раннего возраста



Матвеева Н.Н.

М 33 Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2-3 лет: Пособие для психологов, воспитателей и родителей. — М.: АРКТИ, 2005. — 96 с. (Развитие и воспитание)

 

В пособии представлена методика коррекционной работы педагога-психолога с детьми 2-3 лет с задержкой речевого развития. Рассмотрены психологические аспекты влияния деятельности общения со взрослым на речевое развитие ребенка раннего возраста, предложена оригинальная диагностическая методика изучения коммуникативной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития, описана коррекционно-педагогическая программа для детей данной категории, приведены конспекты занятий. Книга адресована психологам, дефектологам, воспитателям и родителям.

 

 

УДК 376 ББК 74.3

© Матвеева Н.Н., 2005 © АРКТИ, 2005

 

ВВЕДЕНИЕ

Раннее детство — это особенный период в жизни ребен­ка, когда происходит его стремительное психическое и фи­зическое развитие — основа и потенциал дальнейшего фор­мирования и становления ребенка как личности.

Эти процессы тесно связаны с развитием речи. Как отме­чает СЛ. Рубинштейн, «вместо того, чтобы быть лишь объек­том направляющихся на него действий окружающих его взрослых, ребенок, овладевая речью, приобретает возмож­ность направлять действия окружающих его людей по сво­ему желанию и через посредство других людей воздейство­вать на мир» [21].

Формирование речи на протяжении первых трех лет жиз­ни ребенка, как показывают многочисленные исследова­ния, — не простое количественное накопление словаря, это сложнейший нервно-психический процесс, который про­исходит в результате взаимодействия ребенка с окружаю­щей средой и в ситуации общения со взрослым. При нор­мальном развитии ребенок к трем годам накапливает около 1000 слов. В этот возрастной период он учится строить пер­вые предложения, первые обобщения, у него появляются первые вопросы, он начинает активно использовать рече­вые средства для общения со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, раннее детство имеет огромное значение для дальнейшего развития речи ребенка, и поэтому непра­вильное воспитание на данном возрастном этапе может при­вести к задержке речевого развития (ЗРР), что осложнит его дальнейшее развитие в целом. Ученые утверждают, что лю­бая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребен­ка отражаются на его поведении, а также деятельности в раз­личных ее формах. Поэтому детям с отклонениями в разви­тии, и в частности с речевыми нарушениями, с целью предупреждения вторичных отклонений в развитии и обес­печения максимальной реализации их возрастного потенци­ала необходима специальная помощь (и чем раньше, тем лучше).

Это подтверждает и практика работы дошкольных образо­вательных учреждений. Функционирующие на протяжении нескольких лет специальные группы ранней диагностики для детей с ЗРР показывают, что начало работы с такими детьми именно в период раннего детства дает наиболее эффективные ре­зультаты.

Однако педагоги-психологи, работающие с детьми раннего возраста, нуждаются в практических пособиях, в которых бы описывались содержание и последовательность проведе­ния коррекционной работы с детьми данной категории.

Обозначенный круг вопросов и был положен в основу на­шей экспериментальной и практической деятельности с деть­ми с ЗРР раннего возраста и их родителями, опыт которой изложен в данном пособии.

Работа проводилась с «неговорящими» детьми 2-3 лет, направленными районной психолого-медико-педагогической комиссией в группу ранней диагностики с диагнозом «За­держка речевого развития». Для них это был первый опыт посещения дошкольного учреждения.

На момент поступления в детский сад у этих детей были обнаружены (при сохранном слухе и зрении) недостаточное развитие мелкой моторики и восприятия, сложности в фор­мировании предметных действий, некоторые негативные личностные образования. Но прежде всего наблюдалось их значительное отставание от сверстников в развитии речи.

При построении диагностико-коррекционной программы для этих детей мы исходили из того, что задержка речевого развития приводит к отклонению в развитии важнейших пси­хических функций, связанных с ней. Эти так называемые «вторичные отклонения» выражаются в значительном отста­вании детей в развитии коммуникативной деятельности от их полноценно развивающихся сверстников.

Вместе с тем, как показали результаты наших исследова­ний, родители детей с ЗРР не готовы к оказанию помощи своим детям, так как сами испытывают существенные труд­ности в создании таких условий взаимодействия с детьми, при которых не только взрослые, но и дети смогли бы стать активными участниками речевого общения. Поэтому родите­ли детей с ЗРР требуют особого внимания со стороны педаго­га-психолога, т.к. достижение эффективных результатов кор­рекционной работы было бы невозможно без их участия.

Таким образом, необходимы специальная программа для детей с ЗРР их родителей и условия для ее реализации в до­школьном учреждении.

В данном пособии представлены основные направления оказания им специальной помощи, конкретные диагностико-коррекционные методы работы педагога-психолога с деть­ми с ЗРР раннего возраста в условиях дошкольного учреж­дения.

Мы полагаем, что этот материал будет полезен, прежде всего, детским психологам, дефектологам, логопедам, вос­питателям, работающим с детьми раннего возраста, у кото­рых наблюдаются речевые нарушения. Он будет интересен и родителям детей с ЗРР, поскольку предлагаемый комп­лекс занятий поможет им в процессе игры решать пробле­мы общения взрослого и ребенка. Кроме того, разработан­ный нами методический комплекс может быть использован педагогами-психологами и в работе с детьми 2-3 лет с нор­мальным речевым развитием.

В пособии представлены результаты, которые мы фикси­ровали и в процессе реализации коррекционно-развивающей программы, и по ее завершении.

Предложенная коррекционно-развивающая программа ос­нована на анализе психолого-педагогических исследований по изучению общения детей и его влияния на становление речевой функции в ранние сроки развития. Материал посо­бия позволит психологу-практику в организации коррекции речевых нарушений у маленьких детей в условиях дошколь­ного учреждения.

Встреча 2. «В поисках дома»

 

Задачи: создать условия для активного восприятия деть­ми эмоционально насыщенного материала; формировать по­ложительное отношение к содержанию занятий.

Материальное обеспечение: ширма, куклы (заяц, бел­ка, еж, мышка) и декорации к спектаклю (дерево с дуплом, куст, пенек, пригорок).

 

Ход встречи

Дети сидят перед столом с ширмой. Действие спектакля происходит на лесной поляне. Появляется Заяц:

-Ой, бедный я, несчастный! Самый слабый я зверь в лесу — любой меня обидеть может. Вот и Лиса обидела — выгнала меня из дому. Пошел просить помощи у Медведя, он Лису из дома выгнал, да сам домик сломал! Пойду, по­прошу Белку меня приютить!

Появляется дерево с дуплом. Из дупла выглядывает Белка:

-Привет, Зайка! Что уши повесил, или случилось у тебя что?

-Здравствуй, Белочка! Беда у меня приключилась: дом мой сломан, жить мне негде. Может, пустишь меня к себе на зиму? А придет весна, я себе новый домик построю.

-Конечно, Зайка! Заходи! Вдвоем нам веселей жить зи­мой будет! Давай-ка, забирайся ко мне на дерево, здесь, в дупле, и тепло, и уютно.

Заяц пытается взобраться на дерево, но у него это не полу­чается. Вздыхая, он говорит:

-Нет, Белка! Не могу я с тобой жить: уж больно вы­соко ты живешь. А я по деревьям лазать не умею, только по траве прыгать могу. Спасибо тебе за помощь, только пойду я к Мышке — в норку попрошусь, она ведь под землей живет.

Заяц уходит. Появляется пригорок с норкой. Из норки выглядывает Мышка:

-Привет, Зайка! Что уши повесил, или случилось у тебя что?

-Здравствуй, Мышка! Беда у меня приключилась: дом мой сломан, жить мне негде. Может, пустишь меня к себе на зиму? А придет весна, я себе новый домик построю. К Белке просился, да уж очень высоко она живет.

-Конечно, Зайка! Заходи! Вдвоем нам веселей жить зи­мой будет. Давай-ка забирайся ко мне в норку, здесь тепло и уютно!

Заяц пытается пролезть в норку к Мышке, но у него это не получается. Вздыхая, он говорит:

-Нет, Мышка! Не могу я с тобой жить: уж больно ма­ленький у тебя дом. Никак мне к тебе в норку не забраться: ты такая маленькая, и норка у тебя тоже маленькая. Пойду к Ежику схожу, может быть, он меня приютит.

Заяц уходит. На пригорке появляется куст. Из-за куста выглядывает Ежик:

-Привет, Зайка! Что уши повесил, или случилось у тебя что?

-Здравствуй, Ежик! Беда у меня приключилась: дом мой сломан, жить мне негде. Может, пустишь меня к себе на зиму? А придет весна, я себе новый домик построю! К Белке просился, да уж очень высоко она живет, а у Мышки норка мала для меня...

-Конечно, Зайка, заходи! Вдвоем нам веселей жить зимой будет. Давай-ка забирайся ко мне в норку, здесь тепло и уют­но!

Заяц и Ежик скрываются за кустом. Вдруг слышится крик Зайца:

-Ой-ой-ой! Больно, как больно!

Заяц выскакивает из-за куста и плачет, за ним появляет­ся Ежик:

-Что случилось? Почему ты так кричишь, почему пла­чешь?

-Ты меня своими иголками так больно уколол, до сих пор лапка болит!

-Уж извини меня, Зайка! Я же не специально! Просто шубка у меня такая колючая.

-Знаешь, Ежик! Не могу я у тебя остаться: уж больно ты колючий... Только вот к кому мне еще пойти, даже и не знаю!

-Послушай, Зайка! А ты пойди-ка к Медведю: ведь у него берлога большая — места всем хватит; шуба у него мягкая, да и не на дереве он живет. Мой тебе совет: отправ­ляйся к нему — может, он тебя приютит.

Заяц уходит. Ежик скрывается за кустом. Представление заканчивается.

 

Ход встречи

Дети сидят перед столом с ширмой. Действие спектакля происходит также на лесной поляне, около берлоги Медве­дя. Появляется Заяц:

- Миша, Миша! Открой дверь, это я — Зайка!

В ответ тишина. Заяц кричит еще и еще. Дверь никто не открывает. Тогда Заяц пытается сам приоткрыть дверь в дом Медведя, однако у него ничего не получается. Он начина­ет плакать.

Вдруг раздается стук: тук-тук-тук, тук-тук-тук... Заяц прислушивается и кричит:

-Дядюшка Дятел! Дядюшка Дятел! Где ты? Покажись! Появляется Дятел:

-Почему плачешь, Зайка? Что случилось с тобой?

-Беда у меня приключилась: дом мой сломан, жить мне негде. К Белке просился, да уж очень высоко она жи­вет; у Мышки норка мала для меня; у Ежика очень колю­чая шубка. Вот хотел к Медведю на зиму попроситься жить, а он дверь не открывает...

-Так ведь Медведь уже спать лег! Ты разве не знаешь, что медведи всю зиму в берлоге крепким сном спят? Вот он и заснул!

-Ой! А что же мне делать? Где мне зиму пережить, Ведь под кустом холодно!.. Может быть, подскажешь мне, дядюшка Дятел, к кому обратиться, ведь ты высоко лета­ешь, все видишь, все знаешь.

-Ну конечно, подскажу, Зайка! Вот послушай. Стоит на окраине леса город. В этом городе есть дом, в который каждое утро приходят дети. Там не только тепло и уютно, но и весело и интересно. Этот дом называется — детский сад. Пойди к детям — они тебе обязательно помогут! Вот посмотри, куда нужно идти.

Дятел указывает дорогу Зайцу и прощается с ним:

-Удачи тебе, Зайка! Поторопись, добеги до детского сада, пока морозы не наступили!

-Спасибо тебе, дядюшка Дятел! Я потороплюсь... Заяц убегает.

Представление заканчивается.

По окончании первой серии занятий первого этапа мы обнаружили значительный интерес детей к героям сказки, к воспитателю, который был активным участником спек­таклей, и к коррекционным занятиям в целом. Это выра­жалось в том, что в свободное время дети пытались погово­рить с воспитателем о Зайце и его друзьях, интересовались, когда они появятся в следующий раз.

Во второй серии ( 3 занятия) I этапа коррекционная ра­бота направлена на формирование положительной мотива­ции у детей к процессу общения со взрослым.

Содержание кукольных спектаклей подбирается на основе тех же принципов, что и в первой серии занятий, однако оно имеет существенное отличие: во второй серии занятий кукла опосредованно (через воспитателя) или непосредственно обра­щается к детям, и это определяет их роль как активных учас­тников коммуникативного процесса.

Для того чтобы каждый ребенок мог почувствовать себя активным участником общения, введен определенный ри­туал встречи и прощания с куклой: пригласительная речь, произносимая всеми детьми в начале каждого занятия, и обязательный индивидуальный тактильный контакт ребен­ка с куклой.

С этой же целью все занятия второй серии строятся по принципу коллективной работы, что позволяет, с одной сто­роны, не навязывать детям на первых этапах ситуацию вза­имодействия со взрослым, а с другой — дает возможность детям не «зацикливаться» на собственных трудностях и труд­ностях других.

Так, начало любого занятия сопровождалось громкой ре­чью детей: «Заяц Матвей, приходи скорей! Мы тебя ждем!», а также небольшой беседой куклы с каждым ребенком («Саша, я рад тебя видеть, как твои дела?», «Маша! Тебя не было в прошлый раз, а сегодня ты здесь. Я очень рад!», «Какой красивый на тебе сегодня сарафан, Оленька...» и т.п.). Цель такой беседы заключается в том, чтобы вызвать у каждого ребенка положительные эмоции, на основе ко­торых и формируется мотивация малыша к дальнейшему общению.

Реакция детей на процесс взаимодействия с куклой была неоднозначной: дети долгое время (в течение 2-3 заня­тий) не могли воспринять куклу как участника общения. Они отвечали на вопросы или выполняли какое-либо дей­ствие только в том случае, если указания и вопросы кук­лы озвучивал взрослый, находящийся рядом (воспитатель или родитель). Исходя из этого, рекомендуется, чтобы на первых занятиях воспитатель, к которому дети уже успе­ли привыкнуть, был «посредником» во взаимодействии детей и кукол.

В то же время индивидуальный тактильный контакт у всех детей вызывал положительные эмоции: уже через несколько занятий они стремились «пообщаться» с куклой таким обра­зом. Учитывая это, во второй серии занятий несколько увеличивается время приветствия куклы и прощания с ней, а так­же в процессе занятия куклу выводят из-за ширмы (например, во время хороводных или подвижных игр), чтобы усилить представления детей о кукле как об активном участнике об­щения с ними.

-

Ход встречи

 

Дети сидят перед столом с ширмой. Воспитатель расска­зывает (напоминает) историю с Зайкой. Когда рассказ под­ходит к концу, из-за ширмы слышится голос Зайца:

-Ой-ой-ой! Бедный я, несчастный Зайка! Ничего не вид­но, ничего не слышно! Куда же я попал?

Заяц начинает плакать, появляется из-за ширмы, смот­рит на детей и пугается:

-Что это? Кто это? Куда бы спрятаться?

Начинает дрожать, плакать... Воспитатель обращается к детям:

-Ребята, вы узнали Зайку из сказки? Дети отвечают.

-Мне кажется, что он нас испугался. Посмотрите: он дрожит от страха. Давайте его успокоим.

Обращается к Зайцу:

-Здравствуй, Зайка! Мы очень рады тебя видеть! Не бойся, мы тебя не обидим! Правда, ребята?

Дети отвечают. Заяц продолжает дрожать. Воспитатель:

-Ребята, давайте споем для нашего гостя песню о Зай­ке-трусишке!

Дети поют песню. Заяц успокаивается, начинает танце­вать.

Воспитатель:

-Ну вот, Заинька, ты и успокоился! А сейчас давайте знакомиться!

-Здравствуйте! Меня зовут Заяц Матвей. Я бежал в дет­ский сад и заблудился. Скажите, пожалуйста, куда я попал, и кто это здесь сидит и внимательно смотрит на меня?

-Не бойся, Зайка Матвей! Здесь тебя никто не обидит! Ты попал в детский сад! Сюда каждый день приходят взрос­лые и дети. Посмотри, это наши ребятки. Познакомься: это Сашенька, это Мишенька...

Воспитатель называет по имени каждого ребенка, затем обращается к Зайцу:

-Зайка, хочешь, мы покажем тебе нашу группу, рас­скажем, чем мы любим заниматься, как играем?

-Конечно, это очень интересно!

Воспитатель вместе с детьми организует мини-экскурсию по групповой комнате. Он рассказывает, чем занимаются дети в свободное время, описывает их любимые игрушки, стремясь включить в речевое общение детей. Когда экскур­сия подходит к концу, Заяц обращается к детям:

-Ребята, я увидел у вас в группе много игрушек. Ска­жите, а есть ли у вас игрушечные зайчишки?

-Конечно, Зайка, сейчас наши ребята тебе их покажут. Воспитатель обращается к детям:

-Ребята, давайте покажем, какие в нашей группе есть игрушечные зайцы. Посмотрите внимательно вокруг. Возьми­те эти игрушки и поставьте их на стол.

Дети начинают действовать. Игрушечные зайцы расстав­лены в различных местах комнаты: на полу, на полках низ­ких шкафов, на подоконниках и т.д. Некоторые игрушки дети могут взять легко, а другие — не могут достать само­стоятельно. Важно обращать внимание на действия детей, когда они пытаются достать недоступную им игрушку, сво­евременно оказывать им помощь.

Когда работа закончена, Заяц обращается к детям:

-Ребята, как у вас здесь интересно, весело! Вы такие умелые, самостоятельные! У вас все получается! Мне у вас очень понравилось!

-Зайка, а ты оставайся с нами!

-Нет, не могу! Мне надо в лес бежать, дом строить! Я на вас посмотрел и понял, что нужно быть активным, самосто­ятельным, веселым, как вы, и не бояться никакой работы!

-Ты это, Зайка Матвей, очень правильно сказал!

-Можно мне к вам в гости приходить? Играть вместе с вами?

-Конечно, Зайка, мы будем рады! Знаешь, Зайка, мы выучим для тебя «кричалку» и будем так тебя звать! Прав­да, ребята?

Дети отвечают. Заяц:

-Ребята, я к вам обязательно еще приду! Мы будем вместе играть! А сейчас мне пора уходить. До свидания, ребята, до новых встреч!

Заяц прощается с детьми. Каждому подает лапку, каж­дого называет по имени, говорит что-нибудь доброе.

 

Встреча 5. «Веселые пузыри»

 

Задачи: способствовать развитию правильного дыхания, восприятия формы; развивать координацию движений; фор­мировать положительную мотивацию к процессу общения со взрослым; включать детей в речевое общение с игруш­кой-собеседником.

Материальное обеспечение: ширма, кукольная игруш­ка «Заяц», картинки с изображением геометрических фи­гур, 5-6 стаканов с водой и соломинками.

Подготовительная работа: использование в свобод­ной деятельности настольных игр на различение геомет­рических фигур, подвижных игр, направленных на раз­витие координации движений, организация беседы о пу­зырях.

Ход встречи

 

Дети сидят перед столом с ширмой и зовут Зайца:

-Заяц Матвей, приходи скорей! Мы тебя ждем! Заяц появляется и рассказывает:

-Ребята, посмотрите, что я нашел на дороге, когда бе­жал в детский сад!

Заяц показывает детям коробочку с мыльными пузы­рями.

-Вы знаете, что это?

Дети предполагают, отвечают... Воспитатель обобщает их ответы:

-Зайка Матвей, это мыльные пузыри!

-Никогда не видел мыльных пузырей! Да я вообще не видел пузырей! Может быть, вы мне их покажете?

-Конечно, Зайка, мы тебе сейчас покажем пузыри! Ре­бята, подходите к столу!

На столе лежат картинки с изображениями геометричес­ких фигур. Воспитатель обращается к детям:

-Ребята, давайте отберем те картинки, на которых на­рисованы пузыри.

Дети отбирают картинки с изображениями кругов. Вос­питатель обращается к Зайцу:

-Зайка, вот какие пузыри!

-Что-то мне плохо видно!

-Знаешь, Зайка, не расстраивайся, мы тебе сейчас по­кажем, как получаются пузыри. Ребята, подходите к столу.

На столе стоят стаканы с водой, в каждом стакане — соломинка. Воспитатель объясняет детям, что необходимо сделать, чтобы на воде появились пузыри:

-Ребята, нужно дуть в соломинку — тогда в стакане появятся пузыри.

Дети начинают действовать. Заяц восхищенно воскли­цает:

-Знаю, знаю, где я видел такие пузыри! Когда идет дождь, на лужах появляются такие же пузыри! Вот здоро­во! А что же такое мыльные пузыри?

Воспитатель предлагает детям рассказать или показать, какие бывают мыльные пузыри. Дети пытаются объяснить Зайцу, что такое мыльные пузыри.

Воспитатель предлагает всем выйти на ковер и поиграть с мыльными пузырями:

-Ребята, Зайка, сейчас я буду пускать мыльные пузы­ри, а вы постарайтесь их поймать!

Начинается игра. В комнате становится шумно, весе­ло. В самый разгар игры Зайка кричит:

-Ребята, нам пора прощаться. Скоро я к вам опять приду!

Заяц прощается с детьми. Каждому подает лапку, каж­дого называет по имени.

Ход встречи

Дети сидят перед столом с ширмой и кричат:

-Заяц Матвей, приходи скорей! Мы тебя ждем! Появляется Заяц, здоровается с каждым ребенком по име­ни. Дети подходят к нему, пожимают ему лапку.

-Как твои дела, Зайка?

-У меня-то все в порядке, да вот слышал я, что в лесу не все ладно. Пришла осень, появилось много воды. Играть зверятам стало негде, ведь плавать-то они не умеют. Вот и сидят на одном месте: кто под кустом, кто на при­горке, кто на пеньке... Ждут, когда вода уйдет. А пока — ох и скучно же им!

-Да, когда скучно — это плохо. А вот нам с ребятами в детском саду никогда скучно не бывает, всегда какие-ни­будь дела найдутся!

-Интересно, а чем вы любите заниматься больше всего? Дети отвечают. (Играем, гуляем, танцуем...)

-А еще, Зайка, мы песни петь умеем, танцевать и даже пальчиками играть.

-Ну, танцевать-то и песни петь я тоже умею, а вот как пальчиками играть — не знаю.

-Хочешь, мы тебе покажем? Ребята, приготовили руч­ки!

Начинается пальчиковая игра «Мы капусту рубим...»:

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку режем, режем,

Мы капусту мнем, мнем,

Мы морковку трем, трем, Мы капусту солим

И морковь кладем.

-Ой-ой! Как сразу есть захотелось! И зачем вы только про капусту вспомнили! Она такая вкусненькая, такая сла­денькая, такая... такая... такая...

-Подожди, подожди, Зайка. А то и нам тоже кушать захочется.

-А разве вы тоже капусту любите? Дети отвечают.

-А я думал, что только я ее люблю!

-Да что ты. Зайка, не только ты. Вот мы тебе сейчас одну историю расскажем и покажем про Козу, которая очень любила капусту.

Начинается пальчиковая игра «Коза рогатая»:

Шла коза рогатая за малыми ребятами.

До огорода дошла да капусту нашла.

Потихоньку подошла да листок оторвала,

А потом один еще, и еще, и еще...

 И не осталось ничего.

-Вот, Зайка, какая история с козой произошла.

-Ох, а я так капусту люблю, что с закрытыми глазами ее по запаху смогу угадать. Хотите, проверим!

Дети соглашаются.

Заяц ошибается: вместо капусты называет морковку.

-Эх ты, Зайка-хвастунишка! Так хвастался, а ничего у тебя не получилось!

Просто я и морковку тоже очень люблю.

-Ладно, ладно не оправдывайся. А вот наши ребята точно угадают и морковку, и капусту, и лучок, только не на вкус, а на ощупь. Хочешь посмотреть?

Воспитатель объясняет детям правила игры: овощи ук­ладывают в мешочек, а ребенок опускает в него руку, до­трагивается до овоща и пытается угадать его.

Если у ребенка не получается с первого раза, воспита­тель выкладывает все овощи перед ним, дает их потрогать, после чего игра продолжается. Каждый ребенок участвует в игре один раз.

Заяц начинает уговаривать детей отдать ему овощи:

-Ребята, а можно я заберу с собой и морковку, и капусту? Я своих зайчат угощу, а вам в следующий раз тоже гостинец принесу! Можно?

Дети соглашаются. Начинается прощание с Зайцем: каж­дый ребенок подходит к Зайке, пожимает ему лапку, гово­рит что-нибудь доброе...

По окончании двух серий занятий I этапа коррекционной программы отмечен значительный интерес каждого ребенка к кукле-коммуниканту независимо от его речевых возможнос­тей. При этом если при первых встречах дети в большинстве случаев не проявляли активности по отношению к кукле, а лишь бросали беглые взгляды на нее, в конце I этапа экспе­римента большинство из них стремились вступить с ней в контакт, причем инициатива к взаимодействию с куклой всегда исходила от ребенка.

Ход встречи

 

Дети сидят перед столом с ширмой и кричат:

-Заяц Матвей, приходи скорей! Мы тебя ждем! Заяц появляется и рассказывает:

-Ко мне вчера обратился за помощью мой хороший друг, кот Барсик. С ним приключилась беда: он опять устроил игры с бабушкиными вещами. В этот раз он перевернул кор­зинку с разноцветными мешочками — они все оказались на полу. Из них выпали бабушкины клубочки и перепутались. Он перепугался и прибежал ко мне за помощью, попросил, чтобы я все клубочки разложил на свои места. А я ему по­мочь не смог, потому что цветов не знаю, сумел только все клубочки и цветные мешочки в корзинку сложить. Но зато у меня есть такие умелые друзья, как вы. Помогите Барси­ку привести в порядок корзинку с клубочками, а то его бабушка будет ругать.

Воспитатель:

-Ну что, ребята? Поможем Матвею и Барсику? Дети отвечают...

Затем они подходят к столу, на котором находится корзин­ка с разноцветными мешочками и клубочками. Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать мешочек определенно­го цвета (красного, синего или желтого):

-Кому красный мешочек? Возьми и сложи в него клу­бочки красного цвета.

-Кому синий мешочек? Выбери клубочки синего цвета и сложи их в синий мешочек. И т.д.

Пока дети решают практическую задачу, воспитатель от­ходит в сторону и издалека наблюдает за их действиями, замечает трудности, оценивает возможности. Через некото­рое время он говорит:

-Ребята, я всегда могу помочь вам! Кому нужна моя помощь, попросите меня об этом.

Когда работа закончена, Заяц предлагает всем весело от­дохнуть:

-Ребята, я хочу сказать вам «Большое спасибо!» и пред­ложить интересную игру «Веселые клубочки». Вот посмот­рите: в этом стаканчике у меня деревянные ложки. Подой­дите и выберите одну из них. Сейчас каждый попробует по­ложить в свою ложку клубочек и донести ее до корзинки. Только будьте очень осторожны, потому что ронять клубоч­ки нельзя! Сейчас я вам покажу, как мы будем играть.

Заяц в процессе выполнения действий еще раз оречевляет их. Начинается игра. Дети по очереди выполняют дей­ствия, а воспитатель подсказывает каждому ребенку, как можно действовать наиболее успешно.

После окончания игры воспитатель обращается к детям: — Ребята, вам понравилась эта игра?

Дети отвечают.

-Спасибо, Зайка, сегодня ты подарил нам новую игру. Мы обязательно будем играть в нее в группе, а еще мы на­учим родителей играть так же.

-Я очень рад, что вам понравилась моя игра. Но еще больше я рад, что вы помогли мне и коту Барсику разложить клубочки по своим местам. Барсик будет очень доволен.

Заяц прощается с детьми. Каждому подает лапку, каж­дого называет по имени, еще раз благодарит.

 

Ход встречи

 

Дети сидят перед столом с ширмой и кричат:

-Заяц Матвей, приходи скорей! Мы тебя ждем! Заяц появляется и рассказывает:

-Ко мне вчера пришел мой хороший друг, кот Барсик, за помощью. С ним приключилась беда: он нашел бабушки­ны нитки и стал с ними играть, да так заигрался, что не заметил, как все нитки перепутались. Он пытался их рас­путать, да еще больше все запутал. Вот и прибежал ко мне, чтобы я ему помог все исправить. А я ему помочь не сумел. Но зато у меня есть такие умелые друзья, как вы. Помогите Барсику привести в порядок нитки, а то его бабушка из дома может выгнать.

-Ну что, ребята? Поможем Матвею и Барсику? Дети отвечают.

Затем они подходят к столу и начинают распутывать клу­бок. Когда все нитки отделены друг от друга, Заяц предлагает отдохнуть и поиграть в игру «Угадай по звуку». Он объясняет детям правила игры, показывает им предметы и демонстриру­ет их звучание, после чего прячет все предметы за ширму. Начинается игра. Каждый ребенок участвует в игре по одно­му разу.

Воспитатель:

-Ребята, давайте уж доделаем дело до конца! Пока вы играли, я подыскала палочки, на которые можно накру­тить нитки. Давайте сделаем это?

Дети соглашаются.

-Кому красную нитку? Подойди и возьми со стола палоч­ку с красной ниткой.

-Кому синюю нитку? Возьми со стола палочку с синей ниткой. И т.д.

Когда у каждого ребенка в руках будет палочка с нит­кой, воспитатель говорит:

-А теперь мы будем наматывать нитки на палочки. По­смотрите, как это буду делать я, и попробуйте сами сделать то же самое.

Пока дети решают практическую задачу, воспитатель от­ходит в сторону и издалека наблюдает за их действиями, замечает трудности, оценивает возможности. Через некото­рое время он говорит:

-Ребята, я всегда могу помочь вам! Кому нужна моя помощь, попросите меня об этом.

Когда работа закончена, Заяц обращается к детям:

-Ребята, эх и сложная у вас была работа! Трудно вам было? Кому было трудно? А вам было интересно?

Дети отвечают.

-А мы с Барсиком никогда бы так не сделали. Как же Барсик обрадуется, когда увидит, что все нитки распута­ны да на палочки намотаны! Вы, ребята, молодцы! Я ско­рее побегу его обрадовать, а то он там сидит, наверное, плачет, а ведь уже радоваться можно! Спасибо вам, ребята! Вы — настоящие друзья, не оставили нас в беде! Но теперь побегу, поспешу!

Заяц прощается с детьми. Каждому подает лапку, каж­дого называет по имени, еще раз благодарит.

 

Встреча 9. «Бабушкины бусы»

 

Задачи: развивать тонкие движения пальцев; способство­вать развитию активного восприятия зрительных стимулов; практиковать в различении основных цветов; включать де­тей в речевое общение с игрушкой-собеседником; формиро­вать положительную мотивацию обращения к взрослому.

Материальное обеспечение: ширма, кукольная игруш­ка "Заяц», большие и маленькие пуговицы красного и си­него цветов. 5-6 тарелочек, 5-6 шнурков синего и красно­го цветов.

Подготовительная работа с мелкими предметами.

Ход встречи

Дети сидят за столом с ширмой и зовут Зайца:

-Заяц Матвей, приходи скорей! Мы тебя ждем!

Заяц появляется с мешочком в лапках, здоровается с каж­дым ребенком, обращается к детям:

-Ко мне вчера обратился за помощью мой хороший друг, кот Барсик. Он нашел бабушкины бусы из пуговиц и стал с ними играть, да так заигрался, что не заметил, как бусы разорвались, все пуговицы рассыпались и перемешались. Он пытался их разобрать, да еще больше все запутал. Вот и прибежал ко мне, чтобы я ему помог все исправить. А я ему помочь не сумел. Но зато у меня есть такие умелые друзья, как вы. Помогите Барсику привести в порядок пуговицы, а то его бабушка не пустит гулять.

-Ну что, ребята? Поможем Матвею и Барсику? Дети отвечают.

В центр стола, за которым сидят дети, помещают мешочек с пуговицами. Перед каждым ребенком ставят тарелочку с пуговицей-эталоном. Детям предлагается собрать в свою таре­лочку все пуговицы из мешочка, соответствующие эталону по цвету и размеру. В процессе работы воспитатель обращает вни­мание детей на ошибки, оказывает помощь тем, кто в ней нуждается.

Когда работа детей закончена, Заяц предлагает им нани­зать пуговицы на соответствующие по цвету шнурки. Для этого детям предлагаются на выбор два шнурка синего и красного цветов.

Заяц благодарит детей за помощь. Прощается с каждым ребенком.

Ход встречи

Дети сидят за столом с ширмой и зовут Зайца:

-Заяц Матвей, приходи скорей! Мы тебя ждем!

Заяц появляется, здоровается с каждым ребенком, обра­щается к детям:

-Ребята, посмотрите, сколько снегу намело! Дорог со­всем не видно, вот я и задержался. Все тропинки из леса к детскому саду засыпало снегом. Я плутал, плутал, плутал... Думал, что совсем заблудился, но вдруг увидел дет­ский сад и прибежал к вам. Но как обратно в лес пойду — не знаю!

-Не расстраивайся, Зайка Матвей! Мы с ребятами тебе сейчас тропинки сделаем сами. Вот посмотрите, ребята, что я для вас приготовила.

Воспитатель показывает детям картонный лист с проре­зями и шнурки.

-С помощью этих шнурков мы сможем проложить тебе, Зайка, тропинки. Ребята, подходите, берите шнурки и кар­тонные листы.

Дети с полученными предметами возвращаются к ро­дителям. Вместе они начинают протягивать шнурки че­рез прорези в картоне — получается ломаная кривая («тро­пинка»).

Важно перед началом занятия объяснить родителям, как следует выполнять это задание: ребенок самостоятельно про­изводит шнуровку, родитель помогает ему лишь в случае каких-либо затруднений.

Когда работа закончена, Заяц обращается к детям:

-Ребята! Спасибо вам! Вы так много протоптали мне тропинок, что теперь-то я точно не заблужусь.

-Скажите, ребята, а в какие зимние игры вы любите играть на участке?

Дети отвечают. Воспитатель обобщает их ответы:

-Мы очень любим, кататься на санках, Зайка, а еще любим, лепить снежки и снежную бабу...

-Ой! А я никогда не видел снежную бабу! Расскажите, какая она.

Воспитатель подходит к фланелеграфу и обращается к детям:

-Ребята, я сейчас буду рассказывать, и показывать, как мы лепим снежную бабу. Сначала мы скатаем большой снеж­ный ком, на него положим ком поменьше, а на него — са­мый маленький. Вот так! Получилась снежная баба!

Одновременно с рассказом воспитатель выполняет следу­ющие действия: на фланелеграф прикрепляет большой бе­лый круг, затем — средний, наконец — маленький.

-Вот, Зайка, посмотри! Это снежная баба!

-Ух, как интересно! Ребята, а вы тоже сможете сделать снежную бабу? Ой, не верю, что у вас так же получится!

Дети возражают ему.

-Кто хочет попробовать? Воспитатель обращается к детям:

-Ребята, подходите к Зайке, берите конверт и коврик.

На столе у воспитателя лежат конверты, в каждом три треугольные детали разных размеров, а также голубые или синие коврики из бархатной бумаги.

Дети возвращаются к родителям и начинают выполнять задание. По окончании работы Заяц обращается к детям:

-Ой, не могу! Ой, рассмешили! Делали снежную бабу, а получилась снежная елка!

Заяц смеется. Родители и дети объясняют, почему у них не получилась снежная баба. Ругают Зайку за то, что он подменил конверты с фигурками. Заяц извиняется:

-Простите меня, ребята! Вот ваши конверты! Возьмите их домой, и сделайте снежную бабу папе или бабушке. Им будет приятно!

Дети получают от Зайца конверт с круглыми фигур­ками.

Заяц прощается с детьми. Каждый ребенок подходит к Зайке и пожимает ему лапку. Дети машут ему рукой. Заяц исчезает.

Ход встречи

 

Дети сидят перед столом с ширмой и зовут Зайца:

-Заяц Матвей, приходи скорей! Мы тебя ждем! Появляется Заяц, здоровается с каждым ребенком, по­жимает каждому руку.

-Здравствуй, Зайка! Мы очень рады тебя видеть! Расска­жи, как у тебя дела, какие новости в лесу и что у тебя в сумке?

-В лесу все в порядке, все мои друзья живы и здоро­вы. Я сегодня вам их фотографии принес, они лежат в сумке. Только, когда я шел в детский сад, за мной погна­лась Лиса, она меня чуть не поймала, представляете? Так вот, Лиса сумела до сумки с фотографиями своими остры­ми когтями дотянуться. Боюсь, что она их порвала. Да­вайте посмотрим.

Заяц достает из сумки фрагменты рисунков с изображе­ниями диких зверей.

-Ой, посмотрите, ребята, и правда все разорванные... Подождите секунду, я сейчас их все мигом склею!

Заяц прячется за ширму. В это время воспитатель задает вопрос детям:

-Как вы думаете, ребята, кто Зайкины друзья? Дети отвечают.

Заяц появляется и весело говорит:

-Ура, получилось! Вот посмотрите, кто мои друзья!

Он показывает детям рисунок с изображением несуществу­ющего животного, собранного из различных частей лесных животных.

Воспитатель и дети удивляются:

-Зайка, кто это? Что это за чудище такое?

-И никакое это не чудище, это мои лесные друзья!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.106.69 (0.181 с.)