Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Встреча 12. «Случай с мышонком»
Задачи: развивать тонкие движения пальцев; способствовать развитию тактильного восприятия; включать детей в речевое общение с игрушкой-собеседником; формировать положительную мотивацию обращения к взрослому. Материальное обеспечение: ширма, кукольная игрушка «Заяц», емкость с перемешанной крупой, 5-6 тарелочек, полотняный мешочек с различными предметами. Подготовительная работа: использование в свободной деятельности игр типа «Узнай предмет на ощупь», а также работа с мелкими предметами.
Ход встречи
Дети сидят перед столом с ширмой и зовут Зайца: -Заяц Матвей, приходи скорей! Мы тебя ждем! Появляется Заяц: -Ой, ребята! Я так торопился к вам. так торопился... У нас в лесу приключилась беда с моим другом Мышонком. Представляете, хитрая Лиса нашла его норку, просунула туда свою лапу и сломала погребок, где он зимой хранил зернышки. Теперь у него все зернышки перемешались. А еще в зерно попали всякие несъедобные предметы. Помогите Мышонку подобрать зернышко к зернышку и выберите из них несъедобные предметы. -Конечно, Зайка, мы поможем твоему другу. Правда, ребята? Дети отвечают. В центр стола, за которым сидят дети, помещают посуду с разными видами крупы. Перед каждым ребенком ставят тарелочку с зернышком. Детям предлагается собрать в свою тарелочку из посуды с зерном все зерна, соответствующие зернышку в их тарелочке. В процессе работы воспитатель обращает внимание детей на ошибки, оказывает помощь тем, кто в ней нуждается. Заяц благодарит детей за помощь и предлагает поиграть в «волшебный мешочек». Он загадывает загадку о предмете, который лежит в мешочке, и предлагает на ощупь определить его. Предметы подбирают в соответствии с тематикой занятий логопеда и воспитателя на момент обучения. -В этом волшебном мешочке сейчас находится то, что нам необходимо для умывания. Кто хочет отгадать загадку? (Мыло.) Дети вызываются поучаствовать в игре. Каждый ребенок отгадывает предмет один раз. Когда игра заканчивается, Заяц прощается с детьми и еще раз благодарит их за участие.
Встреча 13. «Посылка из леса» (совместно с родителями)
Задачи: развивать тонкие движения пальцев; способствовать формированию тактильного и предметно-зрительного восприятия; формировать положительную мотивацию обращения к взрослому; включать детей и их родителей в ситуации взаимодействия для решения проблемных практических задач.
Материальное обеспечение: кукольная игрушка «Заяц», ящик, большой мешок с овощами (морковью, капустой), 5-6 маленьких мешочков с лесными орехами, контурное изображение лесного ореха, перечеркнутое изображение лесного ореха, колокольчик. Подготовительная работа: рассматривание контурных и перечеркнутых изображений предметов; использование в свободной деятельности игр с грецкими орехами.
Ход встречи
Дети сидят вместе с родителями за столами и зовут Зайца: -Заяц Матвей, приходи скорей! Мы тебя ждем! Появляется Заяц с ящиком: -Получил я из леса посылку от Белки. Шлет она для меня и моих зайчат подарочки, да вот открыть ящик никак не могу, ведь лапки у меня мягкие, пушистые, острых когтей и зубов нет, да и слабый я: силы у меня нет, чтобы ящик с посылкой открыть. Принес его сюда. Может быть, вы мне поможете его открыть? -Конечно, поможем, Зайка! Давай его сюда! Ребята подходите, будем все вместе ящик открывать. Дети вместе с воспитателем решают, как будут открывать ящик с посылкой. Когда ящик открыт, дети заглядывают внутрь и видят мешок, завязанный узлом. Зайка начинает плакать и приговаривать: -Наверное, я никогда не получу гостинцев от Белки, ведь никогда не смогу развязать этот узелок! Он уже не просит помощи у детей. Они сами должны предложить ему свою помощь. Воспитатель пытается подвести детей к этому решению: -Бедный Зайка! Что же ему делать, ребята? -Кто же Заиньке поможет? И т.д. Дети решают еще раз помочь Зайке. Они все вместе стараются открыть мешок. Узел развязан! В мешке дети находят овощи — капусту, морковь. О 5-6 мешочках, в которых лежат лесные орехи, дети пока не знают. Зайка говорит: -Ой! Да тут и для вас гостинцы припасены! Для каждого есть подарок! Каждый ребенок получает мешочек и пытается на ощупь определить, что в нем находится. Они подходят к родителям, показывают им свои мешочки и вместе пытаются угадать, что же там лежит. Родители показывают способ действия — ощупывание предметов, однако не говорят детям, что лежит в мешочке. Зайка задает вопросы детям:
-Это мягкое или твердое? -Это большое или маленькое? -Там много или мало? -Как вы думаете, что это? Родители спрашивают Зайку: -Зайка, а ты не знаешь, что лежит в мешочках? -Я догадываюсь. Хотите, подскажу? -Конечно, Зайка, подскажи! -Заяц показывает детям контурное изображение лесного ореха. -Пока сложно догадаться! Может, еще подскажешь? Заяц показывает детям перечеркнутое изображение орехов. Дети догадываются, что в мешочках орехи. -Точно, это орехи! Я сам видел, как она их еще прошлой осенью запасала, а теперь ими вас угощает. Ребята, а вы знаете, что можно делать с орехами? Дети отвечают. (Можно съесть, подарить, поиграть...) -А я такую интересную игру с орехами придумал! Хотите поиграть? -Да! -Тогда доставайте скорее орешки из мешочка, начнем игру. У детей возникают затруднения, поскольку мешочки с орехами затянуты тугими бантиками. Чтобы достать орехи, им потребуется либо приложить усилие и проявить сноровку, для того чтобы развязать узелки, либо обратиться за помощью к родителям. Однако дети самостоятельно пытаются решить поставленную перед ними задачу, а родители в это время наблюдают за их действиями, оценивают их возможности, замечают трудности. Когда все мешочки развязаны, дети выкладывают орехи на стол перед собой. Заяц объясняет правила игры. Первый вариант игры. -Положите все орехи в одну руку. Укладывать начинайте по одному ореху, до тех пор, пока все орехи со стола не переместятся в руку. Победит тот, кто первый соберет все орехи в руку. Второй вариант игры. -Все орехи из одной руки переложите в другую, старайтесь, чтобы ни один орех не упал. У кого это получится — тот и победитель. Дети выполняют задания, а родители им помогают, организуют совместную деятельность. Когда дети заканчивают игру, раздается звон колокольчика. Зайка начинает охать: -Ой-ой-ой-ой-ой! Совсем забыл: ведь надо бежать к зайчатам, капусту и морковку им отнести. Они меня совсем заждались, а я тут с вами заигрался. Побегу домой, хорошо? Спасибо вам за помощь, что ящик с посылкой открыли да мешок развязали. Как приду к зайчатам, так сразу и расскажу, как вы нам помогли. -И тебе спасибо, Зайка, что забежал к нам, поиграл с нами! Передавай привет Белке, спасибо ей за орешки! Каждый ребенок подходит к зайке и пожимает ему лапку. Дети машут ему рукой. Заяц исчезает. Восприятие детьми дидактического материала на этом этапе было различным. Большая часть детей, обучавшихся на специальных занятиях, проявили устойчивый интерес к предлагаемой деятельности, однако они испытывали значительные затруднения в процессе решения задач по коррекции нарушенных функций, в т.ч. в выполнении заданий на развитие мелкой моторики и восприятия. Однако в совместной деятельности со взрослым (воспитателем или родителем) они стремились к коррекции своих ошибок. Именно поэтому в коррекционную программу были включены не только подгрупповые, но и индивидуальные занятия с детьми. Вместе с тем дети в определенной степени были готовы к решению новых, более сложных коммуникативных задач: они начинали обращаться к взрослому за помощью, стремились различными речевыми проявлениями привлечь его внимание.
Вторая серия II этапа также состоит из 6 занятий, цель которых — формирование у детей потребности в обращении к взрослому. Для этого в занятия включен специальный класс задач. Детям предлагается решить знакомую задачу практического плана, доступную их возрастным и индивидуальным возможностям, однако не имеющую верного решения (на основе настольных игр). Правильное решение невозможно, поскольку взрослый меняет привычные элементы практической деятельности в игре. Особое внимание здесь уделяется проговариванию детьми своих намерений. Подобный методический прием подготавливает детей к речевому обращению за помощью. Так, на занятии «В гостях у Дятла» детям предлагается изобразить червячков из бисера. Им раздают мелкий бисер и толстые шнурки. Соответствующие бисеру шнурки держит воспитатель. На занятии «Белка заболела» детям предлагается из деревянного конструктора собрать грибы (на один вертикально поставленный брусок горизонтально положить другой). В качестве раздаточного материала используют тонкие пластины. Бруски нужной толщины находятся в коробке, расположенной в центре стола, за которым сидят дети. Подобные проблемные ситуации провоцируют детей на обращение к взрослому. Здесь важно, чтобы дети проявляли не только инициативу и активность в процессе обращения к взрослому, но и проговаривали, описывали характер своих трудностей и оречевляли свою просьбу (в соответствии со своими речевыми возможностями). Интересна реакция детей на предлагаемые задания. Сначала все пытаются решать такие задачи практически (упорно пытаются нанизать мелкий бисер на толстый шнурок; установить одну тонкую палочку на другую), однако с течением времени большинство из них стремятся обратиться за помощью к воспитателю, используя при этом только жестово-мимические средства. Но воспитатель не откликается на эти «призывы о помощи». Тогда некоторые дети проявляют попытки речевого обращения за помощью к воспитателю и получают ее. Замечая это, другие дети также прибегают к речевому взаимодействию. Таким образом, эти задания не только способствуют коммуникативному развитию, но и формируют речевое общение. Учитывая сложность задач данной серии занятий, несколько меняют и условия взаимодействия между куклой-коммуникантом и детьми. Если в предыдущих сериях кукла общалась с детьми из-за ширмы и, таким образом, была ограничена в пространстве, в данной серии кукла на руке у психолога непосредственно включается не только в процесс взаимодействия с детьми, но и в их практическую деятельность.
Некоторым детям обратиться за помощью к кукле намного проще, чем к взрослому, что значительно повышает их успешность в сложных видах деятельности. В процессе взаимодействия с ней они намного быстрее и эффективнее решают проблемные задания. Подобный методический прием не только позволяет детям быть более успешными в сложных для них видах деятельности — прежде всего он создает условия для перехода детей от взаимодействия с куклой к взаимодействию со взрослым: обращаясь к кукле, они ждут ответной реакции от взрослого, который ей управляет. Об этом говорят следующие факты. Во-первых, дети, взаимодействуя с куклой, устанавливают визуальный контакт со взрослым; во-вторых, обращаясь к кукле, они уже не называют ее по имени (Зайка Матвей, Зая и т.д.), как это делали раньше, а опускают ее имя, поскольку направляют свое внимание на взрослого, имя которого произнести еще не готовы. Таким образом, дети еще не готовы к непосредственному общению со взрослым. Во второй серии занятий на данном этапе проводится также работа по коррекции нарушенных функций. На подгрупповых занятиях вся работа основана на общеразвивающих специальных заданиях. В индивидуальной работе с детьми задания следует подбирать с учетом структуры дефекта. Для реализации комплексного подхода к организации специальной помощи детям с задержкой речевого развития подобранные развивающие упражнение на подгрупповых занятиях использует логопед, на подгрупповых и индивидуальных занятиях — воспитатель. Обозначим также роль родителей в коррекционной работе с детьми данной категории на первых двух ее этапах. Родители должны непосредственно участвовать в совместных с детьми занятиях по развитию их коммуникативных навыков. Перед каждым занятием психолог знакомит родителей с целями и задачами занятия, указывает на некоторые важные моменты в нем, оговаривает условия взаимодействия родителя и ребенка. После занятия психолог беседует с родителями. Родители рассказывают о трудностях, с которыми они сталкивались в процессе занятия, обозначают вопросы, возникшие по поводу того или иного упражнения, вносят свои предложения и пожелания. Включению родителей в коррекционный процесс способствует также стенд психолога в группе. После каждого подгруппового занятия с детьми на стенде надо размещать информацию о прошедшем занятии: конспект занятия; вопросы для родителей по теме занятия; различные варианты развивающих упражнений, использованных на занятии и рекомендуемых для индивидуальной работы с детьми. Такой подход к участию родителей в коррекционном процессе позволил в максимально короткие сроки наладить контакт со всеми родителями, что, в свою очередь, не могло не сказаться на общем результате совместной деятельности специалистов и родителей — положительной динамике в коррекции нарушенных функции у детей.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.194 (0.024 с.) |