Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Механизмы возникновения и формы созревания потребности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Для того, чтобы предсказывать и удовлетворять потребности, маркетолог должен знать, как они возникают и формируются. К сожалению, психологи и экономисты редко уделяют внимание этому вопросу с позиций маркетинга. Воспользуемся пока самыми общими положениями психологической науки. В данном случае отправной категорией является категория потребности. Потребность – это стремление человека к каким-либо условиям жизнедеятельности, которые в данный момент у него отсутствуют. Например, мы нуждаемся в одежде, которой в данный момент у нас нет. Мы можем нуждаться в лекарственных препаратах, потому что заболели. У нас может возникнуть потребность в отдыхе, и мы будем определять, в каких формах и какими товарами или услугами мы будем эту потребность удовлетворять. Почему и как возникает потребность? Механизм этого в следующем. Психология рассматривает человека как совокупность неких внутренних сил, внутреннего мира человека, на который влияют внешние факторы, окружающая человека среда. Когда внутренние и внешние факторы находятся в гармонии, балансе, они составляют гомеостаз. Состояние гомеостаза наиболее рельефно можно представить на следующем примере. В картинной галерее Вы сосредоточиваете внимание на картине, которая нравится Вам и вызывает положительные эмоции. Все Ваши тревоги куда-то исчезают, Вы полностью умиротворены, Вас ничто не беспокоит. Вы блаженствуете. Вам ничего в жизни больше не нужно, только созерцать это произведение искусства. Происходит удовлетворение ряда потребностей, в первую очередь, потребности духовной. Гомеостаз восстановлен. Однако в последующем Вас о чем-нибудь спрашивает попутчик. Например, готовились ли Вы к семинару по маркетингу, а Вы этого пока не делали, но сделать нужно. Возникает новая потребность, потребность в подготовке к семинару. Гомеостаз нарушается. Итак, процесс нарушения гомеостаза означает возникновение потребности. Другими словами, нарушение гармонии между внутренними и внешними факторами, влияющими на человека, означает возникновение какой-либо потребности. Доминантами такого нарушения могут быть либо внешние по отношению к человеку, либо внутренние факторы. Пока человек менее развит как личность, его потребности, впрочем, как и способности, находятся под воздействием внешних факторов. Чем больше развивается личность человека, чем больше в его жизни появляется творческих, созидательных сил, а не только использующих, потребляющих, уничтожающих, тем чаще гомеостаз нарушается под воздействием внутреннего мира человека. В таком случае мы говорим, что человек совершенствуется за счет рационализации потребностей материальных и возрастания и удовлетворения потребностей духовных. Наиболее существенными сферами, где возникают потребности, т.е. происходит нарушение гомеостаза, являются сфера производства, где человек трудится, сфера обращения, где он участвует в сделках купли-продажи, и сфера потребления, где он использует плоды труда, где он опробует их и «уничтожает». Исторически на первых этапах развития общественного производства труд человека был тяжел, измельчен, механистичен, не имел творческого характера. Естественно, что все интересы работника связывались со сферой потребления. Не имея жизненных перспектив в повышении квалификации и трудовой карьере, человек связывал эти перспективы с благоустройством своего дома. В системе его потребностей превалируют потребности материальные, которые возникают под воздействием примера потребительской деятельности других людей или под воздействием товарного предложения. То есть у человека появляются желания приобрести товары и услуги в процессе их созерцания. Эти потребности можно назвать потребностями продуктового происхождения (сл. 13). Чем шире и разнообразнее товарное предложение, тем больше у человека возможностей удовлетворять эти потребности. Возникновение ситуации, когда человек может осуществить потребительский выбор товара, которым он удовлетворит нужду, свидетельствует о том, что материальная форма потребности начинает приобретать мистифицированную форму потребности духовной. В свою очередь, товар является слепком общественной культуры. Человек не просто занимается накопительством вещей в своем доме, а создает в нем комфорт в соответствии со своими принципами. Так же он осуществляет свой потребительский выбор. Под воздействием этих процессов происходит снятие нивелирующего характера потребностей, их одинаковости у всех, происходит индивидуализация потребностей. Например, человек не просто покупает очередной сервиз, который появился в магазине и может удовлетворить его потребности. Покупка происходит в связи, например, с тем, что сервиз наиболее отвечает стилю кухни. Постепенно развитие мистифицированной формы духовных потребностей переходит на такие потребности, как досуг. Человек начинает посещать культурные заведения, читать прессу, путешествовать. Развитие профессиональных навыков и трудового опыта способствует более широкому их использованию в труде, наполняя его творческим содержанием и превращая его в более важную, нежели потребление, сферу. Происходят позитивные сдвиги в трудовой карьере. Потребности человека все более опосредуются трудом: человек подчиняет свою жизнь трудовой деятельности, созиданию, а не потреблению. Внутренний мир человека как бы все больше подчиняется развивающей силе труда, под воздействием которой совершенствуется личность человека, возрастают его духовные потребности и, в первую очередь, потребность в труде. Человека в его потребительском выборе уже все труднее соблазнить разнообразием товарного предложения. Этот выбор все менее случаен и все более продуман заранее. Материальные потребности человека все более осмыслены, рационализированы и подчинены духовным, которые, в свою очередь, зависят в большей степени от трудовой творческой деятельности. Эти потребности можно назвать потребностями созидательного происхождения (сл.14). Может сложиться впечатление, что пока люди не получили образование, пока они не вступили в трудовую деятельность, это, в основном, молодые представители общества, у них доминирует продуктовый механизм возникновения потребностей. А с ростом общих и профессиональных знаний и трудового опыта доминанта переходит ко второму типу механизма возникновения потребностей – созидательному. Но все не так просто, и подобное впечатление о преобразовании механизмов возникновения потребностей неверно. Как среди молодых людей встречаются люди с более зрелым, созидательным механизмом возникновения потребностей, так и среди людей, умудренных опытом, есть люди с доминантой первого, продуктового механизма. Проблема осложняется еще и тем, что при определении доминанты того или иного механизма, следует учитывать тип потребности, которая может быть удовлетворена тем или иным товаром/услугой. У одного и того же человека разные потребности могут возникать под воздействием разных механизмов, даже тогда, когда человек образован и участвует в трудовой деятельности. Все это свидетельствует о том, что каждая потребность представляет собой систему, обладающую структурой разной сложности, и определение механизма ее возникновения – первый шаг в ее изучении. Таким образом, нарушение гомеостаза, или возникновение потребности, может осуществляться двумя путями: под воздействием внешних факторов, когда возникают потребности продуктового происхождения, и внутренних факторов, когда возникают потребности созидательного происхождения. Эти два пути, или два механизма возникновения потребностей, ни в коем случае не тождественны полностью механизму возникновения и развития материальных и духовных потребностей. Если уж говорить о возникновении и развитии последних, то и материальные, и духовные потребности могут появиться и при том, и при другом механизме. Правда, второй механизм – механизм нарушения гомеостаза под доминирующим воздействием внутреннего мира человека – ускоряет не только развитие духовных потребностей, но и процесс одухотворения материальных потребностей, их индивидуализацию и рационализацию. Знание двух механизмов значительно облегчает работу практических маркетологов. Собственно, с определения механизма возникновения потребностей, присущего обслуживаемым клиентам, и приоритета потребностей продуктовых или созидательных начинается разработка маркетинговых программ конкретных товаров и услуг предприятия. Если превалируют потребности продуктового происхождения и первый тип их возникновения, то в маркетинге применяется прием приспособления потребностей к производству и их навязывание потребителю. В соответствии с этим приемом разрабатывается ценообразование, рекламная кампания и система товародвижения. Если в системе потребностей клиентов приоритеты имеют потребности созидательные, а их возникновение опосредуется вторым типом механизма, то в маркетинге применяется прием приспособления производства к потребностям. В этом случае применение приспособления потребностей к производству может иметь непоправимые последствия для предприятия, потому что у обслуживаемого им рынка имеется иммунитет против навязывания ему потребностей, и он откажется от покупки. Комплекс маркетинга, созданный на основе второго механизма возникновения потребностей, также будет иметь свои особенности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.121 (0.011 с.) |