Философия космоцентризма древних следующим образом отвечала на четыре мировоззренческих вопроса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия космоцентризма древних следующим образом отвечала на четыре мировоззренческих вопроса.



1. Космос есть единая живая мыслящая система, живой огненный шар, обладающий Разумом. («Этот космос... всегда был, есть и будет вечно живым огнем...» 4.) (4 Гераклит Эфесский // Маковельский А.О. Досократики. Казань. 1914. Т. 1. С. 152.)

2-3. Человек (микрокосм) тождественен по своей сути макрокосму, является составной его частью; в нем как в зеркале отражается вся Вселенная («тождество Брахмана и атмана», «что вверху, то и внизу», «единство микрокосма и макрокосма»). Как и Космос, человек имеет телесную и духовную субстанции. Душа человека бессмертна и способна перевоплощаться (метемпсихоз, реинкарнация).

4. Главная цель и смысл жизни человека - в постепенном восхождении к духовной субстанции Космоса путем духовно-нравственного самосовершенствования.

 Исходные позиции восточной и западной философии были довольно близки по своему содержанию. Но в дальнейшем их пути существенно расходятся.

На Востоке, благодаря бережному отношению к традиции, древнеиндийские и древнекитайские философские системы космоцентризма сохранили свое воздействие на общественное сознание и в настоящее время, придавая индийской и китайской духовной культуре особую глубину и мудрость. Не случайно, людей, ставших на путь духовного развития, привлекает именно восточная философия.

В западной, европейской философии наблюдается иная, обратная ситуация - быстрая смена философских систем, критика предыдущих философов, своеобразная философская «чехарда», в результате которой европейская философия не столько приобрела, сколько потеряла, поскольку постепенно отошла от космоцентризма как наиболее всеобъемлющей системы Мироустройства.

Античный космоцентризм в Европе переходит в средневековый теоцентризм, который впоследствии, начиная с эпохи Возрождения и Нового времени, вытесняется другими философскими направлениями, главными из которых являются антропоцентризм (прагматизм, эзистенциализм), социоцентризм (марксизм) и наукоцентризм (видоизмененная форма природоцентризма - позитивизм, неопозитивизм), абсолютизирующие соответственно «человека», «социум» и «природу» (в ее научной интерпретации).

Причем, современные философские направления не приблизились к истинному мировоззрению, а отдалились от него, так как неизбежно сузили предмет рассмотрения философии, объект исследования, сузили систему существования и жизнеобеспечения человека, отошли от Космоса как единого и всеобъемлющего Универсума (что привело к отчуждению человека от Космоса), и тем самым завели европейскую философию в тупик, ввели ее в кризисное состояние, в котором она находится в настоящее время (поскольку только философия космоцентризма способна выработать, сформировать наиболее универсальное и близкое к истине мировоззрение).

 Правда, нужно сказать, что философия космоцентризма в европейской философии окончательно не была вытеснена другими направлениями, время от времени она «всплывала на поверхность» в том или ином виде, например в философии Дж. Бруно, Спинозы (частично), Шеллинга и Гегеля (частично) и др.

Возрождение идей космоцентризма происходит в философии всеединства и русского космизма (вторая половина XIX - начало XX столетия), точнее, в уникальном синтезе религиозной философии (Юркевич, Соловьев, Флоренский, Бердяев и др.) и естествознания (Циолковский, Вернадский, Чижевский и др.). «Вся русская философия конца прошлого - начала нынешнего века космична, пронизана идеей всеединства, взаимной связи микро- и макрокосмоса. Религиозно-философский ренессанс и русский космизм - это одно и то же» 1. (1 Гулыга А. В. Космическая ответственность духа. // Наука и религия. 1989. № 8. С. 32-33.)

Космизм поднял философию космоцентризма на качественно новый, более высокий уровень. Если в космоцентризме древних человек рассматривался как существо, производное и зависящее от Космоса, то русский космизм возвышает человека до уровня сотворца Вселенной. Космос и человек в космизме являются равноценными, равновеликими понятиями, человек рассматривается как существо онтологическое, на плечах которого лежит ответственность за Космос и Природу, за созданную культуру и грядущую ноосферу.

К сожалению, космизм как уникальный синтез философии и естествознания не получил дальнейшего развития в силу известных исторических обстоятельств, связанных с революцией и последующими событиями в России. Он был «вытеснен» государственной философией марксизма.

Возрождение интереса к философии всеединства и космизма наблюдалось в СССР в период "Перестройки" (во второй половине 80 - 90-х годах ХХ столетия), но этот интерес довольно быстро угас, еще отчетливее обнажив ситуацию кризиса в современной философии...

Основные причины сложившейся кризисной ситуации

в современной философии (по мнению автора) следующие

 

1. Философия перестала выполнять роль философского мировоззрения ( т. е. мировоззренческую функцию ).

Человеческое сообщество вступило в ХXI век и третье тысячелетие не имея единого, целостного, общепризнанного, наиболее близкого к истине мировоззрения! И вина за такое состояние во многом ложится на плечи философов. Ибо главная функция философии - мировоззренческая, т. е. главная задача философии - формирование наиболее близкого к истине мировоззрения! Именно этого ждет от философии общество. И эта задача не была выполнена. (Философы, по большому счету, и не ставили перед собой такой задачи.)

Одна из главных причин такой сложившейся ситуации заключается в ошибочной (не совсем правильной) структуре философских знаний, традиционно сформировавшейся в истории философии (онтология гносеология этика социальная философия). Такая структура философских знаний не позволяет полностью ответить на четыре мировоззренческих вопроса и, тем самым, сформировать целостную философско-мировоззренческую систему.

 Чтобы полностью ответить на мировоззренческие вопросы, философия в целом и отдельные философские системы в частности должны (по мнению автора) иметь следующую логическую структуру.

1. Онтология («Что есть Мир?», «Что есть человек?»)

2. Гносеология (Может ли человек познать Мир?)

3. Философская антропология ( Существование человека в Мире, его взаимодействие с Миром и его отношение к Миру (с точки зрения должного и реального)).

 3.1 Экзистенциальная антропология ( Существование человека в Мире, его взаимодействие с Миром (с точки зрения должного и реального)).

 3.2 Аксиология ( ценностное отношение человека к Миру (с точки зрения должного и реального)).

 3.3 Этика поведения и деятельности ( нравственно-этическое отношение человека к Миру (с точки зрения должного и реального)).

 3.4 Праксиология ( деятельное отношение человека к Миру (с точки зрения должного и реального)).

4. Социальная антропология (социальная философия), изучающая образ жизни людей (на родо-социальном уровне) и путь (направление) развития цивилизации (с точки зрения должного и реального).

 Только с изменением логической структуры философии у философов появится возможность выработать истинное мировоззрение!

 В западной истории философии в структуре философских систем по сути дела был пропущен целый раздел - философское учение о человеке - философская антропология (только сейчас этот пробел стал восполняться). От онтологии и гносеологии многие философы сразу переходили к социальной философии, к обществу, минуя отдельного человека, забывая о том, что общество производно от человека, а не человек от общества. Именно поэтому западные философские учения не пользовались популярностью у основной массы населения, поскольку отдельному человеку такая философия не дает ответ на вопрос «Как жить и почему?».

2. Западная (европейская) философия в процессе своего исторического развития потеряла, пожалуй, самое ценное, чем сильна была древнегреческая философия - системность. Современные философские концепции перестали быть философскими системами, они переродились в эдакое «маниловское» философствование. Разрушив принцип системности современная философия перестала выполнять роль философского мировоззрения, так как исчезло онтологическое обоснование значимости этических ценностей и соответствующего типа поведения и деятельности.

Верные ответы на онтоло-антропологические вопросы («Что есть Мир?», «Что есть человек?», «Как человек взаимодействует с Миром?») должны быть логическим обоснованием и основой для правильного решения четвертого, ценностно-ориентационного вопроса «Как человек должен относиться к Миру?» («Как жить и почему?»). Человек должен знать, почему нужно относиться к Миру и поступать в тех или иных ситуациях так, а не иначе. И обосновать ответ на четвертый вопрос должна не религия, не эзотерика, а именно философия. (Поэтому этику нельзя отрывать от философской антропологии, и тем более, превращать ее в отдельную науку.)

3. Перестав выполнять роль мировоззрения, современная западная философия утратила интерес к себе со стороны населения. Она превратилась в академическую дисциплину, слишком замысловатую, заумную и малопонятную для народа. Перефразируя известные слова Герцена, можно сказать - «слишком далека она от народа». Чрезмерное теоретизирование, сложность изложения привели к тому, что философия стала понятной лишь для специалистов в этой области. Философы забыли одну простую истину - мудрецом является лишь тот, кто способен о сложных вещах говорить простым, доступным языком.

4. В современной философии отчетливо прослеживается европоцентризм, т. е. превосходство западной (европейской) философии над восточной (древневосточной), пренебрежительное, снисходительное отношение к ней, недооценка, умаление ее роли и значения. А ведь восточная философия во многом смогла сохранить идеи космоцентризма, и тем самым оказалась ближе к истине.

Философам необходимо отказаться от заблуждения, что восточная философия является предфилософией, низшим уровнем развития философии, более серьезно отнестись к восточной мудрости, признать ценность и актуальность многих ее идей (хотя, безусловно, и в восточной философии имеются свои серьезные недостатки и «слабые места»).

5. Современная философия перестала отвечать на животрепещущие вопросы современности. В то время, как философы обсуждают довольно абстрактные и отвлеченные теоретические проблемы, космический корабль «Земля» все настойчивее приближается к планетарной эколого-техногенной катастрофе. И бьют тревогу по этому вопросу не столько философы, сколько эзотерики.

 

  6. Как известно, в древности философия занимала подобающее ей положение в обществе. К философам относились с уважением и почитанием. В средневековье философия попала «под каблук» религии, стала служанкой богословия. Чтобы вырваться из оков этого рабства, философия заключила союз с наукой (философы стали одновременно и учеными), но тут же превратилась в служанку науки (кем она является и по сей день). Это проявляется в том, что философы не осмеливаются, опасаются высказывать идеи, идущие в разрез с мнением науки и ученых, а представители науки, пользуются этим, откровенно принижают и унижают философию. Наиболее наглядно это проявилось в позиции такого сциентистского направления как позитивизм (и неопозитивизм), которое отказало философии (метафизике) в праве на существование, которое, по сути дела, выступило против мировоззренческой функции философии; а философы унизительно, уничижительно признали это «учение» новым философским направлением.

 Пора философии прекратить унижаться перед наукой. Все глобальные проблемы современности (техногенная, военная, экологическая и бактериологическая угрозы) спровоцированы и усиливаются именно наукой, имеющей антропоцентристский характер, не признающей принцип всеединства.

 Философия должна сбросить с себя «ярмо» служанки науки, вернуть себе, наконец, незаконно отнятый у нее «титул» и «трон», вернуть себе звание «царицы всех знаний»!

 Для этого философия должна:

• сформировать свою - философско-мировоззренческую картину Мира, основанную на принципе всеединства;

• не бояться критиковать так называемую «научную картину мира» поскольку она неверно отражает сущность Мироздания;

• смело выдвигать идеи, не соответствующие научным знаниям (в метафизических и других вопросах);

• вернуть себе те сферы знаний, которые незаконно отняла у нее эзотерика («всеединство», «бессмертие души», «реинкарнация» («метемпсихоз»), «карма», «смысл и предназначение человеческой жизни» и т. д.);

• подняться над наукой и эзотерикой, примирив и объединив эти области знаний; обобщать, систематизировать и логически обосновывать научные и эзотерические знания (а когда нужно - критиковать их), исходя из сформированной философско-мировоззренческой картины Мира.

 

  7. В настоящее время философия (особенно западная) представляет собой хаотичное скопление различных философских систем, которые слабо упорядочены и не выстроены в единую логическую систему (структуру). Пришло время «навести порядок в философском доме» и систематизировать их. Принципы систематизации могут быть разные, и попытки такой систематизации уже предпринимались.

 Предлагаю свой вариант систематизации (классификации) философских систем, основанный на абсолютизации определенного уровня бытия Мира (на особенностях существования человека в различных уровнях (системах) Универсума).

 В истории философии (на основе этого принципа) можно выделить шесть типов философских систем (шесть философских направлений):

1) философские системы теоцентризма, абсолютизирующие трансцендентный уровень бытия Мира;

2) философские системы космоцентризма, сосредоточенные на космическом уровне Универсума;

3) философские системы природоцентризма, абсолютизирующие природный уровень бытия Мира;

4) философские системы родоцентризма (объективного, нравственного антропоцентризма), «выпячивающие» род человеческий или анализирующие Мир с позиции человека как родового существа;

5) философские системы социоцентризма, абсолютизирующие социум, социальную систему;

6) философские системы субъективного антропоцентризма, анализирующие Мир с позиции отдельно взятого человека (уникального и неповторимого).

 Все философские системы (имеющие внутреннюю логику, ориентирующиеся на определенный уровень Универсума, и соответственно этому определяющие сущность человека) можно сгруппировать и классифицировать по одному (или нескольким) из этих направлений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.204.14 (0.09 с.)