Вопрос 5. Космоцентризм и поиск субстанции в античной философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 5. Космоцентризм и поиск субстанции в античной философии



Космоцентризм философское мировоззрение, в основе ко­торого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Дре­вней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Космоцентризм античной философии – это первый этап развития мировой философской мысли, который длился с 6 века до нашей эры по шестое столетие нашей эры. Ранняя античная философия была основана на мифологическом представлении о мире, который неразрывно связан с природой и ее явлениями, поэтому она носила название «физической», то есть натуральной. Космоцентризм античной философии рассматривает космос как центр мироздания, в основе которого лежит природная естественная гармония.

Главным был вопрос о происхождении мира – из чего, из какой материи, каким образом зародилась жизнь. Философы-«физики» находили ответ в природных явлениях, а источником порядка и гармонии они считали природу. В древнегреческом языке слово «природа» являлось противоположностью слова «хаос».

Космоцентризм античной философии стремился также выявить причину мировой гармонии и порядка.

Космоцентризм античной философии видел единство в многообразии: мир – это единое, которое стало многим. Все предметы и явления взаимосвязаны, при этом ничто не является самодостаточным.

Вопрос 6.Философский рационализм Сократа.

Классический период(5-4 вв. до н. э.) Сократ(469—399 гг. до н. э.)

Рационали́зм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум.

Сократ - древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы.

Понятие этического рационализма Сократа. Многие философские направления, в том числе и рационализм, берут начало от философии древнегреческого мыслителя Сократа, который верил, что, прежде чем познавать мир, люди должны познать самих себя. Единственный путь к этому он видел в рациональном мышлении. Греки считали, что человек состоит из тела и души, а душу, в свою очередь, разделяли на иррациональную часть (эмоции и желания) и рациональную, которая только и составляет собственно человеческую личность. В повседневной реальности иррациональная душа входит в физическое тело, порождая в нем желания, и таким образом смешивается с ним, ограничивая восприятие мира через органы чувств. Рациональная душа остается за пределами сознания, но иногда вступает с ним в контакт через образы, мечты и другими способами.

Задача философа — очистить иррациональную душу от связывающих ее пут и соединить с рациональной, чтобы преодолеть духовный разлад и возвыситься над физическими обстоятельствами бытия. В этом заключается необходимость нравственного развития. Поэтому рационализм является не просто интеллектуальным методом, но и меняет как восприятие мира, так и природу человека. Рациональная личность видит мир через призму духовного развития и усматривает не только внешний вид, но и сущность вещей. Чтобы познать мир таким способом, следует вначале познать собственную душу.

В беседах и дискуссиях Сократ обращал внимание на познание сути добродетели. Как может человек жить, если он не знает, что такое добродетель? В данном случае познание сути добродетели, познание того, что есть "нравственное", являлось для него предпосылкой нравственной жизни и достижения добродетели. Сократ отождествлял мораль со знанием. Нравственность - знание того, что есть благо и прекрасное и вместе с тем полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают. Для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как "всеобщее", служащее основной всех частных добродетелей.

Сообразно с этим, философия в понимании Сократа не сводилась к чисто теоретической деятельности, но включала в себя также практическую деятельность – правильный образ жизни, благие поступки. Эта позиция Сократа получила в философии определение – этический рационализм.

Онтология. В решении проблемы первоначала натурфилософии Сократ ставит вопрос: «Что представляет собой природа человека, его суть и его последняя реальность?». Ответ на этот вопрос он видит в самом человеке, в его душе. Под «душой» он понимает «Я сознающее», т.е. человеческий разум в его интеллектуальной и моральной ипостасях.

Гносеология. Главная идея философии Сократа - самопознание как путь к мудрости; его девиз: «Познай самого себя, и ты познаешь Вселенную и богов». Основной метод Сократа - диалог человека со своим внутренним голосом, «Даймоном» и диалог между людьми, способствующий пробуждению души, поиску ответов на основные жизненные вопросы. Знание Сократ понимает как усмотрение общего для целого ряда вещей. Знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Для выяснения и определения понятий Сократ пользовался диалектикой

Антропология. Продолжив гуманистические традиции софистов, Сократ придал им новое качественное освещение. Созданные им основы философской антропологии, и прежде всего этического антропологизма, заложили моральные и интеллектуальные традиции последующей западноевропейской культуры.

Этика. Формула Сократа о тождестве добродетели и знания, означавшая что человек, знающий, что есть добродетель, обязательно будет добродетелен, и наоборот, человек, являющийся добродетельным, обязательно будет знать, что есть добродетель, открывала как минимум две возможности. Философ считает, что счастье не надо искать во внешних благах, ибо оно «заключено в душе». Истинное счастье возможно при условии свободы. А внутренняя свобода человека состоит в «самообладании».

Социальная философия. Сократ хотел бы видеть в афинских гражданах людей храбрых, но скромных, благоразумных, справедливых в отношениях к своим друзьям, но отнюдь не к врагам. Гражданин должен верит в богов, приносить им жертвы и вообще исполнять все религиозные обряды, надеяться на милость богов и не позволять себе "дерзости" изучать мир, небо, планеты.

Учение об управлении. Основы государственного устройства, согласно Сократу произрастают из сущности человека, его души. Поэтому «в государствах с хорошим законодательством выше всего ценится добродетель» и «когда те, кто пытается устанавливать законы, погрешают против блага, они погрешают против того, что законно, и против закона». Сократ предпочитает аристократию как власть немногих просвещенных и нравственных людей.

Вопрос 7.Философия Платона.

Также классический период (5-4 вв. до н. э.) Платон (427-347 гг. до н.э)

ученик Сократа, учитель Аристотеля. Основатель собственной философской школы — Академии, основоположник идеалистического направления в философии.

Платон — первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются "Апология Сократа", "Парменид", "Горгий", "Федон", "Государство", "Законы".

Онтология. Платон учил, что идеи ("эйдосы") субстанционально существуют как родовые (общие) понятия. Эйдос есть объектированное понятие, которое по сути своей представляет собой идею человеческого ума, но только не в сознании человека, а будучи помещенной в некий мир идей. Согласно Платону, каждая идея вечна и неизменна и не знает "ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскуднения". Есть вечное, не имеющее возникновения бытие и есть вечно возникающее, но никогда не сущее небытие. Всего существует три начала: идеи, материя и душа космоса, мировая душа.

Гносеология. Чувственное познание не может быть источником знания. Знание не есть ни ощущение, ни правильное мнение, ни даже правильное мнение с определением. Платон отрицает происхождение понятия из ощущений, из опыта. Знание - это припоминание знаний души, которая познала истину до вселения в тело человека. Чтобы припомнить, нужно созерцать предмет или использовать метод наводящих вопросов и рассуждений.

Антропология. Тело живого существа создано из частиц огня, земли, воды и воздуха, заимствованных у тела космоса.Эти частицы должны быть возвращены космосу. Назначение тела - быть временным вместилищем и пристанищем души, рабом ее. И тело, и душа сотворены богами.

Этика. Этика и политика у Платона неразрывно связаны и представлены в виде идем об идеальном государстве. Идея всех идей у Платона - идея блага как такового - источник истины, соразмерности, гармонии и красоты, удовлетворяющая всем требованиям высочайшей добродетели. Поэтому не может быть идеи зла, это лишь отсутствие должного блага.

Социальная философия. Обществу необходимо разделение труда ради облегчения удовлетворения его потребностей. Платон считал, что общество не может "быть философом", им может быть только отдельно взятый человек. Справедливость общества состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое.

Учение об управлении. Имущественное неравенство делает из одного государства два враждебных друг другу: одно - бедняков, другое - богачей. Платон выступает против демократии, тирании, олигархии, тимократии, потому что власть военных, богатых, большинства, тиранов противоестественна. В идеальном государстве должно быть 3 сословия: правители-философы, воины-стражи, земледельцы и ремесленники. Платон видит источник зла в частной собственности, так как она разрушает целостность и единство государства. У людей все должно быть общим.

Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

• способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

• искал ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести и т. д.;

• открыл метод майевтики, широко применяемый в современ­ном образовании;

• ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;

• воспитал много учеников, продолжателей своего дела (на­пример, Платона), стоял у истоков целого ряда так называе­мых "сократических школ".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1065; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.01 с.)