Вопрос 1. Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение и философия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение и философия.



Вопрос 1. Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение и философия.

Мировоззрение — система представлений о мире и месте в нём человека, об отношении человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этим основные жизненные позиции, установки, убеждения, идеалы, принципы деятельности и познания, ценностные ориентации.

· Мировоззрение – это система мироотношения и мироощущения человека, которая характеризует его и понимание им мира.

· Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро. Но мировоззрение имеет и высший уровень — обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тончайшую сферу нравственной жизни общества.

Уровни мировоззрения:

1. Жизненно-практический базируется на здравом смысле, повседневном опыте. На формирование этого уровня влияют национальные, религиозные традиции, уровень образования, культура и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции и навыки, а также опыт каждого человека.

2. Теоретический - более высокий уровень мировоззрения, он обоснован научно, т.е. предполагает научную основу знаний о действительности норм и ценностей, определяющих поведение людей. К этому уровню решения мировоззренческих проблем наряду с наукой принадлежит и философия.

Типы мировоззрений:

1. Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира

2. Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.

3. Философское мировоззрение; философия – это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира.

Таким образом, мировоззрение как целостный взгляд на мир шире, чем философия. Философия –система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

Вопрос 2. Специфика философского знания. Предмет и методы философии. Социальные функции философии.

Философия – это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира.

· Философия является древнейшей из наук, это ценная область знания, она зародилась в VI–V веках до нашей эры в Китае, Индии, Древней Греции.

Специфические черты философии:

§ Двойственность (имеет общее с научным знанием: предмет, методы и проч.), но не является научным знанием в чистом виде;

§ Является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных знаний;

§ Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, но не поглощает его;

§ Имеет сложную структуру (вкл. гносеологию, онтологию и проч.);

§ Содержит базовые идеи, лежащие в основе других наук;

§ Субъективна;

§ Является совокупностью объективного знания и ценностей эпохи, носит её отпечаток;

§ Изучает не только предмет познания, но и его механизм;

§ Опирается на категории - предельно общие понятия.

Предметом философии называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют 4 основных раздела:
1. Онтология (учение о бытие);
2. Гносеология (учение о познании);
3. Человек;
4. Общество.
В рамках данных четырёх основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов: сущность бытия; материя, её формы; сознание, человек, его сущность и существование; духовный мир человека; общество; природа и т.д.

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:

§ Диалектика метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий.

§ Метафизика - противоположно диалектике, объекты рассматриваются обособленно, сами по себе, статично и однозначно (ведётся поиск абсолютной истины);

§ Догматизм - восприятие окружающего мира через призму догм;

§ Герменевтика метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

§ Эмпиризм - в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый в результате чувственного познания;

§ Рационализм - истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и ощущений.

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи, назначение.
Принято выделять следующие функции философии:

1. Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нём, принципов взаимодействия с окружающим миром.

2. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности, проявляется характер взаимоотношения философии с другими науками.

3. Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

4. Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

5. Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы.\

6. Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

7. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Древнекитайская философия Дао в составе даосизма, конфуцианства и школы легистов выработала собственные понятия и идеи философии и оказала определяющее влияние на развитие всей духовной культуры Китая.

Сообразно с этим, философия в понимании Сократа не сводилась к чисто теоретической деятельности, но включала в себя также практическую деятельность – правильный образ жизни, благие поступки. Эта позиция Сократа получила в философии определение – этический рационализм.

Онтология. В решении проблемы первоначала натурфилософии Сократ ставит вопрос: «Что представляет собой природа человека, его суть и его последняя реальность?». Ответ на этот вопрос он видит в самом человеке, в его душе. Под «душой» он понимает «Я сознающее», т.е. человеческий разум в его интеллектуальной и моральной ипостасях.

Гносеология. Главная идея философии Сократа - самопознание как путь к мудрости; его девиз: «Познай самого себя, и ты познаешь Вселенную и богов». Основной метод Сократа - диалог человека со своим внутренним голосом, «Даймоном» и диалог между людьми, способствующий пробуждению души, поиску ответов на основные жизненные вопросы. Знание Сократ понимает как усмотрение общего для целого ряда вещей. Знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Для выяснения и определения понятий Сократ пользовался диалектикой

Антропология. Продолжив гуманистические традиции софистов, Сократ придал им новое качественное освещение. Созданные им основы философской антропологии, и прежде всего этического антропологизма, заложили моральные и интеллектуальные традиции последующей западноевропейской культуры.

Этика. Формула Сократа о тождестве добродетели и знания, означавшая что человек, знающий, что есть добродетель, обязательно будет добродетелен, и наоборот, человек, являющийся добродетельным, обязательно будет знать, что есть добродетель, открывала как минимум две возможности. Философ считает, что счастье не надо искать во внешних благах, ибо оно «заключено в душе». Истинное счастье возможно при условии свободы. А внутренняя свобода человека состоит в «самообладании».

Социальная философия. Сократ хотел бы видеть в афинских гражданах людей храбрых, но скромных, благоразумных, справедливых в отношениях к своим друзьям, но отнюдь не к врагам. Гражданин должен верит в богов, приносить им жертвы и вообще исполнять все религиозные обряды, надеяться на милость богов и не позволять себе "дерзости" изучать мир, небо, планеты.

Учение об управлении. Основы государственного устройства, согласно Сократу произрастают из сущности человека, его души. Поэтому «в государствах с хорошим законодательством выше всего ценится добродетель» и «когда те, кто пытается устанавливать законы, погрешают против блага, они погрешают против того, что законно, и против закона». Сократ предпочитает аристократию как власть немногих просвещенных и нравственных людей.

Вопрос 7.Философия Платона.

Также классический период (5-4 вв. до н. э.) Платон (427-347 гг. до н.э)

ученик Сократа, учитель Аристотеля. Основатель собственной философской школы — Академии, основоположник идеалистического направления в философии.

Платон — первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются "Апология Сократа", "Парменид", "Горгий", "Федон", "Государство", "Законы".

Онтология. Платон учил, что идеи ("эйдосы") субстанционально существуют как родовые (общие) понятия. Эйдос есть объектированное понятие, которое по сути своей представляет собой идею человеческого ума, но только не в сознании человека, а будучи помещенной в некий мир идей. Согласно Платону, каждая идея вечна и неизменна и не знает "ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскуднения". Есть вечное, не имеющее возникновения бытие и есть вечно возникающее, но никогда не сущее небытие. Всего существует три начала: идеи, материя и душа космоса, мировая душа.

Гносеология. Чувственное познание не может быть источником знания. Знание не есть ни ощущение, ни правильное мнение, ни даже правильное мнение с определением. Платон отрицает происхождение понятия из ощущений, из опыта. Знание - это припоминание знаний души, которая познала истину до вселения в тело человека. Чтобы припомнить, нужно созерцать предмет или использовать метод наводящих вопросов и рассуждений.

Антропология. Тело живого существа создано из частиц огня, земли, воды и воздуха, заимствованных у тела космоса.Эти частицы должны быть возвращены космосу. Назначение тела - быть временным вместилищем и пристанищем души, рабом ее. И тело, и душа сотворены богами.

Этика. Этика и политика у Платона неразрывно связаны и представлены в виде идем об идеальном государстве. Идея всех идей у Платона - идея блага как такового - источник истины, соразмерности, гармонии и красоты, удовлетворяющая всем требованиям высочайшей добродетели. Поэтому не может быть идеи зла, это лишь отсутствие должного блага.

Социальная философия. Обществу необходимо разделение труда ради облегчения удовлетворения его потребностей. Платон считал, что общество не может "быть философом", им может быть только отдельно взятый человек. Справедливость общества состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое.

Учение об управлении. Имущественное неравенство делает из одного государства два враждебных друг другу: одно - бедняков, другое - богачей. Платон выступает против демократии, тирании, олигархии, тимократии, потому что власть военных, богатых, большинства, тиранов противоестественна. В идеальном государстве должно быть 3 сословия: правители-философы, воины-стражи, земледельцы и ремесленники. Платон видит источник зла в частной собственности, так как она разрушает целостность и единство государства. У людей все должно быть общим.

Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

• способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

• искал ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести и т. д.;

• открыл метод майевтики, широко применяемый в современ­ном образовании;

• ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;

• воспитал много учеников, продолжателей своего дела (на­пример, Платона), стоял у истоков целого ряда так называе­мых "сократических школ".

Неоплатонизм.

Неоплатонизм — направление античной философии позднего эллинизма (III—IV вв.), систематизировавшее основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Личностной спецификой неоплатонизма является учение о сохранении внутреннего покоя личности и ее защите от различного рода потрясений, характерных для данного периода истории Римской империи и связанных с ее дряхлением и распадом. Философской сердцевиной неоплатонизма является разработка диалектики платоновской триады единое — ум — душа и доведение ее до космического масштаба. Так, развивалось учение Аристотеля об «уме-перводвигателе» и о его самосознании, в силу которого он выступал одновременно и субъектом, и объектом, содержа в себе свою собственную «умственную материю».

Основатель школы неоплатонизма — Плотин (ок. 205 — ок. 270). Согласно Плотину, центральная выдающаяся фигура всего неоплатонизма — душа не есть тело, но зато душа осуществляется в теле и тело есть предел ее существования. Ум тоже не есть тело. Но без ума вообще не существовало бы никакого организованного тела. Материя находится также в самом уме, поскольку ум есть всегда некоего рода организация, а всякая организация требует для себя материал, без которого нечего было бы организовывать, потому что всякая организация потеряла бы смысл. Поэтому не удивительно, что кроме чувственной материи существует, по Плотину, еще и «умопостигаемая материя», а ум тоже есть известного рода тело, а именно смысловое тело. Плотин развивал идею действия «мировой души» по всему Космосу.

Киники.

Наиболее видные представители школы киников — ученик Сократа Антисфен (ок. 450 — ок. 360 до н.э.) и Диоген (ок. 400 — ок.-325 до н.э.). Антисфен проповедовал опрощение жизни, отказ от каких-либо потребностей. Он общался с простыми людьми, говорил и одевался, как они; проповедовал на улицах и площадях, считая утонченную философию никчемной. Он призывал к тому, чтобы быть ближе к природе. По Антисфену, не должно быть ни правительства, ни частной собственности, ни брака. Его последователи резко осуждали рабство. Не будучи полным аскетом, Антисфен презирал роскошь и стремление к наслаждению.

Славу Антисфена превзошел его ученик Диоген. Он упорно искал добродетели, считал, что моральная свобода заключается в освобождении от желания. Будьте безразличными к благам, которыми одарила вас фортуна, и вы освободитесь от страха, говорил Диоген. Он утверждал, что боги поступили справедливо, так жестоко наказав легендарного Прометея: он принес человеку искусства, породившие запутанность и искусственность человеческого бытия.

Бродячие и невозмутимые киники проповедовали верховенство природы и разума, единой сущности всего существующего и ничтожность всех искусственных и исторических разделений границ, ратуя за принцип космополитизма. Человек по самой своей природе, следовательно, всякий человек, учили они, имеет высшее достоинство и назначение, состоящее в свободе от внешних привязанностей, заблуждений и страстей — в непоколебимой доблести духа.

Неофрейдизм

Учение Фрейда о психоанализе послужило импульсом для развития актуальной в настоящее время концепции неофрейдизма (Э. Фромм), в рамках которой изучены различные формы межличностных отношений, стрессового поведения, человеческой агрессивности.

У основоположника теории психоанализа З. Фрейда было много последователей и учеников.

Одним из них справедливо было бы считать швейцарского психиатра К. Г. Юнга (1875-1961), хотя он и не всю свою жизнь разделял взгляды великого учителя. Тем не менее, многое из концепции Фрейда оказало значительное влияние на становление К. Г. Юнга как ученого.

Основным трудом З. Фрейда, которым заинтересовался К. Г. Юнг и применил его постулаты в своей практике, было «Толкование сновидений».

Расхождения во взглядах у них начались в 1913 г. Основой этих разногласий стали противоположные подходы к пониманию проблемы «бессознательного». С точки зрения Юнга, бессознательное сродни не только и не столько инстинктам человека, как это понимал Фрейд, но является высоким проявлением человеческой психики. Если у Фрейда бессознательное имеет биологическую природу, то у Юнга оно наделено и социальными элементами.

Изучая проблемы культуры и общества, К. Г. Юнг приходит к выводу, что наряду с «индивидуальным бессознательным» существует и «коллективное бессознательное».

Коллективное бессознательное — это психическое наследие всех предшествующих поколений, проявляющееся в «комплексах».

Юнг выступал также и против символической трактовки Фрейдом снов и ассоциаций, утверждая, что символы только тогда приобретают какое-либо содержание, когда поднимаются на сознательный уровень психики.

В связи с этим Юнг вводит понятие «архетип». Если Фрейд рассматривал инстинкты в качестве обоснования и причины того или иного действия человека, то Юнг определяет зависимость человеческой деятельности от видов, типов и форм поведения.

Основными архетипами индивидуального бессознательного ученый называет Эго, выражающееся в поисках индивидуального существования, оно, в свою очередь, подчинено Самости и относится к ней, как часть к целому. Самость — это ядро всей личности, главный архетип, соединяющий сознательное и бессознательное, персона, образ, с помощью которого мы хотим представить себя окружающему миру, скрыв свое истинное лицо.

К. Г. Юнг, исследуя влияние архетипов на поведение человека, недооценивает роль сознательной деятельности в становлении индивидуальности.

Основными работами К. Г. Юнга, посвященными проблеме архетипов, «индивидуального» и «коллективного бессознательного», являются: «К психологии и патологии так называемых оккультных феноменов (1902), «О психологии раннего слабоумия» (1997), «Отношение между Я и бессознательным» (1928), «Об энергетике души» (1928), «Проблемы души нашего времени» (1930) и другие.

Еще одним представителем неофрейдизма по праву называют американского психолога и философа Э. Фромма (1900-1980).

Естественно, что идеями психоанализа Фромм увлекся прежде всего под влиянием З. Фрейда. Его творчеству он посвятил много работ: «Биография З. Фрейда» (1959). «Психоанализ З. Фрейда — достоинства и недостатки'' (1979).

Психоанализ Фромма носит антропологический и гуманистический характер. Человек — это та отправная точка, от которой начинает все исследования философ. Но человека Фромм, в отличие от Фрейда, рассматривает не односторонне, а в совокупности биологического и социального начал. Все идеи о необходимости преобразования общества начинаются у ученого с идей о необходимости формирования новой личности. В основе становления человека будущего лежат любовь, альтруизм и добро как внутренняя потребность души.

Эти принципы, с точки зрения Э. Фромма, являются основополагающими в учении так называемого «радикального гуманизма», основателем которого он считал К. Маркса.

Именно исследование Фроммом американского индустриального общества помогло ученому сделать вывод о том, что изменения в психике современных людей не определяются только биологическими факторами, они выступают отражением социальных процессов. Но под влиянием учения З. Фрейда Э. Фромм, тем не менее, опирается на установки психоанализа в объяснении становления личности.

Так, Фромм утверждает, что в психике человека есть два начала: любовь к жизни и любовь к смерти (Эрос и Танатос у Фрейда). Одни люди склоняются к первому началу, другие — ко второму. Отсюда возникают два основных психологических типа: биофилы — желающие жить и некрофилы — стремящиеся к смерти. Поведение многих политиков, сыгравших отрицательную роль в обществе, в том числе и Гитлера, Э. Фромм объясняет тем, что они относятся к типу некрофилов, тех, кого привлекает все темное, негативное, злое.

Поскольку вся социально-философская концепция Фромма пронизана любовью к человеку, ученый не оставляет без внимания и саму проблему любви.

По Фромму, любовь дана не каждому, это подарок судьбы, который открывает человеку путь к самовыражению и свободе. С понятием любви тесно связано у Фромма понятие ответственности, которое он определяет как готовность человека к Поступкам.

Но идея будущего общества, предлагаемая Э. Фроммом, направлена не на создание нового социального строя, а на образование небольших общин со своей культурой, языком и моралью в рамках прежней формации.

Понимание человека

В экзистенциализме, согласно Р. Мэю, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса,который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты.

Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой.

Значение страха для экзистенциальной философии

На первый взгляд, страх не имеет какого-либо глубокого философского значения, но именно экзистенциалисты, подробно разобравшись в нём, пришли к выводу, что страх — это что-то значительно глубже, чем простое переживание, вызванное внешними раздражителями.

Прежде всего, экзистенциалисты разделяют понятия страха и боязни. Боязнь всегда предполагает наличие какой-либо определённой угрозы. Боятся, например, людей, обстоятельств, условий, явлений и т. д. То есть, источник боязни всегда определён.

Иначе страх. Какой-либо предмет, который возбуждает страх, отсутствует. Человек не может даже сказать, что его страшит. Именно в этой неопределённости и проявляется основное свойство страха. Это чувство возникает без какой-либо видимой и определённой причины. Из-за этого человек и не способен оказать сопротивление, так как неизвестно, откуда страх наступает. Тогда кажется, что он подходит со всех сторон и от него не скрыться, потому что даже не знаешь, от чего бежать.

В большинстве случаев страх считается негативным явлением, но экзистенциалисты придают ему позитивный окрас. Они говорят, что страх потрясает человека во всех его жизненных отношениях. Он необходим нам для того, чтобы вытянуть человека из размеренного, бездумного проживания жизни. Именно страх даёт возможность абстрагироваться от всех ежедневных проблем, забот и посмотреть на всё происходящее со стороны. Страх подобен огню, он сжигает все несущественное и временное; он отвлекает человека от всего мирского. Только тогда проявляется истинное существование.

Кьеркегор утверждает: страх — это головокружение свободы

Во время этого чувства всё незначительное отступает на задний план, а остаётся само существование. Когда человек поднимается над бездумным проживанием, он понимает, что большинство его ценностей, ориентиров и жизненных отношений — ошибочны. Прежде он был ими несом, но теперь словно отторжен от них, теперь он целиком опирается на самого себя, и лишь в этом проявляется истинная свобода.

Как следствие, страх у экзистенциалистов становится наивысшим достижением человека, так как только в нём открывается истинное существование (по другой терминологии Страх переводится как Тревога)

История и представители

В России экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны 1914—1918: Л. Шестов, Н. А. Бердяев

В Германии экзистенциализм возник после Первой мировой войны: К. Ясперс, М. Хайдеггер, М. Бубер

Нашёл своих последователей в период Второй мировой войны 1939—1945 во Франции: Ж.-П. Сартр, Г. Марсель, М. Мерло-Понти, А. Камю, С. де Бовуар

В 1940—1950-е годы экзистенциализм получил распространение и в других европейских странах:

Австрия: В. Франкл (логотерапия)

Италия: Э. Кастелли (it), Н. Аббаньяно, Э. Пачи (it)

Испания: Х. Ортега-и-Гассет (относительно близок)

В США идеи экзистенциализма популяризировали: У. Лоури (en), У. Баррет (en), Дж. Эди (en), И. Ялом (экзистенциальная психология)

Великобритания: Айрис Мёрдок

Польша: Витольд Гомбрович

Пространство и время

пространство - это порядок взаимного расположения множества различных тел, а время - порядок сменяющих друг друга явлений и состояний тел, т.е. время связывалось с движением, изменением тел. Дальнейшее развитие вторая концепция получила в трудах Лейбница, Гюйгенса, Дидро и др. Согласно Лейбницу, пространство и время не могут существовать вне материи и процессов, происходящих в ней. Лейбниц выступал против Ньютоновского понимания чистой протяженности и чистой длительности. С точки зрения диалектического материализма пространство и время неразрывно связаны между собой и с движущейся материей, формами существования которой они являются. По этой концепции бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства, пространство и время без материи - пустые представления, абстракции, существующие только в нашей голове. Конечно, в диалектико-материалистической концепции раскрыта сущность пространства и времени в основном с общефилософских позиций. Однако с развитием современной науки ее выводы получили естественно-научное подтверждение. Научное определение пространства и времени, и также более или менее полное раскрытие их свойств связано с развитием современной науки, прежде всего физики и философии. В настоящее время, как мне кажется, достаточно точно выражается сущность пространства и времени в следующих определениях. "Пространство - это совокупность отношений выражающих координацию материальных объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину (расстояние и ориентацию). Пространство выражает порядок расположения одновременно существующих объектов, их протяженность. Время - совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (явлений), их последовательность и длительность.Приведенные определения носят диалектико-материалистический характер. Они показывают невозможность дать понятия пространства и времени в их отрыве от материи, невозможность их рассмотрения как некоторых абсолютно самостоятельных сущностей. Здесь пространство и время не мыслятся иначе, как определенные свойства бесконечной совокупности материальных объектов. Только через существование последних, благодаря тому, что они обладают протяженностью, размерами, взаимным расположением друг относительно друга, последовательностью смены состояний и длительностью их бытия, мы можем понять, что такое пространство и время. Зависимость пространства и времени от материи определяет и все их основные свойства. При этом следует подчеркнуть, что хотя они в равной степени есть формы существования материи, однако между ними есть и различия. А поэтому они имеют ряд свойств, как общих, так и отличающих их друг от друга.

Закон отрицания отрицания.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Категории диалектики.

Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся:сущность и явление;форма и содержание;причина и следствие;единичное, особенное, всеобщее;возможность и действительность;необходимость и случайность.

Понятие общества.

А) Общество – совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой, в результате которой между ними складываются определенные отношения. В результате складывается социальная система, базирующаяся на совокупности всех общественных отношений.

Философы, рассматривая общество как систему взаимодействия людей, расходятся в понимании его основ. Одни принимают за основу духовные начала деятельности и поведения людей, другие видят эту основу в материальных потребностях и материальных условиях общественной жизни.

В качестве системообразующих факторов существования и развития общества выступают деятельность людей и их общественные отношения.

Б) Деятельность людей и их общественные отношения составляют основное содержание их общественного бытия как реального процесса их общественной жизни.

В) Можно выделить объективную и субъективную стороны общественного бытия.

Объективная – то, что существует вне и независимо от сознания и воли людей.

Субъективная сторона общественного бытия людей – их сознание и воля.

Проблема соотношения реальной жизни людей и их представления о ней – один из основополагающих вопросов социальной философии. Решать эту проблему невозможно, не использую понятия “общественное бытие” и “общественное сознание”. В них выражены предельно общие стороны существования и развития общества. Понимание общественного сознания как отражения общественного бытия указывает на объективную основу его развития.

Общественное бытие первично, общественное сознание – вторично.

А) Введение.

Сложный характер развития общества определяется его сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. В нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности, имеющие свое социальное пространство.

Социальное пространство очерчивается соответствующим видом общественных отношений, в рамках которых происходит общественная деятельность. В результате складываются различные сферы общества.

Основные сферы общественных отношений: экономическая, социальная, политическая, духовная.

Б) Экономическая сфера.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования воспроизводства.

Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, воплощается в жизнь экономическое сознание людей.

В) Социальная сфера.

Социальная сфера – сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в которых создаются условия для производственной деятельности людей, обеспечения необходимого уровня жизни всех слоев населения, решения проблем здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, иными словами – для удовлетворения социальных потребностей и недопущения чрезмерного социального расслоения общества.

Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни человека и общества.

Г) Политическая сфера.

Политическая сфера – пространство политической деятельности социальных групп с целью осуществления своих политических интересов, касающихся политической власти. Для этого каждый субъект политической сферы стремится расширить свои политические права и свободы, что раздвигает границы их политической деятельности.

Д) Духовная сфера.

Духовная сфера – сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества.

Под духовными ценностями подразумеваются знания людей, наука, мораль, искусство – все то, что составляет духовное содержание общественной жизни, духовность общества.

Духовная сфера общественной жизни складывается исторически. Она воплощает в себе географические, национальные и другие особенности развития общества, все то, что оставило свой след в душе народа, его национальном характере.

Большое значение имеет деятельность образовательно-воспитательных учреждений, семья, искусство.

Главная цель духовной сферы общества – сформировать, обогатить и сохранить духовный мир людей.

Б) Связь общественного и индивидуального сознания.

Строго говоря, мыслит не человек, а человечество. Отдельный же человек мыслит постольку, поскольку он включается в мыслительный процесс данного общества и человечества, то есть включается в процесс общения между людьми, овладевает речью, осмысленно участвует в человеческой деятельности, усваивает предметы материальной и духовной культуры.

Индивидуальное сознание – это прежде всего индивидуальные особенности восприятия человеком различных явлений общественной жизни.

В индивидуальном сознании человека проявляются особенности его жизни и деятельности в обществе, его личный жизненный опыт, особенности характера. Все это формирует неповторимый духовный мир каждого человека.

В) Формы общественного сознания.

А) Обыденное сознание формируется в процессе каждодневной практики людей на основе эмпирического опыта. Оно во многом стихийно, спонтанно. Основной критерий – здравый смысл.

Теоретическое сознание – осмысление явлений общественной жизни путем обнаружения их сущности и объективных закономерностей их развития.

Оба уровня общественного сознания взаимодействуют между собой, развивая друг друга.

Б) Общественная психология и идеология – структурные элементы общественного сознания. В них выражается не только сам по себе уровень понимания существующей социальной действительности, но и отношение к ней со стороны различных социальных групп. Это отношение выражается, прежде всего, в потребностях людей.

Общественная психология выступает как единство эмоциональных и интеллектуальных отношений людей к условиям их жизни, к их общественному бытию.

Функции общественной психологии: ценностно-ориентировочная, мотивационно-побудительная.

В механизме мотивации социальной деятельности людей большую роль играет идеология. В ней выражаются объективные потребности и интересы различных социальных групп. Однако в идеологии эти потребности и интересы осознаются на более высоком, теоретическом уровне.

Идеология - система взглядов и установок, теоретически отражающих социально-политический строй общества, его социальную структуру, потребности и интересы различных социальных сил.

Под влиянием идеологии может значительно меняться эмоциональный настрой тех или иных социальных групп, вся система социально-психологических мотивов их действий.

В) Формы общественного сознания: политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное, научное, философское. Каждая форма отражает соответствующие стороны общественной жизни и воспроизводит их духовно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.210.126.232 (0.077 с.)