Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия, её предмет, специфика философского знания. Функции философии↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Философия, её предмет, специфика философского знания. Функции философии Философия как система знаний о наиболее общих принципах, фиксирующих отношение человека к миру, возникает из потребности людей в выработке рациональных оснований, придающих мировоззрению целостность, а познавательным и практическим усилиям — направленность. Философия – форма деятельности человека направленная на осмысление основных проблем его бытия. Предмет изучения – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мироздания и мышления. Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей. Философия – это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение - его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов. Функции философии: 1) мировоззренческая – с помощью философии у человека формируется мировоззрение. 2) теоретико-познавательная – познает мир, вырабатывает новые знания. 3) ценностно-ориентационная – анализирует ценности и ориентирует человека на них. 4) интегративная – соединяет все знания и опыт, накопленные человеком в картину мира. 5) критическая – критически анализирует происходящие явления в чем-то. 6) прогностическая – философия анализирует происходящее и предсказывает события 7) аксиологическая – соц., нравственные, эстетические ценности. 8) методологическая – применение определенных методов, позволяющих получить определенные знания.
Особенности философского знания Древнего Востока: школы и основные идеи Характерной особенностью восточной философии является нерасчлененность исследования: любая проблема рассматривается одновременно с позиций антологии, гносеологии, этики и т.д. Философия и наука на Востоке до ХХ в. были тождественными. Отсюда – практическая направленность философских принципов и их использование в различных областях человеческой деятельности. Смыслом жизни в странах Востока является самоизменение, а идеалом самоизменения выступает древность. Философия была призвана комментировать древние книги. Древняя Индия. Индуизм. Древнейшими литературными памятниками были ‘веды’ (знания для просвещенных) – собрание гимнов, жертвенных обрядов, религиозных песен. Со временем веды обросли философскими комментариями — Упанишады – основа восточной философии. ‘Первый человек’ в ведах – это тысячеглазый и тысяченогий Пуруша. Брахман – воплощение объективного мира. Атман – субъективное начало (Человек). Важнейшее положение упанишад – это единство брахмана и атмана, объекта и субъекта, мира и индивидуума. Освобождения от материального мира можно добиться с помощью йоги. Йога (сосредоточение усилия) – это система освобождения от земных страданий через самоуглубление, самосовершенствование. Особое место занимала ‘карма’ (судьба человека). Каждый человек подвержен закону кармы, т.е. в сумме добрых и злых дел. На основе упанишад сложилось несколько философских школ: Йога, Ньяя (логика), Вайшешика (космология) Буддизм. Основатель буддизма – принц СиддхартхаГаутама, который потом стал называться Буддой. Будда рассматривал мир как поток постоянно изменяющихся частиц бытия– дхармы (‘держать’, ‘утверждать’) – это стихийные носители собственной жизненной энергии, из которых состоят все проявления человека: любовь, ненависть, страх, ложь. Мир – это постоянно меняющийся дхарм. Они появляются, исчезают и снова появляются. Бытие человека – это также поток дхарм. Нирвана – это состояние, которое характеризуется абсолютной мудростью, абсолютной добродетелью и полным освобождением от страданий. Основные характеристики Древнеиндийской философии: космоцентризм, идеализм, концентрация философии на внутреннем мире человека (карма, сансара, нирвана), недеяние и самоуглубление Древний Китай. Даосизм. Даосизм (‘путь’) возник в эпоху Чжоу (XIII-III вв. до н.э.) – время зарождения китайской культуры. Основателем даосизма является Лао-Цзы. Дао – это космическая душа, это первоначало всего, сочетающее в себе духовно-телесные начала. Реальное бытие уходит в небытие, что означает постоянный источник движения. Везде ‘развито’ Дао. Принципы жизни человека – это слияние с Дао, которое можно достичь с помощью медитации или специальной гимнастики. В Даосизме проповедовался ‘Культ Неба’. Конфуцианство. Конфуций не оставил ни одной зафиксированной речи. Его учение опиралось на Дао, но оно является учением социального характера. Конфуций развивал принципы государственного управления. До сих пор эти принципы лежат в идеологии Китая. Основополагающая идея – Идея Неба. Небо – это первопредок, наделенный разумом. Вся жизнь Человека предопределена Небом. В основе учение о государстве лежит принцип стремления к добру. Главное – это не закон, а добродетель. Общие черты философии Китая: Антропоцентризм, Космоцентризм, Культ Неба, Принципы Недеяния и Стремления к Гармонии, Идеализация Древности.
Античная философия как явление культуры, этапы развития. Проблемы онтологии, гносеологии и диалектики в досократических философских школах Европейская и значительная часть современной мировой цивилизации прямо или косвенно являются продуктом древнегреческой культуры, важнейшей частью которой является философия. Согласно наиболее распространенной концепции античная философия прошла, как и вся культура античности, несколько этапов. 1) зарождение и формирование. В первой половине VI в. до н. э. в малоазиатской части Эллады – в Ионии, в г. Милете сложилась первая древнегреческая школа, получившая название милетской. К ней принадлежали Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их ученики. 2) зрелость и расцвет (V-IV в.в. до н.э.). Этот этап связан с именами таких мыслителей, как Сократ, Платон, Аристотель. Тогда же происходит становление школы атомистов, пифагорейской школы, софистов. 3) закат греческой философии в эпоху эллинизма и латинской философии периода Римской республики, а затем упадок и конец древней языческой философии. В этот период наиболее известными течениями эллинистической философии стали скептицизм, эпикуреизм и стоицизм. По содержанию философской мысли также выделяют: 1. Раннюю классику (натуралисты, досократики) Главные проблемы – «Физис» и «Космос», его строение. 2. Среднюю классику (Сократ и его школа; софисты). Главная проблема – сущность человека. 3. Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы). Главная проблема – синтез философского знания, его проблем и методов и др. 4. Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и др.) Главные проблемы – мораль и свобода человека, познание и т.п. К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся: • милетская школа; • школа пифагорейцев; • школа Гераклита Эфесского; • элейская школа; • атомисты. Характерными чертами досократических философских школ являлись: • ярко выраженный космоцентризм; • повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы; • поиск первоначала, породившего все сущее; • гилозоизм (одушевление неживой природы); • доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.
Философия, её предмет, специфика философского знания. Функции философии Философия как система знаний о наиболее общих принципах, фиксирующих отношение человека к миру, возникает из потребности людей в выработке рациональных оснований, придающих мировоззрению целостность, а познавательным и практическим усилиям — направленность. Философия – форма деятельности человека направленная на осмысление основных проблем его бытия. Предмет изучения – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мироздания и мышления. Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей. Философия – это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение - его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов. Функции философии: 1) мировоззренческая – с помощью философии у человека формируется мировоззрение. 2) теоретико-познавательная – познает мир, вырабатывает новые знания. 3) ценностно-ориентационная – анализирует ценности и ориентирует человека на них. 4) интегративная – соединяет все знания и опыт, накопленные человеком в картину мира. 5) критическая – критически анализирует происходящие явления в чем-то. 6) прогностическая – философия анализирует происходящее и предсказывает события 7) аксиологическая – соц., нравственные, эстетические ценности. 8) методологическая – применение определенных методов, позволяющих получить определенные знания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.207.33 (0.01 с.) |