Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В чем суть мировоззрения как понятия и социального явления?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Почему так случилось, что в нашем обществе сформировалось ложное мировоззрение? И после этого попытаемся выяснить основные черты нового мировоззрения - мировоззрения ХXI века и третьего тысячелетия.
Мировоззрение - это отражение Мира в сознании человека, это общий взгляд человека на Мир и его место в нем, вырабатывающий определенные ценности, этику, деятельность, образ жизни людей и формирующий соответствующий путь (направление) развития цивилизации. Существуют четыре основных мировоззренческих вопроса, формирующих целостное, системное мировоззрение. Что есть Мир? (Сущность Мира, его происхождение и формы существования.) Что есть человек? (Происхождение и сущность человека.) Как человек взаимодействует с Миром? (Существование человека в Мире.) Как человек должен относиться к Миру и почему? (Познавательное, ценностное, этическое, деятельное отношение, формирующие образ жизни человека и направление развития цивилизации.) Первые три вопроса выполняют познавательную функцию и являются онтологическими (онтология - учение о бытии Мира и человека). Четвертый вопрос, кроме онтологической, выполняет ценностно-ориентационную функцию и совмещает аксиологическую проблематику (аксиология - учение о ценностях), этическую и деятельную (ценности этика деятельность образ жизни путь развития цивилизации). Для формирования целостного мировоззрения необходимо дать логически обоснованный ответ на все четыре вышеназванных вопроса, ибо все они взаимосвязаны и выстраиваются в единую мировоззренческую систему. Причем ответ на четвертый вопрос должен не только следовать из решения первых трех, но и логически обосновываться ими. И это единство нельзя разрушать, в противном случае системность мировоззрения нарушится! Этическая проблема как раз и заключается в том, чтобы найти убедительное обоснование, вескую мотивацию определенного нравственного поведения и деятельности. (Мир таков... Человек таков... Именно потому, что Мир таков и человек является составной частью такого Мира, он должен относиться к нему, строить свое поведение и деятельность именно таким образом, а не иначе, в интересах Мира, а значит и в своих собственных интересах.) Мировоззрение - это своеобразная программа жизнедеятельности человека, которая программирует его на определенный образ жизни. Это - определенный код поведения, который человек сам вырабатывает для себя и добровольно принимает его (либо осознано, либо на веру). Роль мировоззрения в жизни общества очень велика, так как различные типы мировоззрений в конечном счете приводят к совершенно разным жизненным установкам и программе поведения, и деятельности. Человек - самопрограммирующееся существо, и роль программы выполняет именно мировоззрение. Поэтому от того, какую мировоззренческую программу он выберет, зависит все остальное (как причина и следствие).
Почему же в нашем обществе сформировалось искаженное, деформированное, а по существу ложное мировоззрение, так называемое научно-материалистическое мировоззрение, благодаря которому наша цивилизация «успешно» движется технократическим путем к неизбежной катастрофе и гибели? (Именно это мировоззрение является доминирующим в обществе, хотя и не единственным.)
Свою претензию на формирование мировоззрения выдвигают такие сферы духовной деятельности как религия, наука и философия. В учебниках по философии обычно говорится о том, что они формируют религиозное, научное и философское мировоззрение. Попытаемся разобраться, каких успехов удалось достичь на этом поприще каждому из этих трех направлений и какова доля вины религии, науки и философии в сложившейся кризисной ситуации?
РЕЛИГИЯ Важнейшим социокультурным феноменом нашей цивилизации является религия (все религии в целом). Она предприняла серьезную попытку сформировать целостное мировоззрение. И в какой-то мере ей это удалось. Действительно, на протяжении многих веков религиозное мировоззрение являлось доминирующим (по крайней мере, начиная с оформления трех мировых религий), оно выполняло цементирующую, скрепляющую роль в процессе образования государств, несло главную этическую нагрузку. Все религии основывались на «подсказке свыше», и в этом плане они являются уникальным источником информации. Однако религия обладает серьезными недостатками, естественными для своего времени, но все более неприемлемыми в современных условиях. Эти недостатки следующие. 1. Наиболее полно в религиозном мировоззрении раскрывается четвертый мировоззренческий вопрос («Как жить и почему?»). Религия выработала общечеловеческие ценности, веками служившие обществу точкой опоры, критерием нравственности, ориентиром поведения. Но онтологическим проблемам, вопросам бытия Мира и человека в религиях уделяется очень мало внимания, эти вопросы рассматриваются вскользь, поверхностно, довольно туманно и неубедительно. («В целом Библия очень мало говорит о событиях, наступающих после смерти и о природе потустороннего мира» 1 .) (1 Моуди Р.. Жизнь после жизни. - Москва-Рига: Синектика, 1991. С. 103.) Ограниченность и даже примитивность решения религией первых трех вопросов по большому счету неизбежна, так как эта информация предназначалась для человека, жившего 2 тысячи лет назад. Более сложную информацию он не воспринял бы. Но для человека ХXI столетия требуется другой уровень подачи и обоснования знаний.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.68.115 (0.011 с.) |