Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По дифференциации звуков «л-ль».↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Различение звуков «Л-ЛЬ».
ЛО-ЛЁ ЛУ-ЛЮ ЛЭ-ЛЕ ЛЫ-ЛИ ЛЁ-ЛО ЛЮ-ЛУ ЛЕ-ЛЭ ЛИ-ЛЫ лук - люк, галка – галька, юла – Юля, угол – уголь, ел – ель
В этом году тёплое лето. Володя увидел салют. В углу уголь. Мила любит лепить из глины лошадей. За селом поля и леса. Лёня и Володя были на футболе. Поля подметает полы. Лене купили ленту и лото. Юля купила юлу.
2. Звуки «Л-ЛЬ» в связных текстах.
ВАЛЕНКИ ДЛЯ ВАЛЕНЬКИ. В магазине Валеньке покупают валенки. Маленькие валенки до чего ж милы! Но надела валенки маленькая Валенька- Оказались валенки на неё малы.
КОЛОКОЛЬЧИК. Колокольчик голубой поклонись нам с тобой. Колокольчики – цветы очень вежливы. А ты? (Е. Серова)
НИНА - МОЛОДЧИНА. Няня на ночь Нину мыла. Нина мыло не любила. Но не ныла Нина, Нина – молодчина! (Е. Благинина)
СОСУЛЬКА. Сосулька испугалась высоты, Сосулька от испуга стала плакать; И потому опять настала слякоть. И потому опять в галошах ты. (А. Кондратьев)
ОБМЕНЯЛА КУКЛУ. Куклу Милу Лида мыла, С куклы грязи не отмыла. Но от мыла кукла Мила Полиняла, как могла.. От обиды куклу Лида Обменяла на осла. (Н. Кончаловская)
3. Игра «Доскажи словечко» На скамейке у ворот Лена горько слёзы … (льёт).
Подготовлен самолёт, Он отправился в … (полёт).
Серый волк в густом лесу Встретил рыжую … (лису).
У себя в саду Андрейка Поливал цветы из … (лейки).
КОМУ ПОЛ МЕСТИ. Коля и Юля играли в молчанку. Кто до обеда скажет хоть слово или сойдёт с места, тому пол в кухне мести. Вот сидят они в углу и молчат. Коля молчит и Юля молчит. Колю папа окликнул: «Николка, где ты? Иди на велосипеде покатаю». А мальчик не откликается. Сидит в углу и молчит. Тут мама Юлю позвала: «Юленька, возьми яблоко, сладкое, сладкое. Только сейчас купила». А Юля ни гу-гу. Сидит и молчит. Молчат они молчат, пока Коле чихнуть не захотелось. Повёл он носом да как на всю комнату: «Апчи!» - «Ага, Колька, ты «апчи» сказал. Тебе пол мести». «Ну да, - ответил Коля, - «апчи» - это не слово. Это ты первая заговорила». Подумала Юля полминуты и взяла веник. «Ладно, - сказала он Коле. – Хоть «апчи» - это слово, но ведь мама устала. Надо ей помочь». И начала пол мести. А Коле стало стыдно, и он побежал за совком. Вопросы по содержанию. Почему молчали Коля и Юля? Зачем папа позвал Колю, а мама Юлю? Почему не откликались Коля и Юля? Как спорили Юля и Коля после того, как Коля чихнул? Почему Юля решила мести пол? Формирование правильного звукопроизношения: звуки [р], [р,] (речевой материал) Приемы постановки [р]. 1). Многократное чередующееся произношение - т- и - д: тд,тд; тдд, тдд в быстром темпе, ритмично; при широко раскрытом рте язык должен смыкаться с альвеолами. При многократном произнесении ребенка просят сильно подуть на кончик языка – слышится вибрация. Но при велярном или увулярном [р] может возникнуть двуфокусная вибрация: задняя и новая, передняя, что создаёт грубый шум. 2). Постановка [р] в два этапа: а) ставится фрикативный [р] от [ж] при его протяжном произнесении без округления губ с перемещением переднего края вперед (т.к. [ж] – передненебный). При этом звук произносится со значительным напором воздуха и минимальной щелью между передним краем языка и альвеолами. б) выработка вибрации производится следующим образом: шариковый зонд вводят под язык, вызывая колебания движениями зонда вправо – влево или вверх – вниз. Прикасаться следует только к нижней поверхности передней части языка. Струя воздуха должна быть сильной. Вместо зонда может быть использован палец самого ребенка. 3). Проводится постановка [р] от [з] в том случае, если ребенок не произносит [ж], [ш]. Ребенка просят поднять кончик языка к альвеолам за верхними зубами, произнести протяжно [з] (получится звук подобный [ж]). Далее - см. указанный выше способ. 4). Присосать язык к небу до предела растянув «уздечку». Затем пальцами прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» остаются свободными. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса: тж. Упражнение повторять много раз, [тж] постепенно перейдёт в [тр]. В ряде случаев считается, что для постановки [р] необходима подрезка подъязычной связки («уздечки»). Однако это излишне. Причиной отсутствия звука [р] является слабость мышц языка и неразвитость «уздечки». При постановке [р,] чаще используется имитативный способ (по подражанию), при условии четкого произнесения [р]. Одновременно [р] и [р,] не ставятся, чаще сначала ведётся работа над [р].
-2- Автоматизация [р]. Наиболее приемлемым на начальном этапе автоматизации сочетанием звуков считается: тр – др -, поскольку -т – д – являются опорой для удержания языка у неба. Автоматизацию следует начинать со слогов: тра – тро – тру – тры. Варианты заданий: 1). Запомнить и повторить слоги с одинаковым гласным, соблюдая ударение: тра – тра – тра тра – тра – тра тра – тра – тра Цепочки слогов с другими гласными 1 го ряда (о, у, ы, э) отрабатываются аналогично. 2). Отработать интонацию вопроса и утверждения: тра – тра – тра? /голос повышается/ тра – тра – тра. /голос понижается/ 3). Запомнить и повторить: тра – тро – тру. 4). Предложить додумать слог до слова, произнести слово. тра (ва) тро (пик) тру (ба)
-3- Автоматизация [р] в словах. В книге А. И. Богомоловой «Нарушение произношения у детей» систематизирован материал на автоматизацию и дифференциацию звуков. Автор рекомендует начать отработку [р] в словах с ударением на слоге, включающем - тр - или - др -, например: травы, трап, трасса, матрос, метро, ватрушка и т.д. Далее - в словах без ударения на слоге: трава, трамвай, утро, тропа, тростник и т.д. В порядке усложнения следуют слова со стечениями: завтра, струна, пестрый, костры, страна; с обратными слогами: театр, педиатр, фетр, метр. В той же последовательности, но со звукосочетанием - др - звук автоматизируется в словах. Практика подсказывает, что можно применять различные приёмы для автоматизации звука: а) «Запомни и повтори» (предлагается 3-4 слова) б) «Отгадай загадку» Логопед подбирает загадки в форме стихов и нерифмованные, например: Поссорились два рака – в реке большая …(драка). * * * Самая крупная бегающая птица жарких стран (страус). * * * Упряжка из трех лошадей (тройка). * * * Палочка для опоры при ходьбе (трость).
в) С опорой на картинки ответить на вопросы: Кого (что?) ты видишь? – матроса, дрозда, кедр и т.д. Кому (чему?) ты радуешься? – другу, страусу, утру и т.д. О ком (чем?) ты расскажешь дома?- о подростке, о завтраке, о тетради.
-4- Автоматизация [р] в предложениях рассказах, стихах, диалогах. После усвоения материала, включающего слова (с тр – др -) рекомендуется переходить к следующему этапу – закреплению [р] в предложениях в следующей последовательности: 1) со звукосочетаниями - тр – др: Завтра мы идем в театр. Трамвай везет нас по центру, и т.д. 2) в обратном слоге -ар (ор, ур, ир) при условии, что не слышится призвука т (д). «Вначале заучиваются отдельные слова со звуком [р], затем самостоятельные фразы. После проговаривания и заучивания фраз ребёнок заучивает всё стихотворение и текст». /Из книги Богомоловой, стр. 8/. Пример: Федор метет двор. На стене карта. * * * - Егор, Егор, укажи свой двор! - А вон мой двор, голубой забор!
3) в прямом слоге закрепляется [р] при условии, что он произносится раскатисто и длительно, без выключения голоса. А. И. Богомолова: «Если звук не получается раскатистым и длительным, необходимо дополнительно проработать упражнение на произнесение [р] в обратных слогах.» • На занятиях сопряженно с автоматизацией звука и развитием фонематических процессов решаются следующие задачи: расширение и уточнение словаря, развитие грамматического строя речи, формирование слоговой структуры слов, просодической стороны речи, установление логических связей.
Варианты заданий на автоматизацию [р] в предложениях и текстах.
Задание. Составить предложения из слов. Куртка, Федор, надевать; Пожар, ферма, на; Идти, дежурство, Егор, на; Паркет, Федор, натер. Составить схему последнего предложения. Задание. Заучить двустишие. Петр Петрович Прыгунов Прибыл из Перми в Ростов. /Т. Кириллова/ - Как зовут отца Петра Петровича? (- Петр). - Назови имя и фамилию Петра Петровича. - Какие города мы назвали? - Какое слово похоже по смыслу на слово «прибыл»? (приехал) Задание. Составить слово из звуков: б, о, р. После того, как слово названо, логопед уточняет значение «Бор – хвойный лес».
Выучить стихотворение /предлагается детям, у которых сформирован [л,]. Возле леса на опушке, украшая темный бор, Вырос пестрый, как Петрушка, ядовитый мухомор. /Е. Алексеев/. Задание. Выучить стихотворение. За окошком забор, За забором старый бор. Я забор уберу, Чтобы дом стоял в бору! /А. Клюшев/ - Что за окошком? - Что за забором? - Что находится между окошком и бором?
Задание. Прослушать стихотворение, ответить на вопросы, назвать слова со звуком [р].
Егор и Трезор. Вышел бы Егор во двор, только трусит: У крыльца щенок Трезор, вдруг укусит? Хочет в дом войти Трезор, только видит: У окна сидит Егор – вдруг обидит!
- Кто кого боится? Егор – Трезора, Трезор – Егора. - Куда хочет выйти Егор? - во двор - Куда хочет войти Трезор? - в дом - Если Егор подружится с Трезором, то Трезор кто будет Егору? - друг - А Егор Трезору? - друг.
Примечание. Стихотворение предлагается, если ребенок артикулирует [р,].
Задание. Выучить стихотворение. Маленького Юрочку Обижает курочка, Отняла пеструшечка Сладкую ватрушечку. Из-за этой курочки Без ватрушки Юрочка. - Кто обижает Юрочку? - курочка. - Как, ты думаешь, она выглядит - белая(черная или пестрая)? - Без чего остался Юрочка?
Примечание. Если ребенок не произносит [л], логопед может заменить слово – сладкая – на - мягкая -. Объясняется значение слов «ватрушка» – лепешка с начинкой наверху, «пестрая» – покрытая разноцветными перьями.
Задание. Выучить стихотворение /если ребенок владеет артикуляцией [л]/. На лугу под горкой Лежит сырок с красивой Красной коркой. Сорок сорок, В короткий срок Съели сырок.
- Кто съел сырок? – сороки - Долго они ели или нет? - «короткий срок» - значит «небольшой по времени» - Что короче по времени - день или неделя? (минутка или день?)
Игра «Назови ласково»: Сырок – сырочек Красная – красненькая Корка – корочка Короткий - коротенький
Задание. Ознакомить с текстом стихотворения. Норка. Под кустом ореха норка. Проживает в норке норка.
Логопед объясняет значение слов: Норка – жилище, вырытое под землей. норка – зверек с блестящей красивой шерстью.
Предлагается ребенку поднять руку, если услышит название зверька (читается 2й раз).
- Как называется жилище норки? – норка - У маленького животного норка, а животное побольше вырыло что? – нору - Как называют мышку и мышкино жилище? – норушка.
Затем ребенок выбирает из текста слова со звуком [р], заучивает стих.
Задание. Аналогично предыдущему проводится работа с текстом «Барсучата» /при наличии артикуляции [р,]/. Под березой на пригорке Барсучата роют норки. Им показывает мать, Как они должны копать. /Е. Александрова/ - Кто мама барсучат? – барсучиха - А папа? - барсук - Как делают норки? – роют
Задание. Отгадать загадку: За пнем - бугорок, А в нем - городок. /Муравейник/ - Кто живет в муравейнике? - Как назвать ласково пень? – пенек - Что впереди нарисуем, если превратимся в художников – пенек или муравейник? /впереди - пенек, а за ним - муравейник/. Задание. Игра «Назови одним словом» Груши, виноград, персики – это что? – фрукты Трамвай, пароход – это что? - транспорт Рубанок, топор - это что? - инструменты Тромбон, труба, гармонь, аккордеон - это что? - инструменты музыкальные. Кто на них играет? - музыканты
Вниманию детей предлагается стихотворение. Играет Рая на тромбоне, играет Рома на трубе, Макар играет на гармони, а Герман на аккордеоне. Квартет играет в парке под кедрами у арки.
- Назовите музыкальные инструменты, о которых я прочитала в стихотворении? - Кто на чем играет? /Рая играет на тромбоне и т.д./ - Как называется ансамбль из 4х музыкантов? – квартет - Где играет квартет? – в парке - Под какими хвойными деревьями – соснами или кедрами?
Задание. Разделить лист тетради на 2 части. Предложить прослушать стихотворение, ответить на вопросы. Есть у Раи огород: там морковка и горох, Справа огород Федоры. А растут там помидоры.
- Справа чей огород? А слева? - Что растет у Раи, а что у Федоры? - Назови слова со звуком [р].
Логопед: Федора и Рая любят загадывать загадки. Угадай, кто из них сочинил загадку (об овоще, который выращивает). Как на нашей грядке выросли загадки – Сочные да крупные, вот такие круглые, Летом зеленеют, к осени краснеют. /Помидоры/. Дети: Загадку придумала Федора / помидоры, сочные, крупные, круглые/.
Задание. Предложить ребенку произнести: «ох – ох – ох» с различной интонацией /радости, недовольства, грусти/. Логопед: Послушай стихотворение, скажи, кто охает и радуется, илижалуется. Ох, ох, ох, ох! – разворочался горох, - Если дверка на крючке. /Л. Бранницкая/ После проговаривания слов со звуком [р], дети воспроизводят текст с нужной интонацией (недовольства).
Задание. Логопед предлагает сказать «с добрым утром» одному ребенку весело, а другому так, как будто у него плохое настроение. Дети приветливо здороваются. Логопед читает четверостишие: С добрым утром, детвора! Я встаю, и вам пора. Сколько разных дел вокруг для проворных наших рук. Детям предлагается сказать, как здороваются днем (добрый день), вечером (добрый вечер). Звук [р] утрируется при проговаривании. Прежде, чем назвать слова со стечениями, отрабатываются стечения. Кро – кро – крот Кру – кру – крупа Пру – пру – пружина Фро – фро – Фрося Бро – бро - брови -11-
Задание. Проговаривать скороговорки сначала медленно, затем быстро. В нашей покупке – Крупы и крупки. Добры, добры Идут в боры. Вопросы: - Почему крупы назвали покупкой? Покупка – это купленная вещь. - Грузовик в магазин привез покупки? Дети: Нет, их еще не купили.
Задание. Заучить скороговорку. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупочки мои. Логопед: Что можно назвать крупными покупками и не очень крупными?
Задание. Пересказать (с опорой на вопросы) рассказ.
«Мечта таракана». У Ромы в кармане дырка. Рома набивает карманы едой. Таракан ходит за Ромой и подбирает сухари, баранки, фрукты и крошки от торта. Сегодня таракан позовет в гости своих друзей, и будет у них пир горой. Дырка в кармане неряхи – мечта каждого таракана. /Алифанова/ - Как назвать карман Ромы? – драный
Логопед: Драный – порванный, дырявый . - Мы скажем какое слово с [р] твердым? – драный - Как скажем про платье? – драное - Как скажем про шапку? – драная - Как скажем про шорты? – драные - Что нужно сделать с дыркой? – зашить
Дифференциация твердого и мягкого звуков [р] - [р,]. Дифференциацию можно представить «такими видами речевой деятельности в их переходе от более простых к более сложным: произнесение (чтение) слов, называние картинок, произнесение предложений, текстов загадок, шуток, потешек, дополнение предложений по картинкам, составление ответов по картинкам, заучивание стихов, пересказ текстов, составление рассказа по картинкам» / «Нарушение произношения у детей», стр. 7, А. И. Богомолова/. Приведем примеры заданий на дифференциацию [р] - [р,]. 1). Произнесение слогов. Ра-ря ру –рю Ро- ре ры – ри и т.д. 2). Произнесение слов. Рад – ряд круг – крюк Роза – береза коровка – Буренка Руки – брюки парад – наряд и т.д. 3). Дополнение предложений по картинкам. Логопед показывает две картинки - ряд – парад (ребенок их называет), затем просит ребёнка дополнить предложения по картинкам. Идут полки за рядом … (ряд) – на Красной площади … (парад). Аналогично: березы – морозы Осторожные … (березы) прячут листья от … (морозов). Рита – корыто Рита наливает воду в … (корыто). руки – брюки У тебя такие (руки), что сбежали даже (брюки). 4). Дифференциация [р] - [р,] в стихотворных и прозаических текстах, загадках.
Задание. Выбрать из текста, произнести слова со звуками [р], [р,]; выучить Стихотворение. Береза. /И. Токмакова/ Если б дали березе расческу, Изменила б береза прическу: В речку, как в зеркало, глядя, Расчесала бы кудрявые пряди, И вошло б у нее в привычку По утрам заплетать косичку. Задание. Отгадать загадки, выучить тексты. Без рук, без топоренка Построена избенка. /Гнездо/. Рано утром в октябре Дворник ходит во дворе. Подобрал он все иголки, Что упали возле елки. /Ёж/. Задание. Прослушать стихотворение Н. Сидельникова. Прозрачный красный шарик На нитке я держу. Через прозрачный шарик На все вокруг гляжу. Я вижу речку красную И красный солнца шар, И много, много красного, Как будто всё – пожар. Логопед предлагает игру: он называет предмет, а ребенок, как бы глядя через красный шар, говорит, какой предмет. Пример: ведро – ведро красное дорога – дорога красная рябина - рябина красная а ромашка -? (ромашка красная) брюки – брюки красные
Задание. Проговаривать текст стихотворения:
Спускался я с пригорка и ведра нёс в руках – Бренчали два ведерка о всяких пустяках. Когда же шел я бодро от речки до ворот – Помалкивали ведра, воды набравши в рот. /А. Шлыгин/.
- Какие ведра бренчат? – пустые.
Логопед просит ребенка показать, как носят ведра и сказать о себе. Я несу два ведра с водой. /или пустые ведра/.
Задание. Учить детей использовать в речи отрицательную частицу -не. Вся деревня, весь народ Мчится к Тане в огород, Бежит через дорожку Смотреть не на картошку, Не на брюкву крепкую, Не на свеклу с репкою, А на маковы цветы Небывалой красоты! На цветы прекрасные! Алые да красные! /П. Позднеева/. - Как назвать маковы цветы одним словом? – маки - Какие вы услышали названия овощей со звуком [р], [р,]?
Логопед предлагает поиграть в игру «Приусадебный участок» («Азбуковедение», стр. 225). У хозяйки есть огород, на котором она выращивает овощи. Какие овощи имеют в названии [р], [р,]? /горох, морковь, петрушка, помидоры, картофель, редис, репа, редька, сельдерей/. Какие растения имеют [р] в названии? /береза, рябина, крыжовник, смородина/. Какие грибы имеют [р] в названии? /боровики, грузди, рыжики, сыроежки, чернушки, подберезовики/.
Задание. Пересказать рассказ «На огороде». Мама работала на огороде. Прибежали ребята. Ребята помогали маме. Вера поливала морковь. Боря полол репу. Кира сажала помидоры. Хорошо помогали дети. -Где работала мама? - Кто помогал маме? - У кого из помощников в имени [р], у кого - [р,]?
Задание. Пересказать рассказ «Хвастливый медвежонок».
Жил в лесу медвежонок. Он очень любил хвастаться. Увидел у бельчонка орех и говорит ему: «У тебя один орех, а у меня много…» Чего? «орехов» - говорит бельчонок. Встретил он зайчика, который нес морковку зайчатам. Он ему и говорит: «У тебя одна морковка, а у меня много…» Чего? Логопед предлагает пофантазировать, кого и с чем встретил медвежонок. Например: Встретил ежика, который нес гриб. Что сказал медвежонок? Дифференциация [р] - [л]. а) в слогах: ра - ла ря – ля ял – яр ро – ло ро – лё ёл – ёр ру – лу рю – лю юл – юр и т.д. б) в словах: рак – лак рос – колос рама – лама роза – лоза игра – игла крот – плот рис – лис Марина – малина горит – болит серенький – беленький
Литр, люстра, тарелка, прялка, маляр, столяр, горло, леопард, Лариса, вертолёт, глухарь, словарь, журнал и т.д.
б) в предложениях: Брат надел халат. Мыло серо, да моет бело. Прилетели голуби, сели возле проруби. У Веры ручка лучше, чем у меня.
Варианты заданий надифференциацию [р] - [л].
Задание. Выучить стихотворение. Маляры пришли втроем, Обновили старый дом: Был облезлый, скучный, голый, Стал нарядный и веселый! Все ребята со двора Малярам кричат: «Ура!»
Словарная работа. Логопед: - Кто красит дома? – маляры. - Сколько их пришло? – трое. - Кто строит деревянные дома? – плотник. - Кто делает деревянные стулья, столы и другие изделия? – столяр. Запомни и повтори: столяр – маляр – плотник. В каком слове нет [р]? В каких словах есть [л], [л,]?
Задание. Выучить считалку. Считалка о рыбалке. Повезло опять Егорке! У реки сидит не зря: Пять карасиков в ведерке и четыре пескаря. Но смотрите – у ведерка появился хитрый кот. Сколько рыб домой Егорка на уху нам принесёт?
Логопед: А сколько бы принес Егорка рыбок, если бы не появился кот?
Задание. Прослушать стихотворение, выделить слова со звуками [р], [р,], [л], [л,]. Как на горке, на горе Стоит домик во дворе. В этом домике живет Очень странный рыжий кот. В рот мясного не берет, А разводит огород. В огороде у кота – Гляньте, что за красота! Свёкла, брюква, сельдерей, Просто лук и лук – порей…
Он не скуп – наоборот: Если в гости кто придет, Овощами с огорода Угощает рыжий кот. Всех за стол садиться просит И с достоинством приносит Свёклу, брюкву, сельдерей, Просто лук и лук – порей… /В. Лифишц/
Логопед предлагает договорить слова – действия. Кот в домике … /живет/. В рот мясного не …./берет/ Овощами с огорода … /угощает/. Всех за стол … /садиться просит/ С достоинством … /приносит/.
Задание. Выучить стихотворение «Репей». - Как назвать того, кто путешествует? – путешественник. - Кого из этого стихотворения можно назвать путешественником? /Или кто хочет стать путешественником?/
Репей. Под забором у края степей Сладко спал одинокий репей; Спал и видел прекрасные сны, Как он вцепится в чьи-то штаны, В волчий хвост или в заячью грудь И в далёкий отправится путь. /В. Берестов/ Логопед: Можно ли назвать слова «путь» и «путешественник» словами – родственниками? – да.
Задание. Отгадать загадку. Лег в карман и караулю Реву, плаксу и грязнулю. Быстро вытру реки слёз, Не забуду и про нос. /Платочек/. - Что караулит рёву в кармане? – носовой платок. - Что он сделает с грязнулей? – вытрет лицо, нос, руки. - Почему платок назвали носовым? - Как назвать платок, которым покрывают голову? – головной.
Задание. Пересказать текст «Ворона». Летом Боря пошел с сестрой в лес за грибами. Собирая грибы, он вдруг услышал, как кто-то громко закричал: «Карр-карр!» Он поднял голову и увидел на дереве большую ворону. Она сидела на самой верхушке и громко кричала: «Карр – карр - карр!»
- Как она кричала?
Задание. Проговаривать текст стихотворения. По лесной тропинке Шла домой Аринка И несла в корзинке Пирожок с начинкой. С яблоком, с орехом Да с веселым смехом. Угощались пирожком Три буренки с пастушком. Рассмеялся пастушок, Уронил в траву рожок, Разбежались все буренки, Только хохот слышен звонкий. /Е. Лось/ Задание. Выучить скороговорку. Собирала Маргарита Маргаритки на горе. Растеряла Маргарита Маргаритки на траве. /Н. Кончаловская/ - Кто собирал маргаритки? - Что собирала Маргарита? Задание. Проговаривать, воспроизвести интонацию восклицания.
Трещал морозец. Трещал морозец во дворе, Замерз Трезорка в конуре. Побрел Трезорка в коридор, А дверь закрыта на запор. Трезорка робко тронул дверь: - Откройся дверь! Я добрый зверь! Я не пантера и не рысь, Пришел погреться, распахнись! - Поторопись. А то прижму!
Задание. Произносить текст стихотворения.
Куда в машинах снег везут? Ирина Токмакова
Куда в машинах снег везут? Наверно, в странах жарких Его ребятам раздают На Новый год в подарках. Получат полные кульки – И все бегом играть в снежки! Снежки не долетают, На жарком солнце тают, И только лужи там и тут… Зачем в машинах снег везут?
Список источников и литературы:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.57.228 (0.015 с.) |