Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение для развития напора выдыхаемого воздуха.↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Уклад органов артикуляции. При произнесении звука [ц] губы нейтральны и принимают положение в зависимости от следующего гласного. Расстояние между зубами 1-2 мм. Для звука характерна сложная язычная артикуляция: он начинается со смычного элемента (как при [т]), при этом кончик языка опущен и касается нижних зубов. Передняя часть спинки языка поднимается к верхним зубам или альвеолам, с которыми производит смычку; боковые края языка прижаты к коренным зубам. Звук заканчивается щелевым элементом (как при [с]), который звучит очень кратко. Граница между взрывным и щелевым элементом не улавливается ни на слух, ни артикуляционно, т.к. они слиты воедино. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки разомкнуты.Выдыхаемая струя воздуха сильная. Характеристика звука. Звук[ц] согласный, глухой, твердый. Артикуляционные упражнения. Хорошее произнесение звуков [т] и [с] в отдельности не всегда гарантирует постановку звука [ц] по подражанию. Упражнение для развития напора выдыхаемого воздуха. Просунуть между зубами кончик языка, прижать его зубами. Быстро разжать зубы и с силой отдёрнуть кончик языка внутрь (не слишком далеко) одновременно с выдохом воздуха толчком. Слышится межзубный [т]. 2. «Катушка». Цель: вырабатывать умение поднимать боковые края языка, прогибать спинку языка, удерживая кончик языка у нижних зубов. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижны. Упражнение для выработки правильного артикуляционного уклада. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам, передняя часть языка прижата к небу. Без включения голоса произносить звук, имитирующий звук [т]. Произнесение звука происходит в момент размыкания, когда кончик языка отскакивает от нижних зубов под напором сильной воздушной струи. 4. Упражнение в произнесении звуков [т] и [с]. Перед постановкой звука [ц] полезно проводить упражнения в поочередном произнесении звуков [т] и [с], что способствует быстрому переключению языка из одного положения в другое и необходимо для правильного произнесения звука [ц]. Сначала звуки произносятся медленно, затем темп убыстряется и звуки произносятся без перерыва: тс-тс-тс. При произнесении ощущается один удар воздушной струи (контроль тыльной стороной ладони). Следить, чтобы дети не произносили тэс или тыс. Постановка звука. (если не удалось вызвать по подражанию) 1. Губы напряжены и растянуты в улыбке. Открыть рот. Кончиком языка напряженно упереться в нижние резцы. Спинка языка выгнута и касается верхних резцов. Чтобы спинка языка лучше соприкасалась с небом, боковые края языка зажимаются между коренными зубами и остаются зажатыми в момент выдоха. Кончик языка остается свободным. Одновременно с коротким и сильным выдохом кончик языка отскакивает от нижних резцов. Слышится короткий звук [ц]. 2. Повторить предыдущее упражнение без зажатия зубами боковых краев языка. ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ц В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ Упражнение 1. Произносить (читать) слоги. Образец: а - ц, о-ц, у-ц, ы- ц, я- ц, ё - ц, и - ц, е - ц. ац-оц-уц-ыц ац-ёц-юц-ец ыц -уц -оц -ац ец - иц - ёц - яц ыц - иц - уц - ец ец - уц - иц - ыц Упражнение 2. Произносить (читать) слова. 1. С ударением на слоге. Образец: мат-ра — ц, бо-е — ц Ац, ёц, иц, яц Паяц, матрац, клёцки, шприц. ец Боец, отец, жнец, борец, гонец, конец, жилец, певец, рубец, глупец, дворец, удалец, огурец, пловец, беглец, кузнец, образец, леденец, молодец, наконец, продавец. Без ударения на слоге Образец: коло-де — ц. Заяц, горец, палец, перец, танец, ранец, братец, беженец, колодец, мизинец.
Упражнение 3. Назвать предметы, изображённые на картинках.
Упражнение 4. Произносить (читать) предложения. Образец: У Вовы ране — ц. Во дворе колоде —ц. Ваня поит овец. У Маши леденец. В кустах заяц. Вова — хороший пловец. Колодец глубокий. Мой дядя — кузнец. Выбей матрац. Возьми огурец. Продавец подал перец. Морозец румянит людей. Я порезал мизинец. Теперь там рубец. Зиме конец, прилетел скворец. Маленький братец суёт в рот палец.
Упражнение 5. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.
Под кустом сидит ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ц В ПРЯМЫХ СЛОГАХ Упражнение 6. Произносить (читать) слоги. ца-цо-цы-це це-цы-цо-ца цо-цы-це-ца ца-це-цы-уо цы-це-ца-цо цо-це-цы-ца
Упражнение 7. Произносить (читать) слова. С ударением на слоге. Ца, цо Овца, цапля, пыльца, мерцать, лицо, яйцо, кольцо, крыльцо, ружьецо, цокать, деревцо, пунцовый. Цы, ци Цып-цып, цыган, отцы, бойцы, жильцы, концы, пловцы, певцы, борцы, огурцы, дворцы, гонцы, молодцы, кузнецы, продавцы, цирк, цифра, циркуль, цинковый. це Цех, цель, цепь, центр, цепкий, целый, оценка, рецепт, офицер, зацепка. 2. Без ударения на слоге. ца: Яйца, улица, мельница, водица, певица, теплица, граница, больница, пшеница, рукавица, колхозница, курица, кольца, кашица, кожица, горница, пятница, умница, конница, кузница, луковица, пуговица, царапина. Цы, ци: Овцы, зайцы, улицы, больницы, пальцы, луковицы, пуговицы, мельницы, ножницы, рукавицы, колхозницы, цыганка, цыплёнок, цинга, цилиндр, акация, авиация, милиция, операция, лекция, порция. Упражнение 8. Назвать предметы, изображённые на картинках.
Упражнение 9. Произносить (читать) предложения. На цепи собака. На опушке зайцы. В конце деревни кузница. У нашего дома акация. Мне нужна пуговица. Подай мне ножницы. Мы по улице бежим. Бойцы охраняют границы. У Вовы на пальце царапина. В колодце холодная водица. В мешке огурцы и луковицы. На улице мороз-бери рукавицы. Ходят по улице мокрые курицы. К колодцу пришли овцы. Зайцы обглодали деревцо. По улице едет конница. В цирке мы видели медведицу. Колхозница цедила молоко. У восьмёрки два кольца без начала и конца. Упражнение 10. Загадки: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. (Ножницы) Кто всех пугается, под кустом спасается, да на зуб волку попадается.(Заяц) Два близнеца, два братца на нос верхом садятся.(Очки)
Упражнение 11. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения. Я потерял
Продавец принёс
Упражнение 12. Чистоговорки и стихи. Це-це-це, це-це-це, Цо-цо-цо, цо-цо-цо Вот вам сказка о яйце, Сами мы съедим яйцо. Цо-цо-цо,цо-цо-цо, Цу-цу-цу, цу-цу-цу, Курица снесла яйцо. Не пускать её к яйцу! Киска тянется к яйцу Отогнали? Молодцы!
Посылали молодицу, Цып-цып-цып, цыплятки, На улицу по водицу, Есть водица в кадке, А водица далека, Кто меня боится, А бадейка велика, Тем не дам водицы, Ты, девица, не ходи, Вот бегут цыплятки, Молодица, посиди. Не боятся кадки, Возле кадки блюдце, Все они напьются. Упражнение 13. Произносить (читать) и пересказывать тексты. 1. У куста сидит заяц. Охотник целится в зайца. Бац! И заяц ускакал. 2. Две цапли свили гнездо на болотце. Отложили яйца. Долго сидели цапли на яйцах. Наконец появились птенцы. Братец У меня братец Ваня. Он маленький. Так и норовит палец в рот сунуть. Мама меня просит следить за Ваней. Во дворе колодец. Ваня может упасть в колодец. Может сунуть палец в рот собаке. Ваня любит сладкое. Дал ему продавец леденец. Ваня схватил леденец и сосал. Вырастет Ваня — будет молодец. На границе Отец служил на границе. Вместе с другими бойцами он охранял границу. Им помогали собаки. Бойцы ценили собак. Собаки любили бойцов. У отца была собака Цибик. Цибик не раз помогал отцу. Один раз отец был ранен. Цибик спас его от смерти. Отец помнит Цибика. Упражнение 14. Произносить (читать) и пересказывать текст. Цыплята Вывела курица цыплят. Все они одинаковые, пушистые. Дала курица им имена. Цыплёнка, который родился первым, курица назвала Цып. Цыплёнка, который родился вторым, курица назвала Цып-Цып. Цыплёнка, который родился третьим, она назвала Цып-Цып-Цып. Чем позже родился цыплёнок, тем длиннее у него было имя. Самое длинное имя было у десятого цыплёнка Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып. Когда цыплята получили имена, они стали ссориться.Цыплёнок, имя которого было длиннее, ссорился со всеми, у кого имена были короче. Цып-Цып не здоровался с Цыпом. Цып-Цып-Цып задирал нос перед Цыпом и Цып-Цыпом. Самым гордым был десятый цыплёнок. Он носил самое длинное имя. (По М. Петрову.) Планы индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения: звук [ш] (краткий) I. Развитие фонематического восприятия, различение на слух звуков (с – ш) в слогах, начале слова в игре: «Кто говорит Саня или Шура?»
II. Отработка артикуляционных упражнений и выработка направленной воздушной струи для постановки звука Ш. 1. «Рупор» – 4-5 раз. 2. «Качели» – 4-5 раз. 3. «Почисти зубки» – 4-5 раз. 4. «Вкусное варенье» – 4-5 раз. 5. «Чашечка» – 4-5 раз. 6. «Фокус» – 4-5 раз.
III. Постановка звука Ш (по подражанию, основываясь на тактильных ощущениях).
IV. Автоматизация поставленного звука Ш изолированно, в слогах, начале слова (со слогом – ша, фразах (ответах на вопросы со словами: шаг, шар, шапка, шарф и т. д.).
V. Отработка слоговой структуры слова и определение позиции звука Ш в этих словах.
VI. Дифференциация (ранее отработанных) звуков.
План Индивидуального занятия (подробный) I. Развитие фонематического восприятия, различение на слух звуков (с – ш) в слогах, начале слова в игре «Кто говорит Саня или Шура?» Покажи пальчиком (на картинку), кто говорит Саня или Шура? (с, ш, ш, с; са, ша, су, шу, со, шо, сы, ши, сэ, ше; сад, шар, санки, шапка, сук, шут, сын, шина, сок, шок, сутки, шутки, сумка, суп, шуба). II. Отработка артикуляционных упражнений, подготавливающих к постановке звука Ш. 1. «Рупор» - губы округлены и чуть вытянуты вперед, зубы сомкнуты (4-5 раз). 2. «Качели» - попеременно поднимание и опускание кончика языка за верхние и нижние зубки (4-5 раз). 3. «Почисти зубки» – водить кончиком языка то за нижними, то за верхними зубами (4-5 раз). 4. «Вкусное варенье» - вести широким кончиком языка с верхней губки внутрь в рот, губы в улыбке, рот приоткрыт (4-5 раз). 5. «Чашечка» - рот широко открыт, передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов (4-5 раз). 6. «Фокус» - поднять широкий кончик языка к верхней губе (не прижимать) и дуть на кончик носа, где лежит ватка. Ватка должна от дутья подниматься вверх (4-5 раз). III. Постановка звука Ш. Сначала пробую поставить звук Ш по подражанию, основываясь на тактильные ощущения. Если у ребенка не получается, то ставлю звук с помощью следующего приема. Ребенок несколько раз произносит слог СА и во время его произнесения постепенно (плавно) поднимает кончик языка по направлению к альвеолам. По мере подъема языка меняется характер шума согласного звука. В момент появления шипящего шума, соответствующего акустическому эффекту нормированного Ш, логопед фиксирует внимание ребенка с помощью зеркала на этой позе. Затем просит сильно подуть на кончик языка, присоединяя к выходу звук а ( в результате слышится слог Ша). Ребенок произносит слог СА при верхнем положении языка и внимательно прислушивается к тому, какой звук при этом получается. IV. Автоматизация поставленного звука Ш. 1. Изолированно в игре «Змея шипит» - ш-ш-ш-ш несколько раз (можно то громче, то тише). 2. В слогах: ша-ша-ша, шу-шу-шу, шо-шо-шо, ши-ши-ши, ше-ше-ше (медленно и утрированно). 3. В начале слова, фразах (в ответах на вопросы логопеда предложениями) по картинкам, карточкам. Например: · Шаль – Что у мамы? – У мамы шаль. · Шакал – Кто в клетке? – В клетке шакал. · Шалун – Кто Вова? – Вова шалун. · Шапка – Что у Димы? – У Димы шапка и т. д. 4. Отработка слоговой структуры слова и определение позиции звука Ш в слове. Например: шу-ба – 2 части (слога), звук Ш в начале слова. 5. Автоматизация звука Ш на последующих занятиях в середине слова в словах и фразах по картинкам и карточкам. Например: · Лошадка – Что у Шуры? – У Шуры лошадка. · Кушал – Что делал Дима? – Дима кушал. · Каша – Что кушал Дима? – Дима кушал кашу. 6. Зачем на последующих занятиях звук Ш отрабатывается в слогах со стечением согласных и в словах в начале слова. Например: шка-шко-шку · Шкаф – Что купили? – Купили шкаф. · Школа – Куда идет Шура? – Шура идет в школу. 7. Далее звук Ш автоматизируется в закрытых слогах. Например: аш-ош-уш-ыш-иш · Кошка – Кто ловит мышку? – Кошка ловит мышку. · Ушки – Что у кошки? – У кошки ушки. 8. Далее звук Ш автоматизируется в чистоговорках, потешках, стихах, загадках, пересказе рассказов и т. д. · Шапка да шубка. Вот и весь Мишутка. · Шайба да клюшка, Вот и весь Илюшка. · Чашка да ложка Вот и весь Антошка. 9. Далее на занятиях осуществляется дифференциация в речи звуков: (ш-с) по той же схеме: изолированно, в слогах, в начале и середине слова, в закрытых слогах, фразах, чистоговорках и текстах, дидактических играх. Например: игра «Вставь нужное слово» 1. сок – шок Маша пила …(сок). У Сани от боли был … (шок). 2. шутки - сутки Папа приехал на следующие … (сутки). Он сразу начал говорить … (шутки).
КАРТОЧКА №1 Звук Ш – характеристика: согласный, глухой, твердый.
Артикуляция: кончик языка поднят за верхние зубы, губы округлены и выдвинуты вперед, изо рта идет теплая струйка воздуха.
КАРТОЧКА №2
ШУ– ШУ – ШУ, Я ПИСЬМО ПИШУ. 1. ШУМ, ШУМНО – Что в доме? – В доме шум. – Как в доме? – В доме шумно.
2. ШУБА – Что у Шуры? –
3. ШУТ – Кто шутит? –
4. ШУТИТ – Что делает шут? –
5. ШУТНИК – Кто Шура? –
6. ШУРУП – Что у Шуры? –
7. ШУМОВКА – Что у мамы? –
8. ДЫШУ, НОШУ, ПРОШУ – Что ты делаешь? – – Что ты носишь? – – Кого просишь? –
9. МИШУТКА – Что у Шуры?
10. ЧЕШУЯ – Что у рыбки?
11. Шапка да шубка, Вот и весь Мишутка.
КАРТОЧКА №3 КАРТОЧКА №4 ШИ – ШИ – ШИ, ЧТО-ТО ШЕПЧУТ КАМЫШИ.
1. ШИНА – Что у машины? – У машины шина. 2. ШИЛО – Что у Вовы? – 3. ШИПЫ – Что у шиповника? – 4. ШИТЬ – Что умеет мама? – 5. ШИПОВНИК – Что растёт у дома? – 6. ШИНЕЛЬ – Что у солдата? – 7. ШИПЕТЬ – Что умеете гусь? – 8. ШИПИТ – Что делает гусь? – 9. ШИРОКИЙ – Какой ремешок у Шуры? – 10. ШИТЬЁ – Что у мамы? – 11. УШИ – Что у кота? – 12. МАШИНА – Что купили Вове? – 13. МЫШИ – Кто шуршит? – 14. КУВШИН – Куда налили молоко? – 15. КАЛОШИ – Что у Димы? – 16. ЛАНДЫШИ – Что весной в лесу? – 17. МЛАДШИЙ – Какой Вова в семье? – 18. ТИШИНА – Что ночью в доме? – 19. ГОРОШИНА – Что катится по полу? –
КАРТОЧКА №5 1. ШКА – ШКО – ШКУ 2. ШКАФ – Что стоит в комнате? – В комнате стоит шкаф. 3. ШКАТУЛКА – Что у Маши? – 4. ШКОЛА – Куда идёт Алёша? – 5. ШКОЛЬНИК – Кто Миша? – 6. ШКУРКА – Какая шкурка у кошки? – 7. ШЛА – ШЛЕ – ШЛИ – ШЛЮ – ШЛЯ 8. ШЛА – Что делала Даша? – 9. ШЛАНГ – Что у Паши? – 10. ШЛЕМ – Что у Миши? – 11. ШЛИ – Что делали Паша и Миша? – 12. ШЛЮПКА – Что у Миши? – 13. ШЛЯПА – Что у Луши? – 14. ШТА – ШТО – ШТУ – ШТЫ 15. ШТАНЫ – Что надевает Алеша? – 16. ШТОПАТЬ – Мишины штаны надо штопать. 17. ШТОРА – Что висит? – 18. ШТОПОР – Что у мамы? –
19. ШТЫК – Что у солдата на винтовке? – КАРТОЧКА №6
1. ША – ША – ША – МАМА МОЕТ МАЛЫША. ШУ – ШУ – ШУ – Помогите малышу. ШИ – ШИ – ШИ – На поляне малыши. ШО – ШО – ШО – Говорим мы хорошо.
2. ШУ – ШУ – ШУ – Я флажком машу. ША – ША – ША – Вот флажок для малыша. ШИ – ШИ – ШИ – Ты флажком маши, маши. ШО – ШО – ШО – Получилось хорошо.
3. ШИ – ШИ – ШИ – ШИ – ШИ – ШИ – Что-то шепчут камыши. ШЕ – ШЕ – ШЕ – ШЕ – ШЕ – ШЕ – Это утка в камыше. ША – ША – ША – ША – ША– ША – Выходи из камыша! ШЕ – ШЕ – ШЕ – ШЕ – ШЕ – ШЕ – Нет уж утки в камыше. ШИ – ШИ – ШИ – ШИ – ШИ – ШИ – Что же шепчут камыши?
4. АШ – АШ – АШ – Дайте карандаш. ОШ – ОШ – ОШ – У меня нож. ИШ – ИШ – ИШ – У меня малыш. УШ – УШ – УШ – Теплый душ.
5. АШКА – АШКА – АШКА – Летит букашка.
6. ОШКА – ОШКА – ОШКА – На окошке кошка.
7. УШКА – УШКА – УШКА – Лягушка-квакушка.
8. ИШКА – ИШКА – ИШКА – Маленькая мышка.
КАРТОЧКА №7 Ш Потешки. 1. Наша Маша маленька, на ней шубка аленька. Опушка бобровая, Маша чернобровая.
2. а) Шапка, да шубка, вот он, наш Мишутка! б) Шайба, да клюшка, вот и весь Илюшка. в) Чашка да ложка, вот и весь Антошка.
3. а) Петушок, петушок! Выгляни в окошко, дам тебе горошка! б) Петушок, петушок, отдай Маше гребешок!
4. Мы кормили Машу. Маша, Маша, кушай кашу.
5. Тише, мыши, тише, мыши! Кот пришёл на нашу крышу.
6. Петушок, петушок! Золотой гребешок, маслена головушка, Шёлкова бородушка! Что ты рано поёшь, детям спать не даёшь!
7. Мышка полем шла, мышка грош нашла, Мышка шило купила, мышка валенки подшила.
8. Мышка сушек насушила, мышка в гости пригласила. Мышки сушки кушать стали – зубки сразу же сломали.
9. Богат наш Ермошка, у него есть кошка. Вот как кошка на окошке шьёт рубашку для Ермошки.
КАРТОЧКА №8 Ш
Скороговорки
1. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
2. Шапкой Мишка шишки сшиб.
3. Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.
4. Прошкина шавка укусила Пашку, бьет Пашка шапкой прошкину шавку.
5. Шишки у мишки, у мишки шишки, У плюшевого мишки сосновые шишки.
6. Мишка под душем моет шею и уши.
7. Кошка в окошке подушку шьет, мышка в сапожках избушку метет.
8. Мышонку шепчет мышь: – Ты всё шумишь, шумишь! Мышонок шепчет мыши: – Шуметь я буду тише!
9. Слушали старушки, как куковала кукушка на опушке.
10. В шалаше шесть шалунов. 11. Парус наш на совесть сшит, нас и шторм не устрашит.
12. Нашей Маше дали манную кашу. Маше каша надоела, Маша кашу не доела, Маша, кашу доедай, маме не надоедай.
13. Слышен шорох в камышах. От него шумит в ушах. Сто бесстрашных лягушат цаплю шепотом страшат.
14. Леша и Глаша едят пшенную кашу.
15. Яшка в фуражке едет на черепашке.
16. На окошке крошку мошку ловко ловит лапкой кошка.
КАРТОЧКА №9 Ш
Загадки
1. Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)
2. Чем больше из неё берешь, тем больше она становиться. (Яма)
3. Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыши)
4. В большой избе – избушка, а в избушке – щебетушка. (Птица в клетке)
5. Кто стоит на крепкой ножке в бурых листьях у дорожки? Встала шапка из травы, нет под шапкой головы! (Гриб) 6. С неба падают ледышки, прямо падают в ладошки. Есть ледышки меньше крошки. Есть ледышки больше шишки. (Град)
7. Старушка ползет, избушку везет. (Улитка) 8. Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка. (Матрешка)
9. Угадайте, что за шапка - меха целая охапка. Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору. (Заяц) 10. Идешь, идешь, конца не найдешь. (Дорога)
11. Под крышей ножки, а на крыше суп да ложки. (Стол)
12. Растет на суше, голова из плюша. (Камыш)
13. Под полом скребусь, а кошки боюсь. (Мышь)
14. Решила раз шалунья – кошка со мною поиграть немножко. По комнате меня катала, на мне все нитки размотала. (Клубок)
КАРТОЧКА №10
Ш Стихотворения 1. Кошкин вагон Кошка, кот и шесть котят ехать в Кошкино хотят. Сели кошки у окошек. Восемь окон – восемь кошек. Просят у проводника восемь плошек молока … Проводник Гав-гав смущен, вход собакам запрещен. /А. Стойло/ 2. Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу, потому что он хороший. /А. Барто/ 3. Мишка милый, мишка славный, неуклюжий и забавный. Весь из плюша мишка сшит, ватой пышною набит.
4. Шишки у Мишки. Бросил палку сверху Мишка. – Падай в шапку с ёлки шишка! Шишка – хлоп по голове. Стало шишке сразу две. /Е Петрищева/ 5. Черепаха. Черепаха всех смешит, потому что не спешит. Но куда спешить тому, кто всегда в своем дому? /Б. Заходер/ 6. Белка с ветки в свой домишко перетаскивала шишку. Белка шишку уронила, прямо в Мишку угодила. Застонал, заохал Мишка – на носу вскочила шишка.
7. Шила шубку – сшила юбку, шила шапку – сшила тапку! Хороша швея Наташа! /Е. Благинина/
КАРТОЧКА №11 Ш
Рассказы Шалун Миша.
Миша – шалун. Шалил с котенком. Котенок мяукал. Бабушка отняла котенка. Ушел Миша в лес. Увидел шишку и кинул шапку. В шишку не попал, а шапка повисла на ветке. Нет шишки, нет шапки. Так и пошел Миша домой.
На опушке. Ходила Алёнушка в лес. Набрала лукошко ягод. Вышла она на опушку. На опушке ромашки. На ромашках букашки. Недалеко речушка. У речушки камыш. Где-то квакают лягушки. На дереве кукует кукушка. Села Алёнушка на бревнышко. Отдохнула и пошла дальше.
Катушка. Кошка катала бабушкину катушку и закатила под шкаф. Бабушка долго искала катушку, но не нашла. Пришла Алёнушка из школы, заглянула под шкаф и нашла катушку. Бабушка погладила Алёнушку по головушке.
КАРТОЧКА №12 Ш
Рассказы Машина. Бабушка купила Мише новую машину. У машины шины. Миша катает в машине кошку. Кошка шипит на Мишу. Гараж для машины под шкафом.
Мишка. У Даши был плюшевый мишка. Даша любила мишку. Она сшила ему штанишки в горошек. Алёша утащил мишку, оторвал ему ушко, бросил мишку под шкаф. Даша нашла мишку, пришила мишке ушко. Стал мишка еще краше. А Алёшу наказали. Не ломай игрушки, Алёша!
КАРТОЧКА №13 Ш Игры 1. Я назову слово, а замените в нем первый звук на звук Ш и назовете новое слово. ТАПКА – ШАПКА ЖАЛЬ – ШАЛЬ ЧАШКА – ШАШКА ДАР – ШАР МЫШКА – ШИШКА ГУБЫ – ШУБЫ ГАРИК – ШАРИК МАГ – ШАГ ТОПОТ – ШЕПОТ ТОЛК – ШЕЛК
2. Я прочитаю вам стихи, а если что-то перепутаю, вы меня исправьте!
а) С другом мы играли в … чашки, Пили чай из белой … шашки!
б) Вылезла из норки … шишка, На неё упала … мышка!
в) Петухи, затеяв … шпоры, Грозно поднимают … споры!
г) Мы с сестрой посуду … шили И наряды куклам … мыли!
д) Модница надула … шубы – Не подходят ей все … губы!
е) Горько плачет бедный … шарик, Улетел воздушный … Гарик!
ё) В воздухе летала … кошка, Молоко лакала … мошка.
КАРТОЧКА №14
3. Игра «Договори последний звук в слоге ([ Ш ]): ду…, мы…, камы…, малы…, ланды…, каранда…
4. Игра «Закончи слово слогом ША (ШИ)» Какие слова получились? Ка…, кры…, гру…, ча…, афи…, лап…, горбу…
5. Игра «Назови ласково»
МАША – Машенька ДЕД – КАМЕНЬ – ДАША – ЗИМА – ХЛЕБ – ПАША – ИЗБА – ШТАНЫ – МИША – ХОЗЯЙКА – МЫШЬ –
6. Игра «Добавь словечко» Я иду и ты … (идешь). Я пою и ты …(поешь). Я беру и ты … (берешь). Я несу и ты … (несешь). Я веду, и ты …(ведешь). Я плыву, и ты … (плывешь) Я лечу, и ты … (летишь). Я бегу, и ты … (бежишь).
7. «Звук потерялся». Какой звук потерялся в словах: Мы__ка, ко__ка, лягу__ка, мо__ка? Планы индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения: звук [ж] Индивидуальный план работы (краткий) I. Развитие фонематического восприятия, различение на слух звуков (ш – ж) в слогах, начале слова в игре: «Кто говорит Шура или Жанна?»
II. Отработка артикуляционных упражнений и выработка направленной воздушной струи для постановки звука Ж. 1. «Вкусное варенье» - 4-5 раз. 2. «Чашечка» -4-5 раз. 3. «Качели» - 4-5 раз. 4. «Почисти зубки» - 4-5 раз. 5. «Фокус» - 4-5 раз.
III. Постановка звука Ж (по подражанию, основываясь на тактильных ощущениях) от звука Ш.
IV. Автоматизация поставленного звука Ж изолированно, в слогах, начале слова (со слогом – жу), фразах (ответах на вопросы со словами: жук, жуки, жуёт, жутко, Жучка и т.д.).
V. Отработка слоговой структуры слова и определение позиции звука Ж в этих словах.
VI. Дифференциация (ранее отработанных) звуков (л, - j) в словах и фразах, играх: «Что подарим Лёне, а что подарим Яне?», «Вставь нужное слово в предложение».
VII. Доработка материала, который ребёнок слабо усвоил на фронтальном занятии. Например: отработка предлога –В- в игре «Где находится предмет?» (с игрушками и предметами) в подготовленной обстановке.
Этот план пишется в индивидуальной тетради ребёнка на 1-5 дней. Когда звук поставлен и автоматизирован, то он записывается в этой тетради: указывается его артикуляция, слоги, слова, фразы, чистоговорки с этим звуком для дальнейшей автоматизации его воспитателями и родителями в выходные дома. Можно предложить раскрасить нарисованные логопедом предметы, например: жука, жабу, Жанну, дождик, лыжи; определить количество частей (слогов) в слове, позицию звука Ж в слове; придумать с этими словами предложения. Или самим родителям вместе с ребёнком нарисовать картинки к загадкам, потешкам, например: - Жук упал и встать не может, - Ждёт он, кто ему поможет?
Индивидуальный план работы (подробный) I. Развитие фонематического восприятия, различение на слух звуков (ш – ж) в слогах, начале слова, в игре «Покажи пальчиком (на картинку), кто говорит Шура или Жанна?» (ш, ж, ж, ш; ша, жа, жо, шо, шу, жу, ши, жи, шар, жаба, жук, шуба, шея, жир, шина, Женя, шаль, жаль, жил, шил, шил, шутка, жутко, шар, жар).
II. Отработка артикуляционных упражнений, подготавливающих к постановке звука Ж. 1. «Вкусное варенье» - вести широким кончиком языка с верхней губки внутрь в рот, губы в улыбке, рот приоткрыт (4-5 раз). 2. «Чашечка» - поднять широкий кончик языка и принять положение чашечки (4-5 раз). 3. «Качели» - попеременное поднимание и опускание кончика языка за верхние и нижние зубки (4-5 раз). 4. «Почисти зубки» - водить кончиком языка то за нижними, то за верхними зубами (4-5 раз). 5. «Фокус» - поднять широкий кончик языка к верхней губе (не прижимать) и дуть на кончик носа, где лежит ватка. Ватка должна от дутья подниматься вверх (4 раза).
III. Постановка звука Ж от Ш, положа ладошку на горло или грудь: спой звук Ш так, чтобы в горлышке зазвенел голосок, получается Ж. Звук ставится по подражанию. Логопед подносит попеременно руку ребёнка то к своему горлу, то к горлышку ребёнка.
IV. Автоматизация поставленного звука Ж. 1. Изолированно в игре «Жук жужжит» - ж-ж-ж-ж-ж несколько раз (можно то громче, то тише: много жуков жужжит, один жук жужжит, с показом соответствующих картинок). 2. В слогах: жа-жа-жа, жу-жу-жу, жо-жо-жо, же-же-же, жи-жи-жи. 3. В начале слова, фразах (в ответах на вопросы логопеда предложениями) по картинкам, карточкам. (в слогах и словах звук Ж произносится медленно и утрированно) Например: · Жук – Кто летает? - Жук летает. · Жулик - Кто обманывает? – Жулик обманывает. · Жутко – Как одному ночью? – Ночью одному жутко. · Жуёт – Что делает овца? – Овца жуёт. · Жучка – Кто лает? (бегает) – Жучка лает (бегает) и т.д. 4. Отработка слоговой структуры слова и определение позиции звука Ж в слове. Например: жу-лик – 2 части (слога), звук Ж в начале слова; жу-ёт – 2 части (слога), звук Ж в начале слова.
5. Автоматизация звука Ж на последующих занятиях в середине слова в словах и фразах по картинкам и карточкам. Например: · Бежал – Что делал Женя? – Женя бежал. · Лежала – Что делала Жанна? – Жанна лежала. · Ле-жа-ла – 3 части (слога). Звук Ж в середине слова. И так делается разбор с каждым изучаемым словом. 6. Затем на последующих занятиях звук Ж отрабатывается в слогах со стечением согласных и словах сначала в начале слова, а затем в середине слова. Например: -жда-ждо-жду-жди. · Ждала – Что делала Жанна? – Жанна ждала. · Дожди – Что идёт осенью? – Осенью идут дожди и т.д. 7. Далее звук Ж автоматизируется в текстах чистоговорок, потешек, стихах, загадок, пересказе рассказов и т.д. жа-жа-жа – жаль ужа, жи-жи-жи – лежат ужи, жу-жу-жу – жуком жужжу и т.д.
Жук -Жук жужжит: -«Жу-жу-жу» -Я живу, не тужу, -Всё над ухом жужжу -И детишек бужу. 8. Далее на занятиях осуществляется дифференциация в речи звуков: (ж – з), (ж – ш) по той же схеме: изолированно, в слогах, начале и середине слова, фразах, чистоговорках и текстах, дидактических играх. Например: «Закончи предложение»–(шар или жар). · Женя надула большой… шар. · Шура заболел, у него … жар и т.д.
V. Дифференциация звуков (j – л,) в речи. 1. В игре: «Что подарим Лёне, а что Яне?» Л. – Надо отобрать картинки со звуком Л, - это будут подарки для Лёни, а картинки, где нет звука Л, - те подарим Яне. Например, Лене – лев, лимон, малина, телефон, тюль; а Яне – юбка, ёжик, йогурт, йод, ящерица, еда и т.д. Можно спросить в каких словах (по картинкам) есть звук Л, , где он слышится, сколько в слове частей. 2. Игра «Договори предложение» или «Вставь нужное слово». · лёд – йод В аптеке продают …йод. Зимой на реке ….лёд. · ямка – лямка В земле маленькая…ямка. У юбки оторвалась …лямка.
· Любочка – юбочка Девочку зовут …Любочка. У неё новая …юбочка. · люк – юг Там, где всегда тепло – это …юг. В земле есть глубокий …люк. · моль – мой Маленькая бабочка – это …моль. Этот мячик …мой.
VI. Доработка того материала, который ребёнок не усвоил на занятии. Например, предлог В - в игре «Где находится предмет?»
Перспективный план
I. Развитие фонематического восприятия, различение на слух звуков: (а-у-о-и-ы), (л, -j), (с-ш), и других проблемных звуков, которые дети смешивают (по результатам диагностики).
II. Развитие органов артикуляционного аппарата (укрепление кончика языка за нижними и верхними зубами – при межзубном сигматизме); выработка направленной воздушной струи посередине языка.
III. Коррекция звукопроизношения. 1. Постановка звуков: л,, с, с,, з, з,, ц, ш, ж, ч, щ, р,. 2. Автоматизация звуков: j, л, р в словах, фразах и самостоятельной речи. 3. Дифференциация звуков: (j- -л,), (с-ш), (л-р) и др. в самостоятельной речи.
IV. Отработка слоговой структуры и звуконаполняемости сложных слов.
V. Развитие понимания речи.
VI. Обогащение, уточнение и активизация словаря по лексическим темам.
VII. Формирование грамматического строя речи (словоизменение, словообразование, построение распространенного предложения с предлогами и т.д.).
VIII. Обучение связной речи (пересказу, составлению описательных рассказов с опорой на план-схему, рассказу по серии сюжетных картинок).
IX. Развитие навыка звукового анализа и синтеза.
X. Обучение грамоте (в подготовительной группе).
XI. Воспитание интереса к знаниям, желания заниматься; развитие внимания, памяти, логического мышления; мелкой моторики.
КАРТОЧКА № 1
Звук Ж – характеристика: согласный, звонкий, твердый.
Артикуляция: кончик языка поднят за верхние зубы, губы округлены и выдвинуты вперед, изо рта идет теплая струйка воздуха (в горлышке звенит голосок).
ЖУ – ЖУ –ЖУ – ЖУКОМ ЖУЖЖУ 1. ЖУК – Кто летит? – ЖУК ЛЕТИТ. 2. ЖУЁТ – Что делает Женя? – 3. ЖУТКО – Как Жене одному? – 4. ЖУЛИК – Кто обманывает? – 5. ЖУЧКА – Кто лает? – 6. ХОЖУ, ВОЖУ, БУЖУ – Что ты делаешь? - - Где ты хо
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.48.72 (0.014 с.) |