Упражнение для выработки правильного артикуляционного уклада. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение для выработки правильного артикуляционного уклада.



Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам, передняя часть языка прижата к небу. Без включения голоса произносить звук, имитирующий звук [т].

Произнесение звука происходит в момент размыкания, когда кончик языка отскакивает от нижних зубов под напором сильной воздушной струи.

4. Упражнение в произнесении звуков [т] и [с].

Перед постановкой звука [ц] полезно проводить упражнения в поочередном произнесении звуков [т] и [с], что способствует быстрому переключению языка из одного положения в другое и необходимо для правильного произнесения звука [ц]. Сначала звуки произносятся медленно, затем темп убыстряется и звуки произносятся без перерыва:

тс-тс-тс. При произнесении ощущается один удар воздушной струи (контроль тыльной стороной ладони). Следить, чтобы дети не произносили тэс или тыс.

Постановка звука. (если не удалось вызвать по подражанию)

1. Губы напряжены и растянуты в улыбке. Открыть рот. Кончиком языка напряженно упереться в нижние резцы. Спинка языка выгнута и касается верхних резцов. Чтобы спинка языка лучше соприкасалась с небом, боковые края языка зажимаются между коренными зубами и остаются зажатыми в момент выдоха. Кончик языка остается свободным. Одновременно с коротким и сильным выдохом кончик языка отскакивает от нижних резцов. Слышится короткий звук [ц].

2. Повторить предыдущее упражнение без зажатия зубами боковых краев языка.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ц В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Упражнение 1. Произносить (читать) слоги.

Образец: а - ц, о-ц, у-ц, ы- ц, я- ц, ё - ц, и - ц, е - ц.

ац-оц-уц-ыц ац-ёц-юц-ец ыц -уц -оц -ац

ец - иц - ёц - яц ыц - иц - уц - ец ец - уц - иц - ыц

Упражнение 2. Произносить (читать) слова.

1. С ударением на слоге. Образец: мат-рац, бо-ец

Ац, ёц, иц, яц

Паяц, матрац, клёцки, шприц.

ец

Боец, отец, жнец, борец, гонец, конец, жилец, певец, рубец, глупец, дворец, удалец, огурец, пловец, беглец, кузнец, образец, леденец, молодец, наконец, продавец.

Без ударения на слоге

Образец: коло-дец.

Заяц, горец, палец, перец, танец, ранец, братец, беже­нец, колодец, мизинец.

 

Упражнение 3. Назвать предметы, изображённые на картинках.






 



Упражнение 4. Произносить (читать) предложения.

Образец: У Вовы ранец. Во дворе колоде —ц.

Ваня поит овец. У Маши леденец. В кустах заяц. Вова — хороший пловец. Колодец глубокий. Мой дядя — кузнец. Выбей матрац. Возьми огурец. Продавец подал перец. Мо­розец румянит людей. Я порезал мизинец. Теперь там ру­бец. Зиме конец, прилетел скворец. Маленький братец суёт в рот палец.

 

 

Упражнение 5. Дополнить предложения по картинкам.

Произносить (читать) предложения.


 

 

 

Под кустом сидит


ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ц В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

Упражнение 6. Произносить (читать) слоги.

ца-цо-цы-це це-цы-цо-ца цо-цы-це-ца

ца-це-цы-уо цы-це-ца-цо цо-це-цы-ца

 

Упражнение 7. Произносить (читать) слова.

С ударением на слоге.

Ца, цо

Овца, цапля, пыльца, мерцать, лицо, яйцо, кольцо, крыльцо, ружьецо, цокать, деревцо, пунцовый.

Цы, ци

Цып-цып, цыган, отцы, бойцы, жильцы, концы, пловцы, певцы, борцы, огурцы, дворцы, гонцы, молодцы, кузнецы, продавцы, цирк, цифра, циркуль, цинковый.

це

Цех, цель, цепь, центр, цепкий, целый, оценка, рецепт, офицер, зацепка.

2. Без ударения на слоге. ца:

Яйца, улица, мельница, водица, певица, теплица, граница, больница, пшеница, рукавица, колхозница, курица, кольца, кашица, кожица, горница, пятница, умница, конни­ца, кузница, луковица, пуговица, царапина.

Цы, ци:

Овцы, зайцы, улицы, больницы, пальцы, луковицы, пуго­вицы, мельницы, ножницы, рукавицы, колхозницы, цыган­ка, цыплёнок, цинга, цилиндр, акация, авиация, милиция, операция, лекция, порция.

Упражнение 8. Назвать предметы, изображённые на картинках.

 


 





 



Упражнение 9. Произносить (читать) предложения.

На цепи собака. На опушке зайцы. В конце деревни кузница. У нашего дома акация. Мне нужна пуговица. Подай мне ножницы. Мы по улице бежим. Бойцы охраняют границы. У Вовы на пальце царапина. В колодце холодная водица. В мешке огурцы и луковицы. На улице мороз-бери рукавицы. Ходят по улице мокрые курицы. К колодцу пришли овцы. Зайцы обглодали деревцо. По улице едет конница. В цирке мы видели медведицу. Колхозница цедила молоко. У восьмёрки два кольца без начала и конца.

Упражнение 10. Загадки:

Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. (Ножницы)

Кто всех пугается, под кустом спасается, да на зуб волку попадается.(Заяц)

Два близнеца, два братца на нос верхом садятся.(Очки)

 

Упражнение 11. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (чи­тать) предложения.




Я потерял


 


 


 


 


Продавец принёс

 

 


Упражнение 12. Чистоговорки и стихи.

Це-це-це, це-це-це, Цо-цо-цо, цо-цо-цо

Вот вам сказка о яйце, Сами мы съедим яйцо.

Цо-цо-цо,цо-цо-цо, Цу-цу-цу, цу-цу-цу,

Курица снесла яйцо. Не пускать её к яйцу!
цу-цу-цу, цу-цу-цу, Цы-цы-цы, цы-цы-цы,

Киска тянется к яйцу Отогнали? Молодцы!

 

Посылали молодицу, Цып-цып-цып, цыплятки,

На улицу по водицу, Есть водица в кадке,

А водица далека, Кто меня боится,

А бадейка велика, Тем не дам водицы,

Ты, девица, не ходи, Вот бегут цыплятки,

Молодица, посиди. Не боятся кадки,

Возле кадки блюдце,

Все они напьются.

Упражнение 13. Произносить (читать) и пересказывать тексты.

1. У куста сидит заяц. Охотник целится в зайца. Бац! И заяц ускакал.

2. Две цапли свили гнездо на болотце. Отложили яйца. Долго сидели цапли на яйцах. Наконец появились птенцы.

Братец

У меня братец Ваня. Он маленький. Так и норовит палец в рот сунуть. Мама меня просит следить за Ваней. Во дворе колодец. Ваня может упасть в колодец. Может сунуть палец в рот собаке. Ваня любит сладкое. Дал ему продавец леденец. Ваня схватил леденец и сосал. Вырастет Ваня — будет молодец.

На границе

Отец служил на границе. Вместе с другими бойцами он охранял границу. Им помогали собаки. Бойцы ценили собак. Собаки любили бойцов. У отца была собака Цибик. Цибик не раз помогал отцу. Один раз отец был ранен. Цибик спас его от смерти. Отец помнит Цибика.

Упражнение 14. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Цыплята

Вывела курица цыплят. Все они одинаковые, пушистые. Дала курица им имена. Цыплёнка, который родился первым, курица назвала Цып. Цыплёнка, который родился вторым, курица назвала Цып-Цып. Цыплёнка, который родился третьим, она назвала Цып-Цып-Цып.

Чем позже родился цыплёнок, тем длиннее у него было имя. Самое длинное имя было у десятого цыплёнка Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып. Когда цыплята получили имена, они стали ссориться.Цыплёнок, имя которого было длиннее, ссорился со всеми, у кого имена были короче. Цып-Цып не здоровался с Цыпом. Цып-Цып-Цып задирал нос перед Цыпом и Цып-Цыпом. Самым гордым был десятый цыплёнок. Он носил самое длинное имя.

(По М. Петрову.)

Планы индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения: звук [ш]

(краткий)

I. Развитие фонематического восприятия, различение на слух звуков (с – ш) в слогах, начале слова в игре:

«Кто говорит Саня или Шура?»

 

II. Отработка артикуляционных упражнений и выработка направленной воздушной струи для постановки звука Ш.

1. «Рупор» – 4-5 раз.

2. «Качели» – 4-5 раз.

3. «Почисти зубки» – 4-5 раз.

4. «Вкусное варенье» – 4-5 раз.

5. «Чашечка» – 4-5 раз.

6. «Фокус» – 4-5 раз.

 

III. Постановка звука Ш (по подражанию, основываясь на тактильных ощущениях).

 

IV. Автоматизация поставленного звука Ш изолированно, в слогах, начале слова (со слогом – ша, фразах (ответах на вопросы со словами: шаг, шар, шапка, шарф и т. д.).

 

 

V. Отработка слоговой структуры слова и определение позиции звука Ш в этих словах.

 

VI. Дифференциация (ранее отработанных) звуков.

 

 

План

Индивидуального занятия

(подробный)

I. Развитие фонематического восприятия, различение на слух звуков (с – ш) в слогах, начале слова в игре «Кто говорит Саня или Шура?»

Покажи пальчиком (на картинку), кто говорит Саня или Шура? (с, ш, ш, с; са, ша, су, шу, со, шо, сы, ши, сэ, ше; сад, шар, санки, шапка, сук, шут, сын, шина, сок, шок, сутки, шутки, сумка, суп, шуба).

II. Отработка артикуляционных упражнений, подготавливающих к постановке звука Ш.

1. «Рупор» - губы округлены и чуть вытянуты вперед, зубы сомкнуты (4-5 раз).

2. «Качели» - попеременно поднимание и опускание кончика языка за верхние и нижние зубки (4-5 раз).

3. «Почисти зубки» – водить кончиком языка то за нижними, то за верхними зубами (4-5 раз).

4. «Вкусное варенье» - вести широким кончиком языка с верхней губки внутрь в рот, губы в улыбке, рот приоткрыт (4-5 раз).

5. «Чашечка» - рот широко открыт, передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов (4-5 раз).

6. «Фокус» - поднять широкий кончик языка к верхней губе (не прижимать) и дуть на кончик носа, где лежит ватка. Ватка должна от дутья подниматься вверх (4-5 раз).

III. Постановка звука Ш.

Сначала пробую поставить звук Ш по подражанию, основываясь на тактильные ощущения. Если у ребенка не получается, то ставлю звук с помощью следующего приема.

Ребенок несколько раз произносит слог СА и во время его произнесения постепенно (плавно) поднимает кончик языка по направлению к альвеолам. По мере подъема языка меняется характер шума согласного звука. В момент появления шипящего шума, соответствующего акустическому эффекту нормированного Ш, логопед фиксирует внимание ребенка с помощью зеркала на этой позе. Затем просит сильно подуть на кончик языка, присоединяя к выходу звук а ( в результате слышится слог Ша).

Ребенок произносит слог СА при верхнем положении языка и внимательно прислушивается к тому, какой звук при этом получается.

IV. Автоматизация поставленного звука Ш.

1. Изолированно в игре «Змея шипит» - ш-ш-ш-ш несколько раз (можно то громче, то тише).

2. В слогах: ша-ша-ша, шу-шу-шу, шо-шо-шо, ши-ши-ши, ше-ше-ше (медленно и утрированно).

3. В начале слова, фразах (в ответах на вопросы логопеда предложениями) по картинкам, карточкам.

Например:

· Шаль – Что у мамы? – У мамы шаль.

· Шакал – Кто в клетке? – В клетке шакал.

· Шалун – Кто Вова? – Вова шалун.

· Шапка – Что у Димы? – У Димы шапка и т. д.

4. Отработка слоговой структуры слова и определение позиции звука Ш в слове. Например: шу-ба – 2 части (слога), звук Ш в начале слова.

5. Автоматизация звука Ш на последующих занятиях в середине слова в словах и фразах по картинкам и карточкам.

Например:

· Лошадка – Что у Шуры? – У Шуры лошадка.

· Кушал – Что делал Дима? – Дима кушал.

· Каша – Что кушал Дима? – Дима кушал кашу.

6. Зачем на последующих занятиях звук Ш отрабатывается в слогах со стечением согласных и в словах в начале слова.

Например: шка-шко-шку

· Шкаф – Что купили? – Купили шкаф.

· Школа – Куда идет Шура? – Шура идет в школу.

7. Далее звук Ш автоматизируется в закрытых слогах.

Например: аш-ош-уш-ыш-иш

· Кошка – Кто ловит мышку? – Кошка ловит мышку.

· Ушки – Что у кошки? – У кошки ушки.

8. Далее звук Ш автоматизируется в чистоговорках, потешках, стихах, загадках, пересказе рассказов и т. д.

· Шапка да шубка.

Вот и весь Мишутка.

· Шайба да клюшка,

Вот и весь Илюшка.

· Чашка да ложка

Вот и весь Антошка.

9. Далее на занятиях осуществляется дифференциация в речи звуков: (ш-с) по той же схеме: изолированно, в слогах, в начале и середине слова, в закрытых слогах, фразах, чистоговорках и текстах, дидактических играх.

Например: игра «Вставь нужное слово»

1. сок – шок

Маша пила …(сок).

У Сани от боли был … (шок).

2. шутки - сутки

Папа приехал на следующие … (сутки).

Он сразу начал говорить … (шутки).

 

КАРТОЧКА №1

Звук Ш – характеристика: согласный, глухой, твердый.

 

Артикуляция: кончик языка поднят за верхние зубы, губы округлены и выдвинуты вперед, изо рта идет теплая струйка воздуха.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.055 с.)