Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение для выработки правильного артикуляционного уклада.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам, передняя часть языка прижата к небу. Без включения голоса произносить звук, имитирующий звук [т]. Произнесение звука происходит в момент размыкания, когда кончик языка отскакивает от нижних зубов под напором сильной воздушной струи. 4. Упражнение в произнесении звуков [т] и [с]. Перед постановкой звука [ц] полезно проводить упражнения в поочередном произнесении звуков [т] и [с], что способствует быстрому переключению языка из одного положения в другое и необходимо для правильного произнесения звука [ц]. Сначала звуки произносятся медленно, затем темп убыстряется и звуки произносятся без перерыва: тс-тс-тс. При произнесении ощущается один удар воздушной струи (контроль тыльной стороной ладони). Следить, чтобы дети не произносили тэс или тыс. Постановка звука. (если не удалось вызвать по подражанию) 1. Губы напряжены и растянуты в улыбке. Открыть рот. Кончиком языка напряженно упереться в нижние резцы. Спинка языка выгнута и касается верхних резцов. Чтобы спинка языка лучше соприкасалась с небом, боковые края языка зажимаются между коренными зубами и остаются зажатыми в момент выдоха. Кончик языка остается свободным. Одновременно с коротким и сильным выдохом кончик языка отскакивает от нижних резцов. Слышится короткий звук [ц]. 2. Повторить предыдущее упражнение без зажатия зубами боковых краев языка. ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ц В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ Упражнение 1. Произносить (читать) слоги. Образец: а - ц, о-ц, у-ц, ы- ц, я- ц, ё - ц, и - ц, е - ц. ац-оц-уц-ыц ац-ёц-юц-ец ыц -уц -оц -ац ец - иц - ёц - яц ыц - иц - уц - ец ец - уц - иц - ыц Упражнение 2. Произносить (читать) слова. 1. С ударением на слоге. Образец: мат-ра — ц, бо-е — ц Ац, ёц, иц, яц Паяц, матрац, клёцки, шприц. ец Боец, отец, жнец, борец, гонец, конец, жилец, певец, рубец, глупец, дворец, удалец, огурец, пловец, беглец, кузнец, образец, леденец, молодец, наконец, продавец. Без ударения на слоге Образец: коло-де — ц. Заяц, горец, палец, перец, танец, ранец, братец, беженец, колодец, мизинец.
Упражнение 3. Назвать предметы, изображённые на картинках.
Упражнение 4. Произносить (читать) предложения. Образец: У Вовы ране — ц. Во дворе колоде —ц. Ваня поит овец. У Маши леденец. В кустах заяц. Вова — хороший пловец. Колодец глубокий. Мой дядя — кузнец. Выбей матрац. Возьми огурец. Продавец подал перец. Морозец румянит людей. Я порезал мизинец. Теперь там рубец. Зиме конец, прилетел скворец. Маленький братец суёт в рот палец.
Упражнение 5. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.
Под кустом сидит ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ц В ПРЯМЫХ СЛОГАХ Упражнение 6. Произносить (читать) слоги. ца-цо-цы-це це-цы-цо-ца цо-цы-це-ца ца-це-цы-уо цы-це-ца-цо цо-це-цы-ца
Упражнение 7. Произносить (читать) слова. С ударением на слоге. Ца, цо Овца, цапля, пыльца, мерцать, лицо, яйцо, кольцо, крыльцо, ружьецо, цокать, деревцо, пунцовый. Цы, ци Цып-цып, цыган, отцы, бойцы, жильцы, концы, пловцы, певцы, борцы, огурцы, дворцы, гонцы, молодцы, кузнецы, продавцы, цирк, цифра, циркуль, цинковый. це Цех, цель, цепь, центр, цепкий, целый, оценка, рецепт, офицер, зацепка. 2. Без ударения на слоге. ца: Яйца, улица, мельница, водица, певица, теплица, граница, больница, пшеница, рукавица, колхозница, курица, кольца, кашица, кожица, горница, пятница, умница, конница, кузница, луковица, пуговица, царапина. Цы, ци: Овцы, зайцы, улицы, больницы, пальцы, луковицы, пуговицы, мельницы, ножницы, рукавицы, колхозницы, цыганка, цыплёнок, цинга, цилиндр, акация, авиация, милиция, операция, лекция, порция. Упражнение 8. Назвать предметы, изображённые на картинках.
Упражнение 9. Произносить (читать) предложения. На цепи собака. На опушке зайцы. В конце деревни кузница. У нашего дома акация. Мне нужна пуговица. Подай мне ножницы. Мы по улице бежим. Бойцы охраняют границы. У Вовы на пальце царапина. В колодце холодная водица. В мешке огурцы и луковицы. На улице мороз-бери рукавицы. Ходят по улице мокрые курицы. К колодцу пришли овцы. Зайцы обглодали деревцо. По улице едет конница. В цирке мы видели медведицу. Колхозница цедила молоко. У восьмёрки два кольца без начала и конца. Упражнение 10. Загадки: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. (Ножницы) Кто всех пугается, под кустом спасается, да на зуб волку попадается.(Заяц) Два близнеца, два братца на нос верхом садятся.(Очки)
Упражнение 11. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения. Я потерял
Продавец принёс
Упражнение 12. Чистоговорки и стихи. Це-це-це, це-це-це, Цо-цо-цо, цо-цо-цо Вот вам сказка о яйце, Сами мы съедим яйцо. Цо-цо-цо,цо-цо-цо, Цу-цу-цу, цу-цу-цу, Курица снесла яйцо. Не пускать её к яйцу! Киска тянется к яйцу Отогнали? Молодцы!
Посылали молодицу, Цып-цып-цып, цыплятки, На улицу по водицу, Есть водица в кадке, А водица далека, Кто меня боится, А бадейка велика, Тем не дам водицы, Ты, девица, не ходи, Вот бегут цыплятки, Молодица, посиди. Не боятся кадки, Возле кадки блюдце, Все они напьются. Упражнение 13. Произносить (читать) и пересказывать тексты. 1. У куста сидит заяц. Охотник целится в зайца. Бац! И заяц ускакал. 2. Две цапли свили гнездо на болотце. Отложили яйца. Долго сидели цапли на яйцах. Наконец появились птенцы. Братец У меня братец Ваня. Он маленький. Так и норовит палец в рот сунуть. Мама меня просит следить за Ваней. Во дворе колодец. Ваня может упасть в колодец. Может сунуть палец в рот собаке. Ваня любит сладкое. Дал ему продавец леденец. Ваня схватил леденец и сосал. Вырастет Ваня — будет молодец. На границе Отец служил на границе. Вместе с другими бойцами он охранял границу. Им помогали собаки. Бойцы ценили собак. Собаки любили бойцов. У отца была собака Цибик. Цибик не раз помогал отцу. Один раз отец был ранен. Цибик спас его от смерти. Отец помнит Цибика. Упражнение 14. Произносить (читать) и пересказывать текст. Цыплята Вывела курица цыплят. Все они одинаковые, пушистые. Дала курица им имена. Цыплёнка, который родился первым, курица назвала Цып. Цыплёнка, который родился вторым, курица назвала Цып-Цып. Цыплёнка, который родился третьим, она назвала Цып-Цып-Цып. Чем позже родился цыплёнок, тем длиннее у него было имя. Самое длинное имя было у десятого цыплёнка Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып. Когда цыплята получили имена, они стали ссориться.Цыплёнок, имя которого было длиннее, ссорился со всеми, у кого имена были короче. Цып-Цып не здоровался с Цыпом. Цып-Цып-Цып задирал нос перед Цыпом и Цып-Цыпом. Самым гордым был десятый цыплёнок. Он носил самое длинное имя. (По М. Петрову.) Планы индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения: звук [ш] (краткий) I. Развитие фонематического восприятия, различение на слух звуков (с – ш) в слогах, начале слова в игре: «Кто говорит Саня или Шура?»
II. Отработка артикуляционных упражнений и выработка направленной воздушной струи для постановки звука Ш. 1. «Рупор» – 4-5 раз. 2. «Качели» – 4-5 раз. 3. «Почисти зубки» – 4-5 раз. 4. «Вкусное варенье» – 4-5 раз. 5. «Чашечка» – 4-5 раз. 6. «Фокус» – 4-5 раз.
III. Постановка звука Ш (по подражанию, основываясь на тактильных ощущениях).
IV. Автоматизация поставленного звука Ш изолированно, в слогах, начале слова (со слогом – ша, фразах (ответах на вопросы со словами: шаг, шар, шапка, шарф и т. д.).
V. Отработка слоговой структуры слова и определение позиции звука Ш в этих словах.
VI. Дифференциация (ранее отработанных) звуков.
План Индивидуального занятия (подробный) I. Развитие фонематического восприятия, различение на слух звуков (с – ш) в слогах, начале слова в игре «Кто говорит Саня или Шура?» Покажи пальчиком (на картинку), кто говорит Саня или Шура? (с, ш, ш, с; са, ша, су, шу, со, шо, сы, ши, сэ, ше; сад, шар, санки, шапка, сук, шут, сын, шина, сок, шок, сутки, шутки, сумка, суп, шуба). II. Отработка артикуляционных упражнений, подготавливающих к постановке звука Ш. 1. «Рупор» - губы округлены и чуть вытянуты вперед, зубы сомкнуты (4-5 раз). 2. «Качели» - попеременно поднимание и опускание кончика языка за верхние и нижние зубки (4-5 раз). 3. «Почисти зубки» – водить кончиком языка то за нижними, то за верхними зубами (4-5 раз). 4. «Вкусное варенье» - вести широким кончиком языка с верхней губки внутрь в рот, губы в улыбке, рот приоткрыт (4-5 раз). 5. «Чашечка» - рот широко открыт, передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов (4-5 раз). 6. «Фокус» - поднять широкий кончик языка к верхней губе (не прижимать) и дуть на кончик носа, где лежит ватка. Ватка должна от дутья подниматься вверх (4-5 раз). III. Постановка звука Ш. Сначала пробую поставить звук Ш по подражанию, основываясь на тактильные ощущения. Если у ребенка не получается, то ставлю звук с помощью следующего приема. Ребенок несколько раз произносит слог СА и во время его произнесения постепенно (плавно) поднимает кончик языка по направлению к альвеолам. По мере подъема языка меняется характер шума согласного звука. В момент появления шипящего шума, соответствующего акустическому эффекту нормированного Ш, логопед фиксирует внимание ребенка с помощью зеркала на этой позе. Затем просит сильно подуть на кончик языка, присоединяя к выходу звук а ( в результате слышится слог Ша). Ребенок произносит слог СА при верхнем положении языка и внимательно прислушивается к тому, какой звук при этом получается. IV. Автоматизация поставленного звука Ш. 1. Изолированно в игре «Змея шипит» - ш-ш-ш-ш несколько раз (можно то громче, то тише). 2. В слогах: ша-ша-ша, шу-шу-шу, шо-шо-шо, ши-ши-ши, ше-ше-ше (медленно и утрированно). 3. В начале слова, фразах (в ответах на вопросы логопеда предложениями) по картинкам, карточкам. Например: · Шаль – Что у мамы? – У мамы шаль. · Шакал – Кто в клетке? – В клетке шакал. · Шалун – Кто Вова? – Вова шалун. · Шапка – Что у Димы? – У Димы шапка и т. д. 4. Отработка слоговой структуры слова и определение позиции звука Ш в слове. Например: шу-ба – 2 части (слога), звук Ш в начале слова. 5. Автоматизация звука Ш на последующих занятиях в середине слова в словах и фразах по картинкам и карточкам. Например: · Лошадка – Что у Шуры? – У Шуры лошадка. · Кушал – Что делал Дима? – Дима кушал. · Каша – Что кушал Дима? – Дима кушал кашу. 6. Зачем на последующих занятиях звук Ш отрабатывается в слогах со стечением согласных и в словах в начале слова. Например: шка-шко-шку · Шкаф – Что купили? – Купили шкаф. · Школа – Куда идет Шура? – Шура идет в школу. 7. Далее звук Ш автоматизируется в закрытых слогах. Например: аш-ош-уш-ыш-иш · Кошка – Кто ловит мышку? – Кошка ловит мышку. · Ушки – Что у кошки? – У кошки ушки. 8. Далее звук Ш автоматизируется в чистоговорках, потешках, стихах, загадках, пересказе рассказов и т. д. · Шапка да шубка. Вот и весь Мишутка. · Шайба да клюшка, Вот и весь Илюшка. · Чашка да ложка Вот и весь Антошка. 9. Далее на занятиях осуществляется дифференциация в речи звуков: (ш-с) по той же схеме: изолированно, в слогах, в начале и середине слова, в закрытых слогах, фразах, чистоговорках и текстах, дидактических играх. Например: игра «Вставь нужное слово» 1. сок – шок Маша пила …(сок). У Сани от боли был … (шок). 2. шутки - сутки Папа приехал на следующие … (сутки). Он сразу начал говорить … (шутки).
КАРТОЧКА №1 Звук Ш – характеристика: согласный, глухой, твердый.
Артикуляция: кончик языка поднят за верхние зубы, губы округлены и выдвинуты вперед, изо рта идет теплая струйка воздуха.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.186.229 (0.01 с.) |