Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Положительные и отрицательные грани стереотиповСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Нет гордости, равной гордости за предков. Дизраэли Стереотипы помогают быстро сориентироваться и выбрать стратегию поведения, позволяют делать заключения о внутренних характеристиках человека, исходя из его внешнего облика. Эта идея стара как мир. В этом смысле стереотипы — ключи для прочтения внешности другого человека. В определенных границах они достаточно эффективны — когда прилагаются к представителям той же самой культуры. Чем значительнее различия между культурами, тем больше ошибок. Эти ключи формируются в этногенезе путем освоения исторического опыта народа, зафиксированного в материальной культуре, традициях, фольклоре. Именно различием этих ключей можно объяснить неточность восприятия и плохое запоминание представителей других культур — они все кажутся очень похожими. Ключи позволяют быстро и просто классифицировать людей и тем самым ускорить социальные контакты. Это лишь грубая настройка, облегчаемая эмоциональной общностью с другими людьми. Здесь большое значение придается церемониям, ритуалам и играм, когда благодаря появлению совпадающих эмоциональных реакций усиливается переживание общей сплоченности. Поведение взаимопомощи, закрепленное этнической культурой, развивает и укрепляет психологические механизмы благожелательности, навязывая внутригрупповую совместимость. Так, регулярно используемые формулы вежливости, становясь привычными, трансформируются в добрые чувства и истинную вежливость. Человек, не владеющий техникой выражения благожелательности, принятой в данном обществе, при прочих равных условиях имеет значительно меньше шансов заслужить признание и симпатию окружающих. Потребность и необходимость проявлять благожелательность предполагает взаимность со стороны других, даже малознакомых, посторонних людей. Это потребность в благодарности, расчет на понимание и симпатию. Когда у взаимодействующих людей разница в исходных культурах превышает предел, обеспечивающий целостность и привычность общения, возникает увеличение социальной дистанции и усиление негативной окраски, т. е. проявляются результаты контрсуггестии как психологической защиты. Упомянутый предел в значительной степени зависит от этикета. Этикет — всегда этикет какой-то группы, класса, общества. Он неразрывно связан с моралью и нравственностью через учтивость, благожелательность, скромность, уважение старших. Этикет — это образец, идеал коммуникативного поведения, а-культура общения — его реальное воплощение. Автоматическое его исполнение освобождает мозг для других форм деятельности. Например, если на Востоке общение прежде всего определяется возрастом собеседника, то у американцев, французов и немцев — социальным его статусом и степенью знакомства. Если человек отходит в своем поведении от обычаев данного народа, он разрушает установку на доброжелательное общение, воспринимается как чужой. Вот характерный пример. В октябре 1968 г. на берегу притока Амазонки индейцы убили миссионера и восемь его спутников — за бестактность, с их точки зрения. Во-первых, прибыв, они известили о своем прибытии выстрелами — это неприлично. Вошли в хижину, несмотря на протест хозяев, выдрали за ухо ребенка, запретили брать кастрюлю со своим супом. Уцелел только лесник, знавший обычаи индейцев и покинувший миссионера, убедившись, что тот не внемлет его советам.
Некоторые вопросы, естественные у европейцев, у адыгов считаются неприличными, например вопрос гостю, чего бы он хотел поесть, или вопрос о здоровье жены и детей. Национальные различия обнаруживаются и в вопросе, задаваемом после приветствия. Монголы интересуются состоянием скота, а затем — благополучием семьи, американцы — делами, осетины — здоровьем и новостями, представляющими взаимный интерес. Ругательства тоже имеют национальные особенности. «Собака» — в славянском арсенале звучит много мягче, чем в арабском, где это слово является сильнейшем оскорблением. «Осел» — символ глупости и упрямства в европейских культурах, но у сербов — носитель ряда положительных качеств, и оскорбить серба, назвав его ослом, невозможно. «Конь» — у сербов грубое ругательство, непонятное русским. «Корова» — ругательство у русских, но священное животное в Индии. «Свинья» — тяжелое оскорбление вмусульманских странах и обычное женское имя б Гвинее.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.245.158 (0.008 с.) |