Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Какое обучение не душит творчества.
Цветная капуста - всего лишь капуста с высшим образованием! М. Твен Специальная эстетическая чувствительность играет роль тонкою решета... и понятно, почему тот, кто лишен ее, никогда не будет истинным творцом. Пуанкаре Если исходить из первичности «человека для себя» и вторичности «человека для общества», то необходимость максимального стимулирования творческих способностей каждого становится очевидной. Вместе с тем, традиционные методы обучения в школе, институте, аспирантуре игнорируют эту задачу. В начале XX века прогресс в обучении связывали с увеличением роли теоретических знаний (что и кок можно сделать вообще) взамен освоения практических навыков (как сделать «это», и не вообще, а «здесь и теперь»), которое было центральным в образовании XIX века, - и, как это обычно бывает, не обошлось без перекоса. Поэтому наше образование сочетает детальное изучение ограниченного круга абстракций и поверхностное знакомство с большинством остальных. Оно перегружено интеллектуальным анализом, во многом страдает книжностью и не удовлетворяет жажды деятельности, присущей молодежи. При формировании такой направленности обучения неявно предполагалось, что увеличение доли теоретического знания будет способствовать повышению творческой инициативы. В известных границах это утверждение разумно, поскольку теория задает рамки применимости правила, не требуя обучения на каждом отдельном примере. Однако всякое благо может быть доведено до абсурда и превращено в свою противоположность, Действительно, мы стали очевидцами неоправданного увеличения числа теоретических курсов, роста абстрактности изложения, усиления математизации и алгоритмизации материала даже в гуманитарных курсах. Возникла абсолютизация формальной логики, которая стала едва ли не единственным надежным средством постижения объективного мира. Нередко учащимся преподносятся не столько факты, сколько догмы, устоявшиеся мнения, теории и теоремы, которые они потом извергают на экзаменах в полупереваренном виде. Такое обучение приводит впоследствии к тому, что специалист не может активно применять полученные знания и редко находит удовлетворение в самостоятельном поиске новых решений.
При этом упускается из виду, что существует целый пласт человеческого опыта, не поддающийся рефлексии, невербализуемый и формально не выражаемый, — в телесных навыках, традициях восприятия, практическом мастерстве. Не владея этим богатством, специалист может утратить главный двигатель саморазвития, а впоследствии и вообще стать неспособным к самостоятельному мышлению. Непрерывное повышение удельного веса теории в обучении сопровождалось и другими тенденциями: понизилась эмоциональность изложения учебного материала, язык преподавания стал сухим, близким к канцеляриту, уменьшилось количество ярких, выразительных, конкретных примеров. Нередко знания -излагаются в безличной форме — без упоминания ученых-первооткрывателей, вне исторической -перспективы. Сухость; скудность языка, наукообразие и твердокаменная серьезность перекочевали- и в учебную и научную литературу, отпугивая читателя и требуя тяжелых усилий для понимания даже примитивных идей. Особенно вредно перекос в сторону формальности изложения1 отражается на детях. Как известно, в социализации ребенка ведущую роль играет воспитание, создающее устойчивую мотивацию, направленность к обучению. Необходимо учитывать, что если обучение в значительной своей части апеллирует к сознательным усилиям, то воспитание в основном использует подсознательную мотивацию (подражание, идентификация и т. п.). Когда в период обучения все средства воздействия адресуются прежде всего сознанию, а воспитание, взывающее к эмоциям, яркой образности и подражательности, отстает, то отсутствует прочное основание для полноценного обучения. Часто наблюдаются вербальные проявления преждевременной взрослости — излишнее резонерство. На словах человек все знает и все может, а воплотить свои идеи не способен. Это приводит к косности в восприятии, погруженности в мир абстрактных рассуждений. Необходимо гармонично развивать абстрактно-логическое и художественное мышление, уделять внимание курсам эстетического воспитания, учить восприятию красоты мира. Воспитывая всезнайку-энциклопедиста, можно потерять творца, так как программа обучения, ориентированная только на усвоение, воспитывает потребителя, который начинает возмущаться, когда от него требуют творческого подхода к задаче. Усвоение для него превращается в присвоение, oн накапливает огромное количество интересной информации, но остается беспомощным в творческом плане. Столкнувшись с новыми условиями или обстоятельствами, он оказывается недееспособным. Приходится констатировать, что в настоящее время большинство учебных программ делает упор на развитие конвергентного, а не дивергентного мышления, г. е. скорее суживает мыслительное поле, чем расширяет его, нацеливает на отыскание единственного ответа, не приучая к множественности возможных подходов и результатов.
Бесстрастное и излишне формализованное обучение приводит к тому, что, многое зная на словесном уровне, в практических обстоятельствах ученики не могут применить свои знания и демонстрируют шаблонно-догматический тип поведения. Причина этого в том, что, несмотря на гибкость и силу процессов логической категоризации, соответствующие им понятия в сознании учащихся уже не имеют характерной для подсознательных образований непосредственной связи с реальностью и поэтому сами по себе, т. е. без достаточной обратной связи с внешней средой, не обеспечивают нахождение адекватных и практически ценных решений. Все это приводит к тому, что уже«/ студентов старших курсов (а в еще большей мере — у специалистов по мере их продвижения по научно-административной лестнице) показатели гибкости мышления снижаются В одном американском университете провели такой эксперимент. Студентов физического факультета разделили на две группы в контрольной учили традиционно, а в экспериментальной наряду с обычными дисциплинами широко преподавались история искусств и другие гуманитарные предметы. Причем студенты не только пассивно слушали музыку или рассматривали картины, но и сами учились играть на одном из музыкальных инструментов, занимались живописью, лепили и т. д. Затем обе группы получили одинаковое задание по физике. Студенты экспериментальной группы успешнее справились с ним, и, что особенно ценно, их решения были более нестандартными, оригинальными. Известный психолог М. Гарднер [12] считает, что искусству нешаблонного (нелинейного) мышления легче научить не рассказом, а показом, давая пищу не только уму, но и сердцу и телу, вовлекая в игру. Для стимуляции творческого подхода очень важно научить схематизировать задачу. Хороший рисунок, выразительный и понятный без слов, дает дополнительную информацию и помогает преодолеть противоречие, составляющее задачу. Вместе с тем это должна быть именно схема, так как излишне конкретная картинка, как и излишняя отвлеченность, затрудняют понимание сущности проблемы. Навык самостоятельного построения схем облегчает проникновение в существо любого нового материала.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.005 с.) |