Дневник и литературное творчество 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дневник и литературное творчество



Исповедь требует определенной меры доверия в общении. Вообще говоря, эта мера служит показателем психического здоровья и формируется в семье. Сверхоткровенность и сверхзакрытость свидетельствуют о том, что человек испытывает трудности в общении, в установлении контакта. Когда человек испытывает затруднения в общении или когда поговорить ему не с кем, надо выделить собеседника из себя, попробовать в беседе с самим собой найти положительные грани тревожащей ситуации и попытаться извлечь пользу из случившихся неудач и ошибок для приобретения опыта. Переоценка своих поражений и ошибочных действий («Ничего катастрофического, извлечем уроки») способствует снижению внутренней напряженности, создает олагоприятный фон для развития личности. Такие действия многим

многим помогают самостоятельно, без поиска «мишени» найти путь гармонизации своей психики. Кроме того, свои действия легче анализировать по записям. Поэтому лицо, имеющие трудности общения, часто ведут дневник. Собственно, многие литературные произведения представляют документ самопомощи их создателей. В юности Гете перенес несчастную любовь, и у него появились мысли о самоубийстве. Он преодолел эти мрачные настроения и решил жить. «Однако для того, чтобы жить спокойно, я должен был написать произведение». Это «Страдания молодого Вертера». Герой этого романа кончает жизнь самоубийством. Можно допустить, что изложение своих проблем привело Гете к ослаблению установки на самоубийство и тем спасло ему жизнь.

Перекладывая груз несчастий и неудач на плечи своего автобиографического героя, автор как бы отстраняется от него. Это дает ему возможность освободиться от жесткой скованности прошлым. Личное литературное творчество помогает усмотреть главные противоречия, «узлы» своей жизни и распутать их.

Г. Гессе сравнивал литературное творчество с исповедью. В процессе написания произведения энергия, которая ранее тратилась на сокрытие травмирующего чувства, может быть направлена на продуктивные цели. Важно и то, что, занимаясь описанием своих конфликтов, автор не обостряет при этом внешнюю ситуацию.

Дневниковые записи и автобиографические произведения, как самонаблюдение, самоанализ, полезны, если они не перерастают в самокопание. Последнее бесплодно, так как может раскрутить «душевный автоматизм», когда мысль вертится по кругу как белка в колесе. Если человек не склонен к литературному творчеству, то, во всяком случае, он может написать себе письмо - это уже поможет ему, так как его проблемы перестанут «застревать у него в горле» и мешать дыханию.

Приобщение к искусству

Катарсис, приносящий с собой душевное облегчение, реализуется не только дневниковыми записями и исповедью. Трудно переоценить роль искусства в коррекции шкалы жизненных ценностей: провоцируемое им у зрителей и слушателей высокое эмоциональное напряжение обеспечивает «самосгорание» аффектов. При благоприятном стечении обстоятельств в процессе восприятия художественного произведения у зрителя возникает мощный эмоциональный резонанс. В этом состоянии он, с одной стороны, ощущает колоссальную потерю сил в результате эмоциональной разрядки, а с другой — сталкивается с предощущением необходимых для него новых ценностей. Неожиданное осознание этих ценностей при страдании или отчаянии служит величайшим событием в человеческой жизни. Ощущение овладения новыми ценностями и идеалами помогает порвать со своим прежним мировосприятием и начать жить в соответствии с новыми духовными интересами. Это приводит к радостному ощущению своей силы, способности преодолевать трудности.

Для направленного провоцирования катарсиса используют элементы психодрамы, пантомиму, музыкотерапию, терапию живописью. Например, психодрама организует деятельность, направленную на завершение сценариев, незавершенных в прошлом опыте человека.

Она «здесь и теперь» создает условия воплощения чего-то важного, но по каким-то причинам нереализованного, помогает изжить подсознательные очаги травмы и тем самым забыть о ней.

Таким образом, под влиянием подсознательной психологической защиты поведение человека может становиться нелепым, у него появляются причудливые объяснения и неадекватный прогноз последствий своих действий. Однако с помощью ряда приемов он может изменить, скорректировать свою иерархию ценностей, упорядочить поведение в соответствии с измененной шкалой, попытаться создать иное представление о себе, свой новый образ. Одним словом, он может не допустить, чтобы ему изменяла его обычная логика, минимизировать вторжение психологической защиты, трансформирующей анализ собственных мотивов и поступков. Может он, в некоторых пределах, корректировать влияние на свое поведение и социальных барьеров. Опишем пару конкретных способов их преодоления.

праздники.

Чем монотоннее жизнь, чем жестче оно регламентирована, тем насущнее потребность в новых связях и ролях, в ином ритме и характере общения. Если эта потребность не находит реализации, то общество погружается в застой. В этом смысле праздник — это отрицание незыблемости социальных норм. Периодические праздничные отмены запретов готовят психологическую почву для недогматического, свободного и сознательного отношения к нормам и к возможности их гибкой перестройки в изменяющихся ситуациях. Карнавальная культура праздника способствует раскрепощению и идентификации. Она облегчает переход в состояние экстаза, отрыва от окружающего мира, погружения в особое состояние, где беспамятство стирает даже воспоминание о социальных явлениях. Экстатические состояния и безразличие — разные формы временного отчуждения личности от общества и культуры. Исторически роль сброса накопившегося глубинного неудовлетворения собой и жизнью при необходимости соответствовать жестким социальным нормам первыми выполняли вакханалии. В дальнейшем культура отказалась от оргий и вакханалий, заменив их более благопристойными праздниками.

Позитивная психотерапия

Этот метод успешно решает ряд специфических проблем — иностранных рабочих, межнациональных браков и т. п. Он способен смягчить конфликты, возникающие из-за предрассудков, и помогает преодолеть их за счет расширения используемого личностью разнообразия культурных рамок. Каждый человек обладает способностью к любви и познанию, но эти способности проявляются по-разному в зависимости от культуры. Позитивная психотерапия расширяет и интегрирует возможности личности путем изменения точки зрения на различные методы разрешения конфликтов. С ее помощью удается раздвинуть горизонты понимания мира, показав, что те же отношения в другой культурной традиции воспринимаются совсем иначе. Тогда травмирующая ситуация перестает восприниматься и оцениваться в прежних

масштабах. Возникает иное отношение к таким качествам личности, как пунктуальность, аккуратность, бережливость, опрятность, трудолюбие, послушание, вежливость, искренность, верность, справедливость, надежность, обязательность. Со всех сторон доказывается, что все эти способности формируются в процессе социализации в соответствии с культурной системой отношений. Они определяют, как человек воспринимает себя, мир и решает свои конфликты. Цель помощи человеку, страдающему от внутренней неудовлетворенности, состоит в том, чтобы побудить его перераспределить свои усилия, сделать так, чтобы он часть своей энергии посвятил бы своим физическим потребностям, часть направил бы на свою деятельность (профессиональную или домашнюю), часть уделил межличностным контактам (семья, друзья, коллеги], а определенный резерв оставил бы для внутренней жизни — фантазирования, воображения, вопросов о смысле жизни. Такое гармоничное сочетание интересов и духовных затрат делает социальные барьеры человека более пластичными, подготавливая его к трансформации своих позиций. Мобилизация новых подходов к традиционным ситуациям подготавливается с помощью притчей и фольклора. Сказания, басни, пословицы разных культур облегчают интеллектуальный и эмоциональный переход на иную точку зрения.

Итак, социальные барьеры обнаруживаются как предпочтение одной формы выражения некоего коллективного представления, общезначимого для своего времени и отражающего его символическую ценность. Коллективные влияния передаются словами «дух времени». Чем сильнее развита индивидуальность личности, тем полнее она выражает коллективные понятия человечества. Коллективный момент в индивидууме меняет свою природу с ростом личности. Преобладание коллективного над индивидуальным в человеке приводит к вытеснению индивидуального в бессознательное, где оно превращается в деструктивное, архаическое, ведет к деградации, которая проявляется в усилении различных способов влияния массового воздействия: в неконтролируемом использовании чужих свидетельств и отзывов или в непрерывной погоне за модой, подогреваемой страхом как-то отличаться от среднестатистического члена общества.

Когда в подобных ситуациях человека «припирают к стенке» и говорят о нелогичности его поведения, он использует рационализацию, приводя множество иррациональных доводов: апелляция к предрассудком и традициям («Все наши так поступают»), обращение к авторитетам («Известные мне знаменитости так считают»), призыв к жалости и сочувствию («Если вы хороший человек, то не сможете...»), обращение к лицам, а не к существу вопроса («Ведь он хороший человек, и мы можем ему доверять»). В экстремальных состояниях социальная защита активизируется, актуализируются стереотипы, предрассудки, усиливается застойность психики. При этом создаются оптимальные условия для формирования образа врага, злодея, нечистой силы и т. д.

 

IV

Стереотипы мышления

Здравый смысл - это толща предрассудков, успевших отложиться в нашем сознании к восемнадцати годам.

Эйнштейн

Необходимость приспосабливаться к обществу порождает стандартизацию поведения и мышления. Отливаясь в стереотипы, стандартизация упрощает взаимодействие людей в обычных ситуациях, повышая его однозначность и определенность. Стереотипы — удобный способ классификации и систематизации материала, способ сделать окружающий нос мир более доступным пониманию. Количество и качество стереотипов зависят от личного опыта; они проявляются при взаимодействии людей с различиями по полу, возрасту, национальности, религии, культурному уровню. Можно сказать, что стереотипы облегчают восприятие стабильных структур окружающего мира. И только в динамических по самой своей природе процессах творчества стереотипы становятся препятствием: они закрепощают мыш-

ление, заставляют его двигаться по проторенным путям, не ведущим, как известно, ни к чему новому.

Поэтому, когда мы будем обсуждать отрицательные стороны инерционности стереотипов, надо помнить и об их несомненных преимуществах. Действительно, консерватизм ведет к известной схематичности и подгонке каждой новой ситуации под известные случаи; но он же обеспечивает надежность, определенность и быстроту реакции. В оценке стереотипности нужна взвешенность. Так, невозможно отрицать, что шаблон — основа социальной системы. Если он достаточно совершенен, то в большинстве конкретных ситуаций, не выходящих за рамки привычного и ординарного, творческое мышление оказывается излишним — достаточно применения готовых схем. Шаблоны — результат опыта и развития, а стабильность (в том числе и социальная) — продукт системы шаблонов. Известным примером является художественная литература, которая разрабатывает типовые ситуации, после чего массовые тиражи закрепляют эти типы в общественном сознании.

Мы учимся по одним и тем же учебникам, и наша повседневная жизнь замкнута в одни и те же формы. Даже живем мы в типовых домах и квартирах. Общество прививает нам сходные правила поведения в ординарных ситуациях, навязывает сходные цели и стремления. В силу этого духовная жизнь каждого отдельного человека мало отличается от представлений• о ней окружающих, что дает прочную основу для взаимопонимания в обществе. Стереотипы — часть прошлого опыта, сформированною бытовой и профессиональной деятельностью, закрепившаяся в мышлении и постоянно используемая при решении задач, возникающих в обычных ситуациях. Проблема лишь в том, что они создают тенденциозность, консерватизм в решении новых задач.

Можно ли в науке обойтись без устойчивых традиций и стереотипов? На этот вопрос нужно ответить отрицательно. Прогресс в научных взглядах зависит от существующей на данный период модели Вселенной. Именно эта модель подвергается проверке, развивается и трансформируется. В то же время способность проверять и перестраивать ее в каждую эпоху ограничено и зависит от уровня развития человеческого мышления, от накопленного опыта и от умения передавать этот опыт новым поколениям. Поэтому, рассматривая отрицательные стороны стереотипов, нельзя упускать из виду, что они дают необходимый базис для творческого процесса, формируемый в ходе обучения. Они высвобождают пространство для творчества, беря на себя рутинные операции и позволяя не тратить каждый раз усилия на решение однотипных задач.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.009 с.)