Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональные стереотипы и их преодоление
Постоянное пополнение и обновление знаний — важнейшая сторона профессиональной деятельности любого специалиста. Объем информации, необходимый для плодотворной работы в своей области, возрастает с большой скоростью. Усвоенный материал быстро устаревает и нуждается в обновлении. Как известно, уровень знаний молодых специалистов по окончании вуза остается удовлетворительным только в течение пяти лет, после чего им необходимо затрачивать до 50% рабочего времени для поддержания своих знаний на должной высоте. Поэтому на первый план выступает проблема формирования таких качеств личности, которые позволяют самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, и развития способностей и навыков, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечили бы специалисту возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса. При этом не все усвоенное устаревает равномерно, быстрее всего стареют знания, относящиеся к узкой специальности, медленнее — фундаментальные, теоретические. Менее всего устаревают способности к анализу, навыки восприятия нового. Одна из существенных особенностей, отличающих повышение квалификации от традиционного учебного процесса, состоит в необходимости не только обучать зрелых людей, но и переучивать их, т. е. преодолевать сопротивление ранее сформированных стереотипов. Дело в том, что в процессе переподготовки новые сведения далеко не всегда воспринимаются как непреложные истины, даже если они подкреплены фактами успешного их применения на практике. Личный жизненный опыт специалиста, составляющий его профессиональное богатство и опору, становится барьером для восприятия нового. Человек заранее убежден, что ему ничего нового не сообщат. Он ведь и так справляется с работой. Поэтому должный интерес к предмету не пробуждается и новая информация не воспринимается. Для снятия этого барьера используются специальные задания, при выполнении которых слушатели убеждаются, что не могут справиться с предложенными задачами, что заставляет их пересмотреть представления об уровне своей осведомленности и субъективную самооценку. В результате мотивация обучения повышается. Одно из самых распространенных предубеждений человека — предубеждение против нововведений и перемен. Оно объясняется тем, что каждое новшество требует дополнительных затрат времени на переучивание, приспособление и т. п., при этом перестройка связана с определенными усилиями. Перенесение центра тяжести в обсуждаемых проблемах с вопроса «кто виноват» на вопрос «что делать» подготавливает почву для раскрытия преимуществ от нововведений. Кроме этого, чтобы уменьшить противодействие нововведениям, следует учесть привычки, традиции, сложившиеся стереотипы общения и работы. Однако главное — суметь показать все выгоды от перемен, как общественные, так и личные, для каждого, кто предпринимает усилия.
Особую роль в этом вопросе играет наука о целеполагании — матетика. Она убедительно показывает, что изложение материала лучше начинать с обсуждения конечной цели, т. е. с того, какие плоды принесут наши усилия, каковы преимущества новых методов и т. п. Особую актуальность матетике придает тот факт, что некоторые опытные специалисты зрелого возраста считают, что им можно и не переучиваться, дескать, и так удастся продержаться несколько лет на старом багаже. Подсознательно эта позиция поддерживается страхом несостоятельности. Как раз им-то и надо показать, что, во-первых, продержаться им не удастся, а во-вторых, что они смогут, и достаточно легко, овладеть новыми методами, так как переучиваться не трудно, — ведь чем больше у специалиста жизненный и профессиональный опыт, тем успешнее протекает его обучение новому, при условии положительной установки по отношению к новациям [46]. В чем, собственно, причины возникновения сопротивления при переучивании и отчего преодоление любой устоявшейся позиции, ломка мыслительных стереотипов сопряжены для человека с отрицательными эмоциями? Причины этого — в воздействии психологических и социальных барьеров, вызывающих страх как перед социальной изоляцией («Ведь и окружающие меня люди имеют подобные взгляды, и если я изменю их, то как очи на меня посмотрят и что подумают?»), так и перед переутомлением — ведь привычные приемы, штампы значительно экономят силы в интеллектуальном труде («Стоит ли отказываться от почти автоматических и потому простых для меня способов в пользу более сложных?»).
Как преодолеть стереотипы и привычные способы решения проблем? Ведь они недаром стали привычкой — много лет они были полезными, верными помощниками, выручали нас, и мы в них верили. И вот теперь нам говорят, что они плохи. Такое утверждение вступает в серьезное противоречие со всем нашим опытом и подрывает представление о себе, нарушая нашу самооценку. Возникает внутренний конфликт, который провоцирует включение механизма психологической защиты, приводящего к тому, что травмирующая нас информация («Мы поступаем неверно, неграмотно, мы уже не можем двигаться в ногу со временем») будет переработана так, что человек найдет себе оправдание («Пусть это делают другие, те, кто поглупее и гоняется за модой, или те, кто помоложе»). Если же такая рационализация не подоспела вовремя, то человек просто все «выкинет из головы» — постарается забыть. Так или иначе, произойдет отторжение — специалист не реализует возможность действовать по-новому, двигаться в ногу со временем. Совсем другая ситуация складывается, если без всяких деклараций относительно собственного опыта, в процессе решения конкретных задач мы убеждаемся, что старые стратегии не годятся, и учимся использовать новые. Тогда новым приемам не нужно проламываться через психологическую защиту: актуальные сведения обычным порядком включаются в иерархию установок человека, корректируя всю систему, и уже эта измененная система будет в дальнейшем управлять поступками, поощряя применение новых стратегий. Важно показать, насколько освоение новых методов экономит время и усилия специалиста. Например, использование компьютерной техники высвобождает время преподавателя. Он сможет заняться развитием, углублением и совершенствованием читаемого курса, приданием ему логически стройной формы. Появляется время для индивидуального общения с учениками, для воспитания талантливой смены. Аргумент за введение компьютеров — это не только экономия времени. Совершенно очевидно, что для повышения качества преподавания надо хорошо знать свою аудиторию. Введение компьютеров упрощает все формы обратной связи с учащимися: в любой момент (а не только по результатом зачетов и экзаменов) можно получить информацию, что и как они усвоили, и ввести коррективы в материал и способы его изложения. При автоматизации обучения такая информация об успехах студентов сразу представлена в виде, пригодном для последующего анализа. Существенно облегчается реализация различных методик педагогических исследований аудитории: анкетирование, тестирование и т. д. Подобная информация, полученная своевременно, помогает не только совершенствовать методику преподавания, но и разумно комплектовать состав группы. В арсенале преподавателей появляются новые способы предъявления учебного материала и приемы углубленного контроля знаний. Все это сопровождается экономией времени, что расширяет диапазон профессиональных возможностей преподавателя, ему становится легче и интереснее работать. Появляется автоматический контроль, который не только исключает субъективность в оценках преподавателя, но и позволяет гибко менять стратегию экзамена — строить последовательность предлагаемых задач и вопросов с учетом индивидуальных особенностей (например, для человека с заниженной самооценкой следует продвигаться от простых задач к сложным, что стимулирует повышение мотивации, тогда как для человека с завышенной самооценкой лучше сразу начинать с трудной задачи). Компьютеры позволяют существенно улучшить обучение в больших группах. Известно, что основной недостаток традиционной системы обучения заключается именно в плохом контакте с каждым учащимся в условиях большой аудитории. Эффективность и качество обучения значительно выше в малых группах, где преподаватель может уделить необходимое внимание каждому ученику. Однако часто дробление групп неприемлемо по экономическим причинам. Включение в учебный процесс компьютеров дает возможность хорошо успевающим изучать дополнительный материал и не терять времени даром, пока отстающие восполняют пробелы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.006 с.) |