Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рунические надписи Северной АмерикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Текст приводится по изданию: Платов А.В. Рунические надписи Северной Америки/ /Мифы и магия индоевропейцев, вып. 9. М., 2000. Ныне прекрасно известно не только то, что Христофор Колумб не совершил географического открытия, проложив морской путь в Новый Свет, но и то, что он вовсе не искал «морского пути в Индию», прекрасно зная, куда и зачем плывет[162]. К 1492 году в распоряжении Колумба уже находились карты побережья Нового Света, составленные безвестными его предшественниками. А за пять веков до этого скандинавские мореплаватели уже основали на побережье Америки одно из первых европейских поселений — Лейфсбудир... Вместе с викингами появились в Америке и руны, а вместе с рунами, как всегда, тайна..
Дорога на Запад: Исланд, Гринланд, Винланд... (а также Маркланд и Хеллуланд) Никогда норды не отличались спокойным нравом. Иногда это приводило к гибели королевств, иногда — к рождению новых... А иногда... Во второй половине IX века Харальд Прекрасноволосый, конунг Норвегии, вел долгую войну за объединение своей страны, сражая свободолюбивых ярлов:
Кровью рыгали раны В грохоте и громе Скёгуль — с кем сражался Конунг в буре копий, Пали те... Это фрагмент драпы (хвалебной песни), сложенной о Харальде его скальдом Торбьерном Хорнклови[163]. К семидесятым годам того столетия конунгу удалось подчинить себе довольно значительные земли, но, увы, часто земли эти доставались ему без лучших воинов и вождей. Свободные ярлы снимали родовые столбы своих домов, грузили их на драккары и уводили свои дружины, домочадцев, рабов и даже скот прочь из Норвегии. Основной поток переселенцев направился в Исландию, а точнее — в Исланд, «Ледовую Землю», уже известную к тому времени скандинавам, но ещё необжитую. К началу следующего века население Исландии составляло уже около двух десятков тысяч человек — число для конца первого тысячелетия довольно внушительное. ...Можно подумать, что нечто влекло викингов на закат Солнца — туда, где, по кельтским сказаниям, лежат обетованные волшебные острова. В первых годах нового — десятого — столетия шторм отбросил далеко на запад драккар Гунбьерна Ульфсона, шедший из Норвегии в Исландию. Совершенно неожиданно он встретил в океане неизвестную доселе землю и тяжелые льды, и скалистые острова на подходах к ней. Гунбьерн не сумел высадиться на новой земле, и его рассказ о ней превратился в полулегенду о «шхерах Гунбьерна».
Следующий шаг на запад был сделан Эйриком Рыжим, сыном Торвальда. Будучи изгнан из Норвегии, он перебрался в Исландию, но не прижился и там, снова заслужив изгнание, на сей раз — на три года. Ведомый легендой о шхерах Гунбьерна, за которыми лежит большая неведомая земля, он отправился еще дальше на запад, и в 981 году действительно достиг виденных Гунбьерном островов и большой земли за ними. На этой большой земле он и провел три года своего изгнания, а вернувшись в Исландию, назвал эту новую страну Гринланд, «Зеленая Земля». Как говорится в одной из саг, «он назвал ее Гринланд, потому что думал, что люди будут больше стремиться в страну с красивым именем». И действительно, в 985 году вместе с Эйриком в Гренландию из Исландии вышло еще две дюжины кораблей. Лишь половине из них суждено было добраться до Зеленой Земли, но начало ее освоения было положено. Очень скоро скандинавское население Гринланда, или Гренландии, составляло уже несколько тысяч человек. И в том же 985 году норвежец Бьярни Херюльфсон фактически повторил приключение Гунбьерна Ульфсона. Однако на сей раз драккар шел уже из Исландии в Гренландию. Как и Гунбьерна, шторм отнес Бьярни далеко на запад от намеченного пути, как и Гунбьерн, он увидел неизвестную большую землю, но повернул к Гренландии, так и не достигнув её берегов. Рассказ Бьярни увлек гренландских викингов не меньше, чем прежде — рассказ о шхерах Гунбьерна, и приблизительно в 1000 году на поиски этой новой земли отправился на запад сын Эйрика Рыжего Лейф. Следуя рассказу Бьярни, драккар Лейфа действительно достиг неизвестной земли. Она была названа Хеллуланд — «Страна Плоских Камней». Далее Лейф направил судно к югу и, двигаясь вдоль берега, добрался до большой земли, получившей имя Маркланд, «Лесная Земля», — это был остров Ньюфаундленд у восточного побережья Северной Америки. Спустившись еще более к югу, Лейф вошел в большой залив, на берегу которого дружинники Лейфа нашли растение, которое и дало имя этой новой земле — Винланд, «Земля Вина» или «Земля Винограда». Здесь же и было выстроено одно из первых скандинавских поселений в Америке — Лейфсбудир, что значит просто «Жилище Лейфа». Быть может, не стоило бы называть «поселением» единственный (согласно сагам) рубленый дом, в котором дружина Лейфа провела лишь одну зиму, но это всё-таки был первый дом, построенный здесь викингами крайнего запада...
В холодной и голодной Гренландии рассказ вернувшегося Лейфа о чудесах прекрасного Винланда произвел, надо думать, огромное впечатление. Следующим же летом в Винланд на нескольких драккарах ушли Торвальд Эйриксон и Торфинн Карлсефни. Спустя несколько лет (в 1007 году) Торфинн привёл в основанное ими поселение новых переселенцев. Норманнские поселения в Америке — только по сохранившимся свидетельствам — существовали, по крайней мере, до начала — середины XIV века... ...Это — то, что известно из исландских саг. Реально же, разумеется, путешествий скандинавов в Америку было гораздо больше. Об этом свидетельствуют и данные археологии: так, например, известны находки скандинавских боевых топоров и наконечников стрел, а также других предметов северноевропейского происхождения на территории штатов Айова, Миннесота, Южная Дакота и др. Вся совокупность данных позволяет определить как минимум три пути, по которым продвигались на запад викинги. (Этот вопрос подробно разрабатывался, например, Глорией С. Фарлей и освещён в ряде опубликованных ею работ: Farley G. In Plain Sight: Old World Records in Ancient America, etc.) Первый из этих путей шел через Гудзонов залив в Великие озера и, возможно, далее вглубь континента. Второй — к Ньюфаундленду (Маркланду) и континентальному побережью за ним. И, наконец, следуя третьему пути, драккары викингов оставляли за кормой Ньюфаундленд, огибали оконечность Флориды, входя в Мексиканский залив, и поднимались далее, по некоторым данным, вверх по Миссисипи и ее притокам. Именно на этом, третьем, пути осталось больше всего материальных свидетельств присутствия викингов. В числе таких свидетельств — рунические камни, находящиеся в Оклахоме. И вот что любопытно: надписи на них датируются даже не концом X, а серединой VIII века… Оклахома Хивенерский рунический камень был известен уже в начале XIX столетия. Он находился на горе Поту, на Индейской Территории (ныне — штат Оклахома); немногие видевшие его видели и глубоко высеченную в нем надпись, состоящую из восьми знаков, но прочитать её не могли. Камень тогда назывался Индейской скалой, хотя у индейцев и не было собственного алфавитного письма. В 1929 году Карлом Кеммерером с надписи на камне была снята копия для Смитсоновского института; тогда же знаки надписи были отождествлены со скандинавскими рунами. Свое современное имя — The Heavener Runestone («Хивенерский рунический камень») — памятник получил в 1951 году с легкой руки упомянутой уже Глории С. Фарлей, одной из самых активных его исследователей, а в 1970 году благодаря ее трудам на горе Поту был открыт Национальный парк для охраны памятника. Хивенерский рунический камень представляет собой плиту размерами около 4,0 на 3,3 м и толщиной 40 см. Надпись на камне содержит восемь рунических знаков; наиболее распространенными прочтениями являются «Gaomedat» или «Glomedal», т.е. «Долина Глома». Возможно также прочтение надписи как «G Nomedal», поскольку Номедаль — известное норвежское родовое имя.
Несколько позднее в этом районе были обнаружены еще четыре рунических камня: два в непосредственных окрестностях горы Поту (камни Поту и второй Хивенерский), у подножия горы Каванал (14 миль от горы Поту; надпись содержит восемь рун) и в Шауни (штат Оклахома, пять рун). Как было установлено, все пять памятников относятся, вероятно, к VIII веку. К такой датировке приводит использование в надписях исключительно древних рун Старшего Футарка, вышедшего в Скандинавии из употребления около 800 г. н. э. Несколько точнее удалось датировать надпись на камне Поту — судя по грамматическим особенностям, эта надпись была выполнена около 750 года. Исследованиями этих камней очень плотно занимался доктор Р. Ньельсон, получивший докторскую степень в Датском Университете. Именно ему принадлежит определение второй и восьмой руны в Хивенерской надписи как руны L, что приводит к прочтению GLOMEDAL, т.е. «долина Глома». Руны на камне Поту Ньельсон связывает с тем же человеком и интерпретирует как «магия [или зашита] для Глоэ» (уменьшительно-ласкательное от имени Глом). Надпись на камне из Шауни транслитерируется как MEDOK, что, по мнению Ньельсона, является именем человека. (Предполагается, что сам камень из Шауни представляет собой надгробие, но проверить это невозможно, поскольку камень был сдвинут со своего места при проведении строительных работ.) Два других камня, находящихся в этом районе, несут рунические надписи слишком короткие, чтобы оказалась возможной их интерпретация. Любопытно, что четыре камня, обнаруженных позднее, лежат на одной прямой линии, что возвращает нас к вопросу о Старых Прямых Дорогах и, возможно, дает некоторую опорную точку для датировки момента, когда в Европе были утеряны те или иные геомантические знания и навыки. Впрочем, это уже относится не столько к руническому искусству, сколько к сакральной географии. Миннесота Самым известным руническим памятником в штате Миннесота является, конечно, Кенсингтонский рунический камень. Он представляет собой плиту серого камня толщиной около 15 см и размером 90 на 40 см. На камень нанесены две рунические надписи, одна из которых вырезана на лицевой поверхности плиты, а другая — на её боковой грани. Камень был найден на земле фермера по имени Олаф Оман в ноябре 1898 года Фермер со своими сыновьями обнаружили камень погруженным в грунт и скрытым корнями большого дерева; они же определили, что надпись является рунической, но прочитать её не смогли. Вскоре после обнаружения камня он был отправлен в Университет Миннесоты для изучения, после чего оказался в Чикаго, где несколько шведских, датских и норвежских ученых объявили его современной подделкой, после чего камень был возвращен м-ру Оману, который устроил из него порог для своего амбара
Однако в 1907 году камень был приобретен у м-ра Омана молодым ученым по имени Хьяльмар Р. Холанд, исследовавшим историю колонизации викингами Америки и сделавшим позднее ряд выступлений о Кенсингтонском камне и выпустившим ряд посвящённых ему работ. В 1948 году камень экспонировался в Смитсоновском институте, и именно тогда директором этого заведения была произнесена фраза о том, что Кенсингтонский камень, «возможно, является одной из наиболее важных археологических находок, сделанных к настоящему моменту в Северной Америке». Весной 1949 года камень вернулся в Миннесоту, где и хранится по сей день в Музее рунического камня (г. Александрия). Позднее камень был изучен многими учеными-рунологами, многие из которых пришли к выводу, что надпись действительно выполнена северными рунами и должна быть датирована XIV столетием. Нужно также отметить, что данная руническая надпись, если она действительно подлинна, является одной из самых длинных в мире. Обратимся же к самим надписям. Та из них, что нанесена на лицевую сторону камня, гласит: Восемь готов и двадцать два норвежца в разведывательном путешествии из Винланда далеко на западе. Мы разбили лагерь на двух скалистых островах в одном дне пути к северу от этого камня. Мы ушли и ловили рыбу один день. Вернувшись назад нашли мы десять человек, красных от крови и мертвых. AVM. Спаси от зла. Вторая надпись, идущая по ребру плиты: Десять человек на море смотрят за нашими судами в четырнадцати дневных переходах от этого острова. Год 1362. Является ли камень подлинным? Этот вопрос не разрешен до сих пор; мнения специалистов расходятся диаметрально. Вот, например: «Мы можем сказать, что подлинность Кенсингтонского рунического камня [...] установлена» — Орваль Фридрих, 1986 год. «С самого начала Кенсингтонская надпись была определена лингвистами по обе стороны Атлантики как [...] современная фальшивка» — Эрик Вальгрен, тот же год. Действительно, существуют факторы, говорящие в пользу того, что камень не подлинный. Так, например, употребленное в надписи слово opdagelsefard («разведывательное путешествие») неизвестно по другим скандинавским памятникам того времени, слово ded («мертвый») скорее может быть отнесено к языкам англской ветви, чем скандинавской, и тд. Кроме того, у многих специалистов вызывает сомнение и само местонахождение камня в глубине материка. «Норманны были морскими первооткрывателями, но не исследователями [открытых. — А. П.] земель; какая же цель могла стоять перед ними при плавании внутрь Гудзонова залива или по Верхнему озеру?» — писал Сэмуэль Э. Морисон. С другой стороны, в пользу того, что камень не является подделкой, говорят уже обстоятельства его обнаружения. Камень, как уже говорилось, был найден в грунте под корнями большого дерева, возраст которого оценивается как минимум в 40—50 лет. Следовательно, если допустить, что надпись не подлинная, то фальсификат должен был быть изготовлен и захоронен самое позднее в середине прошлого столетия. Но это, как следует из здравых рассуждений, практически исключено. Во-первых, в середине XIX столетия территория Миннесоты не была освоена белыми; таким образом, фальсификатором мог быть только индеец либо заблудший белый первопроходец, у которого, надо полагать, было довольно и других забот. Во-вторых, в то время о посещениях викингами Америки знали только специалисты; в книги и средства массовой информации сведения такого рода попали относительно недавно. Таким образом, мы должны признать, что фальсификатор Кенсингтонского камня должен был быть одновременно индейцем (или белым бродягой) и выдающимся для своего времени знатоком скандинавской истории. Вряд ли это совместимо.
Кроме того, если бы даже камень фальсифицировался (но зачем?) неким загадочным «белым бродягой», последний никогда не употребил бы в тексте католическую молитву (AVM, т.е. Ave Virgo Maria), поскольку в то время селившиеся на территории Миннесоты шведы практически поголовно были лютеранами. А вот скандинавы XIV века действительно исповедовали католичество. Иллинойс Кроме названных камней Оклахомы и Миннесоты, рунические памятники известны также в штатах Огайо, Мэн и в некоторых других местах. Но одним из самых примечательных американских рунических памятников является, несомненно, «рог из Виннетка», найденный молочником Рональдом Мэйсоном в 1952 году в Виннетка, штат Иллинойс. Подлинность рога и его датировка остаются на данный момент предметом научных дискуссий, но, в любом случае, сам по себе он действительно уникален. На одной стороне рога вырезано изображение человека, стоящего у Мирового Древа и указывающего на Солнце; на другой — изображение человека, раздирающего пасть волка. Предполагается, что этот рисунок отражает сюжет скандинавского мифа о Сумерках Богов, в которых Видар, сын Одина, должен будет убить волка Фенрира. Ниже рисунка выгравирована руническая надпись, имеющая вид таблицы и содержащая четырнадцать слов. В надписи использованы Младшие руны; ее слова вполне поддаются интерпретации: Если рог подлинный, то он представляет собой уникальный памятник скандинавской сакральной Традиции, и подробное исследование его — дело будущего. Приложение 5
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.96.135 (0.011 с.) |