ТОП 10:

Внеалфавитные руны и субрунические символы



Текст приводится по изданию: А.В.Платов, А ван Дарт. Практический курс рунического Искусства. М., 1999.

Арсенал рунической магии отнюдь не ограничива­ется рунами, входящими в рунический ряд, используе­мый тем или иным рунемейстером. Существует доволь­но значительное количество рунических символов, не входящих в рунические ряды, но находящих примене­ние в области активной магии. Такие руны, не имею­щие фонетических соответствий, называются вне-алфавитными.

Следует отметить, что само по себе выделение вне-алфавитных рун в отдельную группу — вещь достаточ­но относительная. Многие руны, не используемые в качестве знаков письма в одних областях, оказываются алфавитными рунами в других. Так, например, руна Ингуз, принадлежащая Старшему Футарку и соответ­ственно являвшаяся алфавитной в Скандинавии в I тысячелетии н. э., не входит в северовендский руниче­ский строй — т.е. является внеалфавитной руной по отношению к славянским рунам. Наоборот, руна Вальда, внеалфавитная по отношению к Футарку, во Фризии являлась, по существу, алфавитной и передава­ла на письме звук ue.

Иногда считается, что многие внеалфавитные руны обладают магической силой, превосходящей силу рун Футарка. Мы пола­гаем, что это далеко не всегда так, но то, что внеалфавитные руны могут быть применяе­мы в магии с не меньшим успехом, чем алфа­витные, сомнений не вызывает.

Итак, некоторые внеалфавитные руны.

Волчий крюк(нем. Wolfsangel)

Руна повторяет форму специального ору­дия — «волчьего крюка», с помощью которо­го в древности ловили волков. Предпо­лагается, что руна могла передавать звук ai. Магическое назначение — охрана, пленение, сковывание движений и намерений против­ника, обеспечивающее собственную свободу. Нередко руна требует весьма осторожного обращения.

В Средневековье руна использовалась для магической охраны от волков. В XV веке эта руна оказалась эмблемой крестьянского восстания в Германии; в XX веке некоторое время была символом немецкой нацист­ской партии, затем — знаком одной из дивизий СС.

Руна Вальда

Имеет фризское происхождение; фоне­тическое значение ие. Посвящена богу зимы и неба (фриз. Wald,сканд. Ullr).По мнению Найджела Пенника, «является руной личной силы». Насколько это так, судить сложно, а вот то, что руна Вальда связана с зимним Солнцеворотом (сканд. Yule),можно утверждать однозначно.

Руна Эрды

Руна Земли и земной богини, носящей в германских языках то же имя (Earth, Erdaи тд.). Символизирует, с одной стороны, соб­ственно Землю, ее святость и ее магию, с другой — родную землю, Родину и Род. Благодаря этому руна Эрды оказалась эмблемой расового отдела СС (В Германии нередко не делают различия между рунами Эрда и Отал.)

Руна Зиу

Четвертой внеалфавитной руной (немецкого, вероятно, проис­хождения) является руна Зиу, одного из древнейших германских богов. Имя Ziw (Ziu)практически совпадает с именем античного Зевса; действительно, Зиу долгое время оставался верховным небесным богом, властелином молний, пока не был лишен этой функции новопоявившимся Тором и не превратился во второсте­пенного бога воинских искусств — скандинавского Тюра. Руна объединяет начертания руны Зиг и руны Тюра и считается руной силы, сосредоточения энергии, справедливости и воздаяния по заслугам.

 


* * *

Помимо внеалфавитных рун, арсеналу рунической магии при­надлежат и так называемые субрунические символы. Мы говорили о формировании древних священных алфавитов из накопленного массива сакральных символов; очевидно, что далеко не все такие знаки оказались вовлечёнными в алфавиты, — многие из них про­должали существовать и использоваться как самостоятельные знаки. После создания классического Футарка и других руниче­ских рядов такие символы превратились в их «субруническое окружение», т.е. стали тем фондом, из которого рунемейстеры черпали при необходимости магические знаки, дополняющие руны используемых ими рядов.

Многие субрунические символы (свастика, например) гораздо древнее отдельных рун Футарка; рунемейстеры Европы использовали такие символы наряду с собственно рунами, зачастую не делая между ними принципиального различия. Отметим, что и граница между внеалфавитными рунами и субруническими сим­волами носит довольно условный характер.

Ниже мы приводим описания некоторых из сакральных суб­рунических символов.

Свастика

Классическое санскритское название этого символа происхо­дит от индоевропейского *su/swaи может быть переведено как «связанный с благом» (к этому же корню восходит русское свет). У германских народов свастика была известна под именем Fylfot(ст.-англ.) или Fyrfos(нем.). Насколько это можно установить, во все времена у всех индоевропейских народов свастика была символом огня и света, иногда — плодородия. В Скандинавии свасти­ку нередко трактовали как универсальный символ единства стати­ки и динамики и ассоциировали с веретеном Фригг, вращение которого служило символом времени и судьбы.


Магия знает различные виды свастики, содержащие разное количество ветвей; помимо общеизвестной четырехветвевой, существуют свастики и трех-, пяти-, семи- и более ветвевые. Когда свастика содержит всего две ветви, она вырождается в руны Эйваз или Йер.

Вот некоторые специфические варианты свастики:

Трискель — трехветвевая свастика, известная многим народам Европы. На Севере использовался в основном разомкну­тый «ломаный» трискель, на Британских островах — замкнутый в круг. В Уэльсе изве­стен также вариант трискеля, называемый там «Глаз Дракона» и используемый в магии Земли. Отметим, что северный (разомкну­тый) вариант трискеля представляет собой соединение трех рун Лагуз, связанных с магией «внутреннего круга».

Зонненрад (солнечная свастика) — сим­вол Солнца (как, впрочем, и обычная свасти­ка). Некоторое время Зонненрад был эмбле­мой знаменитого германского ордена Туле, который, после прихода к власти в Германии национал-социалистов, благополучно пере­дал этот символ некоторым подразделениям и северным дивизиям СС.

Крест Посвящения — усложненный вариант четырехветвевой свастики, возник­ший в начале Средних Веков.

Крест

Обыкновенный четырехконечный крест наряду со свастикой является одним из древнейших и наиболее распространенных священных знаков. Само название знака происходит от общеиндоевропейского

корня *cruсо значением «искривлен­ный». Этот корень мы можем видеть в русских словах круг, кривой,в лат. crux— «крест». С древнейших времен крест был известен всем индоевропей­ским народам, и у каждого из них был символом жизни, неба и вечности. Многие исследователи соглашаются с тем, что равноконечный крест, помимо всего про­чего, отражает и принцип объединения и взаимодействия двух противоположных начал: женского (горизонтальная черта) и мужского (вертикальная).

Кельтский крест

Еще один глубоко магический знак — «кельтский крест» — крест, заключенный в круг. Как и прямой крест и свастика, этот знак известен практически всем индо­европейцам, и также восходит как мини­мум к временам, отстоящим от нас на 8—9 тысячелетий. Название же «кельт­ский» связано с тем, что именно кельты особенно почитали этот символ.

Двенадцатиконечный крест

Еще один магический знак из серии четверочастных символов — двенадцати­конечный крест, иногда рассматриваемый как комбинация четырех рун Альгиз. Назначение его реконструируется как защита от внешних воздействий. Интересно, что это пересекается с парал­лельными исследованиями: некоторые специалисты, рассматривая славянскую языческую символику, говорят об изобра­жении близкой формы как о волшебном знаке Рода.

 

 


 

 


Восьмиконечный крест

Традиционно считается солярным знаком, хотя в Скандинавии, например, этот символ имел название «звезда небес» и ассоцииро­вался, по некоторым данным, с Одином.

 

Валькнут

Древний скандинавский магический символ, имеющий вид взаимного пере­плетения трех равносторонних треуголь­ников. Название символа — Валькнут — означает «узел павших» или «узел избран­ных». Валькнут является символом Одина и связанной с ним магии, а также — пере­ходов между мирами; мы встречаем его на поминальных рунических камнях рядом с Одином или с изображениями павших воинов. В графиче­ском отношении Валькнут связан с трехветвевой свастикой — трискелем.

Громовой знак

Еще один магический символ, который непременно должен быть упомянут, — это «громовой знак», знак Перуна и Тора, заключенный в круг шестиконечный крест. Символ известен очень широко — его знают и славяне, и скандинавы, и кельты.


Приложение 2

Группы рунической магии

Триадные рунические группы, выделяемые по текстам Старшей Эдды и представляющие собой «оборот» трехчастного деления Футарка {на три атта), вещь более чем спорная. Я не настаиваю на своем видении данного вопроса; более того, я в нем не уверен.

Тем не менее, я привожу здесь эти, впервые опубликованные более десятилетия тому назад, размышления, надеясь, что, воз­можно, для кого-то они окажутся ещё одной точкой понимания рунического Искусства.

Текст приводится по изданию: Платов А.В., Дарт А. ван. Практический курс рунического Искусства. М., 1999.

Мы упоминали уже не раз, что любой рунический ряд, а Старший Футарк тем более, это не просто набор символов, но сложная система, обладающая внутренними связями; это именно рунический строй, в котором последовательность и взаимное рас­положение знаков имеют особое магическое значение.

Необходимо признать, что знание Футарка как системы сим­волов — и соответственно концепций и магических принципов, — во многом утеряно. Однако некоторые отрывки этого знания сохранились до наших дней, и не использовать их было бы значи­тельным упущением.

Одно из важнейших наших представлений о магической структуре Футарка — это знание о традиционном разбиении его на три группы по восемь рун. На многих древних памятниках, содержащих полную запись Футарка (а такая запись сама по себе считалась сильнейшим магическим заклятьем), строй двадцати четырех рун разбит на три группы. Эти группы носят название атт (др.-сканд. aett, мн. ч. aettir). В Исландии в конце прошлого тысячелетия три атта Футарка назывались соответственно атт Фрейи, атт Хагал и атт Тюра. Младшие скандинавские руны также делились на три атта, в первом из которых было шесть рун, а во втором и третьем — по пять. Однако сейчас нас интересует

Старший Футарк как рунический строй, сохранивший более про­чих древнюю магическую структуру.

Разобраться в этой структуре нам могут помочь древние тек­сты, и прежде всего, конечно, Старшая Эдда. Две песни Старшей Эдды будут интересовать нас при рассмотрении данной темы. Первая из них — это не раз уже упомянутые «Речи Сигрдривы».

«Речи Сигрдривы» резко выделяются среди прочих произведе­ний Старшей Эдды — прежде всего, смешением двух стилей: эпического (песнь посвящена рассказу о судьбе Сигурда) и «стиля советов». Последний стиль нередок для скандинавской традиции; произведение, выполненное в его рамках, представляет собой перечесление разного рода советов, указаний и т.п. В нашем случае перечень советов по применению рунической магии оказывается внедренным в повествование о Сигурде. Сами «советы» произно­сятся Сигрдривой, валькирией, посвящающей своего избранника Сигурда в тайны рунического искусства:

 

Клёну тинга кольчуг

даю я напиток,

исполненный силы

и славы великой;

в нем песни волшбы

и руны целящие,

заклятья благие

и радости руны.

Речи Сигрдривы, 5

Небольшое примечание, необходимое для понимания этого отрывка: клён тинга кольчуг — это воин на сложном языке скан­динавских поэтических иносказаний (тинг кольчуг — битва, клён битвы — воин)[156].

Сигрдрива дает Сигурду восемь советов по магии рун. Случайно ли их число? Задумаемся — ведь речь идет о рунах, а для руниче­ского искусства число восемь сакрально: это число рун в атте. И упоминает Сигрдрива не об отдельных рунах, но о неких руни­ческих группах: «целящие руны», «руны прибоя»...

Раз древние маги разбили Футарк на три атта по восемь рун, значит они видели в этом некий смысл. Но при линейной (в строч­ку) записи Футарка это разбиение теряет свое значение — все знаки выстраиваются в одну нить. Перепишем Футарк иначе — так, чтобы атты были отделены друг от друга: в такой записи мы явно видим три группы по восемь рун... или восемь групп по три руны!

Слишком поразительно для случайного совпадения — в первом «совете» в числе Рун Победы указана руна Тейваз, и она действи­тельно оказывается в первой тройке; во втором совете одной из Рун Пива названа руна Науд, и она оказывается во второй тройке!

Перед нами явная система. Действительно, было бы странным предположить, что советы Сигрдривы, выглядящие столь практич­ными, не связаны с конкретными рунами Футарка. Эта связь перед нами.

Восемь групп, объединяющие три руны имеющие одинаковые номера каждая в своем атте, получили сейчас название «групп Сигрдривы»[157]. Вот эти группы:

1. Руны Победы

2. Руны Пива

3. Руны Волшбы

4. Повивальные Руны

5. Руны Прибоя

6. Целебные Руны

7. Руны Речи

8. Руны Мысли

При дотошном анализе древних источников и иной информа­ции по магии рун обнаруживается, что с каждой из этих групп связаны не только указания валькирии, но и иные данные. Это позволяет говорить уже не просто о «группах Сигрдривы», но о своего рода группах рунической магии, и рассматривать это пред­ставление как источник дополнительной информации...

Второй эддический текст, который будет задействован нами в данной теме, это песнь «Речи Высокого», самая сложная в Эдде по составу и структуре. Песнь состоит из нескольких отдельных бло­ков, явно различных по происхождению. Некоторые из этих бло­ков представляют собой тексты, написанные от лица самого Одина; один из них и интересует нас сейчас.

Этот фрагмент часто выделяют в самостоятельное произведе­ние и даже присваивают ему собственное имя — «Перечисление заклятий Одином». Начинается он так:

Заклинанья я знаю —

не знает никто их,

даже конунгов жены...

Речи Высокого, 146

Далее следуют восемнадцать строф, в которых Один перечисля­ет восемнадцать заклятий, которыми он владеет. Такое количество заклятий, приближающееся к количеству рун в рядах, переходных от Старшего Футарка к Младшим скандинавским рунам, многих исследователей наводило на мысль о том, что «Перечисление закля­тий Одином» — это описание некоего рунического строя. Так, например, эта идея стала основой разработанного Гвидо фон Листом Арманического ряда. Мы, однако, не склонны к такому мнению, поскольку заклятья в том порядке, в каком следуют они в «Перечне», мало сопоставимы с известными руническими рядами.

На наш взгляд, Один перечисляет именно заклятья, а не отдельные руны, причем «тематика» многих заклятий оказывает­ся аналогичной «тематике» групп Сигрдривы.

Итак, восемь групп рунической магии.

Sig-Runor

Руны Победы

Феху Хагалаз Тейваз

Этим рунам посвящена следующая строфа «Речей Сигрдривы»:

Руны победы,

коль ты к ней стремишься,

вырежи их на меча рукояти

и дважды пометь имен

именем Тюра!

Головная руна в этой группе — Тейваз. Руны Победы традици­онно наносятся на оружие и магические инструменты. С Рунами Победы связано одиннадцатое Заклинание Одина:

 

Одиннадцатым

друзей оберечь

в битве берусь я,

в щит я пою, —

побеждают они,

в боях невредимы,

из битв невредимы

прибудут с победой.

Öl-Runor

Руны Пива

Уруз Науд Беркана

«Речи Сигрдривы»:

 

Руны пива

познай, чтоб обман

тебе не был страшен!

Нанеси их на рог,

на руке начертай, —

руну Науд — на ногте.

Основное назначение Рун Пива — магическая защита как от чужих вредоносных чар, так и от опасностей физического плана. Головная руна — Науд. Владение Рунами Пива многие авторы считают частью Искусства Vardlokkur, т.е. Искусства варлоков[158]. С Рунами Пива связано шестое заклинание Одина:

 

Знаю шестое, —

коль недруг корнями

вздумал вредить мне, —

немедля врага,

разбудившего гнев мой,

несчастье постигнет.

 

Thurs-Runor

Руны Волшбы

Турс Иса Эваз

В «Речах Сигрдривы» нет фрагмента, жестко привязанного к Рунам Волшбы, но из восьми строф только одна остается без при­вязки к той или иной «группе Сигрдривы». Вероятно, именно его и следует соотнести с Рунами Волшбы:

 

Рог освяти,

опасайся коварства,

лук брось во влагу,

тогда знаю твердо,

что зельем волшебным

тебя не напоят.

Головная руна — Турс/ Врата. В ряде источников эта руниче­ская группа именуется Тролль-рунами или Турс-рунами (что, по сути, одно и то же). Это очень сложная группа рун, связанная с чародейством, с общением с иными мирами и предсказаниями. Некоторые авторы указывают, что название группы происходит от того, что в древности верили, будто искусство предсказаний было получено от троллей, которые ведали будущее.

С Рунами Волшбы, возможно, связано пятнадцатое заклина­ние Одина:

Пятнадцатое Тьодрерир пел

пред дверью Деллинга;

напел силу асам,

и почести — альвам,

а Одину — дух.

Упоминание об использовании Рун Волшбы есть в эддической песне «Поездка Скирнира», где Скирнир, слуга бога Фрейра, сначала угрожает девушке всевозможными несчастья­ми, а потом реализует свои угрозы, вырезая на дубовой жерди Турс-руны:

Безумье и муки, Руны я режу —

бред и тревога, «турс» и еще три:

отчаянье, боль похоть, безумье

пусть возрастают! и беспокойство;

Сядь предо мной — но истреблю их,

нашлю на тебя так же как резал,

черную похоть когда захочу,
и горе сугубое!

Поездка Скирнира, 29, 36

Частью Рун Волшбы являются Сварт-руны (др.-сканд. Swart-Runor),т.е. Чёрные Руны, находящие применение в некромантии и близких к ней Искусствах для установления связи с духами ушедших.

Со Сварт-рунами связано двенадцатое заклинание Одина:

 

Двенадцатым я,

увидев на дереве

в петле повисшего,

так руны вырежу,

так их окрашу,

что он оживет

и беседовать будет.

Владение Турс-рунами, как и Рунами Пива, является частью Искусства Vardlokkur.

Biarg-Runor

Повивальные Руны

Анссуз Йера Манназ

«Речи Сигрдривы»:

 

Повивальные руны

познай, если хочешь

быть помощью при родах!

На ладонь нанеси их,

запястья сжимай,

к дисам взывая.

Название группы связано с именем Берхты, богини деторож­дения, а также с именем руны Беркана, посвященной Богине-Матери. Главное назначение этой рунической группы — родовспо­можение и благословение новорожденного; кроме того, Пови­вальные руны могут использоваться для поддержания новых начинаний.

С Повивальными рунами связано тринадцатое заклинание Одина:

 

Тринадцатым я

водою младенца

могу освятить, —

не коснутся мечи его,

и невредимым

в битвах он будет.

 

Brun-Rimor

Руны Прибоя

Райдо Эйваз Лагуз

«Речи Сигрдривы»:

 

Руны прибоя познай,

чтоб спасать

корабли плывущие!

Руны те начертай

на носу, на руле

и выжги на веслах, —

пусть грозен прибой

и черны валы, —

невредимым причалишь.

Головная руна — Эйваз. С рунами этой группы связано девятое заклинание Одина:

 

Знаю девятое, —

если ладья

борется с бурей,

вихрям улечься

и волнам утихнуть

пошлю повеленье.

Lim-Runor

Целящие Руны

Кано Перт Ингуз

«Речи Сигрдривы»:

 

Целебные руны

для врачеванья

ты должен познать;

на стволе, что ветви

клонит к востоку,

вырежи их.

Головная руна — Кано, руна Огня. С огнем в скандинавской традиции вообще связано многое, имеющее отношение к целительству. Заклинание Одина:

 

Знаю второе, —

оно врачеванью

пользу приносит.

Mal-Runor

Руны Речи

Гебо Альгиз Ингуз

«Речи Сигрдривы»:

 

Познай руны речи,

если не хочешь,

чтоб мстили тебе!

Их слагают,

их составляют,

их сплетают

на тинге таком,

где люди должны

творить правосудье.

Руны Речи — малопонятная ныне группа, объединяющая, тем не менее, весьма сильные руны. Иногда считается, что Мал-руны эффективны в тех областях жизни, где слово имеет большое значе­ние. Могут быть начертаны на стенах или на различных предметах там, где решаются важные общественные вопросы.

Hug-Runor

Руны Мысли

Вуньо Соул Дагаз

«Речи Сигрдривы»:

 

Познай руны мысли,

если мудрейшим

хочешь ты стать!

Хрофт разгадал их,

он их измыслил

из влаги такой,

что некогда вытекла

из мозга Хейддраупнира

и рога Ходдрофнира.

 

Название этой группы — Хуг-руны — связано с именем одного из священных воронов Одина — Huginn, что и означает «мысль». Это руны силы ума Найджел Пенник указывает, что эти руны часто изображаются на сундуке с принадлежностями и инструментами рунемейстера. Чаще всего считается, что их функция — приносить ментальную силу и способствовать умственной концентрации, однако мы склонны видеть в Хуг-рунах нечто значительно большее.

С Хуг-рунами связано, вероятно, четырнадцатое заклинание Одина:

 

Четырнадцатым

число я открою

асов и альвов,

прозванье богов

поведаю людям, —

то может лишь мудрый.

* * *

Разумеется, описания групп Сигрдривы, данные на этих стра­ницах, упрощены и неполны и тем более не исчерпывают всей полноты рунической магии.

 

Восемнадцатое

ни девам, ни женам

сказать не смогу я, —

один сбережет

сокровеннее тайну, —

тут песнь пресеклась —

откроюсь, быть может,

только жене

иль сестре расскажу...

Речи Высокого, 163

* * *

Отмечу, что значение указаний Сигрдривы отнюдь не ограни­чивается чисто практической стороной. Да, конечно, восемь советов валькирии — это восемь прямых указаний по практическому использованию магии рун, но — не только.

Присмотримся — троично-восьмеричное разбиение Футарка таит в себе огромные потенциальные возможности, в частности — связанные с наработкой «тропинок к рунам», к связанным с ними концептам и ассоциативным рядам. Нераскрытые связи внутри приведенной выше схемы расположения Футарка столь сложны и многочисленны, что сама эта схема действительно может послу­жить предметом своего рода ментальной медитации. Обратите, например, внимание: некоторые оттенки некоторых рун в каж­дой тройке как бы дополняют друг друга. Так, в Рунах Победы — руна Фе (Файху) имеет значение сохранение, а руна Хагалаз — разрушение. В Рунах Речи: руна Гебо — единение, руна Отал — раз­деление... Почему так?

С другой стороны имеет смысл поразмыслить, чем вообще объ­единены руны в пределах одной тройки, одной группы Сигрдривы. Для некоторых групп это очевидно. Вот, например, Руны Прибоя:

Рэйд Дорога; Странствие

Эйваз Защита [Преодоление препятствий][159]

Лагуз Движущаяся Вода [То, Что Ведет]

Как видим, все три руны оказываются «завязанными» на один и тот же мотив — дорога, движение, странствие. Значительно сложнее дело обстоит с некоторыми другими группами. Так, возь­мем, к примеру, четвёртые руны в аттах, т.е. Повивальные руны:

Ансуз Бог [Получение]

Йер Год [Урожай, результат, завершение]

Манназ Человек

Казалось бы, между тремя этими рунами нет никакой связи. Но, присмотревшись, её вполне можно увидеть: руна Йер — рож­дение, завершение цикла действия сил плодородия; руна Ансуз — получение, проявление в физическом мире; руна Манназ — чело­век, конечный результат!


Приложение 3

Новейшая руническая

Эпиграфика на территории

Москвы и Подмосковья

Эта статья была опубликована в «Мифах и Магии» в 1998 году. Многие, вероятно, помнят, какое это было время. В остальном пускай эта статья «проходит по категории» современной этнографии...

Текст приводится по изданию: Платов А.В. Новейшая руниче­ская эпиграфика на территории Москвы и Подмосковья/ /Мифы и магия индоевропейцев, вып. 7. М., 1998.

—Они используют старые знаки, чтобы создать новый смысл, или это сам старый смысл знаков диктует им новые слова?

—Ты знаешь, когда речь заходит о магии, я часто теряю грань между причиной и следствием...

Андрей Артов. Азень

Они вырезают ножами рисунки на посохах.

Руны?

Откуда им знать тайный смысл нанесенных узоров —

Всего лишь игра.

А тонкие лица пугают глухим отраженьем

Сбежавших в себя...

...Дети ждут. Они знают, что нечто случится вот-вот.

И терзают бессмысленно посохи, веря в их мощь...

Станислав Ермаков. Нечто случится вот-вот

Рост интереса к древним волшебным искусствам привел в последние годы к появлению на книжном рынке ряда попу­лярных изданий, посвященных тем или иным аспектам древ­ней магии Европы. Не является исключением и руническое искусство.

В свою очередь, широкое распространение экзотерической части магических знаний приводит к тому, что всё чаще нам дово­дится сталкиваться, нередко в совершенно неожиданных ситуаци­ях и местах, с применением отдельных магических технологий — чаще, разумеется, применением профаническим, но иногда и профессиональным. Одним из наиболее очевидных свидетельств такого рода «возрождения» является новейшая руническая эпи­графика на территории России — рунические надписи, датируе­мые последним десятилетием.

Следуя собственному профессиональному интересу, я собирал такого рода надписи везде, где мне доводилось с ними сталкивать­ся. Сборы нескольких лет составили своего рода коллекцию, отно­сительно представительную. Мне показалось интересным обоб­щить эти данные и представить их читателям нашего альманаха в виде небольшого исследования — исследования отчасти в шутку, но отчасти и всерьез...

Итак, новейшая руническая эпиграфика Москвы и Подмо­сковья.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.122.219 (0.051 с.)