Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перевод надписи. «Помоги, Ингубора, моя милая сестра, мне, Вагу!»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
B i r g N g u b o r o s w e s t a r m i n u L i u b u m e R w a g e Перевод надписи: «Помоги, Ингубора, моя милая сестра, мне, Вагу!» Подобные памятные рунические надписи, довольно многочисленные, далеко не всегда являются просто указанием имени погребенного. Судить об этом можно уже хотя бы потому, что ряде случаев, как и надпись на Килверском камне, они обращены внутрь погребения. Даже если надпись не содержит собственно заклинаний, сам факт того, что она выполнена рунами, превращает такой могильный камень в магический артефакт. Таким образом, мы уже видим часть погребального обряда: эриль (маг, владеющий знанием рун) вырезает на камне руны, и этим камнем закрывает вход в курган (или погребальную нишу). Вероятно, это действие имело двоякий смысл: с одной стороны — обеспечить охрану захоронения (мы увидим позднее памятники, охранная функция которых несомненна), а с другой стороны — закрыть вход в мир мертвых, «запечатать» погребение. Вообще, упоминание мага, производившего обряды, а не имени погребенного — не редкость среди подобных памятников. Так, например, на погребальном кургане у хутора Нордхунгло (остров Хунгло, Норвегия) находится трехметровая каменная плита со следующей рунической надписью: ekgudijaungandiR... Начало надписи — ek gudija — переводится как «Я, годи...». Годи (др.-сев. godi, норв. gode) — известный термин, обозначающий скандинавского жреца. Дальнейшая часть надписи является, вероятно, именем годи — Унганд (хотя возможен и другой вариант перевода — «...не подвластный колдовству», от др.-сев. gandr, «колдовство»). Довольно часто в надписях на камнях, связанных с погребениями, используются рунические сакральные слова — устойчивые магические комбинации рун, распространенные практически по всей Скандинавии на протяжении всего «классического» периода. Так, на камне, найденном в могильном кургане в Эльгесеме (Вестфольд, Норвегия) находится надпись alu; на камне из кургана в Арстаде (Рогаланд, Норвегия) — два сакральных слова: alu и sar. Очевидно, что назначение этих заклинаний — напомним, камни находились внутри курганов — обеспечивать защиту как людей от нежелательных проявлений сверхъестественного, так и защиту погребений от людей. Интересно, что уверенность в необходимости выстраивать преграду между миром людей и миром мертвых, а также в том, что руны являются наилучшим для этого средством, была столь велика, что иногда для этой цели использовались даже рунические камни, не имеющие отношения ни к погребению, ни к погребённому. Один из подобных примеров — женское погребение VI века на острове Аскрова (Норвегия), в котором был найден камень с короткой надписью, гласящей: WidugastiR Проблема заключается в том, что Видугаст (дословно: «Гость-из-леса») — мужское имя, так что это не может быть именем погребенной. Можно было бы предположить, что это — имя мага, совершавшего обряд... но сама надпись на камне датируется V веком: она на столетие старше могилы... Другой пример — жертвенник Хрора из кургана в Бю, о котором шла речь выше, — некогда камень был занесен в погребальный курган, где и был найден при проведении археологических работ. Но сам камень, судя по всему, был изготовлен раньше. Совсем иной характер имеет руническая надпись на погребальном камне из Эггъюма (иногда в русскоязычной литературе его называют «камнем из Эггъя»). Прежде всего, нужно отметить, что это самая длинная старшеруническая руническая надпись из известных на настоящий момент, что уже само по себе выделяет этот памятник в ряду ему подобных. Надпись датируется VII веком; это время, когда Футарк начал модернизироваться, оставаясь сакральным руническим рядом. В этой надписи использован двадцатипятирунный строй[18], в котором звук «а» передается новой руной (вертикальный ствол и маленький крестик посередине), а древней руне Ансуз присваивается другое фонетическое значение — назальный «а»[19]. Кроме того, в эггьюмском Футарке древняя руна Кано со звуковым значением «k» заменена своим новым вариантом (вертикальный ствол и короткая ветвь, под углом уходящая вправо вверх). Но прежде всего, конечно, надпись интересна своим содержанием — поистине уникальным. К сожалению, некоторые части надписи повреждены, поэтому в некоторых местах текста возможны варианты прочтения и трактовки, а в некоторых — перевод невозможен вообще. Надпись выполнена в три линии — две длинных и одну короткую:
Линия 1 Nissolusotuk NisAksestAinskori ni... maRnAkdanisnArþiRniwiltiRmanRlAgi...
Линия 2 hinwArbnAseumaRmAdeþAimkAibAibormoþAhuni HuwARobkamhArsiahialatgotnA fiskRoR... uimsuemade foklifrakn... gAland...
Линия 3 Atudisurki [20] Перевод надписи: He был [этот] камень [освещен] солнцем. Не коснулся его нож. Не должны маги обнажать [камень], ни обманутые, ни сбитые колдовством. Тот [кто делал] оросил водой мертвых, смазал уключины усталой ладьи. Кто пришёл сюда, в страну коней? Рыба... плывущая Птица... поющая... ... злодейство (?) Как справедливо отмечает М.И. Стеблин - Каменский, надпись содержит подробное описание магического ритуала, проведенного во время (или после) погребения. Судя по всему, надпись была выполнена ночью (или за несколько ночей), причем не стальным оружием (в тексте — sAks, тяжелый, в том числе боевой, нож), а неким ритуальным орудием, возможно — бронзовым или даже каменным. После этого камень был зарыт таким образом, что надпись оказалась сокрытой землей от лучей солнца (и оставалась в таком положении до исследования погребения). Камень был окроплен жертвенной кровью, — в надписи использован сакральный, вероятно, термин nAseu, «вода мертвых». Другой употреблённый в надписи магический термин — wiltiR — имеет широкий спектр значений: «ослеплённый», «одержимый», «заколдованный», «одурманенный». Как уже говорилось, некоторые места надписи допускают несколько трактовок. Так, например, запрет на обнажение камня может трактоваться иначе: «Не должно обнажать [камень] во время ущербной луны». Но больше всего разночтений вызывает текст третьей, короткой линии рун. Прежде всего, нужно отметить, что, в отличие от остальной надписи, выполненной слева направо, руны третьей линии нанесены обратным, левым письмом, и это однозначно говорит о том, что эриль придавал этим рунам некое особое значение. К сожалению, именно эти руны сохранились хуже всего. Большинство авторов находят в конце строки слово misurki, «злодейство» или «злодей». В начале строки некоторые видят alu, известное руническое сакральное слово (краткое заклинание), но это необоснованно: вторая руна гораздо ближе к t, Тейваз, чем к l, Лагуз. И совершенно иную трактовку дает Л. Якобсен: «Он погиб коварной смертью». И еще два замечания к данной надписи. Первое. Эриль, создававший закрывающий погребение камень, употребил термин (словосочетание?) latgotnA. Я сам, соглашаясь в данном случае с Э.А. Макаевым, принимаю прочтение «страна коней», подразумевая под этим определенный сакральный смысл. Но есть и другая, равно возможная трактовка: «страна готов»; этот вариант не менее вероятен. Наконец, некоторые пытаются трактовать это как «мир богов», но лингвистически это невозможно: скандинавы VII века употребили бы термин reginn, rogn, но не существенно более позднее, ассоциирующееся скорее с христианским богом got. Второе. Помимо рассмотренной нами рунической надписи, камень несет изображение коня. Его можно связывать с упомянутой «страной коней», но, скорее всего, смысл изображения совершенно иной. Вспомним, что изображение конской головы мы встречали и на погребальном камне из Килвера. У народов Севера конь всегда ассоциировался с переходами между мирами (вспомним принадлежащего Одину восьминогого Слейпнира), и его изображение, несомненно, более чем уместно на погребальной плите... * * *
...Небольшое отступление от скандинавской темы — необходимое, если мы хотим видеть картину во всей ее полноте... Основной зоной развития рунического искусства стали скандинавские земли и самый север континентальной Европы. Однако, как мы уже говорили, территория распространения рун была гораздо шире. На западе вместе с племенами англов и саксов руны уже к VI веку проникают на Британские острова, — но об этом будет речь в отдельной главе; на юго - востоке готы приносят руны к побережьям Черного моря. Свое странствие по просторам Европы готы, прежде жившие на южных берегах Балтики, начали в конце II века н. э., и уже к середине III века достигли Северного Причерноморья. Один из образованных готами «анклавов» находился в Крыму. Этот рунический камень, несомненно, является наследием крымских готов и в кладке стены был использован уже вторично — просто как подходящий по размеру блок известняка. Возраст памятника ориентировочно определяется как IV век; при этом необходимо отметить, что он абсолютно непохож на своих северных «родственников». Прежде всего, техника резьбы: и надпись, и сопровождающий ее рисунок выполнены в технике высокого рельефа, т.е. руны объемны и выступают над поверхностью камня, а не прорезаны в нем тонкими чертами. Далее — общая компоновка изображения. Как справедливо отметил А.А. Хлевов, «весь памятник в совокупности своих черт кажется более принадлежностью средиземноморского мира, нежели порождением цивилизации Севера». Впрочем, это объяснимо, — скорее всего, над камнем работал местный мастер, воспитанный в местных, тяготеющих к антике, традициях, а заказчик-гот лишь предложил ему набросок того, что хотел получить. Да и мягкий известняк крымских скал существенно отличается от гранитов Скандинавии... Интересен изображенный на камне символ — «крест в круге». Он может быть продолжением традиции «солнечных колес» Севера, но может оказаться и христианским символом: готы, как известно, крестились в том же IV веке. Возможно и то, что создатель данного артефакта не желал разделять одно от другого. Но самое интересное, конечно, — это сами руны. На камне их всего четыре, и они не складываются в имя собственное или иное осмысленное слово. Надпись явно имеет сакральный, заклинательный характер... * * * ...Вернемся в Скандинавию. Итак, до конца III века практически все рунические артефакты — это мобильные объекты: оружие, украшения, не дошедшие до нас предметы из кости и дерева. В IV веке появляются рунические надписи на камнях — сначала короткие, а позднее, к VI—VII векам, и довольно пространные, содержащие в том числе самостоятельные поэтические заклятья (как, например, часть текста эггъюмской надписи). С этого момента число рунических камней будет стремительно расти, чтобы, спустя века, достигнуть нескольких тысяч.
И графика их тоже будет меняться. Скупо выбитые знаки Силы, не предназначенные ни для чьих глаз, сменятся изысканными изображениями, — не менее магическими, но выполненными совсем иначе... Одно из первых художественных изображений на камне с рунической надписью — это именно силуэт коня на Эггъюмском камне. Но это — VII век, и рисунок еще очень прост; его автор — эриль — исходил не из соображений эстетики, но исключительно из практической необходимости обозначить магический символ. Немногим больше чем через столетие сакральный рисунок становится уже необходимым элементом рунического камня. Уникальный пример памятника переходной эпохи, сочетающего надпись, выполненную Футарком, и вполне развитое изображение мистического содержания, являет собой четырехгранный рунический камень из Спарлёсы, датируемый IX веком. Руны «младшей» эпохи «Переходная эпоха» рунического искусства — с конца VII по начало IX века — оставалась, несмотря на модификации рунического письма, временем использования Футарка. Однако уже в IX веке в Скандинавии возникают модификации рунического строя, существенно отличающиеся от Футарка: менее сложные и приспособленные более для письма, чем для магии, утратившие многие сильные руны: Перт, Ингуз, Йер, Одал и т.д. Эти новые руны получили название Младших рун. Несомненно, с потерей части древних рун Младшие рунические ряды потеряли и часть своей магии. Однако это не изменило отношения к ним как к письменности сакральной. Подтверждение тому — сохранение в эпоху викингов традиции использования записи полного рунического ряда в качестве магической формулы. Любопытный пример — рунический камень из Гёрлев (Дания, конец IX века). Надпись на нем гласит: Сторона А þiаuþui: risþi: stinþonsi: aftuþinkaur: fuþorkhniastbmlR: niutualkums
Сторона В þmkiiissstttiiilll: iaksataru... rrit kuni armutR... Начало надписи: «Тьюдви резал этот камень по Отинкару». Следующая линия рун на этой стороне камня начинается с рунического строя (Младшего, разумеется), за которым следует загадочная фраза: «Используй хорошо [этот] памятник!» [21] (Призыв, по всей видимости, обращен к покойному. Или нет?..) Надпись на второй стороне камня начинается закодированной заклинательной комбинацией рун, которая читается как «чертополох, омела, гроб». Сложно судить о смысле заклинания; чертополох или упоминание о нём нередко использовались в древней Европе для составления проклятий, спектр магического применения омелы очень широк, ну а упоминание «гроба» явно указывает на что-то, связанное со смертью. В последующей части надписи несколько рун повреждено, но смысл довольно прозрачен: «Я поставил руны верно. Гунни, Арнмунд [...]». * * * Два основных варианта Младших рун возникли практически одновременно; каждый из них получил два названия: одно, связанное с графикой рунических знаков, и второе — с преимущественной территорией распространения. Датские, или полноветвистые руны среди всех младших рядов стоят ближе всего к исходному Футарку. Этот строй, содержащий всего 16 рун, действительно возник первоначально в Дании, но очень скоро стал использоваться по всей Скандинавии. Сокращение числа рун было достигнуто, в том числе, за счет отказа от различения на письме некоторых звонких и глухих согласных (так, звуки «k» и «g», «b» и «р» передавались одними и теми же рунами). Шведско-норвежские, или коротковетвистые руны также представляют собой строй из 16 рун, но существеннее отличаются от Футарка: часть старых рун в них попросту исчезает, заменяясь на короткие штрихи, некоторые существенно упрощаются. На самом деле географические названия этих рунических рядов не совсем корректны: различие между ними состоит не столько в территориях использования, сколько в предназначении: полноветвистые руны, близкие к Футарку, были своего рода «парадным» письмом, использовавшимся, например, на памятных рунических камнях, в то время как коротковетвистые руны, требующие гораздо меньше усилий при вырезании или начертании, служили для бытового и делового письма. Младшими рунами выполнено огромное количество надписей на памятных камнях в Скандинавии; общее количество таких камней составляет несколько тысяч. В большинстве своем эти надписи датируются XI веком, не связаны с какой-либо магией и являются чисто мемориальными сооружениями. В качестве примера приведем здесь фотографию рунического камня из Шюсты. Руны высечены на туловище змея, образующем три широкие петли, охватывающие изображение креста. Перевод надписи таков (Е.А. Мельникова): Руна велела сделать [этот] монумент по Спьяльбуду и по Свейну, и по Андветту, и по Рагнару, сыновьям своим и Хельги; и Сигрид по Спьяльбуду, своему супругу. Он умер в Хольмгарде [22] в церкви [св.] Олава. Эпир резал руны. Надо отметить, что сочетание христианского креста и языческого символа Змея достаточно характерно для младшерунических надписей на стоячих камнях (впрочем, многие исследователи орнаментов на рунических камнях считают, что и крест здесь — переосмысленный с приходом христианства языческий символ). Кроме креста и Змея, мы встречаем и широкий спектр других изображений — всадники, птицы, собаки... Развитие шестнадцатирунных рунических рядов (особенно поздних) упростило саму процедуру нанесения рунических надписей, но сделало их весьма трудночитаемыми за счет того, что большинство знаков могло передавать два, а иногда и больше фонем. В связи с этим в XI—XII веках получили распространение так называемые пунктированные руны, в которых для различения на письме передаваемых звуков к рунам могли добавляться точки. Основные разделенные таким образом пары рун показаны на рисунке. * * * Вместе с викингами Младшие руны очень широко распространились по миру. Рунические камни и другие артефакты с младшеруническими надписями мы находим в Британии и Ирландии, на территории Византии, в Новгородских землях, на северном побережье Черного моря. Из восточных находок стоит упомянуть несколько металлических амулетов IX—X веков из Новгорода и Старой Ладоги, найденный в Новгороде обломок свиной кости с перечнем рун Младшего строя и, разумеется, надгробный рунический камень с острова Березань. Надпись на этом камне гласит:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.111 (0.01 с.) |