ТОП 10:

I. Рунические граффити на территории Москвы



Одним из мест, в которых можно обнаружить рунические «настенные» граффити, являются здания комплекса Московского государственного университета на Воробьевых горах. В большин­стве своем это короткие (в несколько знаков) сочетания рун, о назначении большинства которых судить весьма затруднительно. Такова, например, одна из рунических надписей, обнаруженная мною на стене главного здания МГУ:

В данном случае любопытно, что употреблены не Старшие руны, что указывает на более глубокое, нежели обычно, знаком­ство автора надписи с руническим искусством.

Еще одним интересным в отношении рунической эпиграфики местом является, как и следовало бы ожидать, центральный район Нескучного сада, в просторечии именуемый «Эльфятником». Здесь, среди довольно стандартных надписей типа: «Мелькор жив», «Варда — дура» или «Зачем закрасили старые надписи?» можно обнаружить рунические граффити, аналогичные универси­тетским.

В целом, московские рунические настенные надписи не отли­чаются большим разнообразием. Практически везде превалируют руны Альгиз и Зиг; несколько реже встречаются Тейваз, Ансуз, Перт. Некоторые руны (Эйваз, Ингуз, Йер и др.) не встречаются вообще.

Несколько выделяются надписи, представляющие собой связ­ные тексты, записанные на русском языке, но выполненные скан­динавскими рунами. Каюсь, при встрече с подобными памятника­ми у меня всегда возникает желание приписать чуть ниже что-нибудь вроде

транскрибируемое со странным кавказским акцентом: «Сдэс бил Васьа». Только профессиональная гордость и уважение к труду уборщиц удерживают меня от подобного магического действа...

II. Надписи на деревьях

Отдельную обособленную группу образуют надписи, вырезан­ные на коре деревьев. Такого рода памятники можно обнаружить в окрестностях многих общеизвестных подмосковных сакральных мест, а также собственно в Москве и населенных пунктах Подмосковья. В большинстве случаев содержание надписей анало­гично коротким «настенным» граффити Москвы, хотя в целом надписи на деревьях отличаются большим разнообразием. Очень грубо памятники данного типа можно следующим образом клас­сифицировать по цели вырезания:

1. Прямые магические действия, требующие использования живого или мертвого дерева (например, воздействие на погоду).

2. Послания: дерево служит своего рода «почтовым ящиком» для разного рода групп людей.

3. Руны и рунические надписи, выре­занные «просто так» (например, от скуки).

4. Прочие, в том числе абсолютно не поддающиеся анализу, надписи.

К числу последних следует, например, отнести нахабинскую надпись, вырезан­ную на стволе березы в районе Нахабино (см рис.). Руны прорезаны четко, общая высота надписи около 35 см; надпись выполнена не ранее весны 1997 г. Из всего набора знаков однозначной интер­претации поддается только один — это руна Альгиз, ствол которой перечеркнут короткой горизонтальной линией таким образом, что образуется прямой равно­конечный крест. Любопытно, что дей­ствительно известен традиционный магический символ такого начертания; однако, он никогда не был широко распространен. Остается вопросом, был ли автор надписи профессионалом, знающим малоупотребительные магические околорунические символы, или же появление на этой руне креста суть своего рода «реверанс» в сторону христианства?..

III. Фундаментальные памятники

Еще одну, наиболее интересную, группу составляют памятни­ки, выполненные фундаментально, «на века», и часто — со знани­ем дела. Здесь мы рассмотрим два таких памятника: рунический камень на берегу Плещеева озера и «святилище» близ пос. Новый Быт Московской области.

Плещеевский «рунический» камень находится неподалеку от знаменитой Александровой горы, древнего святилища богов пло­дородия. Камень не очень велик (менее полутора метров в длину и около полуметра в высоту) и представляет собой типичный для этих мест ледниковый валун красного гранита. На западном, обра­щенном к озеру, фасе камня вытесаны руны:

Альгиз Перт Альгиз

(Z P Z)[160]

Гравировка неглубокая, хотя и довольно четкая. Вполне вероят­но, что надпись представляет собой трехчастное руническое сакральное слово[161], интерпретация которого очевидна.

Второй памятник — новобытское «святилище» — находится на юге Московской области, близ пос. Новый Быт, известного раз­ного рода исследователям в связи с различными происшествиями и феноменами. Комплекс, условно обозначаемый нами здесь как «святилище», расположен на крутом склоне гряды холмов, обра­щенном в сторону безлесой равнины. В укромной лощинке, про­резающей склон, на стволах почти десятка сосен глубоко и широ­ко прорублены топором рунические и околорунические знаки — как правило, по одному на каждое дерево. Знаки имеют высоту от 30 до 50 и более см., глубину — от 2 см до 5 см. Все знаки опалены, некоторые имеют характерные следы копоти от горящих свечей. Судя по тому, как «заплыли» знаки, их возраст можно оценивать как десятилетие или около того.

Очень сложно пытаться предполагать что-либо относительно происхождения и назначения «святилища». В отличие от преды­дущего фундаментального памятника, явно выполненного «язычествующим» или «магствующим» автором, в той или иной сте­пени владеющим рунической магией, функции новобытского комплекса остаются неясными. Конечно, вырубить почти деся­ток знаков такого размера — труд немалый, который вряд ли кто-либо может совершить «просто так», но, с другой стороны, разве стал бы настоящий язычник рубить столь глубокие знаки по живому дереву?..

Этим мы завершаем наш небольшой обзор новейшей руниче­ской эпиграфики в центре России. К чему было сказано все это? Очевидно, в нашей жизни происходят ныне серьезные и глубокие изменения, и руны, появляющиеся на стенах домов и на берего­вых валунах, — один из отзвуков этих перемен и, возможно, лиш­ний повод задуматься о них…

 

 


Приложение 4







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.004 с.)