ТОП 10:

Отрицательное подкрепление и положительное наказание.



Нередко дрессировщики путают понятия отрицательного подкрепления и положительного наказания. Хотя они близки между собой, это не одно и то же. При положительном наказании имеет место некоторое неприятное событие. Например, коррекция поводком, когда собака отказывается подходить по команде. Собаку наказывают за то, что она не подходит, так что в будущем она будет понимать, что если она не подойдет, то получит воздействие. Как только собака усвоит это, она будет подходить к вам, избегая коррекции. Отсутствие коррекции это пример отрицательного подкрепления.

Ключевое отличие между этими двумя понятиями состоит в том, что отрицательное подкрепление будет закреплять поведение, в то время, как положительное наказание будет приостанавливать поведение. Мы будем использовать термин коррекция по отношению к положительному наказанию.

Собака может реагировать на положительное наказание одним из четырех способов, в зависимости от силы наказания и темперамента собаки:

1. Подчиниться и избежать коррекции, выполнив команду

2. Убежать

3. Вступить в борьбу

4. Замереть

Положительное наказание – это метод, который обычно используют, чтобы прекратить нежелательное поведение. При правильном применении оно действует, но вы должны знать, какой вид воздействия будет эффективным, но не чрезмерным.

Очевидные недостатки использования положительного наказания это его явные нежелательные побочные эффекты: бегство, агрессия, апатия и достаточно часто общее подавление поведения, за которое наказывают. Другими словами, если собаку наказывают за сидение в одной ситуации, она может не садиться в другой.

При дрессировке собак используют различные виды коррекции (положительного наказания). Как и в случае с мотивацией, необходимый уровень коррекции варьирует от собаки к собаке. Существует, однако, огромная разница между коррекцией и жестоким обращением, и дрессировщик должен осознавать эту разницу.

Кроме очевидных моральных и этических проблем, возникающих из-за жестокого обращения, все дрессировщики должны понимать, что жестокое обращение способствует лишь подавлению характера животного. Подавленная собака не может воодушевленно работать на дрессировочной площадке или на соревнованиях. Начинающему энтузиасту может показаться, что собака удовлетворительно выполняет упражнение. Однако опытный глаз увидит, что собака запуганна проводником и чрезмерно осторожна, ей будет не хватать таких признаков победителя, как огонь в глазах и упругость шага.

Поскольку разграничение между коррекцией и жестоким обращением столь важно, будет уместным определить некоторые понятия. Эти определения взяты из словаря.

· Коррекция: корректирующее действие, исправление, устранение ошибки, регулирование, замечание или тренировка.

· Принуждение: принуждающее действие. Очень сильно или убедительно управлять или подгонять. Вызывать определенные действия, оказывая чрезвычайное давление.

· Насилие: Способность воздействовать интенсивностью, физической силой, чтобы принудить, склонить или убедить. Заставлять физически, психологически, или морально.

· Жестокое обращение: Злоупотреблять, поступать неправильно, причинять зло, насиловать и оскорблять.

· Истязание: Намеренное действие причинения сильной боли.

Другой важный момент, о котором необходимо помнить: Коррекцию следует использовать только если доказано, что собака знает, чего вы от нее хотите. Корректировать что-то, чего собака не понимает, в первую очередь означает скатиться до уровня жестокого обращения.

Использование положительного наказания.

Чтобы коррекция была эффективной, она должна:

1. Быть немедленной

2. Быть остаточно сильной, чтобы подавить нежелательное поведение

3. Быть связанной только с нежелательным поведением

4. Происходить всякий раз, когда совершается нежелательное поведение

Если вы осознаете, что изводите собаку, многократно в течение короткого периода заставляя ее сделать что-либо, это означает, что вам надо изменить подход к дрессировке. Продолжение того же способа дрессировки не приведет вас никуда. Вместо этого следует разбить обучение на маленькие, позитивные составляющие, и объединять их в одно целое позже. Лучше всего начать все с начала.

 

Отрицательное наказание: лишение подкрепления

Когда собака интересуется подкреплением, и сделает что угодно, чтобы его получить, его отсутствие может быть эффективным воздействием в дрессировке. Удаление ожидаемого подкрепления - это форма наказания, которая создает у животного неудовлетворенность. Собака работает не на основе реакции избегания, и, следовательно, не испытывает потребности убежать, замереть, или бороться. Однако она будет пытаться найти правильный путь, чтобы добыть это подкрепление. Если собака приучена в качестве подкрепления за выполнение команды или серии команд играть с любимой игрушкой, она уже обучена правилам, следуя которым она достигает подкрепления. Если собака не следует этим правилам, она обнаруживает, что это не приводит к подкреплению. Лишение подкрепления концентрирует ее на выявлении правил.

Подобный метод предоставляет собаке выбор - возможность не подчиняться командам, и возможность скорректироваться самостоятельно. Считается, что противоположностью подкрепления является не физическая коррекция, а отсутствие подкрепления.

 

Перерыв

Перерыв в работе во многом сходен с лишением подкрепления. Если собака излишне стимулирована или чрезмерно отвлекается на посторонние раздражители, лучше не бороться с этим, самая правильная тактика – это удалить ее с площадки на 10 минут, а затем попробовать снова. Не следует изолировать собаку на длительное время, такое, как час или два, поскольку животное не удерживает внимания долго и может начать развлекать себя само. Это делает коррекцию менее эффективной. Если собаку заставили прождать только 10 минут, или около того, то она может вернуться на площадку с совершенно другим отношением.

Надо ли добавлять, что следует прежде определить, не хочет ли собака отдохнуть. Если хочет, то перерыв не будет коррекцией.

 

Способ избегания

Избегание используют, чтобы исключить нежелательное поведение, связывая такое поведение с дискомфортом. Чтобы этот способ работал, коррекцию следует применять нужный момент, чтобы у собаки сформировалась ассоциация между нежелательным поведением и воздействием, и это воздействие должно быть достаточно сильным, чтобы исключить желание повторно проявлять такое поведение. Интенсивность принуждения, необходимого для собаки для осуществления коррекции, всегда должны быть минимальной.

Наиболее распространенный прием, основанный на избегании - это строгая команда «нет», в сочетании с резким коротким рывком поводка, пристегнутого к обычной удавке или строгому ошейнику. Другие примеры – вода или лимонный сок, брызгающие в морду собаке, бросок цепочки, или электроошейник.

Следует понимать, что использование строгого ошейника и электроошейника в дрессировке по Шуцхунд запрещено. Если обнаружится, что вы использовали одно из этих средств при тренировке и перед выступлением, вы можете быть дисквалифицированы. При этом известно, что они используются при дрессировке по Шуцхунд и перед соревнованиями постоянно. Мы считаем, что лучше говорить об этом открыто, чем скрывать этот факт. Таким образом, мы надеемся помочь людям понять, как работают эти средства.

Позвольте нам начать с заявления, что мы не оправдываем использование электроошейника как основного средства дрессировки. Значение имеет не только гуманистический аспект, но и следующий важный момент: электроошейник - не самый эффективный способ дрессировки для получения долговременных результатов. В то же время, мы признаем, что он используется достаточно часто, поскольку он работает. Мы против использования электроошейника при обучении новым командам. Если применять его, то только как средство коррекции, после того, как упражнение уже усвоено.

Например, если мы дрессируем собаку по защите, и она до сих пор не поняла, что по команде «дай» надо отпустить рукав, или она не чувствует себя комфортно, и под действием страха может возобновить хватку, это неподходящее время для использования электроошейника. Дело в том, что удар током это форма наказания, но прежде чем наказывать за поведение, мы должны быть уверены, что собака уже знает, как правильно реагировать на поданную команду в отсутствии отвлечения или стресса. Если она не знает этого, то наказание неэффективно и жестоко.

Рассмотрим следующий лабораторный эксперимент: собаку поместили в большой ящик, состоящий из двух отсеков. Один отсек изолированный; другой нет, и может передавать электрический ток на собаку. Собака свободно гуляет по обоим отсекам. Когда включается свет, если собака находится в неизолированном отсеке, она получает удар током. Из-за удара она начинает двигаться и в итоге обнаруживает, что в другом отсеке тока нет. После нескольких проб, если загорается свет, собака избегает удара током за счет быстрого перемещения в изолированную часть ящика. Как только свет выключают, она продолжает нормальное поведение, заходит в обе части, уверенная, что знает, как избежать удара током.

Однако, жизнь это не лаборатория. При дрессировке у собаки есть гораздо больше возможностей выбора. Поэтому мы полагаем, что электрокоррекция может быть использована, только если мы уверены, что собака знает, чего от нее хотят. Поэтому электрошок в меньшей степени сбивает с толку и лучше служит для наказания неповиновения, чем для начальной коррекции.

Мы должны также четко осознавать следующее: если под воздействием элекроошейника собака по-прежнему не желает менять свое поведение, принимая решение, что же делать дальше, проводник должен быть очень осторожен. Воздействие более высокого уровня может сработать, но при этом в то же время усиливается боль! В этом случае проявляется этический аспект протворечия между гуманностью и жестоким обращением с животным. Никто никогда не должен переступать эту черту только ради спорта.

Электроошейник прошел длинный путь в своем развитии. В разных моделях предусмотрены различные возможности, начиная от предупреждающего звонка перед коррекцией и заканчивая предложением различных уровней воздействия, на выбор проводника. Как и со всеми другими способами коррекции, выбранный подходящий уровень, будет тем ниже, чем мудрее и опытнее проводник. Поэтому таким методом должны пользоваться только наиболее опытные дрессировщики.

При использовании электроошейника, проводник должен подобрать подходящий уровень воздействия для своей собаки. Лучше всего сделать это во время выполнения такого упражнения на послушание, которое собака очень хорошо понимает. Тогда при применении коррекции не возникнет путаницы. Проводник должен знать, какое воздействие будет слишком сильным, а какое слишком слабым. И четко осознавать, что если вы случайно ударите собаку током в неподходящий момент, в дрессировке это может значительно отбросить вас назад. Это еще одна причина того, что электроошейник могут использовать только опытные дрессировщики.

Мы никогда не должны забывать, что не все собаки подходят для Шуцхунд. Кто-то может быть счастлив, занимаясь чем-то другим, и заставлять его с помощью электрошока делать то, что для него не естественно - это жестокость. Ни один дрессировщик не должен допускать жестокости. И здесь границы несколько размываются. Использование электроошейника для собаки с низким болевым порогом или слабыми нервами – жестокость. Использование того же ошейника для самоуверенной собаки с высоким болевым порогом жестокостью не является. То же можно сказать и в отношении строгого ошейника.

Если вы собираетесь использовать электроошейник (помните, мы не считаем это необходимым), используйте его аккуратно и гуманно. Лучший результат будет получен, если вы наденете ошейник за 2 часа до тренировки, и снимете его через час после. Таким образом, собака не свяжет его прочно с дрессировкой.

Важное преимущество электроошейника состоит в том, что он позволяет проводнику корректировать собаку на расстоянии и без поводка. Вероятно, лучше обратиться к этому методу, если опробованы все другие дрессировочные решения, а собака – крепкое животное с высоким болевым порогом. Но даже и в этом случае ошейник должен быть использован только как вспомогательное средство и никогда не должен быть единственным способом дрессировки.

Издержки использования электроошейника для решения проблем заключаются в том, что он позволяет проводнику лениться. Проводник может не заботиться о поиске причин того, почему собака ведет себя определенным образом, и не пытаться решить проблему, используя психологию – что принесло бы более долговременные результаты и было бы гораздо лучше для собаки.

В другом поведенческом эксперименте собаку поместили в ящик с заслонкой, где был барьер между двумя отсеками, так что собака не могла перемещаться из одного в другой. Ее подвергали беспорядочным воздействиям тока, которых она не могла избежать, что бы она не делала: скулила, лаяла, прыгала и т.д. Через некоторое время собака просто легла и смирилась с током. Это называется выученная беспомощность. Когда животное узнало, что не может избежать ударов током, барьер убрали, и у собаки появилась возможность переместиться в другую часть ящика и избежать воздействия, но она этого не сделала. Этот эксперимент был проведен на большом числе собак, и результаты всегда были одинаковые. Потом экспериментатор переместил животное в другую часть ящика, чтобы показать ему, что есть способ избежать тока. Большинство собак на это не отреагировали, и чтобы научиться им понадобилось минимум 200 попыток.

Другая отрицательная сторона использования электроошейника – то, что некоторые собаки «знают про ошейник». Это значит, что собака подчиняется стопроцентно, когда она в ошейнике, но будет такой же непослушной, как всегда, если его снять. Чаще всего это случается, если проводник начинает лениться и довольствоваться ошейником, используя его для всех видов коррекции.

Мы предпочитаем использовать отрицательное наказание (лишение подкрепления) на первом и в большинстве случаев единственном этапе – для прекращения нежелательного поведения, вместо использования электроошейников и других способов принуждения. Это позволяет собаке самостоятельно выучить, каким правилам надо следовать, чтобы получить то, чего она хочет. При этом не используются ни ошейники, ни избегание, ни физическое наказание. Собака может учиться на своих собственных ошибках. На испытаниях собака будет чувствовать себя комфортнее и работать целеустремленнее, чем после дрессировки с помощью принуждения. Дело в том, что собака научилась, как думать о своих собственных действиях, а не просто правильно реагировать.

 

Принуждение

Чтобы быть готовым "читать" собаку и успешно использовать принуждение, нужен некоторый опыт. Воздействие должно быть достаточно сильным, чтобы прекратить отвлечение, не более и не менее. Вы также должны быть способны немедленно после коррекции, в случае необходимости привести собаку в состояние высокого возбуждения. Жесткая коррекция не помогает.

В дрессировке, и особенно при использовании принуждения, всегда важно, чтобы у вас было что-либо действительно нужное собаке. Если у вас нет ничего для мотивации собаки, дрессировка может оказаться менее результативной, или же собака будет работать только для того, чтобы избежать воздействия.

Сделав все эти предупреждения, приведем пример метода принуждения, который может помочь в некоторых ситуациях, когда все остальное не помогло. В этом случае вы используете сильное физическое воздействие немедленно после подачи команды, но перед тем как собака может что-то сделать. Это может быть рывок за ошейник вверх, чтобы посадить, или за ошейник вниз, чтобы положить. Смысл в том, чтобы собака захотела своей реакцией опередить воздействие (пример классического Павловского условного рефлекса).

Уровень воздействия должен быть подбираться очень осторожно, индивидуально для каждой собаки. Вам нужна надежная собака, а не паника и отказ от работы. Подобные воздействия не должны быть постоянным . Принуждение не должно становиться сигналом к выполнению вашей команды!

Помните, что результат действия приемов, основанных на принуждении – исправление поведения, или его ухудшение – проявляется обычно не сразу же, на том занятии, когда они применялись, а на следующем. Дело в том, что принуждение запускает и поведение избегания. Надо надеяться, что на следующее занятие собака продемонстрирует более правильное поведение и меньше избегание, а не наоборот. Лучше всего подождать и посмотреть, как она будет действовать во время следующего занятия, вместо того, чтобы пытаться добиться безупречного выполнения сразу же.

 

Глава 5

Шуцхунд III

Работа по следу

Работа по следу - это бесспорно наиболее сложный этап Шуцхунд для большинства дрессировщиков. Даже если вы владелец превосходной следовой собаки, остается беспокойство об условиях, в которых придется прорабатывать след и о том, как собака отработает сегодня. Это особенно актуально для серьезных соревнований в спорте высокого уровня. Как и на Олимпийских играх, иногда все зависит от счастливого жребия.

Работа по следу отличается от упражнений по послушанию и защите тем, что собака должна выполнять упражнение без дополнительных команд. В послушании или защите вы периодически даете собаке команду, которая стимулирует ответ. На следовой существует только начальная команда на поиск. После этого вы должны просто надеяться на собаку.

Давайте начнем с того, что бегло взглянем на правила следовой работы и на то, что именно оценивают судьи. (Правила для прокладчика следа, проводника и собаки взяты из Официальной Книги Правил Объединенного Американского Клуба Шуцхунд.)

След

· Длина следа от 800 до 1,000 шагов

· След прокладывается посторонним

· Давность следа 50 минут

· На следу оставлены 3 предмета

· След четыре раза меняет направление под углом 90º

· Судья определяет направление следа, согласно условиям имеющихся в наличии полей

· Насколько возможно, следы должны быть проложены по-разному. Надо обратить внимание, чтобы предметы были разложены на каждом следу по-своему. Расположение углов на разных следах должно различаться.

· Начало следа должно быть заметно отмечено флажком, знаком или меткой, которые втыкаются в землю слева от точки старта.

 

Прокладчик следа

· Прокладчик следа направляется к точке старта и остается там в течение некоторого времени.

· Затем прокладчик начинает движение по указанию судьи и размещает первый предмет приблизительно через 100 шагов.

· Перед прокладкой следа прокладчик должен продемонстрировать предметы судье.

· Прокладчик должен использовать предметы, которые практичны (удобны), несут запах прокладчика, размером не больше бумажника и не отличаются по цвету от грунта. Могут быть использованы очечники, бумажники и т.д.

· Предметы кладутся на след, а не рядом с ним.

· Второй предмет должен быть положен в середине второго или третьего отрезка. Это делается без остановки, и не сбавляя шага.

· Третий предмет размещается на конце следа.

· Далее прокладчик должен пройти несколько шагов вперед, а затем отойти от следа.

·

Рис. 7.

1. Стандартный след Шуцхунд III

2. 250-300 шагов

3. старт

4. предмет

5. предмет

6. предмет

Проводник

· Проводник может пускать собаку на проработку следа на 10 метровом поводке или без поводка. Оба способа оцениваются одинаково.

· Во время прокладки следа собака и проводник должны быть вне поля зрения.

· Проводник готовит собаку к выполнению упражнения и, когда его вызывают, сдает рапорт судьям.

· Проводник сообщает судьям, поднимает его собака предметы, или обозначает их. Одновременное использование обоих способов правилами не допускается.

· До и во время работы на следу проводник не должен воздействовать на собаку силой или корректировать ее каким-либо способом.

· На старте проводник должен дать собаке достаточно времени, чтобы взять след. Проводник не должен позволять собаке порывистость.

· Проводник должен следовать за собакой на расстоянии 10 м. с поводком или без него.

· Поводок можно держать провисшим.

· Когда собака обозначает обнаружение предмета, проводник должен бросить поводок и немедленно подойти к собаке. Затем проводник должен взять обозначенный предмет, и показать его судье, подняв высоко в воздух. Допускается, чтобы собака подняла предмет, в этом случае проводник подходит к ней и немедленно забирает предмет.

· После завершения проработки следа проводник передает предметы судье.

 

Собака

· По указанию судьи собака спокойно и медленно подводится к месту старта и ставится на начало следа.

· Собака должна спокойно взять запах нижним чутьем.

· Собака должна двигаться вперед на расстоянии 10 метров (всей длины поводка) от проводника. Независимо от того, выполняется ли упражнение на поводке или без него, проводник не должен начинать движение, пока собака не отойдет на расстояние 10 метров.

· Сразу после того, как собака нашла предмет, она должна поднять его или четко обозначить: остановиться и встать, сесть, лечь, или вернувшись к проводнику. Продвижение вперед с предметом, или поднятие его во время укладки ошибочно.

 

Рис. 8

A’Shane Ot Vitosha Келли Мартин, SchHIII, IPOIII, лучший результат на этапе следовой работы - 100 баллов - на национальных соревнованиях DVG в 1997 году (фото Нанетт Никерсон)

Подсчет баллов

Максимальный балл на этапе следовой работы - 100. За ошибки начисляются следующие штрафные баллы:







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.233.2 (0.012 с.)